Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие, основные черты и виды принципов права социального обеспечения





Понятие, основные черты и виды принципов права социального обеспечения

Под принципами права социального обеспечения следует понимать обусловленные естественными правами человека основные положения, которые выступают ориентирами в правовом регулировании общественных отношений в сфере социального обеспечения физических лиц и определяют суть, содержание и механизм функционирования этой отрасли права.

По мнению Т.З. Гарасимова, до основных признаков принципов права социального обеспечения относятся: 1) принципы права являются наиболее общими, исходными положениями, идеями, которые имеют фундаментальное значение в регулировании социально-обеспечительных правоотношений, 2) они определяют направленность, содержание институтов права социального обеспечения, 3) принципы права, во определенном государстве, выражают правовые идеи, которые составляют задачи института социального обеспечения; 4) они распространяются на все правоотношения, которые составляют предмет соответствующей отрасли права; 5) принципы права прямо или косвенно отражены в нормах права.

Признаки, присущие общим принципам права (см. 3.1.1), присущи и принципам права социального обеспечения, его подотраслям и правовым институтам. К признакам принципов права социального обеспечения можно отнести: 1) взаимосвязь и взаимообусловленность принципов права социального обеспечения с принципами социального обеспечения; 2) принципы права социального обеспечения основываются на таких общечеловеческих ценностях и идеалах, как добро, отзывчивость, гуманизм, справедливость, 3 ) основой для формирования основных положений права социального обеспечения служат социальные риски; 4) зависимость развития отраслевых принципов от состояния национальной экономики.



Необходимо отличать принципы права социального обеспечения от принципов правотворчества в сфере социальног

 

в обеспечение.Правотворчество в сфере социального обеспечения - это интеллектуальная деятельность специально уполномоченных на это органов, требующий особых знаний и умений, направлена ​​на разработку, принятие нормативных актов, внесение в них изменений и отмены.Принципы правотворчества - это основные начала осуществления правотворческой деятельности. Ими являются: 1) соблюдение процедуры подготовки и принятия нормативных актов (законности) 2) принцип научности (до правотворчества привлекаются представители научных учреждений и заведений), 3) принцип использования правового опыта (отечественного и иностранных государств); 4) принцип демократизма ( проекты нормативных актов публикуются в печати, обсуждают представители общественности, в частности, ветеранские организации, организации инвалидов и т.д.).

В литературе раскрывается содержание принципов формы права (нормативно-правовых актов). К ним, в частности, относятся: 1) конкретность, ясность и четкость формулировок, 2) логичность, краткость и отсутствие противоречий в изложении текста, 3) простота и доступность правового акта для широких масс населения; 4) сочетание стабильности и динамичности в правовом регулировании и т.д. .

В экономической литературе рассматриваются принципы социального обеспечения.Чаще всего называют следующие: всеобщность; общедоступность, установление зависимости размеров и форм обеспечения от работы в прошлом; большое разнообразие видов обеспечения и услуг; демократический характер организации и управления социальным обеспечением. Эти принципы являются фундаментом для формулирования принципов права социального обеспечения.

Право социального обеспечения не имеет кодифицированного нормативного акта (кодекса), а значит, нет закрепленных в законе принципов отрасли права. Ученые приводят разные системы принципов права социального обеспечения.

Так, Т.З. Гарасимов различает принципы права социального обеспечения и правовые принципы права социального обеспечения. В систему принципов права социального обеспечения, которые определяют его сущность и закономерности развития (не закреплены в нормах права), относятся: 1) усезагальнисть права на социальное обеспечение как основного права человека; 2) определение сферы общественных отношений социальным риском, 3) гарантии социального обеспечения на уровне не ниже прожиточного минимума в государстве; 4) преобладающая роль централизованного правового регулирования. Систему правовых принципов (закрепленных в нормативных актах) составляют: 1) государственные гарантии права на социальное обеспечение, 2) дифференциация условий и объема социального обеспечения в Украине, 3) солидарная ответственность субъектов права на социальное обеспечение; 4) адресность социального обеспечения в Украине .

Н.Б. Болотина с общими принципами этой отрасли права отнесла следующие: всеобщность социального обеспечения, равенство и запрет дискриминации; всесторонность; незменшуванисть содержания и объема социальных выплат и услуг при принятии новых законов; государственная гарантированность; многоканальность финансового обеспечения; единство и дифференциация социального обеспечения; обоснованность социальных нормативов , сохранение прав в области социального обеспечения, защиты законных ожиданий, юридической ясности, реальности прав, судебной защиты прав человека на социальное обеспечение.

И.М. Сирота предложил такую ​​схему (систему) принципов правового регулирования социального обеспечения: 1) социальное обеспечение на условиях обязательного государственного социального страхования всех граждан, которые работают, 2) многообразие форм и видов социального обеспечения застрахованных работников (во всех случаях утраты трудоспособности) 3 ) дифференциация условий и норм социального обеспечения в зависимости от характера и продолжительности трудовой деятельности и размера страховых взносов работников; 4) обеспечение пенсиями и пособиями на уровне прожиточного минимума; 5) осуществление социального обеспечения за счет средств государственных и негосударственных страховых фондов; 6) осуществление социального обеспечения органами государственного управления; 7) охрана и защита прав и законных интересов граждан на социальное обеспечение.

В отраслевых принципов права социального обеспечения С.М. Синчук отнесла: 1) распространение права социального обеспечения всех граждан независимо от гражданства, формы и вида общественно полезной деятельности; 2) осуществление обеспечения на уровне, не ниже установленных в государстве социальных стандартов; 3) осуществление обеспечения при наступлении социального риска. Универсальность социального обеспечения; 4) государственная гарантированность права на социальное обеспечение; 5) принцип справедливости и беспристрастности, 6) принцип сочетания солидарной и индивидуальной ответственности; 7) дифференциация условий и объемов социального обеспечения; 8) принцип эффективности. Адресный характер социального обеспечения.

Содержание отраслевых принципов права социального обеспечения

1. Принцип законодательного определения условий и порядка осуществления социального обеспечения.Согласно п. 6 ст. 92 Конституции Украины исключительно законами Украины определяются основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения; основы регулирования труда и занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства; экологической безопасности. Законами закреплены основы социального страхования, его виды, принципы сбора и расходования средств на социальные нужды, права человека в социальной сфере, порядок содержание нетрудоспособных в стационарных учреждениях и обслуживание их по месту жительства. Нормативными актами высшей юридической силы определяются условия предоставления различных видов материального обеспечения и их размеры, утверждаются социальные стандарты и т.п..Подзаконными актами только устанавливается механизм реализации человеком предоставленного ему законом права на конкретный вид обеспечения.

2. Принцип учета требований норм международных договоров Украины в сфере социального обеспечения. Ст. 9 Конституции Украины предусматривает, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.

Наиболее распространенными являются следующие способы внедрения и учета международных норм социального обеспечения: а) учет во внутреннем законодательстве международного опыта в этой сфере (международных актов, к которым Украина присоединилась) б) включение норм таких договоров украинскому законодательству полностью или частично в) непосредственное применение норм права, содержащихся в ратифицированных Верховной Радой Украины международных договорах. Конвенции и рекомендации являются формой международно-правового регулирования социального обеспечения. Конвенции, в частности, предусматривают международные обязательства по введу

 

ения в государстве социальных стандартов на уровне не ниже, чем признается международным сообществом (см., например, Конвенцию № 102 о минимальных нормах социального обеспечения).Рекомендации также содержат соответствующие пожелания. Следует заметить, что Украина не ратифицировала ни конвенции в сфере социального обеспечения. Сейчас в процессе разработки законопроектов в сфере социальной защиты населения учитываются соответствующие международные нормы.

3. Принцип общественной целесообразности социального обеспечения в соответствии с социальных рисков. Социальным обеспечением охватываются не все население страны, а лишь определенные категории лиц, попавших в сложные жизненные ситуации. В нормативных актах, как правило, это законы, перечисленные социальные риски, которые ведут к необходимости государственной поддержки в случае наступления социального случае (старость, рождения, инвалидность, болезнь, безработица и т.д..). Общественная целесообразность должна учитывать экономическую эффективность мероприятий, осуществляет государство. Необходимо найти оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование, а также между социальными выплатами и заработной платой. Отчисления на финансирование социального обеспечения имеет, прежде всего, соотноситься с макроэкономическими показателями (валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходам населения и т.д.)., Поскольку превышение оптимальной величины отчислений на социальные нужды ведет к уменьшению эффективности общественного производства, а иногда предпочтение отдается не зарплата, а пособиям.

4. Принцип усезагальности права на социальное обеспечение. Законодательство Украины устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от расы, политических, религиозных и других убеждений, пола и т.д.. Правовой базой для этого принципа является статьи 24 и 46 Конституции Украины.

В ст. 46 Основного Закона указано, что граждане имеют право на социальную защиту. Исходя из буквального толкования слова граждане можно сделать вывод, что неграждане такого права не имеют. Действительности социальной защитой охвачены все физические лица, которые находятся на территории Украины.

Этот принцип указывает на субъектов права на указанное обеспечения. Ими являются все граждане Украины, а также иностранцы и лица без гражданства независимо от оснований нахождения на территории страны. Законодательство о социальном обеспечении не содержит ни одного исключения из этого правила.

Приведенное выше не противоречит тому, что для получения конкретного вида материального обеспечения установлены конкретные условия: уплата страховых взносов, наличие общего или специального трудового стажа определенной продолжительности, причина инвалидности, уровень дохода, законность пребывания на территории Украины, заключения договоров и т.п.. Все это влияет на размер и виды обеспечения, но не лишает лицо права на постоянную или временную материальную поддержку в минимальных размерах со стороны государства.

Усезагальнисть права на социальное обеспечение предусматривает его доступность и оперативность в предоставлении конкретного вида обеспечения.Доступность означает, что законодательство предусматривает минимальное количество оснований (условий, юридических фактов), а также документов на их подтверждения для получения конкретного вида обеспечения, и любой человек может это право реализовать через разветвленную систему органов социальной защиты населения и социальные службы для соответствующих категорий человек.Оперативность в предоставлении конкретного вида обеспечения означает, что руководители социальных служб имеют широкие полномочия в принятии решений по конкретным делам, процедура согласований сведена к минимуму, сроки рассмотрения заявлений сжаты. В экстренных случаях человек может сразу же получить денежную или натуральную помощь.

5. Принцип универсальности, дифференциации и разнообразие видов социального обеспечения. Иногда его еще определяют как обеспечение граждан во всех случаях потери трудоспособности, множественность видов такого обеспечения. В некоторых учебниках этот принцип разделен на два принципа: всесторонность или универсальность и комплексность или гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признанных социально значимыми и множественность видов социального обеспечения.

Под универсальностью понимают обеспечение физических лиц во всех случаях нетрудоспособности и потери источников к существованию не по их вине или понесения дополнительных расходов в обстоятельствах, которые государство считает социально значимыми. Нормы права указанного обеспечения предоставляют юридическое значение таким фактическим обстоятельствам, как болезнь, безработица, старость (достижение пенсионного возраста), трудовое увечье или профессиональное заболевание. Как юридические факты они приводят к возникновению, изменению или прекращению социально-обеспечительных отношений. Этот перечень не только не уменьшается, а постепенно расширяется и учитывает все возможные ситуации, обязывающие государство предоставить лицу, находящемуся в трудном положении, установленные законом виды материального обеспечения.

Нормативные акты предусматривают дифференциацию видов, условий и уровня (норм) названного обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, субъективные свойства личности и его семьи (пол, возраст, семейное положение, наличие иждивенцев и т.п.), трудовую деятельность (продолжительность трудового (страхового) стажа, размер заработной платы), характер указанной деятельности (занятость на подземных работах, работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, специфика профессии), местность, где живет человек (горные населенные пункты), бедность.На объем прав в сфере социальной защиты населения влияют нормы, устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий граждан.Льготное законодательство развивалось стихийно и без научных обоснований.Теперь его критикуют, но оно продолжает развиваться. Дифференциация социального обеспечения через установление определенных льгот отдельным группам граждан должна иметь определенные границы.

Иначе она не будет достигать поставленной цели и приведет к накоплению негативных тенденций в этой сфере, к нарушению других принципов.

Множественность видов социального обеспечения (многие авторы рассматривают его как самостоятельный принцип указанного права) проявляется в том, что при наступлении того или иного социального случае государство придает лицу материальную поддержку различными способами (пенсии, пособия, компенсации, социальные услуги и др.). Так, виды названных услуг и материального обеспечения по общеобязательному государственному социальному страхованию указанные в ст. 25 Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании и конкретизированы в законах по отдельным видам этого страхования. В ст. Из Закона Украины "О государственной помощи семьям с детьми" предусмотрены следующие виды государственной помощи: в связи с беременностью и родами; единовременное пособие при рождении ребенка, помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и т.д.. Законами установлены и другие виды обеспечения за счет бюджетных средств.

6. Обеспечение уровня, не ниже прожиточного минимума, установленного законом.Он означает, что пенсии, другие виды социальных выплат и помощи, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, предусмотренного законом. Закреплен этот принцип в ст. 46 Конституции и конкретизирован в действующем законодательстве (см. 1.5.2).

В переходный период этот принцип не действует, хотя соответствующие нормативные акты принимаются и расчеты производятся.

7. Принцип незменшуваности содержания и объема социальных выплат и услуг при принятии новых законов. Согласно ст. 22 Конституции Украины при принятии новых законов или внесении изменений в действующие не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Лицо должно быть уверено в том, что его права в сфере социального обеспечения не будут изменены в сторону сокращения их уменьшения размера назначенных социальных выплат, ухудшение уровня социальных услуг. Законодательный орган, органы исполнительной власти и местного самоуправления не вправе принимать нормативные акты, урезают социальные права людей (уровень материального обеспечения), поскольку их действия можно квалифицировать как антиконституционные. Этому принципу не противоречат нормативные акты, по которым определенные виды социального обеспечения (льготы, компенсации) заменяются повышением размера пенсий и других выплат.

8. Необратимость выплаченных денежных сумм и стоимости предоставленных социальных услуг. Социальное обеспечение физических лиц осуществляется бесплатно или с частичной оплатой отдельных социальных услуг. Оно не предусматривает в будущем возмещения указанных средств. Общество эти расходы берет на себя за счет уплаченных ранее взносов и налогов и бюджетных средств. Законом только предусмотрено взыскание излишне выплаченных сумм пенсий, пособий и компенсаций, а также возвращения незаконно полученных выплат и стоимости оказанных услуг и льгот.

Принципы пенсионного права

1. Принцип сочетания солидарной и накопительной пенсионных систем. В мире существует несколько сот пенсионных систем, которые можно свести к трем моделям: 1) система государственного пенсионного обеспечения, которая базируется на бюджетном финансировании выплаты пенсии (бывший СССР) 2) система пенсионного страхования, базирующаяся на финансировании выплаты пенсии за счет самостоятельных страховых пенсионных фондов или бюджетов (применяется во многих странах), 3) система принудительного накопления, основанный на финансировании выплаты пенсий за счет негосударственных пенсионных фондов (Чили). В рыночных условиях могут применяться последние две пенсионные модели, которые внедряются и в Украине.

Государственная распределительная система реформировалась в солидарную систему, что означает солидарность поколений, регионов и высокообеспеченных и малообеспеченных членов общества. Выплата пенсий нетрудоспособным осуществляется за счет текущих взносов работающих. Она предусматривает установление размеров пенсий в зависимости от страхового стажа и размера заработной платы, с которой уплачены взносы, учет которых осуществляется персонифицировано в Пенсионном фонде Украины, ее цель - защита пожилых людей от бедности.

Накопительная система, которая вводится в Украину, обязывает лиц, работающих, перечислять часть своего заработка на индивидуальные сберегательные счета. Эти средства будут инвестироваться, а инвестиционный доход засчитываться на те же индивидуальные счета. После достижения плательщиками пенсионного возраста они могут снять накопленные средства. Общеобязательная накопительная система обеспечит граждан надбавок после выхода на пенсию и снизит нагрузку на солидарную систему.

Для высокооплачиваемых категорий граждан предусмотрена система негосударственного пенсионного страхования, забей

 

зпечуе дополнительную пенсию путем добровольных взносов граждан. Основой этой системы являются негосударственные пенсионные фонды, в том числе, созданные по корпоративным и профессиональным признакам. Эта система позволяет гражданам, которые платят большие взносы в течение периода трудовой деятельности, поддерживать после выхода на пенсию достигнутый ранее жизненный уровень.

Смешанная пенсионная система дает возможность постоянно повышать уровень жизни нетрудоспособных лиц, прекративших трудовую деятельность, установить зависимость размеров пенсий от величины заработка и трудового стажа, обеспечить финансовую стабильность пенсионной системы, поощрить граждан к сбережению средств на старость, создать эффективную и действенную систему административного управления в пенсионном обеспечении.

2. Принцип личной ответственности работника уровня своего материального обеспечения при выходе на пенсию. Человек, выходя на пенсию, желает нести привычные для нее расходы, а размер назначенной пенсии часто бывает гораздо ниже ранее получаемого заработка. Это заставляет ее в начале трудовой деятельности думать о своем материальном обеспечении в старости. Она стремится, прежде всего, заработать максимальную пенсию, зависит от продолжительности трудового (страхового) стажа и размера заработной платы (уплаты страховых взносов), участвует в негосударственных пенсионных программах, экономит средства на "черный день". Государство гарантирует лишь минимальный размер пенсии, а все остальное полностью зависит от человека. Идея зависимости размера пенсии от продолжительности трудового (страхового) стажа и суммы заработка (дохода) за определенное время, а в будущем и за всю трудовую деятельность составляет суть этого принципа пенсионного права.

3. Принцип обеспечения пенсиями во всех случаях потери трудоспособности.Потеря трудоспособности означает потерю источника дохода, заставляет общество искать ему замену. Такой заменой и есть пенсия. Она выплачивается в случае наступления нетрудоспособности по инвалидности, достижения определенного возраста (выслуги лет), подтверждает юридическую нетрудоспособность, а также при потере кормильца нетрудоспособным членам семьи и в других случаях, указанных в законе. Таким образом, пенсионным обеспечением охвачены все возможные случаи нетрудоспособности, порождает у людей чувство социальной защищенности, уверенность в завтрашнем дне.

4. Принцип обязательности государственного пенсионного страхования для всех наемных и самозанятых работников и назначения пенсий только тем, кто платил взносы. В пенсионном законодательстве дается перечень лиц, подлежащих общеобязательному государственному пенсионному страхованию. Ими прежде всего являются лица, которые работают на условиях трудового договора (контракта) на предприятиях, в организациях, учреждениях независимо от форм собственности и хозяйствования и у физических лиц, и лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, которые не являются членами творческих союзов), граждане - субъекты предпринимательской деятельности. Они страхуются от таких социальных рисков, как инвалидность, смерть кормильца, достижения пенсионного возраста, несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание.

С наступлением страхового случая застрахованное лицо по общеобязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на пенсию по возрасту, по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства), в свя связи с потерей кормильца, а по общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности, на пенсию по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания и в связи с потерей кормильца, умершего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Застрахованные лица сами уплачивают страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование или за них платят эти взносы в установленном законодательством порядке. Соответствующие взносы уплачиваются и при добровольном пенсионном страховании. Таким образом, они участвуют в формировании средств для будущих пенсионных выплат. Пенсия назначается только при условии уплаты страховых взносов. Лицо, которое само не платила или за нее не платили страховых взносов, права на конкретный вид пенсии нет.

5. Принцип права выбора пенсионных выплат и сочетание пенсионного обеспечения с другими социальными выплатами.

Бывают случаи, когда лицо одновременно имеет право не на одну, а на несколько видов пенсий. Для этой ситуации в украинском законодательстве есть правило, согласно которому лицам, имеющим право одновременно на разные виды пенсии, назначается один из этих видов пенсий по выбору застрахованного лица. Это правило не касается выплаты дополнительных пенсий из негосударственных пенсионных фондов.

Одновременно с пенсией нетрудоспособные лица имеют право получать доплаты, надбавки и повышения к ней, а также право на различные виды денежных пособий и социальные услуги, которые финансируются за счет бюджетных средств и средств тех или иных социальных фондов.

Понятие, основные черты и виды принципов права социального обеспечения

Под принципами права социального обеспечения следует понимать обусловленные естественными правами человека основные положения, которые выступают ориентирами в правовом регулировании общественных отношений в сфере социального обеспечения физических лиц и определяют суть, содержание и механизм функционирования этой отрасли права.

По мнению Т.З. Гарасимова, до основных признаков принципов права социального обеспечения относятся: 1) принципы права являются наиболее общими, исходными положениями, идеями, которые имеют фундаментальное значение в регулировании социально-обеспечительных правоотношений, 2) они определяют направленность, содержание институтов права социального обеспечения, 3) принципы права, во определенном государстве, выражают правовые идеи, которые составляют задачи института социального обеспечения; 4) они распространяются на все правоотношения, которые составляют предмет соответствующей отрасли права; 5) принципы права прямо или косвенно отражены в нормах права.

Признаки, присущие общим принципам права (см. 3.1.1), присущи и принципам права социального обеспечения, его подотраслям и правовым институтам. К признакам принципов права социального обеспечения можно отнести: 1) взаимосвязь и взаимообусловленность принципов права социального обеспечения с принципами социального обеспечения; 2) принципы права социального обеспечения основываются на таких общечеловеческих ценностях и идеалах, как добро, отзывчивость, гуманизм, справедливость, 3 ) основой для формирования основных положений права социального обеспечения служат социальные риски; 4) зависимость развития отраслевых принципов от состояния национальной экономики.

Необходимо отличать принципы права социального обеспечения от принципов правотворчества в сфере социальног

 

в обеспечение.Правотворчество в сфере социального обеспечения - это интеллектуальная деятельность специально уполномоченных на это органов, требующий особых знаний и умений, направлена ​​на разработку, принятие нормативных актов, внесение в них изменений и отмены.Принципы правотворчества - это основные начала осуществления правотворческой деятельности. Ими являются: 1) соблюдение процедуры подготовки и принятия нормативных актов (законности) 2) принцип научности (до правотворчества привлекаются представители научных учреждений и заведений), 3) принцип использования правового опыта (отечественного и иностранных государств); 4) принцип демократизма ( проекты нормативных актов публикуются в печати, обсуждают представители общественности, в частности, ветеранские организации, организации инвалидов и т.д.).

В литературе раскрывается содержание принципов формы права (нормативно-правовых актов). К ним, в частности, относятся: 1) конкретность, ясность и четкость формулировок, 2) логичность, краткость и отсутствие противоречий в изложении текста, 3) простота и доступность правового акта для широких масс населения; 4) сочетание стабильности и динамичности в правовом регулировании и т.д. .

В экономической литературе рассматриваются принципы социального обеспечения.Чаще всего называют следующие: всеобщность; общедоступность, установление зависимости размеров и форм обеспечения от работы в прошлом; большое разнообразие видов обеспечения и услуг; демократический характер организации и управления социальным обеспечением. Эти принципы являются фундаментом для формулирования принципов права социального обеспечения.

Право социального обеспечения не имеет кодифицированного нормативного акта (кодекса), а значит, нет закрепленных в законе принципов отрасли права. Ученые приводят разные системы принципов права социального обеспечения.

Так, Т.З. Гарасимов различает принципы права социального обеспечения и правовые принципы права социального обеспечения. В систему принципов права социального обеспечения, которые определяют его сущность и закономерности развития (не закреплены в нормах права), относятся: 1) усезагальнисть права на социальное обеспечение как основного права человека; 2) определение сферы общественных отношений социальным риском, 3) гарантии социального обеспечения на уровне не ниже прожиточного минимума в государстве; 4) преобладающая роль централизованного правового регулирования. Систему правовых принципов (закрепленных в нормативных актах) составляют: 1) государственные гарантии права на социальное обеспечение, 2) дифференциация условий и объема социального обеспечения в Украине, 3) солидарная ответственность субъектов права на социальное обеспечение; 4) адресность социального обеспечения в Украине .

Н.Б. Болотина с общими принципами этой отрасли права отнесла следующие: всеобщность социального обеспечения, равенство и запрет дискриминации; всесторонность; незменшуванисть содержания и объема социальных выплат и услуг при принятии новых законов; государственная гарантированность; многоканальность финансового обеспечения; единство и дифференциация социального обеспечения; обоснованность социальных нормативов , сохранение прав в области социального обеспечения, защиты законных ожиданий, юридической ясности, реальности прав, судебной защиты прав человека на социальное обеспечение.

И.М. Сирота предложил такую ​​схему (систему) принципов правового регулирования социального обеспечения: 1) социальное обеспечение на условиях обязательного государственного социального страхования всех граждан, которые работают, 2) многообразие форм и видов социального обеспечения застрахованных работников (во всех случаях утраты трудоспособности) 3 ) дифференциация условий и норм социального обеспечения в зависимости от характера и продолжительности трудовой деятельности и размера страховых взносов работников; 4) обеспечение пенсиями и пособиями на уровне прожиточного минимума; 5) осуществление социального обеспечения за счет средств государственных и негосударственных страховых фондов; 6) осуществление социального обеспечения органами государственного управления; 7) охрана и защита прав и законных интересов граждан на социальное обеспечение.

В отраслевых принципов права социального обеспечения С.М. Синчук отнесла: 1) распространение права социального обеспечения всех граждан независимо от гражданства, формы и вида общественно полезной деятельности; 2) осуществление обеспечения на уровне, не ниже установленных в государстве социальных стандартов; 3) осуществление обеспечения при наступлении социального риска. Универсальность социального обеспечения; 4) государственная гарантированность права на социальное обеспечение; 5) принцип справедливости и беспристрастности, 6) принцип сочетания солидарной и индивидуальной ответственности; 7) дифференциация условий и объемов социального обеспечения; 8) принцип эффективности. Адресный характер социального обеспечения.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.