|
Діалектика загальнолюдського та національного в культурі.Проблема культурної ідентифікації
Национальная культура - продукт материального и духовного труда определенной нации, синтез культур, ее социальных групп, слоев, ее история, отношения. социальная память, самосознание. = синтез этнического, народного и национального, переделанного, усвоенного как такого, что збагачує национальное. Национальная культура определяется семейно-родственными узами, общей территорией обитания (родная земля), духовной культурой народа, языком, музыкальным и словесным фольклором, чертами национального характера, обычаями, традициями, искусством и тому подобное. Национальная культура - продукт труда Интеллектуальной элиты нации. В ЕЕ основе лежит национальное самосознание - особенное понимание роли культуры а консолидации нации, формировании ее национальных интересов. Культурная идентификация является наиболее сложной формой самоопределения личности. Она допускает не просто осознание, но и высокий уровень рефлексии культурных фундаментов собственной жизни. Много людей в своей повседневной жизни над этими вопросами просто никогда не задумываются. Они не знают и не понимают, что такое Ѐязык как средство мышленияЀ - для них достаточно того языкового уровня, который обеспечивает простое взаимопонимание. В стабильных и благополучных социальных условиях жизни такой феномен оказывается достаточно позитивным - самоопределение культурное заменяется государственным.
Культура і особистість.Елементи внутрішньої культури особистості. Триада “культура - общество - личность” являет собой социально-философскую и культурологическую проблему, которая включает у себя множество аспектов. Например, вопрос о том, какую роль играет личность в культуре того или другого исторически конкретного общества, как согласовываются интересы личности и общества, которое существовало отношение к человеку на протяжении данной эпохи.Каждая культурно-историческая эпоха по-своему рассматривает человека и ее место в мире. Мировоззрение античности -людина представлялась частью света (космоса).Світогляд Средневековья -в центре мира и над миром находится Бог. Человек здесь - раб Божий. Культура Средневековья прежде всего является культом, а человек - служителем. Гуманисты Возрождения впервые в истории западной культуры ставят в центр мира личность, которая объединяет в себе чувственное, интеллектуальное и творческое начала. Новым этапом в самопознании человечества является эпоха Просветительского. Для Гердера, Канта, Гегеля человек интересен прежде всего как субъект культуры. Личность - воплощение творческой направленности человека, а культура - это освобождение человека через творчество.Сегодня понятие “человек” и “личность”, “индивид” и “индивидуальность” разграничиваются. Необходимо их конкретизировать и установить соотношение между ними.Человек - высший уровень в развитии живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, то есть, с одной стороны, это - биологическое существо, из другого - творец специфического мира, который является результатом творческой деятельности всего человечества.Личность - это стойкая система социально-значимых черт, которые характеризуют индивида, она является продуктом общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений путем предметной деятельности.Объясняя понятие “личность” можно сказать, что это человек с сформированным мировоззрением (системой взглядов на мир), самосознанием и способностью к творческой самореализации через деятельность. Самосознание являет собой сознание и оценку человеком самой себя как субъекта практической, познавательной, культурной деятельности, как личности. На пути самоосознания как личности человек обязательно сталкивается с определением своей самости, отдельности, индивидуальности (что понимается как единичность, неповторимость, исключительность) и общности, подобия к другим. Индивид - понятие, которое указывает на принадлежность данного конкретного человеческого существа к человеческому роду. Понятие “индивид” несет в себе как признак целости субъекта, так и наличие у него особенных (индивидуальных) свойств. Но, употребляя слово “индивид”, мы делаем акцент на родовых признаках, а не на личностных свойствах. К культурно-историческим качествам личности принадлежит способность суждения как основа интеллектуальной культуры, моральная рефлексия и совесть как обязательные составляющие этической культуры личности, вкус как специфическая способность, что лежит в основе эстетичной культуры личности и общества, память и традиции как условие и потребность межличностного общения, нравственность и право как регулятиви поведения людей и гаранты обеспечения их безопасности.
Синкретизм Под синкретизмом первобытного искусства обычно понимают слитность, нерасчлененность в нем основных форм художественного творчества – изобразительного искусства, драмы, музыки, пляски и т. д. Но отметить только это еще недостаточно. Гораздо важнее, что все эти формы художественного творчества тесно связаны со всей многообразной жизнью коллектива, с его трудовой деятельностью, с обрядами посвящения (инициациями), с продуцирующими обрядами (обрядами умножения естественных ресурсов и самого человеческого общества, обрядами «делания» животных, растений и людей), с обрядами, воспроизводящими жизнь и деяния тотемических и мифологических героев, то есть с отлитыми в традиционную форму коллективными действиями, играющими в жизни первобытных обществ очень большую роль и сообщающими и первобытному искусству определенное социальное звучание. То же относится и к другим аспектам духовной культуры первобытного общества. Характерным примером является тотемизм как одна из основных форм религии раннеродового общества. Специфика тотемизма как синкретической формы религиозного сознания состоит в том, что в нем отражена структура раннеродового общества, что он является ее идеологическим выражением, будучи в то же время связан с ней неразрывными узами. В то время как религии, отражающие более высокий уровень общественного развития – в том числе и мировые религии, такие, как христианство или ислам, – безразличны к уровню развития исповедующего их общества и легко приспосабливаются к нему, тотемизм вне «тотемического» общества немыслим. В тотемизме, порожденном самой структурой архаического общества, отражены его социально-экономические основы, но в нем же выкристаллизовывается понятие о сакральном, священном – то метафизическое ядро, которое ляжет в основу более развитых форм религии. Экономическая, социальная и религиозная сферы, а вместе с тем и искусство, в первобытном обществе переплетены и взаимообусловлены в значительно большей степени, чем это свойственно более высоким уровням общественного развития. Первобытная магия была тесно связана и с положительными знаниями первобытного человека – с тем, что можно с известными оговорками назвать «первобытной наукой». Олицетворением слияния этих двух начал – объективного и субъективного – в сознании и практике первобытного человека является характерная фигура знахаря. Древность, глубокая традиционность и в то же время сакральный, эзотерический смысл изображений лабиринта на раковинах подтверждается и тем, что изготовление этих изображений сопровождалось исполнением особой песни-заклинания мифологического содержания и само превращалось в обряд. Рисунок мог делать только тот, кто знал песню. Экономика, искусство и религия взаимозависимы, и для понимания охотничьей и собирательской деятельности аборигенов требуется также понимание этих других сторон их жизни» В первобытном обществе художественная деятельность тесно переплетается со всеми существующими формами культуры: мифологией, религией. С ними она существует в нерасторжимом единстве, образуя то, что называется первобытным синкретическим культурным комплексом. В первобытном обществе чуть ли не все виды духовной деятельности связаны с искусством и выражает себя через искусство. На этой стадии развития искусство является таким же многозначным инструментом духовной культуры, каким для трудовой деятельности первобытного человека был заостренный камень — универсальное орудие, использовавшееся во всех случаях его жизни. В первобытном искусстве получают свое развитие первые представления об окружающем мире. Они способствуют закреплению и передаче первичных знаний и навыков, являются средством общения между людьми. Труд, преобразующий материальный мир, стал средством целенаправленной борьбы человека с первозданной природой. Искусство, упорядочивающее систему представлений об окружающем мире, регулирующее и направляющее социальные и психические процессы, служило средством борьбы с хаосом в самом человеке и в человеческом обществе. Момент обращения человека к этому новому виду деятельности, которую мы условно можем назвать художественным творчеством, можно рассматривать как величайшее открытие, быть может, не имеющее себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|