Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные приемы постановки свистящих и шипящих звуков





Межзубный сигматизм:

1) свистящие звуки:

– по подражанию;

– с механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы;

– пение [т'].

Шипящие звуки

– по подражанию;

– с механической помощью, используя зонд «рамочка», поднять кончик языка к альвеолам;

– от артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чашечку» в рот не разлив чай;

– от английского [t] с сомкнутыми зубами и вытянутыми вперед губами;

– от [р], остановив вибрацию и вытянув губы вперед трубочкой.

Боковой сигматизм

1) свистящие звуки:

– через межзубное произношение;

– с механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы;

– пение [т'].

Шипящие звуки

– через межзубное произношение;

– от артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чашечку» в рот не разлив чай;

– от английского [t] с сомкнутыми зубами и вытянутыми вперед губами;

– от [р], остановив вибрацию и вытянув губы вперед трубочкой.

Носовой сигматизм

1) свистящие звуки:

– через межзубное произношение;

– от [ф] с положением языка между нижней губой и верхними резцами;

– произнести [с] при зажатых крыльях носа.

Шипящие звуки

– через межзубное произношение;

– произнести [ш] при зажатых крыльях носа.

Губно-зубной парасигматизм

1)свистящие звуки:

– выполнить артикуляционное упражнение «Заборчик», произнести звук [с], придерживая нижнюю губу;

– пение [т'].

Шипящие звуки

– произнести звук [ш], вытянув губы вперед и придерживая нижнюю губу.

Призубный парасигматизм

1) свистящие звуки:

– через межзубное произношение;

– с механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы.

Шипящие звуки

– через межзубное произношение;

– с механической помощью, используя зонд «рамочка», поднять кончик языка к альвеолам.

Шипящий парасигматизм /Свистящий парасигматизм

1) свистящие звуки:

– через межзубное произношение звука [ф];

– с механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы.

Шипящие звуки

– с механической помощью, используя зонд «рамочка», поднять кончик языка к альвеолам.

Недостатки произношения звуков [р] и [р'] называются ротацизмом.

Разновидности ротацизма и параротацизма:

1. Часто звук [р] полностью отсутствует в речи детей или вместо него появляется призвук гласного. В данном случае обнаруживается полное отсутствие нужных артикуляционных движений.

2. Недостатки произношения звука [р] могут проявляться в виде горлового дрожащего звука. Первый тип подобной артикуляции – велярный [р], при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба, образуя с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает дефектное специфическое звучание. При втором типе – увулярном [р] – вибрирует только кончик мягкого нёба – в результате слышится отчетливый рокот.

3. Встречается двугубный [р]. Первый вариант - «кучерское» произношение, образуемое вибрацией обеих губ. Второй вариант – без вибрации – воспроизведение [р] с помощью образования двугубной щели, когда слышится нечто вроде английского «w».

4. При боковом произношении [р] вибрация присутствует, но место ее передвигается. В основе бокового произношения обычно лежат причины органического характера: парезы языка, массивная, короткая подъязычная связка, к наличию которой часто присоединяются узкой, высокое нёбо или неправильное расположение зубов верхней челюсти. Эти факторы мешают формированию эластичности кончика языка и поднятию языка кверху, что приводит к попыткам ребенка компенсировать свой дефект. Таким образом, смычка образуется следующими способами:

а) поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается звучание [рл];

б) кончик языка или один из боковых краев языка + внутренняя поверхность щели: вибрация получается грубой, как результат – «щечный» звук [р];

в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает звук [п];

г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых краев с нёбом происходит или правее, или левее средней линии – звучание [р] несколько смягченное.

5. Вместо [р] порой встречается носовой звук типа английского или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корне­вой части языка с мягким нёбом при свободном проходе возду­ха из глотки в нос.

6. В некоторых случаях приходится сталкиваться с так называемым одноударным [р], при котором передний край языка лишь один раз соприкасается с альвеолами, вибрация отсутствует, слышится звук, напоминающий английский (альвеолярный) «d». Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются.

7. Возможно и глухое произношение звука [р]. При одноударном и глухом произношении звука [р] артикуляция оказывается наиболее близкой к норме.

Виды параротацизма.

У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] – на [л] или [л'] и на [д]. В данных вариантах параротацизма место образования звука остается более или менее правильным, но изме­няется способ произношения, звук перестает быть дрожащим. В случаях замен звуков: [р] => [j], [р] => [в], [р]=>[г] – изменяется и место произношения: переднеязычный [р] заменяется среднеязычным [j],губно-зубным [в], заднеязычным [г], и способ произношения: дрожащий заменяется щелевыми или взрывными звуками. Возможна замена звука |р] парным мягким [р'].

В большинстве случаев тот пли иной вид ротацизма охватывает как твердый [р], так и мягкий [р']. Нередко, однако, при нарушенном [р] отмечается сохранный [р']. Реже наблюдается обратное.

Для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы подготовительные упражнения, которые позволяют получить правильное положение органов артикуляции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.

Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать не испытанные им вибрационные движения языка, с одной стороны, и вызвать на основе взаимодействия раздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные движения – с другой, используют дополнительные упражнения (приемы).

1. Производится выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ – сначала шепотом («фырканье лошади»), затем с голосом (акустически – тип кучерского «тпррр...»). В случаях затруднений во время выдоха указательным пальцем быстро двигают вверх – вниз, задевая губы – получается нужная вибрация губ.

2. Так же, но со свободным кончиком языка между зубами.

Приемы постановки звука [р]. В легких случаях возможна постановка звука по подражанию. Первый вариант заключается в том, что язык всей своей массой плотно присасывается к нёбу, как при щелканье языком или при сосании конфеты, и одновременно через нос вдыхается воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувается на «прилипший» к нёбу язык. При удачном приеме удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя и укрепляя это сочетание, можно получить полный раскат «тррр», а затем озвончить его – «дррр». Другим приемом является постановка звука [р] от [д], повторяющегося на одном выдохе: «ддд», «ддд» – с последующим более формированным произнесением последнего.

Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетаниях «тд», «тд» или «тдд», «тдд» в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Иногда вибрация возникает в результате выполнения упражнения «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [а] быстро «болтается» сначала между губами, затем – между зубами и, наконец, – за альвеолами. Возникает одноударный звук [р], который произносится в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру». «ры-ры-ры» с форсированным произнесением последнего слога. Во время тренировки выдыхаемая струя должна быть сильной. После многократных повторений можно получить вибрацию: «ррра-ррра-ррра».

Постановка звука [р] в два этапа. На первом этапе ставится фрикативный [р] от звука [ж] без вибрации при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха.

Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.

Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают механическое колебание языка. Вместо зонда можно успешно использовать чистый палец самого ребенка, медицинский шпатель, черенок чайной ложки.

Аналогично можно получить вибрацию с механической помощью при быстром произнесении на выдохе звука [д] «ддддд»). Движения языка, сливаясь с быстрыми движениями зонда (шпателя, пальца), переходят в вибрацию: «дррр».

Иногда при недостаточно пластичном языке длительное время звук [р] не звучит изолированно, а появляется только в комплексе: «др» или «тр». В данном случае необходимо начать работу над автоматизацией звука [р] в словах и слогах, начинающихся с сочетаний «тр», «др» (трава, дрова и т.д.), а затем, когда звук [р] достаточно проявит свою речевую типичность в этих сочетаниях, следует использовать приемы по выделению его из комплекса: «др» и «тр».

В этом случае можно предложить ребенку в звук [д] ([т]) и [р] вставлять редуцированный (неясный) гласный звук: «дырра», «тырра», что достигается некоторой задержкой дыхания при произнесении первых звуков [д] и [т]. Или, произносятся слоги и слова с сочетанием «хр» в начале слова: «хррр», «хррра», «хрррап» и т.п.

В отличие от автоматизации всех звуков, которую рекомендуется начинать после того, как изолированное произношение звуков полностью сформировано, автоматизация звука [р] должна быть начата, как только достигнуто приблизительное, неполноценное звучание звука [р] (с механической помощью, одноударное, глухое или в неразрывном сочетании с согласными звуками [т] и [д]).

Звук [р'] требует более низкого положения кончика языка (у верхнего края зубов). Если вначале ребенок овладел произношением только твердого [р], то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким [р']. Рекомендуется предварительно разъяснить разницу в артикуляции при звуке [р| и [р'], а затем произносить слоги: «ари», «аря», «арю». Иногда (в частности, при массивной подъязычной связке) легче удается поставить звук [р']. В этих случаях следует автоматизировать звук [р'] и одновременно продолжать постановку звука [р]. В результате в большинстве случаев оказывается необходимым провести дифференциацию между звуками [р] и [р'].

Дифференциация звука [р] и его заменителя необходима во всех случаях параротацизма.

Недостатки произношения звуков [л] и [л'] называются ламбдацизмом. Фонетическим ламбдацизмом является отсутствие звука [л] и его искажение. Те разновидности дефекта, которые выражаются в замене [л] другим звуком русского языка, носят название параламбдацизм.

Нарушения произношения и твердого, и мягкого [л] встречаются редко. Обычно неправильно произносится лишь твердый звук. Это объясняется тем, что он более сложен по артикуляции. В зависимости от этого формирование звука [л] часто запаздывает и наблюдается достаточно много вариантов его неправильного произношения.

Наиболее распространенными видами ламбдацизма являются:

отсутствие звука [л] пли удлинение смежных гласных (аампа, паака, стоо вместо «лампа», «палка», «стол»);

двугубное произношение [л] наподобие краткого [у], встречающегося в некоторых диалектах, или звука [w], свойственного фонетическому строю английского языка;

– произнесение [л] в виде заднеязычного носового звука типа английского или немецкого [ng];

– возможно межзубное произношение [л], когда слышится акустически правильный звук, а артикуляция звука изменена, кончик языка находится между резцами;

– встречается боковое одностороннее произношение [л], когда воздух проходит только с одной стороны языка. Такое произношение [л] обычно сочетается с боковым произношением шипящих звуков и [р].

Более многочисленны случаи параламбдацизма в виде замен звука [л] кратким гласным [ы] (ымппа, паыка, стоы), когда задняя часть спинки языка поднята.

Часто встречаются замены звука [л] губно-зубным согласным [в] (вампа, павка, став) или гласным [у] (уампа, паука, стоу). При таких заменах активное участие в артикуляции звука принимает нижняя губа или губы, а не язык.

Возможна замена [л] мягким или полумягким [л], среднеязычным [j] (йампа, пайка, стой). В последнем случае кончик языка остается внизу, а средняя часть спинки языка поднимается вверх, образуя щель с твердым небом. Изредка встречается замена звуком [р].

Звук [л] может заменяться также взрывным заднеязычным [г] или его фрикативным вариантом (гампа, пагка, стог). В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов.

Мягкий [л'] нарушается редко: наблюдается полумягкое произнесение или замена его звуком [j].

Останавливаясь на методах исправления ламбдацизма, необходимо обратить внимание на то, что для правильного произношения звука [л] надо выработать:

– подъем кончика языка вверх;

– подъем задней части спинки языка вверх;

– умение опускать боковые края языка и выдыхать воз­душную струю между боковыми краями языка и коренными зубами;

– нейтральное положение губ.

Необходимые артикуляционные навыки достигаются выполнением комплекса подготовительных упражнений.

Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.

Если по подражанию звук поставить не удается, то используют следующие приемы. Сначала ребенку дают задание по предлагаемому образцу: пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно [а] или [ы]. Теперь логопед только формулирует инструкцию, а сам артикулирует перед зеркалом без голоса. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжный межзубный [л], на что, однако, не следует обращать внимание ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение.

Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произношению полученного звука в слогах с гласным [а]: сначала в закрытом слоге – «ал», затем между гласными – «ала» и, наконец, в открытом слоге – «ла». Далее вводятся слоги с нелабиализованными гласными [ы], [э], а затем – с лабиализованными [о], [у].

В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только [л], но и его мягкую пару [л'], исправление первого звука служит базой для усвоения второго. Последнее обычно легко достигается в открытых слогах с гласными переднего ряда – «ли», «ле», а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих [л] и [л'] («ла-ля», «ло-ле», «лу-лю»).

Постановка звука [л] при заменах его другими звуками может иметь свои, особенности.

При замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю – поджимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы. Постановка звука [л] от [ы] особенно рекомендуется при замене звука [л] на [л'], так как в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в передне-средней части его, а не в задней.

Иногда все попытки поднять корень языка, т.е. получить вместо мягкого звука [л'] его твердое звучание, оказываются безуспешными.

В этих случаях можно использовать следующие приемы:

– предложить создать некоторое напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне;

– механическая помощь: двумя пальцами – указательным и безымянным – провести легкий нажим на шею снаружи так, чтобы каждый палец приходился в точку у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти.

При этих упражнениях важно обратить внимание ребенка на возникающие при них кинестетические ощущения от подъема корня языка.

При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ. Если это у ребенка не получается, используют механичес­кую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем при замене звука [л] на [в].

При замене звука [л] звуком [г] отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем – у верхних резцов. При носовом ламбдацизме следует обратить внимание на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам языка. Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднимание и опускание задней части языка, поочередное произнесение с открытым ртом: а-н-а-н...). Затем традиционным приемом ставится правильный звук [л]. На первых порах крылья носа зажимают.

Если при ламбдацизме исправление звука [л] заканчивается этапом автоматизации, то в случаях параламбдацизма необходимо провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя (в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи).

Нарушения заднеязычных и среднеязычного звуков. Фонетический дефект, проявляющийся в отсутствии или искажении звуков [к], [к'], носит название каппацизма; [г],[г'] – гаммацизма; [х], [х'] – хитизма и [j] – йотацизма.

Нарушение произношения средне- и заднеязычных звуков, выражающееся в их замене другими звуками русского языка, называется паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитиз-мом и парайотацизмом, соответственно и по своей структуре является фонетико-фонематическим дефектом.

Основные виды нарушений произношения звуков [к], [г], [х], [j].

Встречаются следующие виды паракаппацизма: замена звука [к] звуком [т] («колбаса» – талбаса, «окно» – «отнот» т.д.). Другим видом паракаппацизма является замена взрывного звука [к] фрикативным [х] («компот» – хомпот, «рука» – руха и т.д.).

Примером истинного каппацизма является искажение звука [к], в результате которого слышится характерный фарингиальный щелчок, который возникает вследствие того, что голосовые складки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка разрывается, и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.

Недостатки произношения звука [г] проявляются в заменах его звуком [д] – парагаммацизм («гиря» – диря, «рога» – рода и т.д.). Истинный гаммацизм бывает нескольких видов. В одних случаях вместо [г] слышится гортанный щелчок; в других – звук [г] представляет собой озвонченный [х]; в третьих -в результате сильного сближения и вибрации голосовых складок звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук.

Парахитизм обычно проявляется в заменах звука [х] звуками [т], [к] («хвост» – твост, «хлеб» – клсб и т.д.). При искажениях звука [х] (хитизме) слышится ослабленный фаринги-альный шум, который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую сближенными голосовыми складками.

Нарушение произношения мягких заднеязычных звуков ([к'], [г'], [х']) аналогичны нарушениям парных твердых звуков, но в отдельных случаях наблюдается их боковое произношение, причиной которого является недостаточная работа мышц одной половины языка, неплотно прижимающей­ся к коренным зубам и пропускающей воздух. В результате такого произношения слышится характерный хлюпающий звук.

Недостатки произношения звука [j] встречаются достаточно редко и проявляются в замене его звуком [л'] («юла» – люла, «елка» – лелка и т.д.).

Опорные звуки, используемые при постановке средне- и заднеязычных звуков: [Т] –> [К], [Д] –> [Г], [С] –> [Х], [З'] –> [J]. При постановке звука [к] ребенка побуждают произнести слоги «та-та-та», нажимая шпателсм на переднюю часть спинки языка и удержания ее за нижними резцами, в результате чего получается «тя».

Далее произнесение слога «та» сочетается с более глубоким нажимом на язык – получается «кя»

Твердый звук [к] в сочетании с гласным [а] получается при еще более глубоком продвижении передней части спинки языка шпателем. Аналогично ставятся звуки [г], [х], [j].

Таким образом, схема постановки средне- и заднеязычных звуков выглядит так:

та – > тя – > кя – > ка

– да – > дя – > гя – > га

– са – > ся – > хя –> ха

– за – > зя – >

Исправление нарушения звука [j] в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены данного звука длительным гласным [и]. Постепенно длительность [и] сокращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.