|
Предмет, метод и задачи правовой статистикиСтр 1 из 8Следующая ⇒ Правовая статистика Предмет, метод и задачи правовой статистики
Статистика, как и другие науки, имеет свой предмет и метод познания. На современном этапе термин статистика имеет три различных значения: 1. статистика понимается как особая отрасль практической деятельности людей, направленная на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое положение государства, его регионов, сфер правоохранительной деятельности др. 2. статистика это наука, занимающаяся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой (статистическая наука опирается на материалы практики и, обобщая опыт практики, разрабатывает новые положения). 3. статистика, как ее часто определяют, это статистические данные, представленные в отчетности по различным отраслям хозяйствования, результаты социологических и криминологических исследований, публикуемые в сборниках, средствах массовой информации, которые представляют собой результат статистической работы. Предметом изучения правовой статистики является количественная характеристика массовых явлений и процессов, правового характера в неразрывной связи с их качественной стороной. В каждом конкретном случае объектом статистического исследования является некая статистическая совокупность. Статистической совокупностью изучаемых правовых явлений могут быть: - население страны, города, села, района, лица, совершившие правонарушения, преступление, факты обращений в суды, число принятых решений судебными и иными правоохранительными органами и тому подобное. В свою очередь, исследуемая совокупность может отличаться по таким признакам, как пол, национальность, место проживания, тяжесть совершенного преступления, степень общественной опасности, уровень компетенции органа, принимающего решение и т.д. Так, например, при учете преступности и судимости в России в статистическую совокупность включаются все факты совершения деяний, запрещенных уголовным законом, а также лица, совершившие преступления и осужденные к отбыванию уголовного наказания по приговору суда, а в качестве учетной единицы наблюдаемой статистической совокупности рассматривается отдельное преступление либо преступник. В качестве примера статистической совокупности приведем сведения о распределении различных групп преступлений по России в целом и федеральным округам (таблица 3.1).
Таблица 3.1 Уровень преступности в федеральных округахРоссии в 2002г.
Для определения количественных характеристик статистической совокупности используют специальные методы статистического исследования. Составными частями метода статистического исследования являются (рис. 3.1.)
Рис. 3.1. Составные части метода статистического исследования
На этапе массового статистического наблюдения на основе разработанных программ и инструментария (инструкции, формы, таблицы и т.д.) проводится научно организованный сбор сведений об изучаемых процессах или явлениях жизни общества. Группировку и сводку выполняют на основе данных, полученных в результате статистического наблюдения. Собранный материал систематизируют и, как правило, сводят в статистические таблицы. Определение и анализ обобщающих показателей позволяет установить причинно-следственные связи изучаемых явлений и процессов, дать оценку, сформулировать выводы и предложения. Статистика на основе системы статистических показателей дает количественную меру структуры, объема, динамики и взаимосвязи исследуемых явлений и процессов.
ЗНАЧЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ В РАМКАХ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И РЕГУЛИРОВАНИЯ Сегодня в сферу правоохранительной деятельности попадает большое число социальных проблем. Это обусловлено тем, что при переходе к демократическому обществу наиболее эффективный путь разрешения социальных конфликтов лежит в области права. Глобализация современного мира усиливает многие социальные противоречия, и их действия распространяются даже на те страны, которые ранее с ними не сталкивались. И в этой связи необходимо отметить, что сегодня для России достаточно актуальна проблема регулирования миграции населения, значение которой еще пятнадцать - двадцать лет назад было крайне незначительно. Миграционные процессы можно назвать индикатором развития ситуации в обществе, так как именно здесь четко просматривается реакция на изменения в экономическом, политическом и социальном плане жизни государства. Начиная с февраля 2002 г., деятельность в области регулирования миграционных процессов передана в сферу полномочий МВД согласно Указу Президента РФ № 232 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики»1. Проблемы миграции - одни из наиболее актуальных на сегодня во всем мире. Особую озабоченность вызывает ситуация в области нелегальной миграции, которая, по оценкам экспертов, выступает как один из глобальных феноменов современной международной жизни. Практически все регионы мира и многие государства вовлечены в этот процесс в качестве либо стран выезда, либо принимающих стран, либо стран со смешанными потоками. Роль отдельных участников может меняться. Сегодня помимо традиционных принимающих стран (США, Канады, Израиля, Австралии) этим статусом в полной мере обладают многие государства Западной Европы, в последние десятилетия к ним присоединились страны Южной Европы (Италия, Испания, Португалия), а также динамично развивающиеся регионы Азии. Все эти государства в той или иной мере испытывают давление нелегальных мигрантов2. Современная Россия может рассматриваться с трех позиций: • во-первых, это страна исхода (так, по некоторым оценкам, за границы только на заработки ежегодно выезжали около 1,5-2 млн человек, среди которых только 45 800 имели разрешение на трудоустройство в 2000 г.1); • во-вторых, территория Российской Федерации используется для транзита нелегальных мигрантов (по причине фактической открытости огромных участков своей границы Россия по-прежнему широко используется незаконными мигрантами как транзитная территория. В течение 1997-1999 гг. сотрудники российской по-гранслужбы задержали 1965 человек (из них 1538 афганцев) на границе с Казахстаном и 2618 на границе с Украиной. В течение 1998-2000 гг. при попытке въезда в Россию и другие страны Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА), находящиеся под охраной российских пограничников, задержано 8928 человек; еще 6750 человек задержано при попытке выезда по недействительным документам. В 2000 г. подверглись штрафу около 150 тыс. лиц с просроченными визами, более тысячи человек было задержано при попытке выезда из России по поддельным документам. Из числа последних примерно 184 человека были из Бангладеш, 154 из Турции, 151 из Шри-Ланки, 141 из Индии и по 49 из Пакистана и Китая. Начиная с 1999-2000 гг., задержано приблизительно 400 организованных групп торговцев людьми; в 1998 г. подверглись штрафу 16,2 тыс. туристических агентств (6300 в 1999 г. и 7100 в 2000 г.). В 1998-2000 гг. из России было депортировано в общей сложности 70 300 незаконных мигрантов2); • в-третьих, Россия является страной - местом назначения мигрантов. Помимо официально зарегистрированных потоков примерно 1,5 млн мигрантов - половина из них китайцы и значительное число афганцев - проживали в России нелегально. Эта категория включала китайских и вьетнамских трудовых мигрантов и мелких торговцев с просроченными визами; до 60 тыс. иностранных студентов из развивающихся стран (главным образом из Афганистана, Ирака, Кубы, Демократической Республики Конго, Гвинеи и Эфиопии), которые прибыли еще в советскую эпоху и не возвратились домой по завершении учебы; еще 9 тыс. студентов, главным образом из стран Африки, которые прибыли после 1991 г. и остались дольше положенного срока; 7 тыс. трудовых мигрантов с просроченными разрешениями на трудоустройство; 4-5 тыс. вьетнамских и северокорейских рабочих-контрактников, которые прибыли в советскую эпоху и не уехали после окончания срока контракта, а также лиц, ищущих убежища, транзитных мигрантов и прочие категории мигрантов. По оценкам, из стран ВЕЦА на работу в Россию ежегодно прибывало свыше 3 млн трудовых мигрантов, из которых только 100 тыс. имели законные разрешения на трудоустройство. Кроме того, для эффективности исследования любого социального процесса необходимо определить не только количественную составляющую, но и качественные характеристики, позволяющие рассматривать объект исследования с системных позиций. И в первую очередь для анализа важно выявить факторную составляющую, детерминирующую развитие изучаемого объекта. Как отмечает профессор Н.М. Римашевская, непосредственные факторы международной миграции населения, воздействующие на ее интенсивность, сводятся к четырем группам: • различия в режимах демографического воспроизводства, вызывающие постарение населения в одних странах и формирование относительно молодой структуры в других; • существенная и все усиливающаяся поляризация жизненного уровня, рост деприваций и эксклюзий в отдельных странах; • перенаселение преимущественно отсталых регионов мира; • различия в степени занятости трудоспособного населения и рост уровня безработицы, вызывающей прежде всего трудовую миграцию2. Учет этих факторов позволяет более эффективно прогнозировать развитие миграционных процессов в Российской Федерации. Кроме того, это позволяет выявить наиболее привлекательные для нелегальной миграции регионы, каковыми являются в большей степени приграничные области (Дальневосточный регион, Краснодарский край) и промышленно развитые центры (Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область). Оценить объемы нелегальной миграции крайне сложно. Результаты многочисленных исследований, проводимых в последние годы в рамках Миграционной информационной программы под эгидой Международной организации по миграции, основываются в основном на методах изучения косвенных характеристик и экспертных оценок. Основными источниками информации при проведении исследовании методом экспертных оценок являются собираемые официальной статистикой государства данные о мерах, направленных на пре-сеченне нелегальной миграции. Источниками всех необходимых сведении являются как раз те государственные структуры, которые и оцениваются по показателям эффективности контроля миграционных процессов. В связи с этим необходимо отметить следующее: структуры, ведущие статистический учет в этих областях, являются достаточно закрытыми, а статистика имеет ведомственный характер, что служит препятствием для исследования миграционных процессов. Ведомственный порядок регистрации информации в сфере миграционных процессов и ведения статистики не может обеспечить получение адекватного представления как об общей социальной обстановке в России, так и о криминогенной ситуации, связанной с миграцией. Можно говорить о том. что ведомственный учет, ведомственный характер миграционной статистики приводят к различным негативным явлениям (невозможность выделить приоритеты в проведении миграционной политики и уголовной политики, различных формах нарушений прав человека и др.). Эксперты подчеркивают необходимость создания исследовательской базы для формирования концепции миграционной политики, социального и криминологического мониторинга, законодательных актов. Монополизм ведомственной науки в сфере получения знания о таком социальном объекте, как миграция, в области разработки законопроектов и государственных программ чреват серьезными потерями для общества, поскольку в природе ведомственного подхода заложена определенная сосредоточенность на реализации корпоративных интересов, обслуживании политических интересов отдельных общественных групп, а не на постановке и решении реальных общественных проблем, не на получении фундаментального, объективного знания. При отсутствии элемента независимой науки сформировать социально значимые цели, определить механизмы и пределы деятельности для отдельных государственных структур, выработать эффективную миграционную политику невозможно. Для создания научно обоснованной концепции миграционной политики необходимо представить ее как сложную деятельность, состоящую из трех уровней: основания, субъекты и объекты (адресаты деятельности). При разработке миграционной политики в целом для Российской Федерации, а также в том или ином регионе необходимо провести анализ ситуации и на этой основе связать все указанные уровни. Та кнм ооразом. неооходимо не только знать оощесоцнальную и криминальную ситуацию в стране, регионе, определить возможных эффективных субъектов деятельности, но и выявить адресатов - потенциальных потребителей результатов деятельности. Кроме того, необходимо понимать возможности, направления, стратегию деятельности различных субъектов, а также возможности взаимодействия между ними. Для прогнозирования развития миграционной ситуации в России в процесс исследования в качестве субъектов следует включать как органы, непосредственно осуществляющие регулирование данной области, так и те структуры, которые на данном этапе находятся в наиболее удобном для исследования положении. Так. известный американский ученый Д.Т. Кэмпбелл. указывает, что «в случае исследования действия имеется ряд других релевантных групп непрофессиональных наблюдателей, лиц, находящихся в удобной для наблюдения позиции, что не характерно для иных социальных ролей. Сюда входит руководящий персонал программы и те группы граждан, которые находятся в постоянном контакте с лицами, испытывающими на себе действие программы»'. В нашем случае, наряду со специалистами МИД. ФСБ (в плане пограничного контроля), МВД. необходимо рассматривать в качестве возможных экспертов представителей этнических диаспор, общественных объединений национального, религиозного характера. В современной обстановке именно такие «непрофессиональные наблюдатели» находятся в наиболее удобной для наблюдения позиции. Программа исследования состояния нелегальной миграции и тенденций ее дальнейшего развития должна включать в себя два уровня, только при соотнесении которых результаты могут быть валидными. Так, с точки зрения изучения официальной статистики, в проведение мониторинга необходимо включить представителей МИД. ФСБ и МВД. В процесс исследования социальной ситуации, кроме специалистов государственных органов правоохранительной системы, должны быть включены эксперты в области социальной защиты, здравоохранения, занятости населения, образования, а также представители общественных объединений инонационального характера. Таким образом, алгоритм исследования должен включать в себя два подхода. Первый должен заключаться в проведении опроса экспертов правоохранительных органов и МИД, органов власти федерального и муниципального уровней, которым для оценки должны быть представлены статистические данные не менее чем за три года по следующим направлениям: • сведения об отказах в выдаче въездных виз и о количестве не допущенных в страну иностранцев (главным образом из-за ненадлежащего оформления въездных документов, их отсутствия или попытки въезда по недействительным, поддельным или чужим документам); • количество лиц, арестованных или задержанных на границе при попытке ее нелегального пересечения (в основном жертвы контрабандной переправки мигрантов); • сведения о депортациях, т.е. о количестве лиц, принудительно выдворенных из страны; • количество лиц, задержанных и привлеченных к ответственности за нарушение паспортно-визового режима. Результатом является суммированное мнение группы экспертов о характере официально зарегистрированной нелегальной миграции и на основе имеющихся данных - об эффективности работы структур, включенных в деятельность по регулированию данной области, о возможной неучтенной составляющей нелегальной миграции в России. Второе направление включает в себя проведение опросов и анкетирование представителей общественных организаций этнонацио-нального характера, а также представителей местного населения, субъектов Российской Федерации, имеющих наиболее привлекательный для нелегальных мигрантов характер, предпринимателей, работающих в строительной, торговой областях, в сфере обслуживания и развлечения. Основным результатом данного направления должен стать список проблем, связанных с нелегальной миграцией и имеющих негативный оттенок, повышающих тревожность в обществе, нарушающих эффективную работу социальных институтов. ТЕСТЫ к главе 3 1. Целью криминологического исследования является: а) получение различных данных о социальной ситуации в обществе; б) получение данных о состоянии общества и государства в ракурсе изучения преступности; в) получение любых данных об обществе. 2. Программа криминологического исследования-это: а) набор методов, необходимых для достижения цели исследования; б) методы и инструментарий криминологических исследований: в) последовательность действий, методика и определенные этапы и стадии криминологического исследования. 3. Объектом криминологических исследований является: а) преступность; б) социальные группы населения; в) социальная ситуация в регионе. 4. Регулирование миграционных процессов является одним из направлений деятельности: а)государства; б) международного сообщества; в) МВД'РФ. 5. Для лучшего статистического учета миграционных потоков в первую очередь необходимо: входит регламентация миграционных процессов; б) выработка единой государственной миграционной политики; в) повышение деятельности милицейских служб. 6. В судебных инстанциях документами первичного статистического учета являются: а) статистические карточки; б) журналы учета; в) статистические формы. 7. В нотариальных конторах документами первичного статистического учета являются: а) статистические формуляры; б) реестры (списки); в) журналы учета. 8. Статистическая отчетность в ОВД - это: а) статистические формуляры; б) система статистических карточек, журналов и реестров; в) статистические формы. 9. Органы записи актов гражданского состояния (загс) осуществляют статистический учет с использованием: а) регистрационных актов; б) статистических карточек; в) регистрационных журналов. 10. Для учета деятельности адвокатуры по содействию охране прав и законных интересов граждан в осуществлении правосудия используются: а) регистрационные карточки; б) журналы учета; в) реестры.
И ТЕХНИКА Чтобы полученные сведения о каждой единице наблюдения могли быть использованы для характеристики изучаемой совокупности в целом, они должны быть научно обработаны, систематизированы, подсчитаны и обобщены. Статистической сводкой является научно организованная систематизация и подсчет групповых и общих итоговых статистических данных. Целью сводки является сведение воедино материалов статистического наблюдения и получение обобщающих статистических показателей, характеризующих сущность социально-экономических явлений или процессов, отражающих определенные статистические закономерности. Сводку статистических данных проводят по заранее составленной программе, содержание которой определяется задачами исследования. В программе должен содержаться перечень объектов и показателей для изучения исследуемого явления, выбор группиро-вочных признаков. Программа должна предусматривать систему макетов таблиц, в которых в определенном порядке перечисляются объекты, группы и подгруппы и необходимые для их характеристики итоговые и промежуточные показатели. По технике исполнения сводка может быть выполнена как ручным, так и механизированным способом. По организации работ различают централизованную и децентрализованную сводки (рис. 4.1.1). При централизованной сводке материалы наблюдения сосредоточиваются в одном центральном органе (например, в Федеральной службе государственной статистики Российской Федерации (ранее Госкомстат), а в случае ведомственной статистики - ГИЦ МВД России).
Рис. 11. Статистическая сводка
При децентрализованной сводке обобщение собранных сведений производится на местах - в районных, городских, областных, краевых органах статистики по единому плану. Вышестоящему органу статистики передаются уже сводные итоги для дальнейшего их обобщения. Кроме того, различают сводку в узком понимании, которая представляет собой подсчет (суммирование) данных о числе единиц совокупности и значении их признаков. Такую сводку иначе называют простой сводкой. Сложная сводка, или сводка в широком понимании, - это способ научной обработки первичных статистических сведений, включающий в себя группировку исследуемых явлений, получение системы показателей для характеристики типичных групп и подгрупп, подсчет групповых и общих итогов, табличное и графическое оформление статистических показателей.С
С УЩНОСТЬ И ВИДЫ ГРУППИРОВОК Сводка и группировка - это взаимосвязанные процессы статистического исследования массовых наблюдений. Без сводки нельзя произвести группировку, сводка без группировки не позволяет выделить характерные черты отдельных типов явлений, установить закономерности исследуемых явлений и взаимосвязей между ними. Статистическая группировка (рис. 12) представляет собой процесс разделения сложного массового явления на однородные группы по каким-либо существенным признакам с целью выделения типов явлений, изучения структуры и анализа их состояния, развития и взаимосвязей. Одновременно это и метод объединения единиц совокупности в однородные группы, по которым определяются статистические показатели. Признак, положенный в основание группировки, называется группировочным признаком, или основанием группировки. Рис. 12. Статистические группировки
Группированный признак - это отличительная черта, свойственная единице статистической совокупности, на основе которой строятся отдельные группы. Все признаки подразделяются на атрибутивные (качественные) и количественные. Атрибутивные, или качественные, признаки могут быть выражены только дискретными показателями в виде текстовой записи. Примерами качественных признаков могут быть: пол, национальность, страна, вид деятельности, образование, вид преступной деятельности, отрасль права и т.д. Количество возможных групп определяется числом исследуемых признаков. При группировке по количественному признаку, в отличие от качественного, каждая группа имеет цифровое выражение и может принимать любые дробные и целочисленные значения, то есть является непрерывно изменяющейся величиной. К таким группировочным признакам можно отнести, например, возраст, стаж работы, производство или потребление продукции, урожайность, посевные площади и т.п. В табл. 4.2.1 представлены качественные группиро-вочные признаки - составы преступлений против жизни и здоровья по федеральным округам Российской Федерации.
Таблица 4.2.1 Таблица 4.2.3 Таблица 4.2.4 Социально-демографическая характеристика преступности в России
Источник: ежегодники: Преступность и правонарушения. М.: ГИЦ МВД РФ (1999-2002 гг.); Состояние преступности в России. М.: ГИЦ МВД РФ (1999-2002 гг.). Структурная группировка — это группировка, позволяющая выявить однородный (в качественном отношении) состав изучаемой статистической совокупности, т.е. определить структуру явления. Причем если в структурной группировке сопоставлять данные во времени, то получится представление о структурных сдвигах в изучаемом явлении. С этой целью рассмотрим изменение численности населения Российской Федерации за ряд лет, выделяя две группы: городское и сельское (табл. 4.2.5). Анализ данной статистической совокупности позволяет не только представить все население в виде отдельных самостоятельных групп, но и изучить динамику изменения численности каждой из этих групп и всей совокупности вместе. Таблица 4.2.5 Таблица 4.2.11 Месячная заработай плата рабочих (данные условные)
В группировках нередко применяют неравные интерваты. Например, наблюдаемую статистическую совокупность из 20 рабочих можно сгруппировать по уровню квалификации на четыре группы: неквалифицированные рабочие, рабочие с низкой, средней и высокой квалификацией. При этом величина изменения их заработной платы не будет представлена равными интервалами. Исходные данные о месячной заработной плате 20 рабочих (табл. 4.2.10) с учетом уровня их квалификации могут быть представлены в табл. 4.2.12.
Таблица 4.2.12 ТЕСТЫ к главе 4 1. Сводкой называется: а) однородный в качественном отношении состав изучаемой статистической совокупности; б) упорядоченное распределение статистической совокупности па группы по конкретному признаку; в) научно организованная систематизация и подсчет групповых и общих итоговых статистических данных. 2. По технике исполнения статистическая сводка подразделяется на: а) централизованную и децентрализованную: б) простую и сложную; в) механизированную и ручную. 3. По организации работ сводка подразделяется на: а) централизованную и децентрализованную: б) простую и сложную; в) механизированную и ручную. 4. Основанием сводки может быть: а) атрибутивный признак: б) количественный признак; в) как атрибутивный, так и количественный признаки. 5. Типологическая группировка: а) группировка, которая позволяет выделить и охарактеризовать социально-экономические типы явлений: б) группировка, которая позволяет выявить наличие взаимосвязи между исследуемыми явлениями и их признаками: в) группировка, позволяющая выявить однородный в качественном отношении состав изучаемой статистической совокупности. 6. Структурная группировка: а) группировка, которая позволяет выделить и охарактеризовать социально-экономические типы явлений; б) группировка, которая позволяет выявить наличие взаимосвязи между исследуемыми явлениями и их признаками; в) группировка, позволяющая выявить однородный в качественном отношении состав изучаемой статистической совокупности. 7. Аналитическая группировка: а) группировка, которая позволяет выделить и охарактеризовать социально-экономические типы явлений; б) группировка, которая позволяет выявить наличие взаимосвязи между исследуемыми явлениями и их признаками; в) группировка, позволяющая выявить однородный в качественном отношении состав изучаемой статистической совокупности. 8. Закрытые интервалы: а) интервалы, у которых указаны обе границы; б) интервалы, у которых указана только верхняя граница; в) интервалы, у которых указана только нижняя граница. 9. Атрибутивный ряд распределения представляет собой: а) упорядоченное распределение статистической совокупности по любому варьирующему признаку; б) группировку наблюдаемой статистической совокупности по качественному признаку; в) количественное выражение ранжированного группировочного признака. 10. Простая группировка: а) группировка, осуществляемая по двум признакам; б) группировка, осуществляемая по одному признаку; в) группировка, осуществляемая по взаимосвязанным признакам.
Глава 5 Правовая статистика предмет, метод и задачи правовой статистики
Статистика, как и другие науки, имеет свой предмет и метод познания. На современном этапе термин статистика имеет три различных значения: 1. статистика понимается как особая отрасль практической деятельности людей, направленная на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое положение государства, его регионов, сфер правоохранительной деятельности др. 2. статистика это наука, занимающаяся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой (статистическая наука опирается на материалы практики и, обобщая опыт практики, разрабатывает новые положения). 3. статистика, как ее часто определяют, это статистические данные, представленные в отчетности по различным отраслям хозяйствования, результаты социологических и криминологических исследований, публикуемые в сборниках, средствах массовой информации, которые представляют собой результат статистической работы. Предметом изучения правовой статистики является количественная характеристика массовых явлений и процессов, правового характера в неразрывной связи с их качественной стороной. В каждом конкретном случае объектом статистического исследования является некая статистическая совокупность. Статистической совокупностью изучаемых правовых явлений могут быть: - население страны, города, села, района, лица, совершившие правонарушения, преступление, факты обращений в суды, число принятых решений судебными и иными правоохранительными органами и тому подобное. В свою очередь, исследуемая совокупность может отличаться по таким признакам, как пол, национальность, место проживания, тяжесть совершенного преступления, степень общественной опасности, уровень компетенции органа, принимающего решение и т.д. Так, например, при учете преступности и судимости в России в статистическую совокупность включаются все факты совершения деяний, запрещенных уголовным законом, а также лица, совершившие преступления и осужденные к отбыванию уголовного наказания по приговору суда, а в качестве учетной единицы наблюдаемой статистической совокупности рассматривается отдельное преступление либо преступник. В качестве примера статистической совокупности приведем сведения о распределении различных групп преступлений по России в целом и федеральным округам (таблица 3.1).
Таблица 3.1 Уровень преступности в федеральных округахРоссии в 2002г.
Для определения количественных характеристик статистической совокупности используют специальные методы статистического исследования. Составными частями метода статистического исследования являются (рис. 3.1.)
Рис. 3.1. Составные части метода статистического исследования
На этапе массового статистического наблюдения на основе разработанных программ и инструментария (инструкции, формы, таблицы и т.д.) проводится научно организованный сбор сведений об изучаемых процессах или явлениях жизни общества. Группировку и сводку выполняют на основе данных, полученных в результате статистического наблюдения. Собранный материал систематизируют и, как правило, сводят в статистические таблицы. Определение и анализ обобщающих показателей позволяет установить причинно-следственные связи изучаемых явлений и процессов, дать оценку, сформулировать выводы и предложения. Статистика на основе системы статистических показателей дает количественную меру структуры, объема, динамики и взаимосвязи исследуемых явлений и процессов.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|