Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», «Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад»,
«Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха»,
«Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий,
«Кто это?»; В.Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница — то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».
Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»; Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад»,
«Как мы в зоосад приехали», «Зебра», -Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги
«Про цыпленка, солнце и медвежонка»);К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»;
Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. Е. Виеру. «Ежик и барабан», П. Воронько. «Хитрый ежик», Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», А. Милн. «Три лисички», Н. Забила. «Карандаш», С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» А. Босев. «Дождь», «Поет зяблик», М. Карем. «Мой кот».
Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», Л.Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), Е. Бехлерова. «Капустный лист», А. Босев. «Трое», Б. Поттер. «Ухти-Тухти», Й. Чапек. «Трудный день»,
«В лесv», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»),; О. Альфаро. «Козлик-герой», О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», «Не только в детском саду» (в сокр.).
Список для заучивания наизусть
«Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод.,.» — рус.нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».
Демонстрационный материал
1. Светлана Вохринцева – демонстрационный материал по всем лексическим темам. Издательство «Страна Фантазий!
3. Расскажи про детский сад – серия демонстрационных картин.
4. Мир природы – серия демонстрационных картин. Издательство«Детство-пресс».
5. Демонстрационный материал для ознакомления детей с окружающим миром. Издательство «ВикРус».
6. Моя первая энциклопедия. Издательский дом «ОНИКС 21 век».
7. Наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам». Издательство «Мозайка-Синтез».
8. «Детям о народном искусстве». Издательство «Просвещение».
9. Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
10. Демонстрационный материал сделанный своими руками и скаченный через интернет.
Приложение 2.
Перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет по региональному компоненту (проект)
Темы, цель, итоговое мероприятие по теме
Вид взросло-детской (партнерской) дея-тельности в соответ-ствии с интеграцией образовательных областей.
Формы организации совместной
Взросло- детской (партнерской) деятельности
Предполагаемая самостоятельная
деятельность детей
Материал и оборудование
1.Я и моя семья
Цель: Формирование представлений ребенка о себе и близких людях
Итоговое мероприятие:
Выставка совместного творчества
взрослых и детей
«Что нам Осень принесла?!»
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-
Исследовательская
Двигательная
Трудовая
Чтение художественной литературы
Музыкально – художественная
Продуктивная
Сюжетные игры: «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Кукла заболела», «Семья переезжает на новую квартиру (Новоселье)», «Поездка на автобусе», «Непредвиденная ситуация на дороге».
Дидактические игры:
«Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе)», «Мой портрет», «Помоги маме (папе)», «Где мы были, что мы видели», «Кому, что нужно для работы?», «Кто, что любит делать?» и другие.
Театрализованная игра:
По сказке «Три медведя».
Игра драматизация:
«Наша Маша маленькая», «Почему так?»
Беседа«Моя семья», «Праздники в моей семье», «В нашей семье все трудятся», «Любимые занятия членов нашей семьи» и другое.
Рассказывание на тему: «Наша дружная семья» (на основе моделирования – опорные схемы, модели).
Рассказы описательные «Нужные помощники» (предметы быта) и другие.
Ситуативные разговоры и речевые ситуациипо теме.
Обсуждение ситуаций «Ты заблудился», «Ребенок разбил любимую мамину вазу, как поступить? (сломал дедушкины очки, размотал бабушкины клубки для вязанья и другие)».
Обсуждение поступков мультипликационных героев («Маша и медведь» (на новый лад)).
Дидактические игры:«Расскажи о членах своей семьи» (по фотографиям из семейного фотоальбома) и другие
Экскурсиипо детскому саду, по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями в природе) и другие.
Циклические наблюдения за деревьями.
Дидактические игры:«Что есть у игрушки» и другие.
Решение проблемных ситуаций:«Бабушка заболела», «Чем я могу помочь (маме, папе, сестренке, братику и т.д.)», «Сломано дерево на участке» и другое..
Конструирование «Дом для матрешки», «Мебель для комнаты» и т.п.
Экспериментированиес водой «Как сделать мыльную пену?», «Что лучше подойдет для изготовления праздничного торта? (глина, песок, опилки)».
Коллекции:«Любимые игрушки нашей семьи», «Подарки осени» и другие.
Подвижные игры программные и по желанию детей.
Хороводные игры
Коллективное творческое дело (КТД)взрослых и детей по созданию поделок для выставки «Что нам Осень принесла».
Поручения индивидуальные и коллективные «Подбери посуду для обеда (для чайного стола)»
Подвижные игры (любимые детьми, программные)
Игровые упражнения
Чтениерассказов, сказок, стихотворений о семье, о взаимоотношениях в семье, об осени, о природе и другие.
Обсуждениепоступка Колобка из сказки «Колобок» и другие
Разучиваниестихотворений о маме, папе и других членах семьи
Слушание и исполнение песен о маме, папе и других членах семьи
Музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы)
Лепка «Овощи и фрукты с нашего огорода», «Фрукты на тарелке», «Запасливый ежик», «Угощение для зверят» и другое.
Аппликация «Закатываем компот на зиму», «Перевезем арбузы на тележках», «Осенняя картинка» (коллективный коллаж), осенняя салфетка.
Рисование «Дождь идет на улице», «Урожай ягод и фруктов», «Погрузим овощи в машины», «Картинки об осени» и другое.
КТДпо изготовлению поделок для выставки «Что нам Осень принесла?!».
Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами,.
Действия с персонажами сказки «Три медведя»;
Рассматривание семейных фотоальбомов
Конструирование из крупного и среднего конструктора знакомых построек;
Игры с водой, мыльными пузырями.
Эксперименты с песком, глиной
Моделирование состава семьи (круги большие и маленькие)
Продуктивная деятельность: деятельность со знакомым природным, изобразительным материалом;
Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах.
Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание);
Рассматривание и обследование муляжей овощей и фруктов.
Куклы крупные и средние;
телефон;
Крупная кукольная мебель: стол, стулья, кровать, диван, шкафы для белья и для посуды, кухонная плита; ширма- окно, ширма –автобус.
Наборы чайной и столовой посуды, постельных принадлежности и одежды для кукол и другое
Картинки с изображением предметов, необходимых для деятельности мужчине, женщине; членов семьи, хороших и плохих поступков.
Шапочки – маски для драматизации сказки «Три медведя»;
Семейные фотоальбомы (фотографии членов семьи портретного типа и в полный рост);
Конструкторы крупный и средний;
Тазики для воды, сосуды разной формы и величины, мыло.
Глина, песок, опилки.
Круги большие и маленькие для моделирования состава семьи.
Изобразительные, природные материалы.
Книги для чтения («Колобок» и другие).
ТСО (магнитофон);
Мягкие антропоморфные животные (крупные)
Муляжи овощей и фруктов.
2.Я – девочка, ты – мальчик
Цель: Способствовать осознанию ребенком своей половой принадлежности и освоения элементарных форм поведения соответственно пола
Итоговое мероприятие:
Развлечение «В группе весело живем девочки и мальчики»
Игровая
Коммуникативная
Познавательно – исследовательская
Трудовая
Двигательная
Чтение художественной литературы
Музыкально – художественная
Продуктивная
Сюжетные игры: «Семья переезжает на новую квартиру»,«Поездка на автобусе»,«Детский сад»,«Парикмахерская», «Больница», «Магазин»
Дидактические игры:«Дети на прогулке», «Сложи узор» (для девочек – украшения, цветы и т. п., для мальчиков – элементы видов транспорта и т.п.), «Одень Таню (Ваню)» (с плоскостными куклами), «Подбери подарок тане (Ване)», игры с одним, двумя обручами (подарки девочкам и мальчикам).
Беседы«В группе дружно мы живем», «Мы любим играть, «Наши праздники» и другие.
Ситуативный разговор и речевая ситуацияпо теме.
Отгадывание загадокоб игрушках.
Составление описательных рассказовоб игрушках, об одежде (по моделям).
Экскурсии по детскому саду, по участку (сезонные изменения в природе) и другие.
Наблюдения за деятельностью девочек и мальчиков (своей группы и старших групп).
Наблюдения за взаимоотношениями взрослых людей.
Циклические наблюдения за трудом дворника.
Решение проблемных ситуаций: «Ссора», «Мальчик обидел девочку», «Забрал игрушку» и другие.
Экспериментыс водой (вода льется из разных сосудов по – разному, вода принимает форму того сосуда, который она принимает, вода прозрачная – через нее все видно, в воде одни предметы плавают, другие тонут.
Коллекции:«Виды транспорта» (наземный, воздушный, водный), «Сезонная одежда для куклы», «Подарки осени» и другие.
Моделирование интерьера комнаты для кукол, костюма для плоскостной куклы (девочки), машины и другого транспорта (мальчики).
Совместные действия мальчиков и девочек по наведению порядка в игровых центрах, по уходу за обитателями живого уголка и другое. Задания:«Подбери картинки на шкафчики для мальчиков»- девочки и наоборот, «Подбери украшение для девочки, с которой ты играешь» и другие.
Совместное с родителями пополнение центров развития атрибутами для игр (для мальчиков и для девочек).
Подвижные игры:«Подарки», «Магазин игрушек», «Салочки – выручалочки», «Пальчик о пальчик» и другие.
Хороводные игры.
Игровые упражнения(по возрасту)
Спортивное развлечение
Чтениерассказов, сказок, стихотворений об именах, о мальчиках и девочек (их взаимоотношениях), об осени, о природе и другое.
Разучивание стихотворений, потешек, пестушек о частях тела, именах («Расти коса», «Водичка – водичка», «Наша маша маленькая») и другие.
Обсуждение поступков литературных и мультипликационных героев.
Слушаниемузыкальных произведенийи исполнениепесен о дружбе, о природе, об осени и других.
Музыкально – дидактические игры:«Полетаем как снежинки» и другие.
Лепка«Подарки другу (подружке)», «Угощение для зверюшек», «Поможем сделать запасы на зиму», «В детский сад привезли мячи» и другие..
Аппликация«Подбери и наклей картинку любимого животного» (ко дню животных), «В детский сад привезли игрушки, расставь их в шкафы» (коллективная), «Подарок другу (подружке)», «Красивые салфетки на стол», «Красивая скатерть» (коллективная).
Рисование «Дружные ладошки» (техника «ладонь»), «Наши игрушки», «Помоги зверюшкам сделать заготовки на зиму», «Красивая салфетка», «Картинка про осень» и другие.
Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм «Семья», «Магазин», «Автомастерская», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Шофер», «Пароход» и с другими.
Действия с игрушками.
Экспериментирование с водой: наливание в сосуды, переливание из сосуда в сосуд, опускание в воду разных предметов и другое
Рассматривание коллекций: «Виды транспорта», «Сезонная одежда для кукол».
Одевание и раздевание кукол (в том числе и плоскостных).
Моделирование интерьера комнаты для кукол.
Наблюдения за растениями и животными в уголке природы.
Рассматривание иллюстраций в книгах.
Лепка и рисование в изоцентре.
Складывание узоров из шишек, листьев и другого материала.
Подпевание песен.
Ролевые атрибуты к играм: «Семья», «Магазин», «Автомастерская», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Шофер», «Пароход» и с другим;
Дидактические игры;
Игрушки, модели для описания игрушек.
Материалы для экспериментирования с водой (таз, прозрачные сосуды разной формы и величины, игрушки и предметы).
Коллекции «Виды транспорта», «Сезонная одежда для куклы»
Предметы мебели для моделирования комнаты для куклы.
Лейки, материалы для ухода за растениями и животными.
Видеотека, библиотека.
Изобразительные и природные материалы.
3.Березка под моим окном
Цель:Способствовать формированию представлений о природе родного края, ее значении в жизни человека
Итоговое мероприятие:
Взросло – детский проект «Я в ответе за тех, кого приручил»
Игровая
Коммуникативная
Познавательно – исследовательская
Трудовая
Двигательная
Чтение художественной литературы
Музыкально – художественная
Продуктивная
Сюжетные игры: «Семья отдыхает на природе», «Овощной магазин», «Детский сад (в детский сад привезли овощи и фрукты)» и другие.
Дидактические игры:«Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Вершки и корешки», «Подбери лист к дереву», «Чей клюв, чей хвост», игры с обручами (домашние - дикие животные; овощи-фрукты-ягоды; цветок – дерево и т.п.), «Где чья мама?» и другие
Театрализованная играпо сказке «Курочка – ряба», «Колобок» и другие.
Теневой театр «Отгадай, кто это? (домашние животные».
Театриз овощей и фруктов.
Беседыоб обитателях живого уголка, о растениях участка, о домашних и диких животных, о птицах и другие.
Ситуативный разговор и речевая ситуацияпо теме.
Отгадывание загадоко природе (объектах, явлениях).
Составление описательных рассказовоб объектах живой природы (по моделям).
Экскурсии по территории детского сада (сезонные изменения в природе, кому нужна помощь)
Наблюдения за погодой.
Наблюдения за обитателями живого уголка.
Наблюдения за птицами на кормушке.
Циклические наблюдения за елочкой.
Решение проблемных ситуаций: «Забыли полить цветок в живом уголке», «Не накормили черепашку (хомячка, рыб)», «Не насыпали корм птицам на кормушку зимой» и другие.
Эксперименты с водой (на морозе вода превращается в лед: лед твердый, холодный; лед в тепле тает и превращается в воду), со снегом (снег белый, холодный, мягкий; в тепле снег тает и превращается в воду).
Коллекции:«Копилка осени»,«Домашние и дикие животные родного края», «Сезонная одежда для куклы», «Новогодние открытки»
Моделирование «Кто на бабушкином дворе живет?», «Кто в лесу живет?», «Кто в водоеме живет?», «Кто на дереве живет?», панно «Старичок -Лесовичок» и другие.
Моделирование правил поведения в природе.
Конструирование«Ферма», «Бабушкин двор», «Птичий двор» и другое
Совместные действия дворника и детей по сгребанию снега к деревьям и кустарникам (чтобы им было тепло) и другие.
Задания:«Подбери формочки для изготовления пирожных из снега», «Подбери формы для украшений из льда» и другие.
Совместное с родителями изготовление и украшение снежных фигур.
Подвижные игрыпрограммные и по желанию детей.
Хороводные игры.
Спортивные упражнения (по возрасту)
Спортивные развлечения (мелкие и средние)
Чтениерассказов, сказок, стихотворений о природе, о новом годе и другие.
Разучивание стихотворений о природе, новогодних и других.
Обсуждение поступков литературных и мультипликационных героев по отношению к природе.
Слушаниемузыкальных произведенийи исполнениеновогоднихпесен, песен о природе и других.
Музыкально – дидактические игры:«Полетаем как снежинки», «Изобразим животное» и другие.
Лепка«На лесной полянке танцевали зайки», «Снеговики», «Покормим птиц», «Птичка» и другие.
Аппликация«Зайка серенький», «Снеговики», «Кто придет на лесную полянку?», «Животное, которое есть у меня» и другие
Рисование «Пушистые зайчата» (техника «тычком»), «Снеговики», «Снег идет», «Подарки для моего любимого животного» и другие.
Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм «Овощной магазин», «Семья», «Шоферы», «Больница», «Детский сад», «Шофер», «Пароход» и с другими.
Действия с предметами для теневого театра.
Рассматривание аналогов объектов живой природы.
Наблюдения за обитателями уголка природы.
Элементарные действия по уходу за обитателями живого уголка (полить цветы, протереть листья растения и т.п.).
Экспериментирование с водой.
Рассматривание коллекций: «Домашние и дикие животные родного края», «Сезонная одежда для куклы», «Новогодние открытки», Моделирование «Кто на бабушкином дворе живет?», «Кто в лесу живет?», «Кто на водоеме живет?», «Кто на дереве живет?», панно «Старичок -Лесовичок» и другие.
Конструирование из напольного и настольного конструктора знакомых форм.
Сгребание снега на участке в кучу
Лепка из глины. теста и пластилина знакомых форм.
Рисование знакомых форм в центрах развития.
Атрибуты к играм: «Овощной магазин», «Семья», «Шоферы», «Больница», «Детский сад», «Пароход».
Фигурки домашних животных для теневого театра.
Дидактические игры.
Атрибуты для театрализации сказок «Курочка Ряба», «Колобок».
Картотека загадок о природе
Модели для составления описательных рассказов об объектах живой природы
Материалы для экспериментирования с водой и снегом.
Коллекции «Домашние и дикие животные родного края», «Сезонная одежда для куклы», «Новогодние открытки».
Модели «Кто на бабушкином дворе живет?», «Кто в лесу живет?», «Кто на водоеме живет?», «Кто на дереве живет?», панно «Старичок -Лесовичок» и другие.
Модели правил поведения в природе.
Напольный и настольный конструктор.
Детские лопатки для снега.
Формочки для замораживания воды и изготовления пирожных из снега.
Изобразительные, бросовые и природные материалы.
ТСО (магнитофон и другое).
Видеотека (фильмы о природе).
Библиотека (книги о природе)
Фонотека (голоса птиц, животных, диалоги, песни о природе),
4.Наш любимый детский сад
Цель:Способствовать формированию представлений о детском саде как о социально-значимом объекте
Итоговое мероприятие:
Семейно – групповой праздник «Новый год»
Игровая
Коммуникативная
Познавательно – исследовательская
Трудовая
Двигательная
Чтение художественной литературы
Музыкально – художественная
Продуктивная
Сюжетные игры: «Семья» (подготовка к празднику «Новый год), «Кукольный детский сад», «Детский сад», «День рожденья», «Сладкий час»(по традиции) и другие.
Дидактические игры:
«Кому что нужно для работы», «Четвертый лишний», «Сервировка стола к обеду», «Где я спрятала игрушку» (на плане – схеме группы), «Кто придет к нам на праздник?» и другие.
Театрализованная игра по знакомым рассказам и сказкам.
Игра – инсценировкапо стихотворению Н.Григорьевой «Утром солнышко встает…»
Теневой театр «Наши игрушки», «Кто придет к нам на новогодний праздник?»
Беседы«Наши любимые дела», «Кто это?» (по фотографиям сотрудников из альбома «Сотрудники детского сада»), «Для чего нужны коллекции», «Какие бывают коллекции», «Кто к нам придет на новогодний праздник?» и другие.
Ситуативный разговор и речевая ситуацияпо теме.
Отгадывание загадоко предметах и инструментах, необходимых людям разных профессий, работающих в детском саду, об игрушках и другое.
Составление описательных рассказовоб игрушках.
Дидактические игры «Угадай месяц (зимний, осенний, летний, весенний)», «Чем похожи и чем отличаются зимние месяцы», «Да –нет», «Вопрос –ответ», «Кто как зимует», «Расскажи о погоде по моделям», «Кто знает, кто скажет когда это бывает?»и другие.
Экскурсии и целевые прогулки по детскому саду (в прачечную, на кухню, в медицинский кабинет), к новогодней елке, по территории детского сада (сезонные изменения в природе) и другие
Наблюденияза трудом сотрудников детского сада
Наблюдения за сезонными изменениями в природе (приметы зимы, зимняя одежда, действия людей)
Циклические наблюдения за птицами на кормушке.
Наблюденияза зимними играми детей старшей группы.
Решение проблемных ситуаций:«Не берут в игру», «Забрали игрушку и не отдают», «Не хотят со мной дружить» и другие.
Эксперименты«Мыльные пузыри», «Свет – тень», «Таинственные картинки», «Песочная страна», «Ловись, рыбка, и мала, и велика» и другие.
Коллекции: «Подарки студеной зимы», «Новогодние открытки» и другие.
Рассматривание коллекций
Моделированиеплана –схемы группы и другие.
Моделирование правил поведения в группе.
Конструированиеиз крупного строителя «Детский сад» и другое
Совместные действия по уходу за игрушками в игровом уголке, по уходу за обитателями природы, по украшению зимних построек на участке.
Задания: Совместное с родителями украшение снежных фигур, расчистка участка от снега, подбор фотографий, на которых отображены интересные события детского сада (для создания альбома «В детском саду интересно живем)», новогодних открыток, подарков студеной зимы и другое.
Подвижные игрыпрограммные и по желанию детей (игры на быстроту и сообразительность «Всадники», «Займи свой вагончик», «Кто быстрее»; с предметами «Позвоните в колокольчик», «Норка», «Красочный мяч», «Горелки с платочком»).
Хоровод вокруг елочки «Маленькой елочке холодно зимой»
Спортивные упражнения.
Спортивные развлечения.
Чтениерассказов и стихотворений М.Ивенсен «Кто поможет?», З.Александровой «Катя в яслях» и других.
Разучивание стихотворений о детях, о детском саде, интересных делах, взаимоотношениях, о людях разных профессий, о зиме, о новогоднем празднике.
Обсуждение поступков детей, литературных и мультипликационных героев по отношению друг к другу, к природе.
Слушаниепрограммных музыкальных произведений.
Исполнениепрограммных илюбимых песен («Куколкина мама» Е.Гомоновой, «Пирожки» А Филиппенко, про новый год и других).
Инсценировка русской народной песни «Ой, летели птички».
Этюды «Кукла заболела», «Поможем Пятачку», «Добрый (смелый, храбрый) мальчик», «Добрая девочка», «Если я очень устал», «Скучно», «Отдыхаем», «Моем руки» и другие.
Лепка«Моя любимая игрушка», «Что я другу подарю на новый год», «Мы гуляем на участке», «Новогодние угощения для зверюшек» и другие.
Аппликация«Радужный хоровод вокруг елки», «Коллаж игрушек», «Шарфик для куклы», «Как два снеговика солнце искали (по сказке)», «Украсим группу воздушными шарами и гирляндами» и другие
Рисование «Снеговики на нашем участке»,«А снег идет, а снег идет», «Книжка – малышкам» (по загадкам рисуют отгадки на страницах книжек – малышек), «Игрушки едут на новогодний праздник», «Забавная игрушка (в технике – пальчики –палитра), «Дети играют в мяч» и другие..
Разыгрывание небольших сюжетов в игровом уголке с предложенными атрибутами.
Действия с куклами в уголке театрализованной деятельности.
Рассматривание картинок, иллюстраций, фотоальбомов, плакатов, календарей, открыток и другое.
Дидактические игры «Парные картинки», «Чудесный мешочек» и другие.
Действия с детской лопаткой на участке (подгребание снега к деревьям и кустарникам).
Элементарноеэкспериментирование с водой и песком в уголке экспериментальной деятельности.
Рассматриваниезнакомых и незнакомых книг в книжном уголке.
Продуктивная деятельность (отражение впечатлений от увиденного в уголке изодеятельности).
Работа с панно, моделями, макетами
Фотоальбомы с фотографиями «Мой дом», «Магазин на моей улице», «Где я бывал?», «Где я отдыхал?».
Магнитные доски, фланелеграф, разрезные кубики.
Предметы заместители зданий, фонтаны, фонари и т.д.
Фонотека «Звуки города»
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Альбомы «Виды транспорта», «Городские улицы»
5. Я по улице иду, в детский сад попаду
Цель:Формирование представлений об улице как о значимом объекте социальной действительности
Итоговое мероприятие:
Спортивно – музыкальное развлечение «Сильные, смелые, ловкие»
Игровая
Коммуникативная
Познавательно – исследовательская
Трудовая
Двигательная
Чтение художественной литературы
Музыкально – художественная
Продуктивная
Сюжетные игры: «Семья», «Детский сад», «Больница», «Аптека», «Магазин. «Почта», «Играй городок» (мужские игры) и другие.
Дидактические игры:
«Зимняя одежда и обувь», «Найди на карте города (района) свою улицу», «Транспорт на нашей улице», «Какие дома есть на нашей улице», «Достопримечательное место на нашей улице» и другие
Театрализованная игра «Праздник нашего двора»
Театр теней (здания и транспорт)
Беседы «Я люблю зиму», «Что есть интересного на твоей улице?», «Улицы города», «Улицы нашего микрорайона», «Я люблю играть на улице», «Защитники Отечества» и другое.
Беседа - рассуждение «А в лесу есть улицы?», «Что нужно делать. чтобы узнать погоду на улице», «Если никто не захочет защищать Отечество?»
Ситуативный разговор и речевая ситуацияпо теме («Если будешь ссориться, если будешь драться»).
Отгадывание загадоко транспорте, о новогодних персонажах..
Составление описательных рассказовоб объектах живой природы (по моделям), о достопримечательных местах улицы «Я люблю бывать» и другое.
Дидактические игры«Узнай по описанию», «Кто больше назовет слов. где встречается звук …», «Охота на букву», «Почему это так называется», игра – кроссворд «Знаем ли мы месяцы»,
Экскурсии и целевые прогулки по территории участка, улицам микрорайона, в зимний сквер (парк).
Наблюденияза строительством домов, за приведением улиц в порядок, за транспортом, за людьми, которые спешат домой и из дома, за птицами и животными
Наблюденияза сезонными изменениями в природе.
Циклическиенаблюдения за деревьями, птицами.
Решение проблемных ситуаций:«Житель села заблудился в шумном городе и не может найти дом, который ему нужно», «Как найти нужную улицу?», «Что нужно знать, чтобы не потеряться» и другие.
Эксперименты «Замерзшая вода», «Тающий лед», «Звенящая вода», «Ветряная мельница» и другие
Коллекции:«Подарки студеной зимы», «Спорт» и другие.
Моделирование правил поведения в группе и на улице (создание книжки – самоделки «Правила знай и соблюдай».
Конструирование изнапольного и настольного строителя «Разные дома», «Транспорт на нашей улице»,«Мой детский сад», «Моя улица родная» и другое
Совместные действия с родителями и детьми младших классов школы по изготовлению и украшению участка детского сада к празднику «Защитники Отечества.
Совместные действия детей и воспитателя по изготовлению фото коллажа (газеты) «Мы гордимся нашими мужчинами»
Задания подобрать эскизы оформления открыток, группы и участка к празднику «Защитники Отечества»
Проект:фото коллаж «Мы гордимся нашими мужчинами»
Подвижные игрыпо желанию мальчиков и программные (игры военной тематики, на развитие мужских качеств).
Чтениехудожественной литературы о защитниках Отечества, об улицах города, села, «лесных» улицах (этажи леса), о зиме.
Разучивание стихотворений о защитниках Отечества, о зиме.
Обсуждение поступков литературных и мультипликационных героев и другое
Слушаниемузыкальных произведенийи исполнениепесен новогодних, о зиме, защитниках Отечества, улицах и других.
Лепка«Снеговики на поляне», «Лопатки для снега», «Подарки», «Штанга для папы», «Угощения» и другое.
Аппликация«Улица моя», «Открытка для папы (дедушки)», «Пригласительный билет», «Вагончики везут подарки мальчикам», оформление фото коллажа «Мы гордимся нашими мужчинами» и другое.
Рисование «Вагончики привезли подарки мальчикам», «Колеса и светофоры», «Дорога для разных автомобилей» и другое.
Разыгрывание небольших сюжетов игр с игровыми материалами;
действия с фигурками к теневому театру.
рассматривание картин, картинок, фотографий, альбомов, открыток, коллекций, фото коллажа в развивающих центрах;
действия с материалами и оборудованием для экспериментирования;
конструирование элементарных домов, машин из напольного строителя;
лепка и рисование знакомых форм знакомыми материалами.
Атрибуты для сюжетных игр, дидактические игры, теневой театр; атрибуты для театрализованной деятельности;
картины, картинки, фотографии, альбомы, открытки, коллекции, фото для коллажа;
материал для экспериментирования;
коллекции, книги, музыкальные произведения;
материал для изобразительной деятельности.
6. Я живу в Колпино.
Цель:Формирование представлений о родном городе (селе); чувства гордости и восхищения за свой город, за его красоту, его достопримечательности
Итоговое мероприятие:
Праздник мам
Экскурсия по городу («Весеннее пробуждение»)
Игровая
Коммуникативная
Познавательно – исследовательская
Трудовая
Двигательная
Чтение художественной литературы
Музыкально – художественная
Продуктивная
Сюжетные игры: «Семья» (праздник 8 Марта), «Детский сад» («Праздник мам и бабушек», «Магазин подарков» и другие.
Дидактические игры: «Подарки для мамы и бубушки», «Какой это транспорт» (с двумя обручами), «Угадай - ка» (по фотографиям знакомых мест в городе)
Театрализованная игра по сказке «Репка».
Теневой театр «Машины на улицах нашего города».
Беседыо мамах и бабушках и девочках «Мамочка моя», «Моя бабушка», «Я дружу со своей подружкой», «Наши девочки» (по фотографиям из семейных и групповых фотоальбомов); о городе «Наш любимый город» (по фотографиям, открыткам и иллюстрациям)
Ситуативный разговор и речевая ситуацияпо теме.
Составление описательных рассказово кукле, об игрушках (в которые играют девочки)
Экскурсии в сквер и парк «Ищем приметы весны», по детскому саду (в музыкальный и спортивный залы, в методический кабинет, в библиотеку, изостудию) и другие
Наблюдения за изменениями в природе.
Наблюдения за действиями мамы, воспитателя и других сотрудников детского сада.
Циклические наблюденияза птицами на кормушке, в скворечнике.
.Решение проблемных ситуаций: «Куклу бросила хозяйка», «Злая девочка», «Рассердилась», «Девочка – чумазая», «Жадина» и другие.
Эксперименты с водой(льется, вода прозрачна через нее все видно, мыльная вода «Постираем платочки»).
Коллекции: «Подарки весны»
Моделирование украшений для кукольного платья и другие.
Моделирование правил поведения в группе.
Конструирование«Комната для куклы», «Мебель для кукольной комнаты» и другое
Совместные действия с мамами по оформлению открытки для бабушки, воспитателя.
Совместные действияс воспитателями и папами по оформлению открыток для мам и девочек
Совместные действияс родителями и воспитателями по оформлению фото коллажа «Наш город»
Задания:совместное с родителями подобрать эскизы оформления праздничных открыток (8 Марта); фотографий, открыток и другие.
Индивидуальные задания для родителей «нарядное платье для кукол к празднику» (сшить, связать и другое); записать видео фильм о городе; сфотографировать достопримечательные места в городе для оформления фото коллажа.
Подвижные игрыпо желанию девочек (гибкость, ловкость и т.п.) и программные.
Хороводные игрыпо теме.
Спортивные развлечения
Спортивные упражнения
Чтениелитературных произведений о маме, бабушке; о городе, весне.
Разучивание стихотворений о маме, бабушке, весне, природе.
Обсуждение поступков литературных и мультипликационных героев по отношению к другим людям.
Слушаниемузыкальных произведенийи исполнение песен о маме, бабушке, весне, природе.
Музыкально – дидактические игры:«Угадай на чем играю» и другие.
Лепка«Угощение для мамочки», «Птичкам в подарок», «Тарелки и блюдца с полосками», «Фрукты и овощи для праздничного стола», «Угощение для праздника» и другие.
Аппликация«Шарфик для мамы», «Окна для разных домов», «Салфетки»
Рисование«Картинка о весне», «Открытка для мамы», «Солнышко в городе» и другие.
Разыгрывание несложных знакомых сюжетов с атрибутами.
Действия с игрушками в уголке театрализованной деятельности.
Рассматривание фотоальбомов, картинок, картин, иллюстраци, коллекций, книг, открыток и другого наглядно – иллюстративного материала.
Элементарная экспериментальная деятельность с водой, стирка платочков, кукольных салфеток.
Действия со знакомым материалом в уголке изодеятельности и конструктивной деятельности.
Рассматривание коллажа о городе.
Атрибуты к сюжетным играм.
Дидактические игры
Теневой театр и фигурки для него.
Наголовники для разыгрывания сказки «Репка»
Фотоальбомы, картинки, картины, иллюстрации, открытки и другой наглядно – иллюстративаный матьериал..
Коллекция «Подарки весны»,
Материалы для экспериментальной деятельности с водой, тазики и мыло для стирки платочков.
Материал для моделирования кукольных платьев.
Конструкторы.
Материалы для оформления коллажа.
Книги и музыкальные произведения по теме.
Материалы для изобразительной деятельности по теме.
7. Мой дом – моя крепость
Цель: Способствовать развитию в ребенке чувства защищенности со стороны взрослых, уверенности, что его любят, в любой момент помогут и посочувствуют.
Итоговое мероприятие:
Музыкально- спортивное развлечение с элементами конструирования «Мой дом – моя крепость»