|
Способы фиксации прочитанной информацииОдин из видов чтения – углубленное – предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации, а чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда. Существует три основных способа фиксации и сохранения информации при углубленном чтении: · конспектирование -краткая запись содержания прочитанного; · составление аннотации - краткая характеристика статьи, книги, с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации – ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т.е. дать общее представление о статье. · составление реферата – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата – ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.
Овладевая приемами техники рационального чтения, изложенными выше, необходимо научиться использовать их как в повседневной, так и профессиональной деятельности, т.е. овладеть культурой чтения как вида речевой деятельности. Под культурой чтения понимается умение использовать те факторы, навыки и умения, которые помогают сделать чтение продуктивным.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛУШАНИЯ Слушание представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. Этот процесс складывается из двух основных этапов: 1). первичный анализ речевого сигнала и его механическая обработка (осуществляется перекодирование звукового сигнала в «мыслительные образы»; здесь важную роль играет слуховая способность человека); 2). интерпретация (происходит лингвистический анализ поступившего сообщения и расшифровка его смысла, т.е. понимание). Основные недостатки традиционного слушания: · бездумное восприятие, когда звучащая речь является только фоном для какой-либо деятельности (особенно часто так слушают радио, занимаясь домашними делами); · обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи; · аналитическая узость восприятия, т.е. неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.
Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия
Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей: · слуховая способность; · внимательность; · способность к интерпретации; · способность к запоминанию.
Для того, чтобы улучшить навыки слушания, слухового восприятия необходимо: 1) умение концентрироваться – концентрируясь, человек подготавливает себя к слушанию. Концентрация требует определенных усилий, постоянного внимания. 2) умение анализировать содержание – научиться мысленно воссоздавать план речи, пытаться проследить, как оратор компонует материал и аргументирует свои идеи, как он адаптирует свою речь к аудитории. 3) умение слушать критически – его можно развить, если постараться соблюдать следующие принципы: связывать то, что говорит выступающий, со свои собственным опытом; резюмировать и систематизировать то, что услышали; анализировать и оценивать услышанное. 4) владение техническими средствами (например, умение конспектировать) – делать пометки, отмечать главное. Запись полезна при слушании, так как она помогает сконцентрироваться, дает материал для обзора и возможность возвращения к услышанному.
Стили слушания Обычно манера слушать не контролируется. Она складывается у человека стихийно и зависит от его пола, психического склада, занимаемого служебного положения, профессии. Различают: Мужской стиль слушанияЖенский стиль слушания Характеризуется вниманием к содержанию Характеризуется большим вниманием разговора. Само слушание длится 10-15 с. к эмоциональной стороне сообщения, Как только становится ясно, о чем идет самому процессу общения, а не к речь, перебивает собеседника словами: содержанию разговора. Женщины «Понятно. Дальше» или открыто выражает лучше понимают чувства говорящего несогласие. Мужской стиль слушания может и видят его как личность, реже вызвать у собеседника дискомфорт, а то и перебивают. Женский стиль в отдель- помешать ему высказаться. ных ситуациях может быть малоэф- фективным. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|