Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Речевая симптоматика дислексии





1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.).

2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно.

3. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов.

4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.

5. Аграмматизмы при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.

6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения.

7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.

Неречевая симптоматика дислексии

Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих чтение в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического анализа и синтеза, недоразвитие лексико-грамматического строя речи). Это позволяет сделать вывод, что у детей:

1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа.

2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.

3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта).

В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь.Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения говорит и тот факт, что дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга.

Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова в своих работах, посвященных проблеме преодоления патологии письменной речи у детей, подчеркивают, что устранение недостатков устной речи, чтения и письма должно осуществляться комплексно.

Основные направления логопедической работы:

1.Развитие фонематического восприятия. Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводится не только на слух, но и закрепляется в письменной речи. Формирование фонематического восприятия проводится с обязательным участием также и речедвигательного анализатора. Поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществляется и работа над звукопроизношением.

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука). Иногда встречаются дети, у которых звукопроизношение оказывается сохранным. В таких случаях следует отрабатывать более четкую (почти утрированную) артикуляцию, чтобы включать речедвигательный анализатор. Кроме того, необходимо помнить, что при нарушенном фонематическом слухе даже сохранные звуки не могут артикулироваться абсолютно четко.

3.Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Работа по развитию фонематического восприятия переходит в работу по развитию навыков звукового анализа, которая проводится всегда на материале правильно произносимых детьми звуков. Основными видами этой работы являются:

а) выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков. Такой анализ должен сопровождаться составлением схемы целого предложения (длинная черта — предложение, короткие черточки — слова, самые маленькие черточки — слоги, точки — звуки);

б) дописывание недостающих букв, слогов;

в) отбор слов по количеству слогов (в один столбик записываются односложные слова, в другой двусложные и т.д.);

г) придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком и т.д.

4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обычно этот этап начинают с того, что учат детей разным способам образования новых слов, например образованию слов с помощью различных приставок от одной глагольной основы (у-шел, при-шел, за-шел, пере-шел), с помощью одной приставки от разных глагольных основ (при-шел, при-нес, при-летел, при-бежал и т.д.). Другой вид словарной работы — подбор однокоренных слов. Такая работа резко улучшает правописание безударных гласных, так как облегчает ребенку подбор проверочных (однокоренных) слов.

На протяжении всех занятий расширяется, уточняется, закрепляется словарный запас детей. Главная задача — сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме и чтении. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений и т.д.

6. Развитие связной речи, как устной, так и письменной. Занятия по устранению недостатков письма и чтения проводятся на протяжении всего учебного года. Необходимым условием их эффективности является развитие письменной и устной речи. Коррекция недостатков письма и чтения требует постоянных систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени, в результате чего может снизиться общая успеваемость. Поэтому значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушения письма и чтения, чем их преодолевать.

На занятии необходимо обращать внимание на речь, она формируется в деятельности, связана с другими психическими процессами. Необходимо установить речевой контакт и вводить в речь новые слова, обогащать ее, у детей снижена способность воспринимать и различать звуки в словах (не развит фонематический слух), необходимо больше играть со словами, картинками (выбирать, где есть определенный звук, определять, где слышится звук и т.д.). Важна и смысловая (семантическая) сторона слова, соответствующая в той или иной ситуации, подбор слов со сходным значением, противоположным смыслом (скажи «наоборот»), т.к. речь бедна прилагательными, невыразительными, трудно правильно грамматически оформить, нет согласования слов в предложении, использовать упражнения типа – вставить подходящее слово, закончить предложение; учить интонации, говорить четко, выразительно, развивать память, для обучения приемам осмысленного запоминания используется классификация предметов (на картинках, словесно).

Запоминание и последовательное воспроизведение прозаических и стихотворных текстов и желательно многократное повторение. Предлагаются задания типа: «Что изменилось?», «Слушай и повторяй».

Обратить внимание на знаки препинания, что мобилизует его на правильную интонацию при чтении. С разными интонациями читать одно и то же предложение.

Прочитать текст в сравнении: медленно – как черепашка, трусливо – как зайка, заливисто – как птичка; усложнить – у всех карточки с животными и читать «угадай, кто?». Диалоги инсценировки читать на примере содержания произведения, а не оторвано.

Важными средствами выразительности являются темп, сила и высота голоса. Темп не должен быть быстрым, и зависит от особенностей поступков, действий, поведения, настроения героев. Сила голоса – степень громкости, его усиления или ослабления и определяется по обстоятельствам, но должна быть логически обоснована, психологически мотивирована. Высота голоса, его повышение или понижение вверх и вниз. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. И поэтому упражнения даются тремя - четырьмя порциями по 5-10 минут.

Хорошие результаты дает чтение перед сном (5-10 минут). Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8-9 часов, когда человек спит, он находится под их воздействием. Формирование навыков чтения целыми словами – при помощи специальных методических приемов, научить слушать слово, то есть воспринимать на слух. К таким приемам относятся: ежедневное хоровое и индивидуальное (с места) чтение слогов и составление из них слов по слоговым таблицам, чтение «птичьим базаром», все читают тихим голосом, чтение цепочкой, чтение до урока, написанных на доске печатным шрифтом слов, предложений, текстов из знакомых детям букв и слогов; систематическая коллективная работа учащихся над ошибками, допущенными учеником.

Содержание практических заданий рассчитано на развитие слуховой, зрительной, моторной памяти учащихся по расширению и уточнению словарного запаса, упражнения над предложением и текстом. Наряду с устными упражнениями проводятся письменные: запись слов, предложений, заучить наизусть небольшой отрывок, наблюдения. Развивать слух и зрительную память, упражнения на 5-7 минут выполняются на тренировочном материале (геометрические фигуры, цвета, контуры животных, названия слова и предложения). Затем работа - упражнения по карточкам со словами и предложениями, затем заучивание наизусть, и письмо по памяти слов, предложений, отрывков текстов.

По мере овладения грамотой практическая работа строится на словарном материале. Например, если намечено упражнение по развитию мышления и письменной речи, вывешиваются до урока две иллюстрации (два варианта для двух рядов). Работая с иллюстрацией на уроках чтения – улучшает качество чтения и активизирует художественное восприятие детей. В процессе разбора иллюстраций дети узнают, к какой части текста относится иллюстрация, передают содержание, основную мысль, помогает понять (содержание) произведение. Иллюстрацию смотрят внимательно: останавливаться на всех деталях, сопоставлять иллюстрацию с текстом, во время выборочного чтения текста найти факты, что данный отрывок относится к иллюстрации.

Дети готовят разрезную азбуку, картинки - их рассматривают, составляют предложение и составляют из разрезной азбуки. Составленное предложение читают про себя, запоминают его, убирают азбуку, записывают по памяти. На практическую работу с предложением затрачивается 7-10 минут, составляют 1-2 предложения, запоминают, составляют из разрезной азбуки, и после проверки записывают, затем упражнения с предложением чередуется с работой над текстом, - его записывают на доске печатным текстом, проводится работа (выявляется главная мысль, близкий к тексту пересказ, придумывание заголовка, продолжения, затем запись наблюдений, письмо по памяти, ответы на вопросы, сравнение и описание, сочетание которых проводится в начале урока).

Практические письменные работы на уроках чтения повышают технику сознательности чтения, развивают мышление и речь, повышают грамотность учащихся.

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыков правильного чтения является речевая зарядка, - это система упражнений, направленная на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые вызывают или могут вызвать затруднения при чтении текста.

В задачи речевой зарядки входит установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, совершенствование произносительных навыков учащихся; она готовит учащихся к правильному прочтению слов, их коррекции. Эти упражнения выполняются хором, индивидуально. Виды упражнений различные: дифференциация сходных слогов, слов; чтение слогов, слов по подобию; чтение стихов; чтение с подготовкой и т.д.

В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу. Задания подобного рода закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляции. Виды упражнений для речевой зарядки выбирают с учетом общего состояния навыка чтения, от характера их ошибок.

Одна из задач уроков чтения состоит в том, чтобы активизировать книжную лексику, научить младших школьников употреблять в своей речи слова из разных стилей литературного языка. Активизация словаря обычно проводится путем употребления слов в самостоятельно составленном предложении, но это тяжело для учащихся. Поэтому, прежде чем составить предложение с этими словами, необходимо вначале определить значение, в котором употреблено каждое слово, а потом подобрать слова, с которыми данные слова могут сочетаться. Так к прилагательному нужно сначала подобрать существительное, которое прилагательное может определить, например: рослый – мужчина, юноша, приятный – ученик. Желательно, чтобы ученики сами составляли словосочетания с указанными словами. На уроке после работы над текстом надо предложить детям обозначить звук (действия животных, птиц) и выстраивается ряд слов – предметов и слов - действий (лошадь ржет, тигр рычит, корова мычит, утка крякает и т.д.). Эта работа будет иметь занимательный характер, но она также активизирует словарь учащихся, развивает дар точного словоупотребления. Очень важна словарная работа, связанная с привлечением внимания ребенка к внутренней форме слова (что это?). Это возможность мотивировать значение производного слова соответствующим родственным словом, от которого образовано данное производное. Например: печник – кто делает печи, чайник – посуда, где кипятят чай и т.д. Внутреннюю форму могут иметь только производные слова, в некоторых ранее производных словах внутренняя форма утрачивается, так как слова эти перестают соотноситься с соответствующими производящими. Например: слово «голубь» - не воспринимается как птица голубого цвета, поскольку голубь и голубой разошлись по значению; тоже слово «щетка» - «щетина», «краса» – «красный».

В словарной работе большое значение имеют значения слова, обычно имеется в виду только логический план, т.е. соотнесенность звукового комплекса с реальной деятельностью, слова делятся на однозначные и многозначные, поэтому необходима работа над значением слова. В словарную работу входит ежедневное написание словарных слов, словарный диктант, усвоение правописания ранее изученных слов.

Расширению словарного запаса, уточнению представлению о свойствах, действиях, характерных для изучаемых объектов способствуют следующие виды упражнений:

- называние нескольких свойств, качеств или действий, характерных для данного предмета или явления (например: воет, свистит, срывает, дует…- ветер), повторяя словосочетания со всеми указанными глаголами (ветер свистит, ветер дует и т.д.) предлагается выбрать подходящее слово для характеристики ветра в этот день;

- подбор из списка тех слов, которые более точно выражают действие или состояние наблюдаемого объекта (например: дождь - моросит, льет, идет; снег – идет, падает…);

-подбор слов из двух столбиков (в первом – существительное, предмет, во втором - действие, глагол - зима наступила и т.д.);

- чтение художественных книг.

Словарную работу необходимо проводить систематически, на каждом уроке. Поскольку на начальных ступенях обучения чтению процесс понимания отстает от восприятия слова, то здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания.

На уроках чтения проводится орфографическое чтение – это как основа правописания. В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память, точнее особый вид моторной памяти, она проявляется по-разному: зависит от врожденных особенностей и от степени тренировки органов речи, от индивидуального темпа движения речевых органов, все это надо учитывать при проведении тренировочных упражнений.

При орфографическом чтении подключается еще один вид памяти – слуховая, первичная из них – артикуляционная, а слуховая исполняет роль связующего звена. Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при нем произносится так, как пишется, и тем самым остается в памяти движений речевого аппарата.

Чем раньше учить орфографическому чтению, тем легче оно усваивается. Облегчает обучение чтению, но и способствует отработке четкости произношения.

При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность, индивидуальность и не останется в памяти движений речевого аппарата.

Дети легко осваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отличают два вида чтения:

- читай, как пишем;

- читай, как говорим.

Обучая двум видам чтения, преследуется две цели:

а) передача мысли и чувств орфоэпическим чтением;

б) отработка звуковой графической формы орфографическим чтением.

Орфографическое чтение начинается на любом уроке с любого текста, если ставится цель – научиться правописанию слов.

При орфографическом чтении каждый звук в слове соответствует букве, слово должно звучать отчетливо, это облегчает его восприятие и повторение и чаще проводится хором.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.