Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нравы – обычаи, приобретающее моральное значение.





В Древнем Риме понятие обозначало самые уважаемые и освященные обычаи. Они назывались mores – нравы. Отсюда пошло слово мораль (от лат. moralis – нравственный) – совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. Безнравственно оскорблять людей, обижать слабого и т.д. Но в Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка. Таким образом, что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества.

Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. Различают два вида законов: обычное право – совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти. Из него постепенно возникли юридические законы,закрепленные конституцией. Законом общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение законов влечет уголовные наказания. На более высоком уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей, которые не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, уважать, сохранять. Классификация ценностей (условная): витальные ( жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.); социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др; политические: свобода слова, гражданская свобода, законность, гражданский мир и др.; моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, порядочность и др.; религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др.; эстетические:красота, идеал, стиль, гармония.



По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческие, национальные, сословно-классовыми, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными.

Общечеловеческие ценности– характеризуются тем, что признаются наибольшим количеством людей, как во времени, так и в пространстве. К ним относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.). Многие нравственные заповеди совпадают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека.

Национальные ценности -занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. Но здесь необходимо помнить о словах Л.Н.Толстого: "Глупо, когда один человек считает себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый народ считает себя лучше других народов".

В отличие от общечеловеческих, национальные ценности более конкретны и более материализованы, для русского народа это Кремль, Пушкин, Толстой, труды Ломоносова, первый спутник и т.п.; для французов – Лувр, Эйфелева башня и др.

Значит, национальные духовные ценности – это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа.

Сословно-классовые ценностисвязаны с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных групп. В послереволюционные годы они ярко воплотились в деятельности и идеологии Пролеткульта (1917 – 1932 гг). Его главная идея – ненависть к "эксплуатирующим" классам, возвеличивание физического труда в противовес духовному, отрицание предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности менее устойчивы и разнообразны, чем национальные, а тем более общечеловеческие.

Локально-групповые ценностиобъединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту. Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры и, к сожалению, нередко в сфере антикультуры. Это различные "братства", секты, касты или объединения типа "рокеров", "панков", "люберов" и др. Здесь можно говорить преимущественно о специфических молодежных, возрастных ценностях.

Семейные ценности. Семья, по выражению В.Гюго, является "кристаллом" общества, его основой. Это – общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процветание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных ценностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые).

Индивидуально-личностные ценностивключают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества.

В предложенной классификации нетрудно заметить, что они обычно обладают двумя качествами: относительностью и подвижностью, т.е. способностью переоцениваться и переходить из одного уровня в другой. (в бывших соц.странах – переоценено "учение" о диктатуре пролетариата; у нас в стране – роль церкви, отношение к собственности). Подвижность культурных ценностей заключается в том, что они могут переходить из одного уровня в другой, из индивидуально-личностных подниматься до общечеловеческих. Так, произведения великих мыслителей в момент создания были индивидуально-личностные ценностью, но постепенно "поднимались" через локально-групповой, сословно-классовый и национальный уровни до общечеловеческого признания, становясь факторами мировой цивилизации.

При рассмотрении перечисленных уровней культурных ценностей выявляется и еще несколько закономерностей: во-первых, тот факт, что их относительность и подвижность убывают по мере того, как они становятся достоянием все большего числа людей. Общечеловеческие ценности – наиболее устойчивые во времени и не зависят от политики. В тоже время индивидуально-личностные ценности непрерывно меняются в течение человеческой жизни; во-вторых, духовные ценности по сравнению с их материальными воплощениями отличаются особой долговечностью, так как идею, образ уничтожить гораздо труднее, чем скульптуру, картину; в-третьих, потребности людей в духовных ценностях безграничны, здесь нет пресыщения.

Преувеличение, фанатическое отстаивание особой роли какого либо вида ценностей, чревато опасностью превратить ее в идола. Приверженец только общечеловеческих ценностей может превратиться в космополита или человека без Родины; чрезмерных поклонников национальных ценностей – в националиста; классовых – в революционера или террориста; групповых – в маргинала или богемщика и т.д. Вот почему подлинно культурный человек не должен впадать в крайности.

Типология(от греческого typos – "отпечаток", "форма", "образец") – способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Применительно к культуре типология означает упорядоченное описание и объяснение отдельных культурных комплексов, выявление закономерностей их строения и развития.

Типология культуры должна осуществляться на основе определенного критерия, который стал бы единым логическим основанием выделения культурных типов. В силу чрезвычайной сложности и многогранности культуры таких критериев может быть несколько. Например, исторический критерий связан с рассмотрением культуры с точки зрения ее развития во времени и определением места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Этнический критерий предполагает выделение культурных комплексов, присущих различным этносам. Сословно-классовый критерий направлен на выявление культурных особенностей различных социальных групп, отличающихся по своему статусу в общественной иерархии (отношение к собственности, размер дохода, престиж и т.д.).

Существует два основных подхода к исторической типологии культуры. Эволюционистский – в его основе лежит идея единства культурно-исторического процесса. Культура человечества развивается через последовательную смену периодов, этапов, эпох, которые являются основными типами культуры. Везде эти этапы были одни и те же, хотя возможны отставания отдельных регионов. Развитие мировой культуры – универсальный непрерывный поступательный прогресс, который совершается от бессвязной однородности к согласованной разнородности через дифференциацию и интеграцию. Такое понимание культурного развития было особенно популярно в конце XVIII начале XX вв. (Л.Морган, Г.Спенсер, Э.Тайлор). 60-е гг. XX в. стали новым этапом всплеска интереса к идее эволюции.

В культурологии развивается неоэволюционизм, связанный с изучением эволюции конкретных локальных культур (М.Салинс, Э.Сервис). Этот подход позволяет выявить основные закономерности культурно-исторического процесса, общую тенденцию развития культур, исследовать развитие подсистем культуры. Однако, изначальная установка эволюционизма на единообразное (линейное) развитие всех народов была признана несостоятельной. В настоящее время используются идеи универсальной эволюции (работы Л.Уайта связаны с выявлением только общих глобальных изменений в развитии культур) и многолинейной эволюции (Дж. Стюард, к примеру, допускает множество примерно равноценных путей развития общечеловеческой культуры).

В рамках эволюционизма была создана европоцентристская типология культуры, которая берет в качестве общего основания типологии европейскую модель культурного развития. В качестве культурных типов здесь выделяются первобытная культура, культура древневосточных цивилизаций, античная, средневековая культура, культура Возрождения и Нового времени, современная культура. Такая типология, однако, не может быть использована для адекватного описания развития культуры Востока, России и других регионов.

Марксистский подход к типологии культуры также связан с эволюционизмом и европоцентризмом. Однако К.Маркс выделяет различные культурные типы на основе социально-экономических критериев, что нашло отражение в понятии общественно-экономической формации. Исходя из убеждения, что экономическая жизнь общества (и прежде всего отношения собственности) порождает духовное (культурное) своеобразие эпохи, К.Маркс выделяет такие формации как первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Теории культурно-исторических типов делают акцент на цикличность и многолинейность развития культуры. Ее представители выделяют определенные типы культуры, подчеркивая их своеобразие, выдвигают идею замкнутости и локальности культуры. Эти теории сформировалась как антитеза линейной европоцентристской теории культурного развития. Основоположником теории локальных культур считают Н.Я.Данилевского. Другие представители этого подхода – О.Шпенглер, А.Тойнби.

На сегодняшний день наиболее убедительной выглядит историческая типология, которая учитывает многолинейное культурное развитие, но не отрицает идею общечеловеческой культуры. Этапы такой типологии: первобытная культура; культура древних обществ Востока, а затем локальные культурные типы, наиболее крупными из которых являются Запад и Восток. Для западной культуры возможна периодизация: Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.

Культура социально-этнических общностей – это иной ракурс рассмотрения человеческой культуры, в котором особое место занимает анализ культуры с точки зрения ее разделения на различные этносы. Актуальность понимания характеристик этноса, закономерностей их образования, развития и взаимодействия с другими этносами очевидна. В современной культуре этнические конфликты стали печальной реальностью, а тесное взаимодействие – насущной необходимостью. Поэтому результаты исследования феномена этнической культуры вполне могут быть использованы как практические рекомендации по налаживанию эффективных отношений между этносами.

Этническая культуравыражает специфический образ жизни, а также совокупность норм и ценностей, присущих этносу. В современной науке существует несколько подходов к пониманию сущности этноса, которые во многом дополняют друг друга. Объективистский подход рассматривает этнос как объективно существующую естественно сложившуюся общность людей. Этнос характеризуется биологическим воспроизводством, его члены разделяют общие базовые культурные ценности и идентифицируют себя с конкретным этносом. Объективистский подход, в свою очередь, распадается на два направления. Природное направление основой этноса считает биоэнергетическое единство социальной группы, а главными факторами ее формирования генетический и географический. Этнос предстает здесь как "расширенная родственная группа", имеющая общие биопсихические признаки и социокультурные ценности. Так,Пьер ван ден Берг понимает этнос как результат генетической предрасположенности человека к родственному отбору (предпочтение родства индивидуализму и способность приносить себя в жертву ради сохранения этноса). Этничность понимается им как форма естественного отбора, которая сохраняет свое значение и в развитых обществах. В советской науке вариантом природного направления является теория Л.Н. Гумилева. Для Гумилева этнос биофизическая реальность, облеченная в социальную оболочку. Этнос связан с географическими, ландшафтными особенностями места обитания. Другим основанием формирования этноса у Гумилева выступает "энергия". С этой точки зрения этнос рассматривается как замкнутая энергетическая система дискретного типа. В момент своего возникновения этнос получает единый заряд энергии и, растратив его, переходит либо к равновесному состоянию со средой, либо распадается на части. Таким образом, этнос предстает как система колебаний поля, создаваемого биогеохимической энергией живого вещества биосферы. Этносы отличаются друг от друга частотой колебаний этого поля. Чувство взаимной симпатии представителей этноса также обусловлено энергетическим обменом. На основе общего биополя формируются и стереотипы поведения – самый главный признак этноса для Гумилева.

Эволюционно-историческое направление видит объективную основу этноса в обществе.С.М.Широкогоров еще в 1923 г. дал классическое определение этноса как группы людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых от других сходных групп. Далее этот подход был развит академиком Ю.В.Бромлеем, который рассматривал этнос как исторически сложившуюся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными, особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, что фиксируется в самоназвании. При этом только вся совокупность признаков (общая территория, язык, культура, самосознание) позволяет определить этнос.

Инструменталистский подход. Формируется с середины 70-х гг. XX в. на Западе. Его представители в советской науке – Н.Н.Чебоксаров, С.А.Арутюнов, С.Лурье. Этот подход ориентирован не на поиск объективных оснований этноса, а на выявление функций, которые он выполняет в обществе. Этничность здесь понимается как идеология, создаваемая политической элитой для мобилизации масс в борьбе за власть. Этносы во многом являются продуктами этнических мифов. Культурные особенности, ценности и деятельность этнических групп являются орудием элиты для достижения своих целей. Поддержка элит массами связана с удовлетворением каких-то потребностей индивида или группы (справедливость, достоинство, равенство и т.д.).

Конструктивистский подход. Здесь этнос рассматривается как процесс социального и интеллектуального конструирования воображаемых общностей писателями, учеными, политиками. Этнос определяется как общность людей на основе культурной самоидентификации – главного критерия этничности. Признаками этноса являются не общее происхождение, а представление или миф об общей исторической судьбе, вера в то, что это наша общая культура, имеющая природную связь.

На основании вышеизложенного можно попытаться дать обобщающее определение этноса как группы, члены которой имеют общее наименование, обладают комплексом сходных черт в культуре (картина мира: нормы, ценности, мифы и т.п. и образ жизни: повседневный быт, утварь, фольклор, этикет, характер пищи, одежда, и т.д.), мифом об общем происхождении, связывают себя с определенной территорией, имеют чувство солидарности по отношению к своим и антагонизмом по отношению к другим этносам. Социологи Э.Аллард и К.Старк выделили четыре обязательных критерия для этноса: самоопределение; наличие родственных связей, общих корней; специфические культурные черты, владение общим языком; наличие социальной организации для внутренних контактов для взаимодействия с окружающими.

Поскольку формирование этносов является длительным историческим процессом, можно говорить о существовании различных исторических форм этнических общностей: род и племя (главное – кровное родство, общий диалект языка); народность (главное – общие обычаи, язык); нация (главное – хозяйственно-территориальное и политическое единство, наличие общего литературного языка). Нация может быть определена как полиэтническая, социокультурная, экономическая и политическая общность. Современные нации включают в себя более или менее многочисленные этносы. В мире около 200 государств, но около 4000 этносов. В последнее время выделяется такое образование как суперэтнос – общность людей, сформировавшихся из различных этносов и имеющих общие социокультурные признаки без единой государственности (американцы, включая Канаду, европейцы, исламский мир).

Многообразие этнических культур очевидно. Специфика этнической культуры обнаруживается в орудиях труда, предметах быта, технологиях деятельности, обычаях, базовых ценностях, художественной культуре и т.д. Чем же обусловлено своеобразие культуры этноса? Можно выделить несколько основных факторов формирования этнической культуры, которые создают неповторимый облик этноса:

Географический. Климат определяет особенности одежды, тип жилищ, сельскохозяйственную культуру, средства транспорта. Местная растительность и различные геологические материалы определяют технологии строительства и архитектурные особенности; своеобразие фауны влияет на хозяйственную деятельность. Например, полагают, что одна из причин более медленного развития культуры индейцев по сравнению с Европой связана с отсутствием в Америке животных, которые после одомашнивания могли бы стать рабочим скотом. Этносам тропического пояса незнакомы обряды, связанные с сезонными циклами земледельческих работ. Использование различных материалов при строительстве было одним из факторов своеобразия архитектурных стилей. В частности, использование легко выветривающегося известняка в новгородской архитектуре до XIV в. привело к отсутствию богатого декора (камень плохо поддавался резьбе), необходимости затирания раствором поверхности стен (отсюда белизна храмов).

Языковой.Хотя язык не определяет своеобразие познавательных процессов народа и не задает (а выражает) особую картину мира, он все же является той средой, в которой живет сознание человека, "домом бытия" (М.Хайдеггер). Национально-культурное своеобразие языка проявляется в безэквивалентных единицах и в лакунах (отсутствие в данном языке слов и значений, выраженных в других языках). Последнее часто связано с неважностью данного слова для культуры. В разных языках складываются различные значения (архетипы) понятий.Например, болота для русских опасное место, отсюда метафора болота как застоя, косности, рутины. У финнов же болота воспринимаются не как место тления, а как место сохранения. Это разнообразие значений часто лежит в основе обрядово-ритуальных форм национальной культуры, легендах, обычаях, поверьях, фразеологизмах, пословицах, образно-метафорических единицах. Например, слово прогресс в индоевропейских языках означает развитие, ускоренное движение вперед, а в китайском – движение вовнутрь, к центру. Проявляется языковое своеобразие и в способе выражения значения в слове. Так, смородина в русском языке образована от существительного смород (сильный запах), а в белорусском языке слово парэчка связано с местом произрастания растения. При этом с течением времени первоначальный смысл слова может забываться и вступать в противоречие с лексическим значением слова. Чернила могут быть разных цветов, белье не обязательно белым. И все же эти внутренние формы слова живут в семантике производных слов, выступая как историческая память национального языка. Своеобразие этнической культуры отражается также в нормативно-стилистическом укладе языка.

Религиозный. Несмотря на то, что принадлежность народа к определенной конфессии сама по себе не обуславливает его самобытность, религиозное мироощущение, мораль, культовая практика глубоко проникают в повседневную жизнь народа, определяя многие ее стороны, объединяя или разделяя первоначально разные этнические группы. Например, хорваты и сербы говорят на одном языке и имеют общее происхождение, но являются разными народами, что во многом связано с религией. Бельгийцы – единая нация, состоящая из разных по этническому происхождению и языку, но связанных общей религией фламандцев и валлонов. Арабский суперэтнос также сформировался под влиянием ислама. Вместе с тем, и религия всегда имеет этнически своеобразную окраску, что проявляется в особенностях культа, своеобразном восприятии основных положений религии.

Биопсихические особенности. На их основе складывается национальный характер, который проявляется в обычаях, речи, материальной культуре, поведении. Пунктуальность, к примеру, ценится немцами и голландцами, но мало что значит в Испании и Латинской Америке.

Одна из основных характеристик этнических культур описывается термином этноцентризм. Этноцентризм – это свойство сознания этнической общности воспринимать свою культуру в качестве образца. Чем малочисленнее группа, чем тяжелее природные и социальные условия, чем более дискриминируется этнос, тем сильнее проявляется этноцентризм. Хотя это явление свойственно в той или иной степени всем этносам. Группы с явно выраженными проявлениями этноцентризма, как правило, более жизнеспособны, чем группы, полностью терпимые к другим культурам. Это связано с тем, что этноцентризм сплачивает группу, порождает чувство солидарности. Но консерватизм этноцентризма, антагонизм по отношению к другим этносам может значительно замедлить развитие культуры этноса. На основе этноцентризма возникло такое негативное явление современной культуры как национализм - теория и практика превосходства одной нации над другой. С этноцентризмом связаны и такие явления современной культуры как европоцентризм, американоцентризм, африканоцентризм.Так, в 60-е гг. XX в. Сенгору создал концепцию негритюда – теорию превосходства негритянской расы над европейской. Он отмечал преимущества и особенности африканцев как детей природы, слившихся с ней, пронизанность африканской культуры ритмами, связанными с космическим колебаниями. Еще раньше, в XIX в. был популярен индеанизм, согласно которому индейцы - самая лучшая раса. В Мексике в рамках этого движения возникло общество "каскенес", члены которого требовали изгнания из страны всех европейцев. В рамках европоцентристской модели к XX в. начала складываться идея особой мессианской роли Америки, призванной стать форпостом развития новой совершенной культуры, основанной на религиозной и гражданской свободе и равноправии всех социальных и этнических групп. Америка должна распространить новые культурные ценности на все культурные регионы. Результатом такой политики стало оправдание насилия и геноцида как внутри страны, так и за ее пределами. Современные идеологи американоцентризма ратуют за создание единой, глобальной общечеловеческой культуры. Но на деле источником универсализма оказывается все тот, же американоцентризм.

Этноцентризму противостоит культурный релятивизм – точка зрения, согласно которой нельзя понять другую культуру, если анализировать ее в свете ценностей собственной культуры. Культурный релятивизм означает также признание возможности существования иной системы ценностей, свойственной другой культуре и уважительное отношение к ней. Очевидно, что самый эффективный путь развития культуры – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, что позволило бы осуществить гармоничное взаимодействие различных этносов, населяющих сегодня планету.

Однако, в реальности, к сожалению, в XX в. наблюдается всплеск этнических конфликтов. В войнах и вооруженных конфликтах вес этнического фактора по данным Д.Райта в 1984 – 1989 гг. достиг 50%, а за период 1496 – 1983 гг. только 86 из 240 войн характеризовалось той или иной степенью этнической нетерпимости. С какими тенденциями развития современной культуры это связано? Сегодня в мире все большую силу набирают процессы глобализации и культурной интеграции, дающие право говорить о зримом возникновении единого поля общечеловеческой культуры. В мире практически не осталось чистых этнических культур. Но именно усилившаяся взаимосвязь мирового сообщества обостряет интерес к культурной самобытности. Следовательно, несмотря на процессы интеграции, потребность в этнической самоидентификации остается очень устойчивой. Иными словами, именно глобализация современного общества является фундаментом для всплеска национализма. В числе других процессов, способствующих возникновению конфликтов можно назвать: распад колониальной системы; изменения в культуре бывших социалистических стран (классовая идеология отодвинута на второй план, а образовавшийся вакуум заполнила национальная идея). Однако, все эти процессы сами по себе не привели бы к возникновению конфликта, если бы не существовало действительного неравенства различных этнических групп (политического, правового, экономического, языкового, культурного). Огромную роль в эскалации этнических конфликтов играет использование различными политическими и экономическими силами национальной идеи для завоевания власти и перераспределения собственности. Поэтому, несмотря на имеющиеся стратегии разрешения конфликтных ситуаций, в ближайшем будущем, видимо, будет наблюдаться рост этнических конфликтов.

Всплеск этничности сегодня может быть объяснен также как защитная реакция человеческой психики на сложность, обезличенность, неустойчивость современной жизни. В современном обществе человек одновременно входит во множество групп, модели, поведения которых могут даже противоречить друг другу. Поэтому стремление к стабильности становится значимым мотивом поведения. Обращение же к глубинным этническим ценностям восполняет человеческую потребность в устойчивых жизненных ценностях. Этнос играет роль информационного фильтра. Весь поток информации структурируется картиной мира, основу которой составляют этнические ценности-константы, лежащие в бессознательном слое человеческой психики. Только когда реальность слишком явно не укладывается в уже существующую картину мира, этнос начинает формировать новую, стараясь все же сохранить свои прежние мировоззренческие константы.

Принцип национального единства составляет сегодня компонент любой современной политической системы. Он способствует поддержанию единства и идентичности современного общества, заменяя примитивные формы племенной связи, религиозные и традиционные привязанности.

Профессиональная и народная культура. К числу различных типов культуры относятся профессиональная и народная культура. Профессиональная культура отличается от народной институциональной формой. В рамках профессиональной культуры создаются специальные учебные заведения для подготовки специалистов, возникают структуры, обеспечивающие социальное функционирование культуры (музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, концертные залы, НИИ и т.д.), формируются учреждения, руководящие культурной деятельностью (министерства, комитеты, управления и т.д.). Можно выделить также такие отличительные особенности профессиональной культуры как опора на научные теории, разделение на творца и потребителя.

Профессиональная культура – это универсальная система, включающая профессиональные знания и ценности, которые в виде образцов и норм, принятых в конкретной профессиональной области, регулируют профессиональную деятельность.

XX век прошел под знаменем профессионализма (профессионализм – знание своего дела и любовь к нему). Однако в этом же веке, более, чем когда-либо, стало ясно, что узкая специализация – это вчерашний день. Сегодня профессиональная деятельность в любой сфере должна опираться не только на узкоконкретные знания и навыки, но и на более широкие мировоззренческие представления о мироздании, природе, социальном мире и человеке, позволяя видеть свои действия в перспективе, просчитывая, возможно, глобальные их последствия. Пожалуй, сейчас следует ставить вопросы не только и не столько об "управленческой культуре", "педагогической культуре", "культуре врачевания" и т.п., а рассматривать более широко "культуру профессиональной деятельности".

Культура профессиональной деятельности, кроме профессиональных знаний и навыков, должна включать навыки делового общения в соответствии со служебным этикетом, умение организовать оптимальное взаимодействие формальной, внеформальной и неформальной структур в коллективе; знания и навыки по разрешению психологических коллизий в коллективе; ораторское искусство; умение создавать оптимальное вещно-символическое окружение на рабочем месте, рациональную организацию рабочего времени, в т.ч. с помощью самоменеджмента; формирование и оптимальное использование своего имиджа.

Очевидно, что культура профессиональной деятельности, включая в себя знания и навыки в конкретной профессиональной области (профессиональную культуру), выходит за рамки узко понимаемого профессионализма. Современный профессионал – это не только знаток и любитель своего дела, это человек, который несет ответственность за результаты своих действий, за принимаемые им решения.

Народная культура в историческом прошлом в значительной мере совпадала с этнической. Затем она обрела ярко выраженную национальную окраску и стала культурой определенного социального слоя (прежде всего крестьян). Такая традиционная народная культура определяла и нормировала все аспекты жизнедеятельности общины. Народная культура проявляется в укладе жизни, формах хозяйственной деятельности, обычаях, обрядах, типах семьи и воспитания, характере жилища, одежде, питании, преданиях, отношениях с природой и т.д. Особое место в народной культуре занимает фольклор. В современной культуре к народной культуре относят не только прошлые традиции народа, но и любительское художественное творчество.

Если человек идентифицирует себя с народом, с его традициями в стереотипах поведения, обыденных представлениях, выбирает народные формы проведения досуга, то он является представителем народной культуры. Для того, чтобы точнее охарактеризовать сущность народной культуры, нужно выявить ее особенности.

Традиционность – важнейшее качество народной культуры. Традиции определяют ценности, нормы и смысл народной культуры. Традиция формируется обычаями и сопротивляется инновациям. Изменение традиции не имеет продуманного характера. Кроме того, именно традиция является социальным механизмом передачи ценностей народной культуры. Это значит, что навыки здесь передаются при непосредственном общении мастера и ученика, минуя институционально-организационные формы.

Коллективное творчество, при котором практически отсутствует различие между творцами и потребителями, зритель очень часто является активным участником зрелища. Коллективность определяет также анонимность творчества.

Синкретичность(нераздельность, нерасчлененность явлений), проявляющаяся в синтезе различных видов искусства, практической и художественной деятельности. Например, фольклор является одновременно литературой и системой знаний.

Образная интерпретация опыта. В народной культуре используются не логические формы изложения знания, не доказательства, а мифопоэтические образы и символы. В наше время особенностью народной культуры является ее непрофессиональный статус, неспециализированный характер культурной деятельности, что не исключает высокий уровень мастерства, в основе которого лежит свободное владение традицией.

Деление культуры на профессиональную и народную подчеркивает факт институционализации культуры, ее разделения на творца и потребителя. Разделение же на элитарную и массовую связано с наличием в структуре культуры образований, направленных на инновационную, творческую деятельность или, напротив, на тиражирование существующих культурных образцов, их адаптацию к запросам и возможностям культурного большинства.

Элитарная культура является культурой привилегированных групп общества и характеризуется принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная культура сознательно противостоит культуре большинства, но нуждается в последней, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, разрушая ее шаблоны. Надо иметь в виду, что культурная элита не совпадает с властной и часто противостоит ей (Сократ, Платон, Пушкин, отказывавшийся «служить царю, служить народу», Толстой), хотя между ними возможны хрупкие альянсы (расцвет наук и искусств при дворе Лоренцо Великолепного; поддержка научных и образовательных проектов Екатериной II; союз русской интеллигенции и советской власти в 20-е гг.) В элитарной культуре круг истинных и "высоких" ценностей сознательно ограничен, а система обязательных норм ужесточена. Это приводит к количественному сужению элиты, но к качественному ее росту, делая ценности и формы поведения уникальными для каждого представителя элиты.

Элитарную культуру отличает высокий уровень инноваций. Для создания и внедрения новых культурных образцов представители элитарной культуры могут вырабатывать свой особый язык (создание особых языков науки, экспериментирование с литературным языком); использовать нарочито субъективные интерпретации; включать предмет в неожиданный смысловой контекст; делать новое культурно значимым или, напротив, ничего нового не принимать. Таким образом, элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творческую функцию в ней.

Говоря об отношении элитарной культуры к массовой нужно отметить, что хотя первая всегда высмеивала последнюю, но в XX в. очень часто происходи их вз









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.