Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КОМПЛЕКС СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО СОВРЕМЕННЫМ ПРОБЛЕМАМ МЕНЕДЖМЕНТА





 

Семинарское занятие № 1

Тема Бизнес-процессный подход в менеджменте

Цель занятия: ознакомиться с бизнес-процессным подходом в менеджменте и закрепить полученные знания путем выполнения практического занятия.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Процесс в кибернетике рассматривается последовательной сменой состояний, стадий изменения (развития) системы или иного объекта. На каждой стадии происходят преобразования, заключающиеся в изменении значений переменных, характеризующих систему.

Согласно ГОСТ РФ ИСО 9000-2001 деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.

С.В. Шапошникова рассматривает процесс как упорядоченную последовательность действий (работ) во времени и в пространстве; совокупность этапов (стадий), проходящих в определенной последовательности для достижения промежуточных или конечных целей.

Применение на предприятии системы процессов, а также их взаимодействие и менеджмент процессов считаются «процессным подходом». Такой подход необходимо рассматривать с точки зрения добавленной ценности.

М. Хаммер и Дж. Чампи определяют процесс как серию последовательных действий, в результате которой создается определенная ценность для потребителя.

С.В. Паринов рассматривает процесс предприятия как совокупность упорядоченных последовательных действий во времени и пространстве для достижения результата путем целенаправленного управления деятельностью, преобразующей,

 

согласно требованиям потребителя, ресурсы входа в продукцию, работы, услуги, имеющие добавленную ценность, выхода предприятия.

П.Ф. Друкер сделала вывод, что потребитель является основой бизнеса. Исходит это из того, что только потребитель, благодаря желанию купить товар или заплатить за услугу, превращает экономические ресурсы в продукты труда, предназначенные для продажи. Прибыль - это не причина, а результат эффективной деятельности предприятия в области маркетинга, инноваций и производительности. Главным принципом экономики предприятия - не максимизация прибыли, а избежание убытков.

С.В. Паринов рассматривает бизнес как предпринимательскую функцию, направленную на создание потребителя и выполнение его требований, эффективное использование ресурсов, реализацию на рынке продукции, работ, услуг и систематическое получение прибыли в размерах, как минимум необходимую для покрытия и поддержания своих ресурсов в рабочем состоянии. Он исходит из того, что бизнес-процесс представляет совокупность осознанных целенаправленных последовательных действий, скоординированных во времени и пространстве работ, направленных на создание потребителя и выполнение его требований, проведение на этой основе достаточно автономными группами эффективных преобразований ресурсов, реализуемые на рынке как товары и приносящие систематическую прибыль предприятию.

С.В. Паринов рассматривает управление бизнес-процессом предприятия как гармоничную, предприимчивую, активно приспосабливающуюся, рациональную совокупность осознанных целенаправленных последовательных действий, направленных на создание потребителя и выполнение его требований, проведение на этой основе достаточно автономными группами эффективных преобразований поступающих на входе ресурсов в работы,

 

продукты и услуги на выходе, реализуемые на рынке как товары и приносящие систематическую прибыль предприятию.

Цель бизнеса определяет содержание бизнес-процессов.

Главными целями управления бизнес-процессами являются создание потребителя продукции, работ, услуг, удовлетворение его требований, эффективное использование ресурсов, реализация продукции, выполнение работ, оказание услуг и систематическое получение прибыли в размерах, как минимум достаточных для покрытия будущих рисков, существования и поддержания ресурсов предприятия в рабочем состоянии.

Д. Бодди и Р. Пэйтон утверждают, что концепция бизнес-процессов предполагает: удовлетворение требований потребителей занимает центральное место в разработке системы поставок, ориентированной на быструю реакцию на изменение рыночной ситуации, двусторонние потоки информации и другие ресурсы повышения эффективности.

Бизнес-процессы предприятия протекают в трех основных подсистемах системы «поставщик-предприятие-потребитель»:

• поставщик-предприятие;

• предприятие;

• предприятие-потребитель.

Содержание конкретного бизнес-процесса определяется его функциями, основанными на видах деятельности, и раскрывается содержанием координирующих и руководящих действий, направленных на создание информационных, финансовых и материальных потоков, приводящих в движение ресурсы предприятия с целью эффективного производства продукции, работ, услуг и их систематической прибыльной реализацией.

Содержание управления бизнес-процессами предприятия в деловом окружении заключается в создании своего потребителя и удовлетворении его требований, гармонизации и координации взаимных доходных и прибыльных отношений и минимизации отрицательных воздействий административных органов и общественных организаций, выигрыше за счет конкурентных преимуществ.

 

Содержание управления бизнес-процессами предприятия определяется их свойствами или отличительными особенностями. Среди них можно выделить свойства, базирующиеся на присущих любому процессу управления: изменчивости, гибкости, устойчивости, непрерывности, дискретности, последовательности, цикличности, целесообразности, разнообразия.

Жерар Экан полагает, что в процессе создания добавленной стоимости менеджерам необходимо следовать шести «руководящим задачам управления». Эти задачи следующие: стратегия, операции, структура, человеческие ресурсы, менеджмент, лидерство. Выполнение в перечисленной последовательности руководящих задач называется оптимальным циклом.

Направленностью процесса создания добавленной стоимости является удовлетворение потребителей, работников и прибыль компаний.

Содержание управления бизнес-процессами предприятия включает конечный результат. Результатами управления бизнес-процессами предприятия в системе «поставщик-предприятие-потребитель» могут быть доходы, добавленная стоимость (ценность), прибыль, убытки, или не быть прибыли и убытков.

В теории управления бизнес-процессами предприятия важное значение имеют принципы.

Под принципами управления бизнес-процессами предприятия понимаются основные положения, правила и нормы поведения и деятельности, следование которым будет обеспечивать успешное осуществление бизнес-процессов предприятия. Они базируются на известных общих принципах. Общие принципы управления бизнес-процессами предприятия: системности, комплексности, целенаправленности, процессного подхода, создания своего потребителя, выполнения изменяющихся требований потребителя, маркетинга, инновационности, гибкости, адаптивности, рациональности, производительности, эффективности, результативности, сочетания централизованного руководства и самоуправления, демократизации управления, гармонизации. Следование перечисленным принципам обеспечит управление бизнес-процессами предприятия, соответствующее современным и перспективным требованиям рыночных отношений.

Вопросы для уяснения и закрепления изложенного материала

1. Что понимается под процессом и процессным подходом?

2. Что является основой бизнеса?

3. Место прибыли в бизнесе.

4. Понятие бизнес-процесса.

5. Что понимается под бизнес-процессом?

6. Главные цели управления бизнес-процессами.

7. В чем сущность концепции бизнес-процессов?

8. В каких подсистемах предприятия протекают бизнес-процессы?

9. Чем определяется содержание конкретного бизнес-процесса?

10. Содержание управления бизнес-процессами в деловом окружении.

11. Отличительные особенности бизнес-процессов предприятия.

12. Какими могут быть результаты управления бизнес-процессами предприятия?

13. Общие принципы управления бизнес-процессами предприятия.

 

Задание.

В ходе проведения практического занятия студентам предлагается рассмотреть два теоретических вопроса и один практический. Задание выполняется по вариантам в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки.

Вариант 1

1. Принцип системности в управлении бизнес-процессами предприятия.

2. Свойство изменчивости управления бизнес-процессами предприятия.

3. Какие ресурсы поступают на вход предприятия и преобразуются в какие выходы. В чем здесь заключаются бизнес-процессы?

Вариант 2

1. Принципы комплексности в управлении бизнес-процессами предприятия.

2. Свойство гибкости управления бизнес-процессами предприятия.

3. Раскройте значимость управления бизнес-процессами в удовлетворении потребностей потребителей.

Вариант 3

1. Принцип целенаправленности в управлении бизнес-процессами предприятия.

2. Свойство гибкости управления бизнес-процессами предприятия.

3. Какими бизнес-процессами необходимо управлять в подсистеме «поставщик-предприятие».

Вариант 4

1. Принцип создания своего потребителя в управлении бизнес-процессами предприятия.

2. Свойство адаптивности управления бизнес-процессами предприятия.

3. Основные протекающие на предприятии бизнес-процессы, в результате которых создается добавленная стоимость (ценность).

Вариант 5

1. Принцип выполнения изменяющихся требований потребителя в управлении бизнес-процессами предприятия.

2. Свойство непрерывности управления бизнес-процессами предприятия.

 

3. Управление какими бизнес-процессами происходит в подсистеме «предприятие-потребитель»?

Вариант 6

1. Принцип инновационности в управлении бизнес-процессами предприятия.

2. Свойство дискретности управления бизнес-процессами предприятия.

3. Виды бизнеса и соответствующие им предметы бизнеса.

Вариант 7

1. Принцип рациональности в управлении бизнес-процессами предприятия.

2. Свойство последовательности управления бизнес-процессами предприятия.

3. П.Ф. Друкер утверждает, что бизнес невозможно определить или объяснить с точки зрения прибыли. Раскройте его взгляд и выскажите свое суждение.

Вариант 8

1. Принцип эффективности в управлении бизнес-процессами предприятия.

2. Свойство параллельности управления бизнес-процессами предприятия.

3. Почему цель бизнеса должна находиться за пределами этого бизнеса и заключаться в обществе?

Вариант 9

1. Принцип сочетания централизованного руководства и самоуправления в бизнес-процессном подходе.

2. Свойство параллельно-последовательности управления бизнес-процессами предприятия.

3. Главные цели управления бизнес-процессами.

Вариант 10

1. Принцип гармонизации в управлении бизнес-процессами предприятия.

2. Свойство многообразия управления в бизнес-процессном подходе.

3. Содержание управления бизнес-процессами предприятия в деловом окружении.

Семинарское занятие № 2

Тема Создание сценариев будущего

Цель занятия: ознакомиться с новым подходом в управлении, нацеленном на будущее, и закрепить полученные знания путем выполнения практического занятия.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Управление нацелено на будущее /1/. Одни менеджеры успех в делах считают результатом либо везения, либо предвидения; для других менеджеров характерна уверенность, что мало смысла в предвидении, важнее готовность к возможным вариантам будущего. Речь идет о том, чтобы быть готовым ко всему и знать, когда нужно изменить курс в ответ на неожиданные события.

Несколько лет назад экспертов Американской ассоциации менеджеров попросили ответить на вопрос, что их больше всего тревожит, когда они думают о текущем столетии. Наибольшее число респондентов (21%) назвало изменения. Поиск и подготовка квалифицированных работников - 14 %. Создание условий для роста и управление им - 12 %. Контроль расходов и управление производительностью труда - по 8 %. Ценовое давление - 7 %. Давление государственного регулирования - 6 %. Ускорение технологических изменений - 4 % и другие проблемы.

Известные ученые в области управления Г. Хэмел и К.К. Прахалад, авторы книги «Конкурируя за будущее», уверены, что менеджеры уделяют планированию будущего слишком мало внимания.

Зачастую будущее открывается тем, кого все остальные считают своевольными бунтарями. Они рассказывают потребителям чего им на самом деле хочется, тогда как другие корпорации продавали то, на что был спрос.

Японцы известны своим умением планировать надолго вперед. Hitachi, Sony и Fuji разрабатывают продукцию с расчетом, что продаваться она будет не только через 10 лет, но даже через 25 лет. Все это и есть планирование будущего.

Вместе с тем Ян Смит, директор консультативной компании Monitor, уверен, что компаниям нужно забыть о стратегическом планировании и переходить к стратегическому мышлению: «Десятилетние планы непригодны для предвидения того, во что превратится деловой мир. Как бы ни был хорош десятилетний план, он обратится в ничто, если на следующей неделе японцы выступят с лучшей продукцией» /3/. Компания не будет заниматься такими программами. Планирование будет идти не меньше чем на 25-летний период.

Королевское общество искусств изучало «компанию завтрашнего дня». Основываясь на анализе ряда первоклассных компаний, оно пришло к выводу, что существует три вида бизнеса. Одни компании предвидят изменения, другие реагируют на них, а третьи игнорируют. Первые компании будут процветать. Вторые - бороться за выживание. Третьи - не выживут /4/. Предвидеть изменения - это ключ к выживанию. Но успех ждет тех, кто создает изменения.

В ответ на возросшую нестабильность изменились организационные структуры - они стали более плоскими и децентрализованными, способными приспосабливаться к изменениям быстрее, чем жесткие иерархические пирамиды. Том Петере видит в будущем новые структуры, которые он назвал «черничными», - очень плоские, без штаб-квартир; и каждая «черничина» имеет одинаковый ранг /4/. В качестве примера такой организации Петере чаще всего приводит VeriFone, бурно растущую американскую компанию, которая изготовляет оборудование для изготовления кредитных карточек. Согласно Петерсу, эта виртуальная компания постоянно реинвестирует «сама в себя» и может считаться компанией завтрашнего дня.

Очень важно понять, что целые отрасли могут исчезнуть и за сравнительно короткий период. Именно это имел в виду австрийский экономист Йозеф Шумпетер, когда говорил о созидательном разрушении, смысл которого в том, что невозможно создать что-то достаточно новое без основательного изменения или даже полного разрушения старого. Растущие отрасли процветают за счет проигравших. Согласно Полю Сафо, директору Института Будущего, история конных экипажей учит, что в период перемен каждый должен прислушиваться к тому как трава растет. Ожидание ясных сигналов ведет к опозданию. Дело не в устаревании вещей, а в том, сколь быстро это понимается /5/.

Чтобы предвидеть изменения, фирмы часто обращаются к сценарному планированию, тогда для описания ключевых сил или факторов, воздействующих на отрасль или деловое окружение, составляют несколько альтернативных сценариев. Менеджеры используют такие сценарии для оценки наиболее вероятного варианта будущего и подготовки к нему. Имея наборы характеристик, они могут сопоставлять происходящее с предсказанным и в результате определяют, какой из сценариев оказывается ближе всего к реальности. Это помогает фирмам приспособиться к событиям и создать свое будущее.

Будущее менеджеры не в состоянии предсказывать, но они могут и должны его учитывать. Точнее даже не его, а многочисленные варианты сценариев развития. Менеджерам нужна широта понимания сил, которые будут оказывать влияние на их компании и отрасли. По мере того как разрабатываются стратегии, осуществляются инвестиции и конструируется новая продукция, руководство должно оценивать пригодность всего этого для мира, который будет сильно отличаться от сегодняшнего. Изменения в составе и подготовке рабочей силы, в технологиях и рынках существенно изменят организацию и политику компаний. Поскольку будущее неизвестно, руководство должно быть готово к замене своих стратегий и планов, когда события начнут разворачиваться неожиданным образом. Удача достанется не столько тем, кто все правильно угадает, сколько самым проворным, кто сможет быстро приноровиться к ходу событий.

Проблема 2000 года уникальна одновременно своими масштабами и простотой происхождения. Это живая иллюстрация теории хаоса, согласно которой жужжание шмеля в Малайзии способно стать причиной землетрясения в Калифорнии. Малозначительные решения или события могут иметь грандиозные последствия, но есть шанс смягчить их, если приноровиться к формам и требованиям постепенно возникающего будущего.

Нет и вряд ли будет точный рецепт написания сценариев будущего, зато есть ряд полезных советов. Если следовать им, легче не сбиться с пути. Сценарное планирование не является методом статистического прогнозирования. Это структурированное мышление о мире. Сценарное планирование начинается с изучения разных возможностей, с которыми фирма может столкнуться в будущем. Питер Шварц составил в помощь создателям сценариев список этапов разработки /6/:

1) сформулировать центральную проблему или важнейшее решение;

2) выявить ключевые факторы внутри организации;

3) определить движущие силы;

4) программировать все силы и факторы по их значимости и неопределенности;

5) выбрать логику сценария;

6) составить сам сценарий;

7) сделать выводы;

8) выбрать основные показатели и контрольные точки. Рассмотрим содержание перечисленных этапов разработки сценариев будущего.

1-й этап - сформулировать центральную проблему или важнейшее решение.

Согласно П. Шварцу, хороший сценарий начинается изнутри, а затем движется к исследованию окружающей среды. Прежде всего нужно выявить ключевые проблемы или решения, которые окажут влияние на ход дел.

2-й этап - выявить ключевые факторы внутри организации.

На данном этапе следует выявить ключевые факторы или силы, которые определяют успех или провал принимаемого решения. Это перечень возможных реакций со стороны клиентов,

 

поставщиков, конкурентов, работников и других влиятельных групп. Нужно учесть то, что определяет успех или провал решений, и сценарий должен отражать все значимые факторы такого рода.

3-й этап - определить движущие силы.

Движущие силы - это внешние, широкие, макроэкономические тенденции или факторы. В состав движущих сил входят факторы экономического, политического, социального и технологического развития. П. Шварц полагает, что именно данный этап сценарного планирования требует наибольшего изучения. Это один из самых трудных этапов. Здесь анализ должен учитывать не только очевидное или неизбежное, но и неправдоподобное или невероятное.

4-й этап - программировать все силы и факторы по их значимости и неопределенности.

Нужно выделить главное. Выделив большое число факторов, их следует проранжировать по степени значимости и предсказуемости. Именно это отличает один сценарий от другого и делает их полезными.

5-й этап - выбрать логику сценария.

Осуществляется деление сценария по сочетанию движущих сил. Комбинации движущих сил образуются определенной логикой, отражающей природу этих сил. Чем больше выделено движущих сил и ключевых тенденций, тем больше набор сценарных вариантов будущего. Осуществленное на 4-м этапе ранжирование поможет сократить число сценариев до разумных пределов. К тому же мы можем оценить степень логичности и отбросить сценарий, вовсе не имеющий смысла.

6-й этап - составить сам сценарий.

Движущие силы задают логику сценария, но их нужно подробно развить с учетом тенденций, выявленных на 2-м и 3-м этапах. Это позволит понимать события, которые способны реализовать влияние движущих сил. Цепочка причинно-следственных связей должна быть достаточно определенной, чтобы ее воздействие на движущие силы стало прозрачным.

Поскольку каждый сценарий образуется под влиянием нескольких таких цепочек, их нужно связать воедино. Вместе они дают картину, в рамках которой все сценарии обретают смысл и проясняют понимание будущего.

7-й этап - сделать выводы.

Когда сценарии готовы, можно вернуться к центральной проблеме или решению, чтобы выяснить, как они работают в рамках каждого сценария. Речь идет не об успехе или провале. Анализ выводов должен вскрыть слабые стороны решений или планов, чтобы с учетом этого мы могли изменить стратегию. Кроме того, можно определить, при каких сценариях решение оказывается жизнеспособным. Если есть четыре сценария и решение эффективно для каждого из них, сделать вывод легко. Но если оно жизнеспособно только для одного из нескольких сценариев, ситуация более проблематична. В последнем случае компания едва ли захочет поставить на него все, что имеет.

8-й этап - выбрать основные показатели и контрольные точки.

Исходим из предположения, что дело не в предсказании будущего, а в том, чтобы его учитывать. Сценарии помогают формулировать и оценивать стратегии. Они готовят фирмы к встрече с будущим, которое все шире раскрывается перед ними. Фирмам следует определить основные показатели и контрольные точки, которые давали бы знать, что реализуется некий определенный сценарий.

Чем скорее осознается событие и его связь с определенным сценарием, тем лучше менеджеры подготовлены и могут использовать знание к своей выгоде. Если сценарии разработаны тщательно и детально, легко понять, что именно является ключевыми показателями и контрольными точками.

Сценарии - это карта дорог, ведущих в будущее.

Рассмотрев содержание этапов сценария будущего, необходимо остановиться на макротенденциях.

Чтобы приступить к разработке сценариев, нужно выбрать определенную отрасль и ситуацию, соответствующую требованиям 1-го этапа. Рассмотрим три различные ситуации на макроуровне, которые смогут стать базой для множества разных сценариев.

Все три начинаются с экстраполяции важнейших из существующих тенденций. Первый сценарий носит название кооперация. Второй сценарий-координация - оптимистичен и предполагает, что процессы будут развиваться с ускорением и приведут к хорошим результатам. Третий - национальная изоляция - предполагает, что в силу политической и социальной реакции на развернувшуюся либерализацию экономики развитие пойдет вспять.

Для сценария «кооперация» характерно продолжение доминирующих линий современных правых и левых правительств, когда смена правящих партий в старых и новых демократических странах не ведет к резкому изменению политики.

Сценарий «координация» предполагает, что в мировой экономической политике будут господствовать многоотраслевые компании. При таком сценарии выгоды народов от политики либерализации, дерегулирования и демократизации настолько велики, что правительства при поддержке своих сограждан могут ускорить темп изменений.

Единая экономическая политика обеспечит быстрый экономический рост и сокращение уровня безработицы. Все виды торговых барьеров устранятся. Всемирная торговая организация станет практически не нужной, потому что почти все страны мира будут приверженцами идеологии свободной торговли.

Каждый из этих двух сценариев породит сильное обострение конкуренции. В результате для компаний станет важной способность быстро и точно реагировать на изменения рыночных условий. Компаниям придется мыслить более глобально, заботиться о заключении стратегических союзов. Основными задачами фирм станут разработка новой высококачественной продукции и контроль над расходами. Для этого потребуются более знающие и квалифицированные работники.

Широчайшее участие в благах, создаваемых экономическим ростом, резко контрастирует с неравномерным их распределением, которое обеспечивает третий сценарий - национальная изоляция. Для этого сценария характерна высокая безработица. Пытаясь защитить рабочие места, правительства наращивают торговые барьеры и ограничивают конкуренцию; усиливается государственное регулирование.

Все три сценария позволяют понять, какого рода интеллектуальная атмосфера нужна для осуществления сценарного планирования. В реальной практике необходим еще более углубленный анализ, учитывающий культурные, социальные, технологические и экономические аспекты.

Вопросы для уяснения и закрепления изложенного материала

1. В чем сущность управления, нацеленного на будущее?

2. Результаты опроса экспертов Американской ассоциации менеджеров.

3. Кому открывается будущее?

4. Почему менеджерам необходимо учитывать многочисленные варианты сценариев развития?

5. Этапы разработки сценариев будущего, предложенные П. Шварцем.

6. В чем сущность и содержание каждого из восьми этапов разработки сценариев будущего?

7. Ситуации на макроуровне, которые смогут стать базой для множества разных сценариев.

Задание. Студентам предлагается по вариантам составить сценарии будущего предприятия.

Ситуация, общая для всех вариантов, характеризующая предприятие:

1) имеет численность работающих более 1000 чел.;

2) средний возраст работающих составляет 45 лет; количество и категории работников распределены по возрасту равномерно;

3) находится на этапе «зрелость жизненного цикла;

4) организационная структура системы управления - линейно-функциональная;

5) выпускает один вид продукции;

6) продукция реализуется на внутреннем рынке; внешнеэкономической деятельностью никогда не занималось;

7) связи с потребителями продукции и поставщиками ресурсов носят разовый или эпизодический характер;

8) уровень рентабельности выпускаемой продукции составляет 5-10 %;

9) система получения и переработки знаний находится на низком уровне;

10) научно-исследовательские и опытно-конструкторские подразделения на предприятиях небольшие и возглавляются заурядными руководителями;

11) творческие коллективы для решения проблем создаются крайне редко;

12) износ основных производственных фондов в среднем составляет 50 %;

13) используемые в производстве продукции технологии не отвечают современным требованиям;

14) действующие системы качества не отвечают требованиям международных стандартов ИСО 9000.

Варианты для разработки сценариев будущего:

1) предприятие, выпускающее землеройную технику;

2) предприятие, выпускающее сельскохозяйственную технику - зерноуборочные комбайны;

3) предприятие, выпускающее авиационную технику - аэробусы;

4) предприятие, выпускающее кузнечно-прессовое оборудование для производства автомобилей;

5) предприятие, выпускающее горно-обогатительное оборудование для подземных работ;

6) предприятие, выпускающее двигатели для аэрокосмической техники;

7) предприятие, выпускающее цветные телевизоры с выпуклым экраном;

8) предприятие, выпускающее синтетический каучук для производства автомобильных камер и покрышек;

9) предприятие, выпускающее камеры и покрышки для легковых автомобилей.

Семинарское занятие № 3

Тема Лидерство из середины: интеллектуальная модель управления

Цель занятия: ознакомиться с новым подходом в управлении организациями и закрепить приобретенные знания путем выполнения специально составленного задания (теста).

Теоретический материал для самостоятельного изучения в ходе подготовки к осуществлению тестирования студентов

Новая модель управления привносит в концепцию лидерства существенные коррективы /1/. Эту модель называют лидерством из середины.

Лидерство из середины включает три аспекта.

Первый аспект лидерства из середины означает, что подлежит преобразованию роль менеджеров среднего звена. Таков иерархический аспект этой концепции. Произошедшие фундаментальные изменения по либерализации рынков и людей сделали значительную часть функций менеджеров среднего звена ненужными. В перестроенных на межфункциональной основе, ставших более плоскими, организациях их вытеснили информационные технологии. В трансфункциональном мире менеджер среднего звена в качестве эксперта по функциональным процессам и процедурам просто не нужен. А это значит, что менеджеры среднего звена должны стать скорее лидерами, чем управленцами.

Второй аспект лидерства из середины означает, что лидерство осуществляется из самой сердцевины ключевых ценностей, ключевых возможностей или задач. В этом случае перед менеджерами открывается возможность лидерства из середины иерархии.

Третий аспект лидерства из середины связан с сетевыми отношениями. В данном случае иерархию власти и пирамиду управления заменяет сеть отношений - как внутри организации, так и за ее пределами, а лидерство из середины взаимосвязей людей, продукции и процессов. Эта выгодная позиция не предполагает наличия властных полномочий - должностных или экспертных. Это, скорее, возможность творческого разрушения: направить ресурсы, идеи и людей на создание ценностей, которые сочтут стоящими другие участники сети отношений. В такой ситуации менеджер принимает на себя роль посредника, катализатора действий и творческих изменений. В крупных и малых фирмах все более популярным становится такое представление о капитализме - сеть взаимосвязей и взаимоотношений.

Лидерство из середины как новая (интеллектуальная) модель управления содержит следующие обобщенные элементы:

1) чувство собственника по отношению ко всей компании;

2) безграничность;

3) ориентация на клиентов;

4) динамизм участия;

5) придуманное будущее;

6) роль обучения;

7) интеграция частной и производственной жизни. Раскроем эти элементы.

Чувство собственника по отношению ко всей компании. Новая модель управления требует, чтобы каждый служащий чувствовал себя до некоторой степени совладельцем всего предприятия. Быть собственником - значит не просто участвовать в делах, а чувствовать себя ответственным за фирму. Важно, чтобы эта ответственность была по отношению не к какой-то части компании (и даже не к сумме частей): менеджер должен заботиться не только о выполнении своих узких задач, а о результатах для всей компании.

Безграничность. Интеллектуальная модель управления требует от менеджеров выхода за пределы традиционного мышления. Безграничность здесь означает открытость для союзов, партнерств и новых идей независимо от того, кто отдает приказы и контролирует результаты деятельности. Ориентация на результат предполагает наличие доступа к информации, экспертным знаниям (или критическим оценкам) и материальным ресурсам. Новая модель требует устранения межфункциональных перегородок и установления вне иерархических взаимосвязей.

Когда безграничность соединяется с чувством собственности, менеджеры обнаруживают себя погруженными в сеть взаимосвязей. Практически размываются границы между ролями потребителей, поставщиков, служащих и главных клиентов. В глобальных союзах, где партнеры фирмы охватывают всю стоимостную цепь, трудно сказать, на какую компанию работает конкретный служащий. Многие фирмы передают определенные функции на подряд своим бывшим служащим.

3. Ориентация на коллектив. Новая модель управления настраивает фирмы не на эксплуатацию рынков, а на то, чтобы обрадовать клиентов. Речь идет не просто об удовлетворенности клиентов, а об их радости и удовольствии. Когда рынки капитала действуют в глобальном масштабе, просто добросовестной работы и удовлетворения запросов потребителей оказывается недостаточно. Современным компаниям приходится заботиться о том, чтобы отличаться от других. Нужно, чтобы клиент, думая о получении услуг, сразу вспоминал фирму.

Разница между старой и новой моделями заключается в установке на попечительство и заботе о потребителях, в ориентации на определенные отношения, а не на агрегированные демографические показатели. От традиционных форм сбыта корпорации зачастую отказываются в пользу управления отношениями с клиентами. Информация на многих рынках легкодоступна, потому что эти рынки глобальны. Компании ведущих в экономическом отношении стран подняли стандарты обслуживания, а политические режимы прошли через процесс либерализации. Все меньше мест, где могут найти убежище компании, склонные эксплуатировать клиентов или вести себя с ними как с одноразовыми потребителями товаров, работ и услуг, которых компания больше никогда не встретит.

4. Динамизм участия. Цели компаний и трудности на пути их достижения постоянно меняются. Любая жесткая организационная структура, вполне пригодная для сегодняшних нужд, не выдерживает испытаний завтрашнего дня. Новая модель управления предполагает создание организации, способной изменяться в соответствии с требованиями времени. Должна возникнуть так называемая подвижная организация, в которой отношения постоянно меняются, но уровень вовлеченности, участия остается неизменно высоким. В литературных источниках данную характеристику модели управления называют динамизмом участия. Прежде всего, она говорит о значимости ценностей. Люди могут достичь поразительных результатов, если верят, что их цель очень важна, и если ее достижение гармонирует с их представлениями о себе и о том, чего они хотят от жизни. Динамизм участия требует, чтобы политика компании была подчинена определенным ценностям. Такой ориентации обычно способствует чувство долга. Ценности направляют наши действия именно потому, что это наши ценности.

5. Для модели лидерства из середины очень важна идея о том, что к будущему следует готовиться; в будущем произойдет не встречавшееся в прошлом.

Имеется утверждение, что любая попытка экстраполировать прошлое в будущее обречена на провал. Менеджерам необходимо воспитывать в себе пытливость, проницательность и способность учиться. Модная сегодня процедура перестройки производственных и организационных процессов рассматривается как метод разрешения проблем, который был пригоден прежде и работает еще и сегодня, но это не метод для будущего. В нашем новом мире будущее нужно придумать и изобрести, а не готовить адекватную защиту.

6. Роль обучения. Как и в случае с динамизмом участия, главное на личном и организационном уровне - иметь вкус к идеям и информации. Обучение оказывается ценностью само по себе, и новая модель выделяет несколько его аспектов: усвоение новой информации, овладение навыками, методами и технологиями, накопление технического опыта и здравого смысла. Только с помощью обучения новая модель управления может стать влиятельной и породить корпорации, способные к самообновлению. Обучение выше, чем просто профессиональная подготовка; это - ценности и установки. В книге «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации» Питер Сенге выделяет следующие четыре дисциплины: интеллектуальные модели, совместное видение, групповое обучение, личное совершенствование - и вводит пятую дисциплину, системное мышление, которое связывает воедино все актуальные. Конкурентное превосходство достается более способным к обучению организациям, которые будут практиковать эти дисциплины в своей повседневной деятельности. Лидерство из середины требует неустанного внимания к обучению и совершенствованию своих способностей учиться.

7. Интеграция частной и производственной жизни. Рассмотренные выше элементы новой модели управления требуют, чтобы люди проявляли себя на работе и делали это со всей душой. В новой модели считается важным, чтобы







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.