|
МАКРОЭКОНОМИЧЕсКИЕ МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯОбщее макроэкономическое равновесие (модель AD-AS) Совокупный спрос (АD) – это реальный объем ВВП, который при данном уровне цен готовы купить домохозяйства, фирмы, государство и экспортеры, т.е. AD=C+I+G+Xn. Отрицательный наклон кривой AD определяется ценовыми факторами: 1) эффектом процентной ставки – с ростом уровня цен повышаются и процентные ставки, а они приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Это в свою очередь, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта: PÞ iÞ I¯, С¯ Þ объем ВВП ¯; 2) эффектом богатства, или реальных кассовых остатков – с ростом уровня цен реальная стоимость материальных ценностей (напр., деньги на срочных счетах, облигации с фиксированной стоимостью) уменьшается и, следовательно, население будет сокращать свои потребительские расходы: PÞC¯ Þ объем ВВП ¯; 3) эффектом импортных закупок – рост уровня цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары (услуги) и к сокращению экспорта: PÞ Exp¯Þ Xn¯Þ объем ВВП ¯. Сдвиги кривой AD происходят под воздействием неценовых факторов: а) изменения в потребительских расходах: рост доходов, ожидания потребителя, задолженность потребителя, подоходный налог; б) изменения в инвестиционных расходах: процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, уровень налогов, технический уровень производства, уровень использования производственных мощностей; в) изменения в госрасходахвызываются преимущественно политическим решением правительства страны; г) изменения в чистом экспорте: динамика и уровень доходов в стране, изменение валютного курса, политические решения. Совокупное предложение (AS) – реальный объем ВВП, который может быть произведен при данном уровне цен. Кривая AS имеет положительный наклон. Она состоит из трех отрезков: 1) горизонтального (кейнсианского), когда национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным; 2) вертикального (классического), когда национальный продукт остается постоянным на уровне «полной занятости», а уровень цен может изменяться; 3) промежуточного, когда изменяются и реальный объем национального производства, и уровень цен. На характер кривой AS влияют ценовые и неценовые факторы. Ценовые факторыизменяют объем совокупного предложения (движение вдоль кривой AS), неценовые приводят к сдвигу кривой AS. Неценовые факторы AS: а) уровень технологии производства; б) изменение цен на ресурсы; в) производительность труда; г) изменение условий бизнеса; д) изменение в структуре рынка. Условие макроэкономического равновесия: АD = АS ® АD = Y, где Y – доход общества. В точке Е – макроэкономическое равновесие, с равновесным уровнем цен (РЕ) и равновесным объемом ВВП (QE). Виды макроэкономического равновесия (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Виды макроэкономического равновесия: а - на промежуточном отрезке AS; б - на кейнсианском отрезке AS; в - на классическом отрезке AS Эффект храповика основан на том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются. Поэтому рост АD повышает уровень цен, но при снижении АD в течение короткого периода времени нельзя ожидать падения уровня цен. Эффект храповика приводит к смещению кривой AS вверх.
ЗАДАНИЯ 1. Как отразится на совокупном предложении:
Дайте развернутый ответ. В каждом случае продемонстрируйте ответ на графической модели АD – АS.
2. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств в России в процентном отношении к предыдущему году составило: в 1997 г. – 101,4%, в 1998 г. – 94,7%, в 1999 г. – 106,4%, в 2000 г. – 110,0%, в 2001 г. – 105,0%[3]. Как такая динамика потребления домашних хозяйств влияла на совокупный спрос и совокупное предложение?
3. На основе модели АD – АS проанализируйте нижеприведенные данные. В каком состоянии находилась экономика России в период 1992–1995гг., в период 1998-2001 гг. и в период 2002-2005 гг.? По данным Госкомстата РФ рост ВВП России в процентах к предыдущему году в 1992 г. составил 85,5%; в 1993 г. – 91,3%; в 1994 г. – 87,3%; в 1995 г. – 91,3%; в 1998 г. – 93,6%; в 1999 г. – 105,6%; в 2000 г. – 110,7%; в 2001 г. – 106,0%; в 2002 г. – 105,6%; в 2003 г. –107,3%; в 2004 г. – 107,2%; в 2005 г. – 106,4%.
4. Как повлияют на бизнес следующие события? ü Рост монополизации отраслей добывающей промышленности. ü Военные угрозы из-за рубежа. ü Ограничение экспорта товаров высоких технологий в Россию, предпринятые в европейских странах. ü Снижение уровня образования и рост заболеваемости населения. ü Снижение производительности труда. ü Рост косвенных налогов. ü Усиление государственного регулирования.
5. В таблице задана кривая совокупного предложения. Постройте ее график. Что вы можете сказать: а) о величине потенциального ВВП; б) уровне цен Р1; в) уровне цен Р2; г) объеме национального производства Q?
6. Увеличение реального ВВП с 270 до 280 млн руб. можно добиться без повышения уровня цен. Можно ли добиться без повышения уровня цен увеличения реального ВВП: а) с 240 до 250 млн руб.; б) с 300 до 310 млн руб.
7. Увеличение совокупного спроса привело к инфляции без изменения реального ВВП. Как изменятся дефлятор ВВП и реальный ВВП при последующем: а) увеличении совокупного спроса; б) уменьшении совокупного спроса.
ТЕСТЫ 1.Совокупный спрос представляет собой: a) стоимость продуктов в текущих ценах, которые желают приобрести домохозяйства, фирмы и государство; b) стоимость продуктов в базовых ценах, которые желают приобрести домохозяйства, фирмы и государство; c) стоимость отечественных продуктов в базовых ценах, которые желают приобрести домохозяйства, фирмы и государство; d) стоимость отечественных продуктов в текущих ценах, которые желают приобрести домохозяйства, фирмы и государство. 2.Эффект процентной ставки заключается в следующем: при прочих равных условиях увеличение уровня цен: a) приводит к сокращению спроса на всех рынках, в результате чего совокупный спрос сокращается; b) приводит к недостатку денег в обращении, в результате чего спрос на деньги увеличивается, а на товары – сокращается; c) требует большего количества денег в обращении, в результате чего их «цена» увеличивается, и спрос на инвестиционные товары сокращается; d) уменьшает ставку процента, в результате чего потребительский спрос домохозяйств сокращается. 3. Максимальный объем совокупного предложения:
4. Кейнсианский участок кривой совокупного предложения соответствует состоянию экономики, в котором: a) увеличение объема производства возможно без привлечения дополнительных ресурсов; b) увеличение объема производства невозможно без увеличения уровня цен; c) увеличение численности занятых возможно без увеличения уровня оплаты труда; d) невозможно добиться дальнейшего увеличения объема производства только за счет увеличения занятости; 5. Если равновесие достигается на кейнсианском участке кривой совокупного предложения, то увеличение совокупного спроса приводит: a) к увеличению занятости и росту уровня цен; b) увеличению занятости при постоянном уровне цен; c) росту цен при постоянном объеме занятости; d) росту цен и увеличению объема производства. 6.Если равновесие достигается на классическом участке кривой совокупного предложения, то увеличение совокупного спроса приводит: a) к инфляции при постоянном объеме производства; b) увеличению объема производства и уровня цен; c) увеличению объема производства при постоянной занятости; d) увеличению уровня занятости при неизменном уровне цен. 7. К увеличению совокупного спроса (сдвигу кривой) приведет: a) изменение ставки подоходного налога; b) увеличение богатства домохозяйств; c) ожидаемое сокращение доходов домохозяйств; d) увеличение ставки процента. 8. Эффект реальных кассовых остатков заключается в следующем: при прочих равных условиях увеличение уровня цен: a) приводит к уменьшению покупательной способности заработной платы, в результате чего потребительский спрос домохозяйств сокращается; b) приводит к уменьшению покупательной способности денежных сбережений, в результате чего домохозяйства беднеют и сокращают потребительский спрос; c) уменьшает ставку процента, в результате чего инвестиционный спрос фирм увеличивается; d) требует большего количества денег в обращении, в результате чего ставка процента увеличивается, а потребительский спрос домохозяйств сокращается за счет увеличения их вкладов в банки. 9. Эффект импортных закупок заключается в следующем: с увеличением уровня цен: a) курс рубля падает, в результате чего домохозяйства беднеют и сокращают потребительский спрос; b) отечественные товары для внешнего рынка дешевеют, в результате чего спрос на них со стороны внешнего мира увеличивается; c) курс рубля падает, в результате чего продавать иностранные товары в стране становится выгоднее, и импорт увеличивается; d) становится менее выгодным для внешнего мира покупать отечественные товары, и экспорт сокращается. 10. Кривая совокупного предложения:
11. Классический участок кривой совокупного предложения соответствует состоянию экономики, в котором: a) имеется высокий уровень безработицы; b) невозможно добиться увеличения объема производства без увеличения уровня цен; c) невозможно добиться увеличения численности занятых без увеличения уровня оплаты труда; d) фактический ВВП равен потенциальному ВВП. 12. Если равновесие достигается на промежуточном участке кривой совокупного предложения, то увеличение совокупного спроса приводит: a) к увеличению объема производства при неизменном уровне цен; b) увеличению объема производства и падению уровня цен; c) инфляции при постоянной занятости; d) увеличению уровня цен и объема производства. 13. К увеличению совокупного предложения (сдвигу кривой) приведет: a) увеличение предложения внутренних ресурсов; b) увеличение уровня оплаты труда; c) изменение издержек на единицу продукции; d) сокращение субсидий бизнесу. 14.Эффект храповика заключается в том, что: a) при уменьшении совокупного спроса объем производства не уменьшается; b) при увеличении совокупного предложения уровень цен не увеличивается; c) при уменьшении совокупного спроса уровень цен не изменяется; d) при увеличении совокупного предложения уровень цен не увеличивается. 15. Стагфляция есть: a) галопирующая инфляция; b) инфляция и сокращение объемов производства; c) инфляция и рост занятости; d) неизменность уровня цен и объема производства.
Контрольные вопросы 1. Классическая и кейнсианская модель совокупного предложения. Классики и Кейнс: основные противоречия. 2. Совокупный спрос и факторы его определяющие. 3. Совокупное предложение и факторы его определяющие. 4. Макроэкономическое равновесие (модель AD-AS). 5. В чем суть эффекта храповика? Творческая лаборатория Напишите реферат на избранную тему. 1. Механизм приспособления к сдвигам кривой совокупного спроса в краткосрочном и долгосрочном периодах. 2. Взгляды основных макроэкономических школ на равновесие.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|