Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дислалия. Коррекционная работа.





Основные понятия:

Автоматизация звука - этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дифференциация звуков – этап в коррекционной работе по воспитанию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования.

Замены звуков - дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы.

Коррекция - исправление каких-либо недостатков.

Постановка звука - создание при помощи специальных приемов новой связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное восприятие звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями.

Речевой аппарат - система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Смешение звуков - недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи.

 

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

В зависимости от локализации нарушения и причин дислалии делятся на:

- функциональные. К функциональным дислалиям принято относить все те случаи неправильного звукопроизношения, когда не имеется органической основы. Одной из распространенных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

Дислалия может возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, косноязычная или слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь.

Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Часто причиной дислалии у детей является так называемая педагогическая запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.

Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается.

В то же время недостатки звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения.

При функциональной дислалии не наблюдается патологии в строенииартикуляционного аппарата, но, несмотря на это, отмечается нарушение его функционирования. Важно также отметить, что внутри функциональной дислалии выделяют моторную и сенсорную формы.

Причинами сенсорной функциональной дислалии являются функциональные нарушения в центральном отделе речеслухового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации акустически и артикуляторно близких звуков (звонких - глухих, мягких – твердых, шипящих – свистящих и др.). В этих условиях ребенок допускает полную за­мену одного звукаречи другим. Эта форма нарушений звукопроизношения, носящая фонематический характер, в дальней шем обычно сопровождается однотипными буквенными заменами на письме.

Моторная функциональная дислалия вызывается функциональными нарушениями в центральном отделе речедвигательного анализатора, что обусловливает неловкость и недифференцированность движений губ и языка ребенка и приводит к неточности артикулирования звуков и «приблизительности» их звучания. Однако замены одного звука речи другим при этом обычно не наблюдается.

К функциональным дислалиям принято относить все те случаи неправильного звукопроизношения, когда не имеется органической основы. Одной из распространенных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

Дислалия может возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, косноязычная или слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь.

Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Часто причиной дислалии у детей является так называемая педагогическая запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.

Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается.

В то же время недостатки звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения.

При функциональной дислалии не наблюдается патологии в строенииартикуляционного аппарата, но, несмотря на это, отмечается нарушение его функционирования. Важно также отметить, что внутри функциональной дислалии выделяют моторную и сенсорную формы.

Причинами сенсорной функциональной дислалии являются функциональные нарушения в центральном отделе речеслухового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации акустически и артикуляторно близких звуков (звонких - глухих, мягких – твердых, шипящих – свистящих и др.). В этих условиях ребенок допускает полную за­мену одного звукаречи другим. Эта форма нарушений звукопроизношения, носящая фонематический характер, в дальней шем обычно сопровождается однотипными буквенными заменами на письме.

Моторная функциональная дислалия вызывается функциональными нарушениями в центральном отделе речедвигательного анализатора, что обусловливает неловкость и недифференцированность движений губ и языка ребенка и приводит к неточности артикулирования звуков и «приблизительности» их звучания. Однако замены одного звука речи другим при этом обычно не наблюдается.

- органически е (так называемые механические). Механическими дислалиями называют те случаи неправильного звукопроизношения, которые обусловлены органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации. Нарушения периферического речевого аппарата могут быть врожденными и приобретенными. К врожденным дефектам относятся несращения верхней губы, челюсти, мягкого и твердого нёба. Сравнительно частым дефектом развития является укороченная и слишком массивная уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте могут быть затруднены движения языка, так как слишком короткая уздечка фиксирует его у дна полости рта. Дефекты развития челюстей и зубного ряда ведут к аномалиям прикуса (нормальным считается такой прикус, когда при смыкании челюстей нижние передние зубы слегка прикрываются верхними).

Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное строение нёба. Узкое, слишком высокое («готическое») нёбо или, наоборот, низкое, плоское препятствует правильной артикуляции многих звуков.

Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков.

Виды нарушений звукопроизношения по количеству нарушенных звуков делятся на простые (мономорфные) и сложные (полиморфные).

Если у детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только сонорные, то такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.

Если у детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например свистящие, сонорные и шипящие, то такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.

Формы нарушения звуков

1. Отсутствие звука обусловлено несформированностью правильного артикуляционного уклада. Ребенок не может произ­нести звук изолированно и, соответственно, пропускает его в употребляемых языковых единицах (слогах, словах, предложе­ниях и т.д.). Например, абота (работа), одка (лодка).

2. Искажение звука, т.е. звук не исключается из слова, а получает собственное, аномальное звучание, не характерное для фонетической системы родного языка.

Причиной искаженного произношения звуков, как и их отсутствия, является недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики. Подобные дефекты являются фонетическими, или моторными.

3. Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе родного языка. Например, лыба (рыба), дада (дядя).

– замена звуков, одинаковых по способу образования и разных по месту артикуляции: [к]=[т];

– замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различных по способу: [с]=[т];

– замена звуков, одинаковых по способу образования и разных по участию органов артикуляции: [с]=[ф];

– замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различных по участию голоса: [з]=[с];

– замена звуков, одинаковых по способу образования и по активно действующему органу артикуляции и различных по признаку твердости/мягкости: [т']=[т].

Замена одного звука другим объясняется недостаточной сформированностью как артикуляционной моторики (в результате чего с правильной артикуляцией данного звука ребенок не справляется), так и несовершенством фонематического слуха (в результате чего данный звук заменяется другим, отличаю­щимся по артикуляционным или акустическим признакам). Поэтому замены по структуре являются фонетико-фонематическими нарушениями.

Раскрывая лингвистическую характеристику недостатков звукопроизношения, необходимо обратить внимание на то, что нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:

– фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, а фонетико-фонематические нарушения в этих группах (например, замены шипящих звуков свистящими и др.) – парасигматизмом;

– фонетические нарушения звуков [л] и [л'] называются ламбдацизмом, а фонетико-фонематические – параламбдацизмом;

– фонетические нарушения звуков [р] и [р'] называются ротацизмом, а фонематические – параротацизмом;

– фонетические нарушения звука [й] называются йотацизмом, а фонетико-фонематические – парайотацизмом;

– фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмом, гаммацизмом, хитизмом, а фонетико-фонематические – паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом.

Нарушения групп звонких и мягких согласных звуков специальных терминов не имеют. Их называют дефектами:

– озвончения и оглушения;

– смягчения и твердости согласных звуков. Значительно реже наблюдается неправильное произношение других звуков. Каждый вид имеет несколько разновидностей (например, сигматизм может быть межзубным, боковым, носовым и др.; парасигматизм – призубным, шипящим и др.).

Система коррекционной работы. Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на три этапа:

I этап — подготовительный. Цель - подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и звукопроизношению.

Содержание:

1 Формирование точных движения органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики.

2. Формирование направленной воздушной струи.

3. Развитие мелкой моторики рук.

4. Развитие фонематических процессов.

5. Отработка опорных звуков

II этап — формирование произносительных умений и навыков.

Постановка звука.

Цель - добиться правильного произношения изолированного звука.

Содержание: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органон артикуляционного аппарата; создание артикуляционной базы данного звука; добавление воздушной струи голоса для постановки звонких и сонорных; отработка произношения изолированного звука, которая может осуществляться тремя способами: по подражанию, смеханической помощью, смешанным способом.

Выделяют три способа постановки звуков:

1) по подражанию (имитативный),

2) с механической помощью,

3) смешанный.

Первый способ основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребенок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражание дополняется словесными пояснениями логопеда, какую позицию должен принять артикуляционный орган. В тех случаях, когда необходимые для данного звука артикуляционные позиции выработаны, достаточно их вспомнить. Можно воспользоваться приемом постепенного нащупывания нужной артикуляции. Поиск часто приводит к положительным результатам при постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких. Некоторые звуки, например, сонорные р и р, а также л, аффрикаты ч и ц, заднеязычные к, г, х более успешно ставятся другими способами.

Второй способ основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. Логопед просит ребенка произнести звук, повторить его несколько раз, и во время повторения он при помощи зонда несколько меняет артикуляционный уклад звука. В результате получается другой звук: например, ребенок произносит несколько раз слог са, логопед помещает шпатель или зонд под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, слышится шипящий, а не свистящий звук. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.

Третий способ основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение: логопед, объясняет ребенку, что нужно сделать, чтобы получить нужный звук, например, поднять кончик языка (в тех случаях, если данное движение выполнено ребенком не совсем так, как это нужно для нормированного звука). При этом способе ребенок оказывается активным, а приобретенная им с помощью логопеда поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи.

Автоматизация звука.

Цель - добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка.

Дифференциация звуков.

Цель - научить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи

III этап – формирования коммуникативных умений и навыков. Цель – сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи в ситуациях общения.

Недостатки произношения (искажение и отсутствие) свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом и являются фонетическим нарушением. Замена данных звуков другими, имеющимися в системе родного языка, называются парасигматизмом и по своей структуре являются фонетико-фонематическим нарушением.

Выделяют следующие виды сигматизма:

межзубный выражается в том, что во время произнесения свистящих и шипящих звуков кончик языка занимает положение между верхними и нижними резцами;

боковой сигматизм бывает одно- и двусторонним. Односторонний боковой сигматизм имеет место в тех случа­ях, когда язык ложится в полости рта ребром и воздушная струя проходит по одному из боковых краев языка, в результате чего образуется своеобразный «хлюпающий» звук. При двустороннем боковом сигматизме боковые края языка не прилегают к верхним коренным зубам и воздушная струя параллельными потоками проходит с двух сторон, по боковым краям языка;

встречается носовой сигматизм, который возникает вследствие соприкосновения задней части языка с мяг­ким нёбом, которое опускается, открывая проход воздушной струе в носовую полость.

Имеется несколько видов парасигматизма.

Губно-зубное произношение свистящих или шипящих звуков проявляется в замене звонких звуков на [в] и глухих – на [ф] (например: санки – «фанки», шапка – «фапка», зубы – «вубы», желудь – «фолудь»).

Призубный парасигматизм связан с особым положением языка в момент артикуляции: язык своим кончиком упирается в верхние резцы, образуя затвор и препятствуя прохождению воздушной струи через щель между резцами. Проявляется данный парасигматизм в замене звонких звуков на [д] и глухих – на [т] (например: снег – «тнег», шарф – «тарф», жара – «дара», забор – «дабор»).

Достаточно частым случаем парасигматизма является замена свистящих звуков шипящими – шипящий парасигматизм (свисток – «швисток», звезда – «жвежда») и шипящих звуков свистящими – свистящ ий пар асигматизм (шуба – «суба», жираф – «зираф»).







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.