Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»





ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

 

 

Практикум

 

Уфа

ФГОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет»

УДК 378:658

ББК 74:58:60:54

Р 13

 

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским Советом Башкирский ГАУ

 

Автор-составитель: Ф.А.Игебаева

 

Рецензенты:

д.фил.н., профессор кафедры философии ФГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

И.М.Орешников

 

к.пед.н., доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет»

И.Г.Мухамадеев

 

Р 13 Деловое общение. Практикум. / Ф.А.Игебаева. – Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет»

 

 

Практикум предназначен для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов экономического факультета. Имеет целью – оказание помощи студентам в успешном усвоении психологических знаний и приобретении необходимых умений и навыков в области делового общения.

 

 

УДК 378:658

ББК 74:58:60:54

 

v Игебаева Ф.А., 2010

v ФГОУ ВПО «Башкирский государственный

аграрный университет», 2010

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4 I МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

КУРСА 5 II ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 8

Тема 1 Общение как социокультурная проблема 8 Тема 2 Психология личности и практика делового общения 14

Тема 3 Вербальные средства в деловой коммуникации 19

Тема 4 Невербальные средства в деловом общении 27

Тема 5 Этические основания и национально-культурные

различия деловой коммуникации 32

Тема 6 Психология конфликта и способы его разрешения 39

Тема 7 Психологические и этические особенности проведения деловых переговоров, совещаний, бесед, дискуссий и т. д. 46

Тема 8 Имидж как средство повышения эффективности делового общения 52

Тема 9 Документационное обеспечение делового общения 59

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 66

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67

Приложение А «ТЕСТЫ ДЛЯ САМОДИАГНОСТИКИ» 69

Приложение Б «ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ» 96

Приложение В «ТИПЫ МЕНЕДЖЕРОВ (ПО Х.ВИССЕМУ)» 110

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном динамичном мире высоко ценится умение устанавливать контакты с людьми поддерживать с ними деловые отношения. Знание основ психологии и этики делового общения необходимо современному человеку в его повседневной жизни и трудовой деятельности. Особенно важно, чтобы психологический комплекс знаний о деловом общении был представлен в системе знаний каждого выпускника высшей школы.

Целью учебного курса «Деловое общение» является – обучить студентов технологиям личного обаяния для наиболее полной реализации своих способностей и талантов в жизнедеятельности, научить их умению работать с людьми, правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению, ориентироваться в непредвиденной обстановке, принимать оперативные решения, проектировать свою деятельность в соответствии с реакцией и поведением партнера по общению.

Практикум по курсу «Деловое общение» подготовлен для студентов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Маркетинг», «Экономика и управление на предприятии (в АП)» и соответствует требованиям ГОС ВПО, утвержденного министерством образования Российской Федерации 17.03.2000г. за № 233 эк/СП, рабочим учебным планам ФГОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет», рабочей программе дисциплины.

Данный практикум состоит из двух разделов.

В первой части представлены методические рекомендации по изучению учебного курса «Деловое общение», которые предполагают активное включение студентов в самостоятельное осмысление и практическое освоение учебного материала.

Во вторую часть включены планы практических занятий, где каждая тема содержит понятийный инструментарий данной темы, вопросы для обсуждения, контрольные вопросы для выявления коммуникативной компетентности, задания для самостоятельной работы студентов, тесты, позволяющие произвести итоговый контроль знаний студентов, вопросы для размышления, деловые ситуации, упражнения, тренинги, игры.

Изучение курса предусматривает активное использование электронных ресурсов и программных средств обучения.

 

II ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1 Общение как социокультурная проблема (2 часа)

После изучения данной темы Вы должны:

знать основные характеристики делового взаимодействия: предмет, содержание, функции, стороны, манеры общения; а также понятийный инструментарий темы;

уметь применять в профессиональной деятельности важнейшие законы и стили общения, учитывать психологические и нравственные стороны делового общения;

приобрести навыки использования в деловой практике основных видов общения в целях достижения эффективности и успешности в работе.

 

Понятийный инструментарий темы

Аттракция – процесс формирования взаимной привлекательности деловых партнеров, характеризующее их взаимное тяготение друг к другу.

Деловое общение – вид общения, определяющим содержанием ко­торого выступает совместная деятельность людей, их общее дело.

Идентификация – взаимное уподобление деловых партнеров друг другу в целях взаимного познания и понимания мыслей, пред­ставлений, потребностей, мотивов и установок друг друга.

Интеракция – организация взаимодействия между людьми, основными компонентами которого являются сами люди, их взаимная связь и воздействие друг на друга.

Каузальная атрибуция – система способов приписывания деловыми партнерами друг другу психологических качеств, а также причин и мотивов поведения в условиях дефицита информации.

Коммуникативные способности – способности, позволяющие ему ус­пешно решать проблемы межличностного общения и восприни­мать все нюансы и детали этого общения.

Коммуникация (от лат. communico – связываю, общаюсь) – общение, передача информации. Коммуникация в деловом общении есть обмен информацией, значимой для участников общения

Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.

Перцептивные барьеры – социально-психологические эффекты, препятствующие восприятию и «прочтению» деловыми партнерами адекватных образов друг друга.

Рефлексия – осознание деловыми партнерами того, как каждый из них воспринимается и понимается друг другом.

Эмпатия – мысленный процесс уподобления одного партнера другому в целях понимания его чувств, эмоций, переживаний.

Вопросы для обсуждения

1 Значение и роль делового общения в профессиональной деятельности.

2 Основные характеристики делового общения (предмет, функции, содержание, манера, стили общения).

3 Общение как коммуникация.

4 Восприятие и понимание в процессе общения.

5 Общение как взаимодействие.

 

Тема 2 Психология личности и практика делового общения

(2 часа)

 

После изучения данной темы Вы должны:

знать основные концепции личности,психотипы и типы акцентуации характера, социологические и психологические методы изучения личности, а также понятийный инструментарий темы;

уметь применять на практике особенности психической структуры отдельных личностей, учитывать их влияние на процесс делового общения;

приобрести навыки осуществления психодиагностики и прогнозирования наиболее вероятного поведения партнера.

 

Вопросы для обсуждения

1 Структура психики по З.Фрейду.

2 Модель психической структуры личности в аналитической психологии К.Юнга.

3 Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности.

Тренинг «Подстройка»

Цель: освоение техники подстройки – установление подсознательного доверия с собеседником путем соответствия интонации и темпа речи партнера по общению.

Инструкция. Тренер разделяет группу на подгруппы по три человека. Один участник говорит что-то в течение трех минут, затем другой рассказывает то же самое – тем же тоном, с тем же темпом. Важно не содержание, а именно подражание интонации и темпу речи собеседника. Третий участник оценивает качество подражания. Затем участники меняются местами.

5 Задание. Оцените индивидуальные психологические характеристики и сравните самооценку с результатами самодиагностики, воспользовавшись тестами 3 – 4 Приложения А.

 

2.4 Контрольные вопросы для выявления коммуникативной

Компетентности

1 В чем особенность психоаналитической трактовки личности?

2 Какое значение имеет бессознательное в практике делового общения?

3 Что такое «коллективное бессознательное» и какова его роль в аналитической психологии К.Юнга.

4 Как трактует Юнг проявление совести в деловом общении?

5 Дайте определения экстраверсии и интроверсии покажите различия между людьми с экстравертной и интровертной установками.

6 Как проявляют себя в деловом общении мыслительный, ощущающий, эмоциональный и интуитивный типы партнеров?

7 Каково содержание закона конгруэнтности, и какова его роль в деловом общении?

8 Что означает понятие «личностный конструкт» в теории Келли?

9 Назовите и сопоставьте различные типы темпераментов. Какие сильные и слабые стороны присущи различным типам темпераментов?

Вопросы для обсуждения

1 Культура речи в деловом общении.

2 Коммуникативные барьеры и приемы их преодоления.

3 Виды и техника слушания.

4 Обратная связь: правила и способы эффективной коммуникации.

Вопросы для обсуждения

1 Визуальные средства общения:

а) кинесика: мимика, взгляд, жест, поза, походка, осанка;

б) проксемика: зоны и дистанция деловой коммуникации.

2 Акустические средства общения – просодические (качество голоса, тембр, интонация, громкость, тональность) и экстралингвистические (речевые паузы, смех, кашель, плач, вздохи).

3 Тактильные средства общения – такесика (рукопожатие, похлопывание, объятие, поцелуй).

 

Упражнение «Наблюдатель»

В транспорте, на улице, при общении с другими людьми обратите внимание на их позы, пластику, мимику, походку и т.д. Какие недос­татки вы видите у них? Что бы вы могли им посоветовать в качестве имиджмейкера? Обратите внимание на то же самое, когда смотрите кино или телевизор. Чем отличаются пластика и мимика профессио­нальных дикторов и актеров? Попробуйте выключить звук, когда смотрите художественные фильмы, и догадаться о содержании сцен, только глядя на мимику и жесты актеров.

4 Упражнение «Как ног у змеи, так у плута концов не найдешь!» В.Даль

Цель: формирование навыков диагностирования жестов делового партнера.

 

Жесты партнёра Установите среди жестов партнера жесты неискренности, лжи, обмана
1. Легкое прикосновение рукой рта во время говорения 2. Ослабление воротничка 3. Прикосновение к носу 4. Потирание века 5. Кисти рук соединены кончиками пальцев 6. Руки в карманах 7. Манипуляции с очками 8. Тесно сплетенные пальцы рук 1………………………..   2……………………….. 3……………………….. 4………………………... 5…………………………   6………………………… 7………………………… 8…………………………

 

5 Упражнение «Глядит в бок, а говорит в сторону». В.Даль

Цель: формирование навыков диагностирования направленности взгляда партнера в деловом общении.

 

Направленность взгляда партнера Психологическая характеристика, направленности взгляда партнера
1. «Сквозь партнера» 2. Сбоку 3. Сверху вниз 4. Мимо партнера 5. Прямой взгляд 6. Снизу (исподлобья) 7. Твердый взгляд 1. …………………………. 2. …………………………. 3. …………………………. 4. …………………………. 5. …………………………. 6. …………………………. 7. ………………………….

6 Упражнение «Грудь лебедина, походка павлина». В.Даль

Цель: формирование навыков диагностирования жестов делового партнера.

Позы партнера Психологическая характеристика позы партнера
1. Ноги сомкнуты в области колен 2. Ноги вытянутые 3. Ноги закинутые одна на другую 4. Корпус тела откинут назад, мышцы напряжены 5. Корпус тела и голова повернуты к собеседнику, ладони раскрыты 1. …………………………   2. ………………………… 3. …………………………   4. …………………………   5. …………………………

 

Тренинг «Мое пространство»

Продемонстрируйте расстояние, на котором вы при разговоре держитесь от друга, матери, товарища по группе, преподавателя, декана факультета. Показ сопроводите импровизированным диалогом на одну-две минуты. Обсудите ваши выступления с товарищами по группе, с препода­вателем. Насколько совпадают ваши представления о «правильном» расстоянии между собеседниками?

Тренинг «Маска»

Сначала потренируйтесь все одновременно на своем месте, а за­тем каждый выходит и с помощью соответствующей мимики демон­стрирует различные эмоции: злоба, презрение, любопытство, добро­желательность, удивление, скука, грусть, усталость, страдание, наслаждение и т.п. Выберите «чемпиона» группы.

9 Ситуация: Вы – руководитель. В деловой коммуникации при обсуждении позиций, касающихся решения проблемы, Вы обнаружили рассогласование поступающих от партнера вербальных и невербальных сигналов информации. Выражая словесно (вербально) готовность к компромиссному решению деловой проблемы, он бросает на Вас случайный презрительный взгляд. Какие сигналы вербальные или невербальные, Вы изберете в качестве коммуникативных ориентиров в дальнейшем общении с ним? Что Вам следует предпринять для нейтрализации возникшего дискомфортного фона общения? Дайте обоснование своей коммуникационной ориентации.

10 Задание. Проанализируйте используемые вами невербальные средства общения. Какую оценку вы им дадите? Сравните самооценку с результатами самодиагностики, воспользовавшись тестом 7 Приложения А.

4.4 Контрольные вопросы для выявления коммуникативной компетентности

1 Выделите основные виды невербальных средств общения и раскройте их значение для делового общения.

2 Чем занимается кинесика?

3 Какие преимущества дает деловому партнеру умение «считывать» невербальные сигналы?

4 Какое воздействие оказывает голос в процессе общения?

5 Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении?

6 Какую роль в процессе делового общения играют такесические средства?

7 Какие зоны и дистанции выделяют в деловом общении?

8 Как влияет пространственная организация общения на его эффективность?

9 Каковы особенности невербальных сигналов у зарубежных партнеров?

10 Как проявляются индивидуальные особенности человека в невербальных средствах коммуникации?

11 Какие виды взглядов бывают и о чем они сигнализируют?

 

Вопросы для обсуждения

1 Общие этические принципы и характер делового общения.

2 Классификация деловых культур по Р. Д. Льюису.

3 Особенности национального этикета и учет их в деловой коммуникации.

Вопросы для обсуждения

1 Понятие конфликта, его сущность. Типология конфликтных личностей.

2 Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

3 Способы управления и предупреждения конфликтов.

4 Стресс и его особенности. Способы и приемы психической саморегуляции.

 

Вопросы для обсуждения

1 Деловые переговоры, совещания: их характер, цели, методы и навыки организации и проведения.

2 Национальные стили ведения переговоров.

3 Психологические особенности публичного выступления.

4 Этика делового телефонного разговора.

 

Делового общения (2часа)

После изучения данной темы Вы должны:

знать сущность и атрибуты имиджа, пути и средства создания о себе хорошего впечатления, а также понятийный инструментарий темы;

уметь формировать уверенность в себе, учитывать гендерные особенности деловых партнеров;

приобрести навыки использования духовных и нравственных основ длясоздания привлекательного образа специалиста в целях достижения эффективности делового общения.

Вопросы для обсуждения

1 Понятие имиджа, его сущность и атрибуты.

2 Духовные и этические основы формирования личности.

3 Технология построения собственного образа, его основные стадии развития.

4 Имидж делового человека

 

Компетентности

1 В чем суть эффективного имиджирования?

2 Каковы критерии эффективного имиджирования?

3 Раскройте содержание каждой из составляющих технологии имиджирования в развитии личности.

4 Назовите основные функции самообразования.

5 Каковы характерные черты внешнего вида и манер делового мужчины?

6 Что является недопустимым в современной деловой одежде бизнесмена?

7 Какова роль внешнего облика и манер современной деловой женщины в создании этической атмосферы в коллективе?

8 Зачем нужна самопрезентация?

9 Какое значение для самопрезентации имеет одежда?

10 Как срабатывает на успех уверенность в себе?

11 Можно ли превратить провал в успех? Что Вы об этом думаете?

Вопросы для обсуждения

1 Общие правила оформления документов.

2 Этикет письменного делового общения и обмена деловой информацией по факсу.

3 Основные разновидности делового письма и требования к их оформлению.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

А) основной

1 Деловое общение: Учебное пособие. /Авт. – составитель И.Н.Кузнецов. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 528с.

2 Мунин А.Н. Деловое общение: курс лекций. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: «Флинта», 2008. – 375с.

3 Павлова Л.Г. Основы делового общения. Учебник для ВУЗов. – Ростов н /Д, 2008. – 311с.

4 Чернышова Л.И. Деловое общение: учеб.пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415с.

Б) дополнительный

1 Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2005. – 367с.

2 Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 208с.

3 Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 258с.

4 Кибанов А.Я., Захаров Р.М., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник. – М.: ИНФРА, 2008. – 368с. – (Серия «Высшее образование»)

5 Ковальчук А.С. Основы делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 300с.

6 Смирнов Г.Н. Этика бизнеса и деловых отношений. – М.: Изд-во УР. АО, 2001. – 137с.

7 Сутырин Ф.Д. Этикет и дипломатический протокол для всех: Учебное пособие: Изд. дом «Сентябрь», 2001. – 80с.

8 Панфилова А.П Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001. – 496с.

9 Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – М.: «Рефл-бук», К: «Веклер», 2006. – 576с.

10 Психология и этика делового общения. Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 4 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415с.

11 Тимофеев М.И. Деловое общение. Учебное пособие. – М.: РИОР, 2007.- 125с.

12 Титова Л.Г. Деловое общение: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления /Л.Г.Титова. – М.:.ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 271с.

В) периодические издания

1 «Протокол и этикет» (искусство делового общения) – научно-популярный журнал

2 «Студенчество» (диалоги о воспитании) – журнал для студентов и преподавателей

Г) электронные ресурсы

1 http://www.bizneslady.info/ - Деловой этикет, имидж, стиль

2 http://www.vusnet.ru/ – Большой архив материалов различной тематики

3 http://www.ethique.ru/ - Роль делового общения в сфере бизнеса

4 http://www.oeaep.webstolica.ru/ - Хорошая поисковая система

5 http://www.oleg.oeaep.ru/ - Сборник различных материалов

6 http://www.orator.biz/ - Ораторское мастерство (материалы)

7 ttp://www.i-u.ru/biblio/ - Библиотека учебной и научной литературы

8 http://www.wikipedia.com/ - Большая энциклопедия на большинстве стран мира

9 http://www.elitarium.ru/ - Сайт, включающий в себя материалы по деловому общению

10 http://www.dialog.freest.org/ - Деловое общение, этика делового общения, психология делового общения

11 http://www.homefamily.rin.ru/etiquette.html - Материалы по деловому этикету

12 http://www.busiwom.ru/ - Имидж, создание имиджа, деловой бизнес.

13 http://www.wclub.org.ua/career/etiket.html - Деловой этикет - роль в карьере

14 http://www.wclub.org.ua/career.delovoe_obsh.html - Деловое общение - роль в карьере

15 http://www.ethicsenter.ru/ - Большая энциклопедия

16 http://www.nmsmirnova.narod.ru/ - Сайт, посвященный экономике и менеджменту

17 http://www.english.posyo.ru/bus_com.html - Деловое общение (несколько полезной информации)

18 http://www.spravka.gramota.ru/blang.html - Деловой стиль, научный стиль, грамотность, этикет и т.д.

19 http://www.bereg.ru/ - Информационный портал

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОДИАГНОСТИКИ

Тест 1 «Ваш стиль общения»

Нам редко удается взглянуть на себя «со стороны», а ведь у каждого человека существует своя излюбленная манера общения – то, что обычно называют стилем. Ваш стиль общения поможет определить данный тест. На каждые из 20-ти вопросов даны 3 варианта ответов: подчеркните тот, который вас устраивает.

1.Склонны ли Вы искать пути примирения после очередного служебного конфликта?

а) всегда;

б) иногда;

в) никогда.

2. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

а) внутренне «кипите»;

б) сохраняете полное спокойствие;

в) теряете самообладание.

3. Каким считают вас коллеги?

а) самоуверенным и завистливым;

б) дружелюбным;

в) спокойным и независимым.

4. Как Вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

а) примите ее с некоторыми опасениями;

б) согласитесь без колебаний;

в) откажитесь от нее ради собственного спокойствия.

5. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?

а) выдадите ему «по первое число»;

б) заставите вернуть;

в) спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6.Какими словамиВы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся (вернулась) с работы позже обычного?

а) что тебя так задержало?

б) где ты торчишь допоздна?

в) я уж начал (а) волноваться.

7.Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?

а) стараетесь обогнать машину, которая «показала вам хвост»;

б) вам все равно, сколько автомобилей вас обогнало;

в) мчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.

8.Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

а) сбалансированными;

в) крайне жесткими;

б) легкомысленными.

9.Что Вы предпринимаете, если не все удается?

а) пытаетесь свалить вину на другого;

б) смиряетесь;

в) становитесь впредь осторожнее.

10. Как Вы реагируете на фельетон о случаях распущенности в среде современной молодежи?

а) пора бы уже запретить молодежи такие развлечения;

б) надо создать возможность для молодежи организовано и культурно отдыхать;

в) и чего мы столько возимся с молодежью.

11.Что Вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, досталась другому?

а) и зачем я только на это нервы тратил (а)?

б) видно, этот человек начальнику приятнее;

в) может быть, мне это удастся в другой раз.

12.Какие чувства Вы испытываете, когда смотрите страшный фильм?

а) страха;

б) скуки;

в) искреннего удовольствия.

13. Как Вы будете себя вести, если образовалась дорожная пробка, и вы опоздали на важное совещание?

а) будете нервничать во время совещания;

б) попытаетесь вызвать снисходительность партнеров;

в) огорчитесь.

14. Как Вы относитесь к своим спортивным увлечениям?

а) обязательно стараетесь выиграть;

б) цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым;

в) очень сердитесь, если проигрываете.

15. Как Вы поступите, если вас плохо обслужат в ресторане?

а) стерпите, чтобы избежать скандала;

б) позовете метрдотеля и сделаете ему замечание;

в) отправитесь с жалобой к директору ресторана.

16.Как Вы поступите, если вашего ребенка обидят в школе?

а) поговорите с учителем;

б) устроите скандал родителем ребенка, обидевшего вашего;

в) посоветуете ребенку дать сдачи.

17.Какой вы человек?

а) средний;

б) самоуверенный;

в) пробивной.

18.Что Вы скажите подчиненному, с которым столкнулись в дверях?

а) простите, это моя вина;

б) ничего, пустяки;

в) а повнимательнее Вы не можете быть?

19. Какова Ваша реакция на статью в газете о хулиганстве в среде молодежи?

а) когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?

б) надо бы ввести суровые наказания!

в) нельзя же все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!

20.Какое животное Вы любите?

а) тигра.

б) домашнюю кошку.

в) медведя.

Ключ к тесту:

Определите ваш ответ в баллах. Баллы просуммируйте. Если вы не выбрали ответ из предложенных вариантов, то по заданному вопросу вы набрали 0 баллов.

 

Пункты                                        
а                                        
б                                        
в                                        

 

Интерпретация результатов:

34 балла и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы «гнетесь под любым ветерком». И все же побольше решительности вам не помешает! К критике «снизу» относитесь доброжелательно, но побаиваетесь критики «сверху».

35 – 44 балла. Вы умеренно агрессивны, вам сопутствует успех в жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия. К критике вы относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий.

45 баллов и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестки по отношению к другим людям, надеетесь дойти до управленческих «верхов», рассчитывая на свои силы. Добиваясь успеха, в какой – либо области, вы можете пожертвовать интересами окружающих. К критике вы относитесь двойственно: критику «сверху» принимаете, а критику «снизу» воспринимаете болезненно. Вы можете преследовать критику «снизу».

Если по семи и более вопросам вы набрали по 3 балла и менее чем по семи вопросам – по 1 баллу, то ваша агрессивность носит скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям, относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.

Если же по семи и более вопросам вы получили по 1 баллу и менее чем по семи вопросам – по 3 балла, то вы чрезмерно замкнуты. Это не означает, что вам не присущи вспышки агрессивности, просто вы их тщательно подавляете.

Ключ к тесту: А – 4; Б – 2; В – 0.

Интерпретация результатов:

30 – 44 очков. Вы тактичны. Не любите конфликтов, даже если и можете их сгладить; легко избегаете критические ситуации. Когда же вам приходится вступать в спор, вы учитываете, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других?

15 – 29 очков. О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личные отношения. И за это вас уважают.

10 – 14 очков. Вы ищете повод для споров, большинство из которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности? Если вы набрали мало очков, а значит, часто попадаете в конфликтные ситуации, выполняйте тренинг «Поплавок в океане».

 

Группа 1

1. Когда у меня полно неотложной работы, я часто отклады­ваю новые бумаги в сторону.

а) совершенно справедливо;

б) пожалуй, справедливо;

в) не совсем так;

г) совершенно не так.

2. Когда я не слишком загружен прочими делами, я обраба­тываю большую часть бумаг сам.

а) совершенно справедливо;

б) пожалуй, справедливо;

в) не совсем так;

г) совершенно не так.

3. Я сам разбираю корреспонденцию, потому что больше с ней никто не справится, а вид непрочитанных бумаг меня раздражает.

а) совершенно справедливо;

б) пожалуй, справедливо;

в) не совсем так;

г) совершенно не так.

 

Группа 2

1. Мне приходится преодолевать внутреннее сопротивление, когда я поручаю подчиненному подготовить за себя важ­ный документ.

а) совершенно справедливо;

б) пожалуй, справедливо;

в) не совсем так;

г) совершенно не так.

2. Большую часть документации по менее важным вопросам готовят мои подчиненные.

а) совершенно справедливо;

б) пожалуй, справедливо;

в) не совсем так;

г) совершенно не так.

3. Я обращаюсь за помощью к другим только тогда, когда воз­можность служебных неприятностей становится весьма реальной.

а) совершенно справедливо;

б) пожалуй, справедливо;

в) не совсем так;

г) совершенно не так.

Группа 3

1. Меня раздражает, что приходится тратить время на бумаж­ную рутину, и когда я занят, бумаги отодвигаются в сто­рону.

а) совершенно справедливо;

б) пожалуй, справедливо;

в) не совсем так;

г) совершенно не так.

2. Я не считаю себя обязанным отвечать на каждую бумаж­ку, адресованную мне.

а) совершенно справедливо;

б) пожалуй, справедливо;

в) не совсем так;

г) совершенно не так.

3. Я не считаю, что объем и характер служебной переписки отражает успешность моей работы и мое положение в нашей организации.

а) совершенно справедливо;

б) пожалуй, справедливо;

в) не совсем так;

г) совершенно не так.

 

Группа 4

1. Когда я сталкиваюсь с кризисной ситуацией, мне не хва­тает времени, чтобы зафиксировать ее в документах.

а) совершенно справедливо;

б) пожалуй, справедливо;

в) не совсем так;

г) совершенно не так.

2. Лишь мысль об увольнении может заставить меня допи­сать служебный доклад.

а) совершенно справедливо;

б) пожалуй, справедливо;

в) не совсем так;

г) совершенно не так.

3. Пока у меня есть более важные дела, я откладываю рутин­ную документацию в сторону.

а) совершенно справедливо;

б) пожалуй, справедливо;

в) не совсем так;

г) совершенно не так.

Ключ к тесту:

За каждый ответ «совершенно справедливо» полагается 3 бал­ла; за «пожалуй, справедливо» – 2; за «не совсем так» – 1; за «совершенно не так» – 0 баллов. Подсчитайте набранные вами баллы.

 

Интерпретация результатов:

Если вы набрали по первой группе 7 и более баллов, то вы, ско­рее всего, «суперисполнитель», а потому склонны делать сами большую, чем необходимо, долю бумажной работы, недогружая своих подчиненных. Если, вы к тому же набрали немало очков (5 и более) по четвертой группе, то значит, вам присущи еще и черты «волокитчика». Это означает, что ваша репутация и карьера под угрозой. Правда, кое-кому из высшего начальства нравится ваша постоянная занятость, но ярлык «истого служаки» отнюдь не га­рантирует продвижения по службе и уважения коллег и подчинен­ных.

Если вы набрали 7 и более баллов по второй группе, то вы, ско­рее всего, «расшифровщик». Конечно, делегирование обязан­ностей — одно из важнейших правил современной науки об уп­равлении, и оно может значительно облегчить вам работу, ес­тественно, если делегировать правильно. Между тем, многие руководители, увлекаясь делегированием, забывают о необхо­димости постоянно учить и контролировать тех, кому они пе­редают те или иные задания. Это нередко ставит под удар их самих — в конечном счете, за все несет ответственность руко­водитель. Конечно, со временем вы овладеете искусством де­легирования, но лучше сократить данный процесс, проштуди­ровав литературу по вопросам управления.

Если вы набрали 7 и более баллов по третьей группе, значит, вам присущи черты «антибюрократа» и вы склонны игнорировать важность бумажной работы. Такие привычки могут дорого обойтись, если в вашей организации объем бумажной работы велик и ей придается большое значение. Поэтому вам стоит либо пересмотреть свое отношение к «бумажкам», либо поискать себе место в организации, где бумажной работы меньше.

Наконец, если по четвертой группе вы набрали 3 балла и менее, то вы относитесь к бумажной работе слишком истово, забывая, что есть дела более важные, требующие вашего личного присутствия. Если же вы набрали по этой группе 7 и более баллов, значит в вас, наоборот, слишком много от «волокитчика» и вы обречены постоянно выслушивать упреки начальства за задержку различных документов. Выручить вас могут лишь более дифференцированный подход к входящей документации и более широкое использование делегирования.

Если количество баллов, набранное вами по всем четырем группам вопросов, примерно одинаково колеблется в границах 3 - 5, то это свидетельствует о разумном отношении к бумажной работе и отсутствии у вас ярко выраженных черт «бумажных неудачников».

Это, конечно, приятно, но все же справляться с тем объемом бумаг, которые к вам поступают каждый день, все равно трудно.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Выступлению

1. Продумайте, какую основ







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.