Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мигранты как объект социальной работы.





Миграция - это перемещение людей по различным причинам через границы тех или иных административно-территориальных образований (и государств) в целях временного или постоянного изменения места жительства. Миграции бывают внутренние (внутри страны) и международные (из одной страны в другую).

В основе миграционных процессов лежат экономические, политические, социальные, национальные, религиозные и другие причины.

Различается миграция естественная (добровольная) и вынужденная.

Естественная связана в основном с поиском работы, а так же воссоединением семей (родителей и детей). Вынужденная возникает по причине стихийных бедствий, военных конфликтов, политических репрессий, этнических и религиозных конфликтов и притеснений и иных неблагоприятных изменений экономической и социально-политической жизни.

Эмигранты - Граждане России, выезжающие с ее территории по причинам политического, экономического и этнического характера, а также по личным мотивам (воссоединение с семьей, вступление в брак); лица, ранее прибывшие на территорию РФ и получившие статус беженцев либо вынужденных переселенцев, выезжающие с территории России.

Иммигранты - иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Россию в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о предоставлении им статуса беженца.

Беженцы:

1) беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может, пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

2) лицо, ходатайствующее о признании беженцем, - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, из числа:

- иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

- лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

- иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территорию Российской Федерации на законном основании;

Вынужденные переселенцы:

1. Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

2. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:

- гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

- гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Характеристика социальных проблем, связанных с миграцией населения:

Реальное положение беженцев и переселенцев в нашей стране исключительно тяжелое, что обусловлено рядом обстоятельств:

- во-первых, их численность оказалась чрезмерной для успешной социальной реабилитации, адаптации, а затем и интеграции;

- во-вторых, рост миграционных потоков предопределен обострением экономического и политического кризиса, препятствующим принятию решений во всех областях управления, в том числе решений в области миграции.

Процессы миграции особенно вынужденной обостряют проблемы со здоровьем, вызывая тяжелые стрессовые ситуации, влекут за собой часто бездомность, безработицу, бедность, состояние безысходности, что подчас приводит к суициду. Остро встает вопрос адаптации мигрантов к новой среде, налаживания отношений с местным населением. Миграционные потоки в России отличались масштабностью и динамизмом, значительным удельным весом вынужденной миграции. Конфликты на Северном Кавказе 1994-1996гг. привели к образованию крупных внутренних потоков миграции 2,5 -3 млн. человек. 2000-2002гг. - события в Дагестане и Чечне. В конце 90-х годов наблюдался большой поток мигрантов в Россию из стран СНГ, в связи с ущемлением прав русскоязычного населения этих стран и стран Прибалтики. Социально-экономическая миграция (межрегиональная и сельско-городская) составила за 1990-е годы около 11 млн человек. Большинство из них переехало из сельской местности и малых городов в крупные города, из районов Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Не снижает поток трудовых мигрантов, особенно сезонных, из стран СНГ (Украина, Молдавия, Узбекистан, Азербайджан), так же из Китая, Вьетнама.

Проблема приобретения официального статуса:

Существенным препятствием для социальной работы с мигрантами всех категорий является отсутствие у большинства из них официального статуса. Как правило, это связано не с нежеланием его оформить, а очень сложной процедурой и фактической невозможностью его оформления. Современное законодательство делает шаги по упрощению приобретения официального статуса, однако техническая реализация законов часто плохо подготовлена, кроме того, сама сфера миграции трудно контролируема. Согласно действующему законодательству, при перемене места пребывания:

=> Граждане РФ обязаны зарегистрироваться в компетентных органах в течение 90 дней;

=> Иностранные граждане - в течение 3 дней уведомить о своем прибытии и зарегистрироваться, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами РФ (дипломаты, проводники поездов, моряки и др. -освобождаются от регистрации при кратковременном въезде; граждане Белоруссии и Украины освобождаются от регистрации, если срок их пребывания не превышает соответственно 30 и 90 суток). Согласно Конституции РФ, иностранные граждане, законно находящиеся в РФ, за исключением политических (главным образом избирательных) прав пользуются всеми правами граждан РФ, в том числе и социальными.

Однако в реальной жизни иностранные граждане в РФ (преимущественно это люди молодого и среднего возраста), как правило, не обращаются к социальным работникам и пользуются платными социальными услугами.

Особый порядок получения статуса предусмотрен для беженцев и вынужденных переселенцев.

Признание лица беженцем предусматривает:

- обращение с ходатайством о признании беженцем;

- предварительное рассмотрение ходатайства;

- принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

- выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

- рассмотрение ходатайства по существу;

- принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

- выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, покинувшее место жительства, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет и оформляется выдачей соответствующего удостоверения.

Содержание социальной работы с мигрантами:

Социальному работнику необходимо принимать во внимание особенности правового положения вынужденных мигрантов в России. Человек, являясь мигрантом, теряет свои естественно-антропологические права, тесно связанные с местопребыванием (малая родина). Кроме того, страдают духовно-культурные и агентно-профессиональные права. В новых условиях для вынужденных мигрантов возникают сложности с образованием, приспособлением к иной культуре (субкультуре), трудоустройством.

Большинство вынужденных переселенцев и беженцев - это лица, пострадавшие от факторов социального риска, значительная их часть вполне трудоспособна, обладает соответствующим уровнем образования и имеет определенную трудовую квалификацию. В связи с этим помощь мигрантам должна начинаться с оказания содействия в их трудоустройстве, что в условиях массовой безработицы в РФ в первую очередь предполагает содействие самозанятости.

Крайне острой является проблема материальной компенсации понесенного мигрантами ущерба. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» (1992) предусматривается ряд мер по оказанию им содействия: выплата пособия, помощь в трудоустройстве, решение жилищных проблем. Адаптация и обустройство беженцев от переселенцев во многом зависят от получения постоянного места работы. На новом месте жительства вынужденные мигранты не имеют возможности получить работу в соответствии с их профессией, и вынуждены заниматься случайными заработками и неквалифицированным трудом. Учреждения социального обслуживания содействуют в получении всех видов пособий и льгот, предоставленных действующим законодательством, занимаются устройством детей беженцев и вынужденных переселенцев в учебные заведения и психологической реабилитацией самих мигрантов.

Для первичной помощи мигрантам созданы специальные учреждения:

- пункты первичного приема вынужденных переселенцев,

- центры временного расселения вынужденных переселенцев,

- центры временного размещения иммигрантов.

Задачи специалистов этих учреждений - оказать первую психологическую помощь человеку, помочь сориентироваться в обстановке.

Для социально-незащищенных категорий, не имеющих возможности самостоятельно подыскать себе жилье, в течение пяти первых дней, пока решается вопрос о регистрации ходатайства, предусмотрено проживание в пункте первичного приема. Попасть туда можно только по направлению регионального отдела по делам миграции. К социально-незащищенным категориям, пользующимся преимущественным правом на проживание в пункте первичного приема и центре временного размещения, относятся: одинокие пенсионеры, инвалиды 1 группы, одинокие матери с детьми до 3 лет, многодетные семьи с детьми до 18 лет. Проживание для них бесплатное. Кроме того, им может быть предоставлено бесплатное трехразовое питание. Другие категории самостоятельно оплачивают время проживания в центре.

Существует три основных варианта получения жилья вынужденными мигрантами: за счет средств федерального бюджета, из фондов муниципальных образований, за счет личных сбережений мигранта.

Федеральный бюджет предлагает несколько форм жилищного обустройства: предоставление беспроцентных возвратных ссуд, предоставление безвозвратных субсидий, приобретение (покупка) жилья.

Особо нуждающимся категориям вынужденных переселенцев из числа многодетных и неполных семей по программе «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» оказывается материальная помощь. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О размерах единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем» (1997) выплачивается единовременное денежное пособие. Размер пособия - минимальный месячный оклад на каждого члена семьи при размещении в городе и два минимальных месячных оклада при размещении в сельской местности, при этом 50% пособия выплачивается после постоянной регистрации в сельской местности.

Беженцы и вынужденные переселенцы, как и все граждане РФ, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, на социальную защиту и социальное обеспечение, на пенсии и другие социальные выплаты.

Основные документы по мигрантам:

- Закон РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993г.

- Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993г.

- Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999г.

- Федеральный закон «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002г.

- ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002г.

 








Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.