Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль и значение общеправовых и межотраслевых принципов в праве социального обеспечения





Общеправовые принципы права сформулированы юридической наукой и значительное количество из них зафиксированы в конституциях и текущих законах.Они имеют наднациональный характер и касаются права любой цивилизованной страны. Эти принципы права служат конструкциями для построения национального права. Далее на их базе разрабатывается отраслевое законодательство и формулируются отраслевые принципы права и, в частности, права социального обеспечения. К основным общеправовых принципов относятся:

1. Принцип социальной справедливости. В нем проявляется общесоциальная суть права, стремление к поиску компромисса между личностью и обществом, гражданином и государством и соответствие между действиями и их социальными последствиями. Правовое регулирование должно осуществляться на принципах справедливости. Справедливость находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себя экономические, политические, моральные, правовые и духовные аспекты. Она содержит требование реального соответствия между положением различных слоев и их ролью в обществе, между трудом и вознаграждением и, в том числе, в случае нетрудоспособности.

Правовая справедливость заключается в том, что она в юридической сфере имеет наиболее четкий, формально определенный характер. Нормативные акты должны стоять на страже справедливости, быть средством ее проявления, закрепления, охраны и защиты. Принцип справедливости имеет нормативно-оценочный характер, заложенный в содержание права социального обеспечения и воплощен, прежде всего, в правах и обязанностях субъектов права.

Социально-обеспечительные правоотношения имеют распределительный характер.Критерии принципа справедливости обеспечивают сбалансированность всех отношений распределительного типа на уровне государства, социума, коллектива, группы



 

лиц или отдельных граждан.С точки зрения справедливости оцениваются размер взносов работодателей, застрахованных лиц на общеобязательное государственное социальное страхование (ст. 21 Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании). С этих позиций сопоставляются страховой (трудовой) стаж и заработок и размеры назначенных пенсий, а также условия пенсионного обеспечения различных категорий граждан. Принцип справедливости должен пронизывать все нормы права социального обеспечения.

2. Принцип равноправия граждан. Он предусматривает: а) равенство перед законом и судом, б) равенство прав и свобод человека и гражданина в) равенство прав женщины и мужчины г) равенство граждан любой национальности. Равенство является материальной основой равноправия. Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, или, другими словами, равные конституционные права и единую для всех правосубъектность (ст. 21, 24 Конституции Украины). Задачей этого принципа является обеспечение создания равных возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности.

Острыми проблемами права социального обеспечения является обеспечение равных возможностей для людей с особыми потребностями, уравновешивания прав мужчин и женщин в материальном обеспечении их и упорядочение социальных льгот и социальных привилегий, предоставляемых различным категориям граждан.Эти проблемы неоднозначно решаются законодательством. Очень большой разрыв существует между минимальной пенсией в солидарной пенсионной системе и максимальными пенсиями, назначаемых по разным законам.

Меняется отношение к пенсионных льгот, предоставляемых женщинам. Установка низкого пенсионного возраста для женщин за рубежом многими женщинами расценивается как их дискриминация в отношении мужчин. Не соответствуют принципа равноправия так называемые профессиональные льготы и привилегии. их необходимо заменять на повышение заработной платы и постепенное повышение размеров пенсий. Принцип равноправия на нынешнем этапе более декларируется, чем гарантируется.

3. Принцип гуманизма. Во гуманизмом понимают систему идей и взглядов на человека как высшую ценность. Социальное законодательство базируется на принципе гуманизма. Именно на основе этого принципа государство осуществляет материальное обеспечение лиц, вовсе не имеющих страхового (трудового) стажа или имеют недостаточный страховой (трудовой) стаж, по сравнению с установленным законом. В Украине создана целая сеть социальных служб для лиц без определенного места жительства, беспризорных детей, лиц, подвергшихся насилию в семье. Обустраиваются социальные общежития. Для содержания инвалидов, нетрудоспособных Министерство труда и социальной политики Украины необходимое количество домов-интернатов. Взят курс на предоставление социального обеспечения на уровне, не ниже прожиточного минимума.Расширяется перечень социальных услуг уязвимым группам населения социальными службами. Законодательством урегулированы порядок предоставления гуманитарной помощи и благотворительная деятельность.

4. Принцип законности. Содержание законности чаще всего рассматривается в трех аспектах: 1) как комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства, 2) с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязанности 'обязательного его исполнения всеми субъектами права, 3) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола. Правовое регулирование общественных отношений в сфере социального обеспечения должно осуществляться именно на принципе законности. Это означает:

верховенство закона в системе нормативных актов, касающихся материального обеспечения и социальной защиты населения. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" исключительно законами о пенсионном обеспечении определяются: 1) виды пенсионного обеспечения; 2) условия участия в пенсионной системе либо ее уровнях, 3) пенсионный возраст для мужчин и женщин, при достижении которого лицо имеет право на получение пенсионных выплат 4) источники формирования средств, направляемых на пенсионное обеспечение; 5) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения; 6) организация и порядок осуществления управления в системе пенсионного обеспечения. Законы не должны противоречить Конституции Украины, а подзаконные акты - текущему законодательству. Не соответствует этому положению практика Кабинета Министров Украины, постановлениями которого корректируются размеры социальных выплат, установленных законом;

единство (всеобщность) законности в социальной сфере. Она заключается не только в распространении действия нормативных актов на территорию всей страны как унитарного государства, но и в одинаковом толковании и применении их.Нормативных актов в сфере социальной защиты населения очень много, и они должны быть согласованы между собой. На уровне регионов могут приниматься акты о предоставлении дополнительных льгот и социальных выплат, но ими нельзя уменьшать количество льгот и размер выплат, устанавливаются на общегосударственном уровне;

целесообразность законности. Выступает критерием оценки эффективности достижения целей и задач, которую государство ставило при принятии нормативных актов. Например, задачей законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании является установление гарантий защиты прав и интересов граждан, имеющих право на пенсию, а также на другие

виды социальной защиты. Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, равенства, справедливости как средства обеспечения естественных прав человека и, в том числе, права на социальное обеспечение;

реальность законности. Значит достижения фактического исполнения правовых предписаний субъектами социально-обеспечительных правоотношений. Мало принять нормативный акт, следует добиваться неукоснительного выполнения его норм. Органы социальной защиты должны действовать в соответствии со своей компетенцией. Определенные обязанности лежат и на физических лицах, например, уплата застрахованными лицами страховых взносов. Реальность законности проверяется в правоприменительной деятельности. На практике следует отследить, какие нормы лишь провозглашены (задекларированные), а постоянно внедряются в жизнь.

5. Принцип уважения прав человека. Этот принцип говорит о том, что естественные права человека составляют ядро ​​правовой системы государства. Естественные права - это совокупность данных человеку от Бога (природы) прав, принадлежащих ей со дня рождения и касаются ее жизни, свободы, безопасности, развития и др.., То есть это такие права, которые не могут быть удалены, ограничены или отменены, а обязанность государства заключается в обеспечении и обеспечении их. Право на социальную защиту, включающее право на социальное обеспечение, считается естественным правом человека. При обеспечении этого права органы социальной защиты населения обязаны уважать и другие права человека, в частности, на жизнь, ее достоинство, свободу и личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, невмешательство в его личную и семейную жизнь, свободу передвижения, свободный выбор места жительства, свободу мысли и слова, свободное выражение своих взглядов и убеждений, свободу мировоззрения и вероисповедания и др.. Прежде всего, этого принципа должны придерживаться социальные работники, осуществляющие уход немощных.Правила внутреннего распорядка домов-интернатов не могут содержать положений пренебрежительного отношения к подопечным, особого внимания требуют подопечные психоневрологических интернатов.

6. Принцип гарантированности государственной защиты социальных прав человека.Он является продолжением принципа законности. Общими условиями обеспечения этих прав выступают: 1) экономические условия (степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д.) 2) политические условия (стойка легитимная, имеет поддержку народа и способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний и гарантировать стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с анти-общественными проявлениями) 3) идеологические условия (уровень общей, политической и правовой культуры населения, по которой уважение к закону является личным убеждением не только рядового гражданина, но и государственного служащего, законодателя, всех работников социальных служб) 4) социальные условия (социальная стабильность, уверенность граждан в незыблемости их социальных прав и свобод, вера в завтрашний день. Этому способствует постоянное повышение жизненного уровня людей, увеличение социальных выплат , разработка и реализация специальных программ по борьбе с бедностью, сокращение числа безработных, благоприятная демографическая ситуация, здравоохранение и др.). 5) правовые условия (стабильность законодательства, его полнота, высокий уровень юридической техники, использование законодателем правовых средств, методов, способов и типов правового регулирования, принципы, на которых строится законодательство).Юридическими гарантиями обеспечения социальных прав являются средства выявления правонарушений в сфере социальной защиты населения, средства предупреждения правонарушений (согласование социальных программ с высшими органами, общественными организациями), средства прекращения правонарушений (например, отмена незаконного решения), меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений, а также юридическая ответственность. Важной гарантией защиты социальных прав является возможность обжалования в суде любых действий работников органов социальной защиты населения, возможность предъявления исков, демократический порядок установления в судебном порядке обстоятельств, имеющих юридическое значение для предоставления социального обеспечения.

Приведенный перечень общеправовых принципов не является исчерпывающим.Кроме этих принципов, в праве социального обеспечения действуют принципы, касающиеся нескольких отраслей права, принято называть межотраслевыми. К ним относятся:

1. Принцип участия общественных объединений, представляющих интересы уязвимых групп населения и застрахованных лиц, в разработке, принятии, осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.Социальная политика государства эффективно осуществляется, когда в начертании ее основных направлений и воплощении их в жизнь участвуют представители общественных организаций инвалидов, ветеранов войны и труда и др.., А также профессиональных союзов. Они часто являются инициаторами внесения изменений в нормативные акты, принятие новых, отмены тех, которые не отвечают требованиям, по их требованию увеличивают размеры социальных выплат, предоставляют единовременное пособие к определенным праздникам. Субъекты общеобязательного государственного социального страхования (застрахованные лица, страхователи и страховщики) осуществляют управление страховыми фондами. Этот принцип касается права социального обеспечения, административного, конституционного, трудового права.

2. Принцип многоканальности финансирования социального обеспечения. Расходы на социальные программы требуют участия в их финансировании практически всех: государства, работодателей, за застрахованных лиц, органов местного самоуправления, благо дойных организаций. Порядок сбора и распределения средств регламентируется нормами административного, финансового права, права социального обеспечения. Именно на основе их содержания и сформулирован этот принцип.

3. Принцип целевого использования средств, выделяемых на социальное обеспечение. Этот принцип закреплен во всех законах, касающихся отдельных видов общеобязательного государственного социального страхования, а также в других нормативных актах, регулирующих порядок аккумулирования и использования средств из специальных социальных фондов. Создана система государственного и общественного надзора и контроля за использованием этих целевых фондов. Как принцип административного, финансового права, права социального обеспечения он способствует рациональному и эффективному использованию средств на социальные нужды.

Принцип содействия занятости и трудоустройства населения. Его содержание раскрывается специалистами административного и трудового права и права социального обеспечения на основании соответствующего законодательства. Так, в ст. Из 5 Закона Украины "О занятости населения" закреплены принципы государственной политики занятости населения и государственные гарантии права на выбор профессии и вида деятельности. Ст. 7 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" предусмотренные виды обеспечения и социальные услуги, предоставляемые безработным. Законом Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" (раздел IV) определен порядок трудоустройства, образования и профессиональной подготовки инвалидов.

5. Принцип социальной защиты населения от рисков переходного к рыночной экономике периода, от ухудшения экологической ситуации, урбанизации и т.д.. Этот принцип направлен на решение следующих проблем: 1) стабильности трудовых отношений, повышение социальных гарантий в области оплаты труда, воспроизводства рабочей силы, включая вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением , гарантий работникам при рассмотрении их трудовых споров (трудовое право), 2) государственной поддержки, охраны и защиты частной собственности, поддержки предпринимательства и др.. (Гражданское право) 3) обеспечение жильем и, в частности, социальным, улучшение жилищных условий (жилищное право) 4) государственной поддержки института брака, семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей, супругов и др. . (Семейное право) 5) создание благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности человека (экологическое право) 6) создание экономически обоснованной и всесторонней системы материального обеспечения, социального обслуживания, предоставления льгот и компенсаций определенным категориям лиц, которые являются нетрудоспособными, несут повышенные расходы, являются малообеспеченными (право социального обеспечения). Под углом этого принципа рассматриваются также такие вопросы, как: 1) обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, 2) запрещение принудительного труда, 3) право на охрану здоровья; 4) право на защиту от бедности и т.д.. их иногда рассматривают как отдельные межотраслевые принципы права.

Содержание отраслевых принципов права социального обеспечения

1. Принцип законодательного определения условий и порядка осуществления социального обеспечения.Согласно п. 6 ст. 92 Конституции Украины исключительно законами Украины определяются основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения; основы регулирования труда и занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства; экологической безопасности. Законами закреплены основы социального страхования, его виды, принципы сбора и расходования средств на социальные нужды, права человека в социальной сфере, порядок содержание нетрудоспособных в стационарных учреждениях и обслуживание их по месту жительства. Нормативными актами высшей юридической силы определяются условия предоставления различных видов материального обеспечения и их размеры, утверждаются социальные стандарты и т.п..Подзаконными актами только устанавливается механизм реализации человеком предоставленного ему законом права на конкретный вид обеспечения.

2. Принцип учета требований норм международных договоров Украины в сфере социального обеспечения. Ст. 9 Конституции Украины предусматривает, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.

Наиболее распространенными являются следующие способы внедрения и учета международных норм социального обеспечения: а) учет во внутреннем законодательстве международного опыта в этой сфере (международных актов, к которым Украина присоединилась) б) включение норм таких договоров украинскому законодательству полностью или частично в) непосредственное применение норм права, содержащихся в ратифицированных Верховной Радой Украины международных договорах. Конвенции и рекомендации являются формой международно-правового регулирования социального обеспечения. Конвенции, в частности, предусматривают международные обязательства по введу

 

ения в государстве социальных стандартов на уровне не ниже, чем признается международным сообществом (см., например, Конвенцию № 102 о минимальных нормах социального обеспечения).Рекомендации также содержат соответствующие пожелания. Следует заметить, что Украина не ратифицировала ни конвенции в сфере социального обеспечения. Сейчас в процессе разработки законопроектов в сфере социальной защиты населения учитываются соответствующие международные нормы.

3. Принцип общественной целесообразности социального обеспечения в соответствии с социальных рисков. Социальным обеспечением охватываются не все население страны, а лишь определенные категории лиц, попавших в сложные жизненные ситуации. В нормативных актах, как правило, это законы, перечисленные социальные риски, которые ведут к необходимости государственной поддержки в случае наступления социального случае (старость, рождения, инвалидность, болезнь, безработица и т.д..). Общественная целесообразность должна учитывать экономическую эффективность мероприятий, осуществляет государство. Необходимо найти оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование, а также между социальными выплатами и заработной платой. Отчисления на финансирование социального обеспечения имеет, прежде всего, соотноситься с макроэкономическими показателями (валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходам населения и т.д.)., Поскольку превышение оптимальной величины отчислений на социальные нужды ведет к уменьшению эффективности общественного производства, а иногда предпочтение отдается не зарплата, а пособиям.

4. Принцип усезагальности права на социальное обеспечение. Законодательство Украины устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от расы, политических, религиозных и других убеждений, пола и т.д.. Правовой базой для этого принципа является статьи 24 и 46 Конституции Украины.

В ст. 46 Основного Закона указано, что граждане имеют право на социальную защиту. Исходя из буквального толкования слова граждане можно сделать вывод, что неграждане такого права не имеют. Действительности социальной защитой охвачены все физические лица, которые находятся на территории Украины.

Этот принцип указывает на субъектов права на указанное обеспечения. Ими являются все граждане Украины, а также иностранцы и лица без гражданства независимо от оснований нахождения на территории страны. Законодательство о социальном обеспечении не содержит ни одного исключения из этого правила.

Приведенное выше не противоречит тому, что для получения конкретного вида материального обеспечения установлены конкретные условия: уплата страховых взносов, наличие общего или специального трудового стажа определенной продолжительности, причина инвалидности, уровень дохода, законность пребывания на территории Украины, заключения договоров и т.п.. Все это влияет на размер и виды обеспечения, но не лишает лицо права на постоянную или временную материальную поддержку в минимальных размерах со стороны государства.

Усезагальнисть права на социальное обеспечение предусматривает его доступность и оперативность в предоставлении конкретного вида обеспечения.Доступность означает, что законодательство предусматривает минимальное количество оснований (условий, юридических фактов), а также документов на их подтверждения для получения конкретного вида обеспечения, и любой человек может это право реализовать через разветвленную систему органов социальной защиты населения и социальные службы для соответствующих категорий человек.Оперативность в предоставлении конкретного вида обеспечения означает, что руководители социальных служб имеют широкие полномочия в принятии решений по конкретным делам, процедура согласований сведена к минимуму, сроки рассмотрения заявлений сжаты. В экстренных случаях человек может сразу же получить денежную или натуральную помощь.

5. Принцип универсальности, дифференциации и разнообразие видов социального обеспечения. Иногда его еще определяют как обеспечение граждан во всех случаях потери трудоспособности, множественность видов такого обеспечения. В некоторых учебниках этот принцип разделен на два принципа: всесторонность или универсальность и комплексность или гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признанных социально значимыми и множественность видов социального обеспечения.

Под универсальностью понимают обеспечение физических лиц во всех случаях нетрудоспособности и потери источников к существованию не по их вине или понесения дополнительных расходов в обстоятельствах, которые государство считает социально значимыми. Нормы права указанного обеспечения предоставляют юридическое значение таким фактическим обстоятельствам, как болезнь, безработица, старость (достижение пенсионного возраста), трудовое увечье или профессиональное заболевание. Как юридические факты они приводят к возникновению, изменению или прекращению социально-обеспечительных отношений. Этот перечень не только не уменьшается, а постепенно расширяется и учитывает все возможные ситуации, обязывающие государство предоставить лицу, находящемуся в трудном положении, установленные законом виды материального обеспечения.

Нормативные акты предусматривают дифференциацию видов, условий и уровня (норм) названного обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, субъективные свойства личности и его семьи (пол, возраст, семейное положение, наличие иждивенцев и т.п.), трудовую деятельность (продолжительность трудового (страхового) стажа, размер заработной платы), характер указанной деятельности (занятость на подземных работах, работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, специфика профессии), местность, где живет человек (горные населенные пункты), бедность.На объем прав в сфере социальной защиты населения влияют нормы, устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий граждан.Льготное законодательство развивалось стихийно и без научных обоснований.Теперь его критикуют, но оно продолжает развиваться. Дифференциация социального обеспечения через установление определенных льгот отдельным группам граждан должна иметь определенные границы.

Иначе она не будет достигать поставленной цели и приведет к накоплению негативных тенденций в этой сфере, к нарушению других принципов.

Множественность видов социального обеспечения (многие авторы рассматривают его как самостоятельный принцип указанного права) проявляется в том, что при наступлении того или иного социального случае государство придает лицу материальную поддержку различными способами (пенсии, пособия, компенсации, социальные услуги и др.). Так, виды названных услуг и материального обеспечения по общеобязательному государственному социальному страхованию указанные в ст. 25 Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании и конкретизированы в законах по отдельным видам этого страхования. В ст. Из Закона Украины "О государственной помощи семьям с детьми" предусмотрены следующие виды государственной помощи: в связи с беременностью и родами; единовременное пособие при рождении ребенка, помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и т.д.. Законами установлены и другие виды обеспечения за счет бюджетных средств.

6. Обеспечение уровня, не ниже прожиточного минимума, установленного законом.Он означает, что пенсии, другие виды социальных выплат и помощи, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, предусмотренного законом. Закреплен этот принцип в ст. 46 Конституции и конкретизирован в действующем законодательстве (см. 1.5.2).

В переходный период этот принцип не действует, хотя соответствующие нормативные акты принимаются и расчеты производятся.

7. Принцип незменшуваности содержания и объема социальных выплат и услуг при принятии новых законов. Согласно ст. 22 Конституции Украины при принятии новых законов или внесении изменений в действующие не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Лицо должно быть уверено в том, что его права в сфере социального обеспечения не будут изменены в сторону сокращения их уменьшения размера назначенных социальных выплат, ухудшение уровня социальных услуг. Законодательный орган, органы исполнительной власти и местного самоуправления не вправе принимать нормативные акты, урезают социальные права людей (уровень материального обеспечения), поскольку их действия можно квалифицировать как антиконституционные. Этому принципу не противоречат нормативные акты, по которым определенные виды социального обеспечения (льготы, компенсации) заменяются повышением размера пенсий и других выплат.

8. Необратимость выплаченных денежных сумм и стоимости предоставленных социальных услуг. Социальное обеспечение физических лиц осуществляется бесплатно или с частичной оплатой отдельных социальных услуг. Оно не предусматривает в будущем возмещения указанных средств. Общество эти расходы берет на себя за счет уплаченных ранее взносов и налогов и бюджетных средств. Законом только предусмотрено взыскание излишне выплаченных сумм пенсий, пособий и компенсаций, а также возвращения незаконно полученных выплат и стоимости оказанных услуг и льгот.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.