Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5. Семейные правоотношения





Цель лекции – ознакомить студентов с понятием агнатского и когнатского родства, порядоком и способами заключения брака, прекращением брака.

Задачи лекции:

1. Агнатское и когнатское родство.

2. Порядок и способы заключения брака.

3. Брак cum manu mariti и sine manu.

4. Прекращение брака.

5. Отцовская власть в семье.

Ключевые слова:

·Агнатское родство;

· Когнатское родство;

· Глава семьи, paterfamilias;

· Брак cum manu mariti и sine manu;

· Конкубинат;

· Дееспособнос­ть;

· Отцовская власть;

· Военный пекулий (peculium castrense);

· Узаконение;

· Усыновление;

Основное содержание:

Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшейся под властью главы семьи, paterfamilias.

Римскую семью (familia) мог основать только римский гражданин как облада­тель jus conubi.

В отличие от семей других народов, в которых правовое значение имеет кровное (когнатическое) родство, в римской семье юридически значимым было агнатическое родство, основанное на власти и подчинении. Соответственно, члены римской семьи делились на подчиненных (persona aliena juris) и главу семьи (paterfamilias), осуществлявшего власть над ними. Главный признак правового положения paterfamilias — независимость от чьей-либо власти в семейном порядке (persona sui lurjs), т. е. его власть над членами семьи (которая могла быть потенциальной) — второсте­пенный признак, вытекающий из первого.

Домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи (женой, детьми, внуками, правнуками, женами сыновей и т. д.), включающую право жизни и смерти, отказа от новорожденного, продажи в рабство, телесных наказаний, выдачи по ноксальному иску, расторжения брака женатых сыновей, изгнания из дома. Он полностью обладал также имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотре­нию. Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистрата. Оно прекращалось лишь со смертью или по воле paterfamilias. С его смертью сыновья, освободив­шись от patria potestas своего отца, становились домовлады-ками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, внуки — под власть своих отцов, над вдовой (теперь — persona sui juris) учреждалась опека сыновей. Сами римляне осознавали исключительность положения paterfamilias: «Едва ли еще есть какие-нибудь люди, которые имели бы над детьми своими такую же власть, как мы», — писал Гай (D.50.16.196).

На patria potestas основывалась римская семья и, как уже отмечалось, агнатическое родство, которое, в свою очередь, являлось основанием возникновения права наследования, а также установления опеки над недееспособными. Поскольку римская семья — это совокупность лиц, подчиненных одной и той же patria potestas, race они — агнаты главы семьи. Агнатами являлись не только кровные родственники (сын, дочь, внуки), но и некровные (жена подвластного сына или усыновленный). Причем агнатическое родство возникало по мужской линии. Так, дочь piaterfamilias, выйдя замуж, станови­лась агнаткой в семье мужаа, агнатические связи с семьей отца прекращались.

Социальные процессы, следовавшие за развитием экономи­ческих отношений, последовательно ограничивавшие patria potestas с одновременным расширением личных и имуществен­ных прав подвластных, привели в конечном счете к вытесне­нию агнатического родства когнатическим. Инициатива в этой эволюции принадлежала пдэетору, затем была продолжена им­ператорским законодательством. Окончательно принцип ког­натического родства был уутвержден Новеллами Юстиниана.

В когнатическом родстве различаются линии и степени. Линия называется прямой восходящей, если речь идет о лицах, происходящих один от другого, от потомка к предку (внук, сын, отец), и прямой нисходящей, если речь идет о происхожде­нии от предка к потомку (отец, сын, внук). Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка (брат и сестра, дядя и племянник). Степень родства как в прямой, так и в боковой линии определяется числом рождений между двумя родственни­ками, на которое они отстоят одно от другого. Мать и сын находятся в первой степени родства — их родство возникло в результате рождения сына. Родные брат и сес­тра — родственники второй степени, дядя и племянник — третьей. Боковое родство может быть полнородным (при общности отца и матери) и неполнородным: еди­нокровным (при общем отце) и единоутробным (при общей матери).

От родства отличается свойство, представляющее собой отношение одного из супругов к родственникам другого. Сле­довательно, родственники супругов между собой в свойстве не состоят. Степень свойства соответствует степени родства меж­ду супругом и тем из его родственников, применительно к ко­торому определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. Так, сестра жены состоит во второй степе­ни свойства с ее мужем. Отношения свойства прекращаются с расторжением брака.

Брак и его формы. Семья образуется посредством брака. Брак определяется римским юристом Модестином как «союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права» (D.23.2.1). Эти идеалистическое определение брака не соответствовало действительному положению: даже в классическую эпоху, когда римское право достигло наивысшего развития, женщина далеко не была равноправным товарищем своего мужа.

Древнейшая форма римского брака — cum manu, устанавливающая власть мужа над личностью жены. Со вступ­лением в брак женщина становилась persona aliena juris с со­ответствующими последствиями, описанными в разделе

Но уже в законах XII таблиц содержалась норма, позволяв­шая избежать строгих последствий брака cum manu. В случае заключения брака с недостатками формы супружеская власть (manus) приобреталась одногодичным непрерывным осущест­влением брака (usus). Тем самым признаком брака признава­лась непрерывная в течение года супружеская общность. Дав­ность прерывалась (usurpatio) и manus не наступала, если женщина проводила три ночи подряд вне дома мужа (trinoctium). Эта процедура могла повторяться ежегодно. Та­ким образом, воля супругов была направлена на брак, но не на manus. Современный итальянский романист Ф. Серрао при­знает важнейшим элементом этой, по существу новой, формы брака «супружескую склонность» — желание обоих супругов состоять в браке. Его коллега Л. Пеппе считает, что введение интересов — имущественные интересы самой женщи­ны, ее агнатов или ее мужа, но важно было согласие и воля самой женщины.

При браке без manus женщина не становилась агнаткой в семье мужа, но оставалась под властью своего отца или своих агнатических опекунов. В соответствии же с принципом цивильного права без manus не создается агнатическая семья. Тем не менее брак без manus признавался justum matrimonium, т. е. браком цивильного права. Дети от такого брака следовали правовому положению отца, они — римские граждане, агнаты своего отца, находятся под его patria potestas. Следствием trinoctium, таким образом, явилась тенденция отрицания manus как непременного признака римского брака. Довольно продолжительное время обе формы брака сосуществовали. С постепенной утратой значе­ния manus отпадает и требование trinoctium. Из некоторых свидетельств античных авторов можно сделать вывод, что брак без manus — sine manu уже во второй половине республики был преобладающим. В классический период sine manu - неформальный свободный союз супругов — единст­венная форма брака.

Брак sine manu заключался посредством простого соглаше­ния, юридически завершающим актом которого был привод невесты в дом жениха. В отличие от cum manu, в которой определяющей была воля мужа, брак sine manu расторгался односторонним заявлением одного из супругов без указания каких-либо оснований развода.

В агнатической семье, основанной на patria potestas, жена не имеет ни личных, ни имущественных прав, она на положении дочери главы семьи приравнена к своим детям, подчинена одной и той же отцовской власти. Напротив, брак sine manu основан на равенстве супругов. В то же время его нельзя назвать «браком без мужней власти». В браке sine manu отцовская власть (patria potestas) трансформировалась во власть супруга, выражавшегося в праве определять место жительства, принципы воспитания детей, семейные расходы. С другой стороны, жена — ихог (супруга), хозяйка дома, мать своих детей. Взаимодействие соответствующих правовых норм с социально-психоло­гическими факторами создало в поздне-республиканском Риме образ римской женщины — матери и хранительницы в архаическую эпоху положения trinoctium связано с дома, готовой действовать во имя общественного блага и в первую очередь — мужа. На матерях лежало бремя воспитания подрастающего поколения, что отразилось в историко-культурной традиции и сказалось на роли женщины в трудные периоды римской истории. Высокая оценка социального и политического значения женщин характерна для римской идеологии уже в I в. до н. э., как об этом свидетельствует выступление на римском форуме Гортензии в 42 г. до н. э. в поддержку протеста 1400 богатых римских женщин, средства которых триумвиры предназначали для военных целей. Еще более ранняя аналогичная оценка содержится в изложенной Ливнем речи трибуна Луция Валерия в 195 г. до н. э.

Моральная деградация, поразившая римское общество в конце республики, имела своим следствием кризис семей­ных устоев, чему способствовала и свобода брачных отно­шений. С целью сохранения стабильности семейных отноше­ний, пресечения злоупотреблений свободой развода и стимули­рования вступления в брак и деторождения Август издал ряд законов. Lex julia 18 г. до н. э. предусмотрел уголовную ответственность за нарушение супружеской верности (adulderium). В то же время этот закон легализовал внебрач­ные сожительства лиц, между которыми брак был запрещен законом (например, браки между вольноотпущенниками и представителями сенаторского сословия). Такое сожитель­ство лиц, ни одно из которых не состояло в браке, с намерени­ем создания жизненной общности называлось конкубинатом. Дети, рожденные в конкубинате, хотя и не признавались за­конными, все же имели некоторые права наследования после родителей, ряд прав был признан и за конкубиной. Конку­бинат, следовательно, отличается от случайных связей, не порождавших никаких правовых последствия. Lex julia et Papia Poppea 4 и 9 гг. установили для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей, ряд ограничений в имущественных правах. Не состоявшие в браке не наследо­вали по завещаниям, а состоявшие в браке, но бездетные, наследовали половину завещанного. При этом мужчина не считался бездетным, если у него один ребенок, женщина, если у нее трое детей и четверо — у вольноотпущенниц. Женщины, удовлетворявшие этим требованиям, имели ряд привилегий, том числе неограниченное право наследовать по завещаниям, [названный закон 18 г. до н. э., не затрагивая принципа свободы развода, установил правило, чтобы о расторжении брака объявлялось в присутствии 7 свидетелей (обычно с вручением разводного письма). Были также установлены имущественные санкции в случае заявления о разводе без основательной причины. Если поведение жены послужило поводом к разводу, приданое оставалось у мужа, если виновен последний, предбрачный дар сохранялся за женой. Какого-либо основательного выяснения причин развода судом или другим органом не было. Фактически брак мог быть расторгнут при отсутствии причин. Возможность вмешательства государства в брачные отношения с целью принудительного их сохранения римское право не пре­дусматривало Предпринятые законодательные меры не достигли цели и в то же время не поколебали основ брака sine manu. Оп­ределенная стабильность семейных устоев, утвердившаяся в последующем, связана с ремиссией отрицательных процес­сов в римском обществе. Создав свободную форму брака с равенством супругов, с полной свободой развода, римское право совершило огромный исторический прыжок, надолго опередив другие народы в регулировании брачных отноше­ний.

Свободному браку соответствовала свобода правового режима имущества супругов, основанного на его разделении. Брак не создавал общности имущества супругов, напротив, их имущество было обособлено и составляло две отдельные независимые массы. Все имущество жены, как приобретенное до брака, так и во время его, являлось ее собственностью (если она — persona sui juris). Принцип целостности имущест­венных масс супругов сохранялся и после их смерти: они не наследовали друг другу. Только нуждающаяся вдова получала определенную часть имущества умершего супруга, интер­претируемую как алименты. Впоследствии претор предо­ставил супругам право наследовать друг другу, но при условии абсолютного отсутствия наследников. Дарения супругов друг другу признавались ничтожными, что имело целью гарантировать независимость их имущественных прав. Однако материальное обеспечение жены, детей, расходы на ведение домашнего хозяйства и т. п. относились к обязаннос­тям мужа.

Супруги могли вступать друг с другом в любые юридичес­кие отношения имущественного характера: заключать догово­ры и т. п. Соответственно могли возникнуть и иски друг к другу. При этом, в силу необычности потенциальных субъектов правоотношений, были обозначены некоторые изъятия из общих правил. Так, супруги несли ответственность друг перед другом за небрежность не по абстрактному мерилу (когда не проявлена мера заботливости, присущая самому заботливому хозяину), а по конкретному (когда не соблюдена мера заботливости, которая проявляется в соб­ственных делах). Кроме того, между ними исключались иски о бесчестии (infamia). При взыскании с имущества супруга в пользу другого супруга придерживались определенного предела, чтобы не доводить должника до бедственного положения.

Изложенная схема имущественных отношений между супругами сформировалась не вдруг и, кроме того, она не была неизменной. Взаимодействие позитивного права и соци­альной практики имело своим следствием столкновение интересов, неопосредованных правом, практика социального развития не всегда вмещалась в рамки права. Свидетельства античных авторов дают основание утверждать, что еще в IV—III вв. до н. э. сложилась модель римской семьи, в которой положение жены определялось ее активным участием в совместном с мужем управлении имуществом и хозяйственной деятельности с выделением некоторых мужских и женских занятий. В этот период утвердилось представление о римской семье как основанной на общности имущества супругов. Из речи Катона Старшего, произнесен­ной в 169 г. до н. э. по поводу закона Voconia, запретившего назначение женщин наследницами граждан, обладателей имущества свыше 100 тысяч сестерциев, следует, что римские женщины имели значительную собственность и сами управля­ли ею. Катон говорил о женщине, удерживавшей большое состояние, которое она дала в долг мужу, а затем, рассердив­шись, приказала своему рабу ходить по пятам за ее мужем и требовать возвращения долга. Катон сокрушался по поводу того, что поведение женщины подрывало модель римского брака, основанного на общности имущества. С другой стороны, из Дигест явствует, что относительно приобретений жены действовала презумпция в пользу мужа, т. е. пред­полагалось, что приобретения сделаны им (D.24.1.51). Практи­ка выработала и другую презумпцию: предполагалось, что вещи, находящиеся во владении одного из супругов, составля­ют собственность мужа.

Своеобразными гарантиями имущественных интересов супругов являлись dos — особое приданое со стороны невесты и donatio ante nuptias — предбрачный дар со стороны жениха. Dos представляет собой имущество, выделенное невестой, ее paterfamilias либо третьим лицом с целью облегчения мужу бремени семейных расходов. В эпоху брака cum manu, а также до широкого распространения брака sine manu, оно составляло собственность мужа и не подлежало возврату ни при каких обстоятельствах. По-видимому, было немало случаев, когда недобросовестные мужья получив dos, разводились с женами. Поэтому было выработано правило, в соответствии с которым муж обя­зывался вернуть приданое в случае его смерти или при расторжении брака. Соблюдение этого правила обеспе­чивалось специальным иском, который со временем стал использоваться для возвращения приданого и при отсутствии обязательства мужа, если развод имел место по его ини­циативе. В результате различных модификаций правового режима приданого законом Августа 18 г. мужу запрещалось без согласия жены отчуждать недвижимость, полученную в качестве dos, а при Юстиниане отчуждение такой не­движимости не допускалось и при согласии жены. Сло­жившемуся правовому режиму приданого соответствовал афоризм: «Хотя приданое находится в имуществе мужа, оно принадлежит жене». Муж становится собственником приданого лишь в том случае, если развод произошел по инициативе или по вине жены, а также в случае ее смерти. Однако после смерти жены приданое возвращается ее отцу, если оно было установлено им.

Предбрачный дар жениха или его paterfamilias был эквивалентен приданому и в соответствии со своим названием преподносился (в связи с запретом дарственных актов между супругами) невесте до вступления в брак. Практически, это были ценности, предназначенные жене в том случае, если развод произойдет по вине мужа. При Юстиниане дарение могло быть совершено и после вступления в брак, но независимо от этого обусловленное дарением имущество становилось собственностью жены лишь тогда, когда развод был вызван инициативой мужа или его виной.

В сущности, приданое и дарение выполняли штрафную функцию в интересах одного или другого супруга. Если брак продолжался, то вся масса имущества, обусловленная и прида­ным, и дарением, находилась во владении мужа. И то, и другое оставалось у мужа, если в разводе была повинна жена. Если же виновен был муж, то и dos, и donatio переходили к жене. Узаконение и усыновление. Patria potestas приобрета­лась рождением детей в римском браке. Законными считались дети, зачатые в браке, каковыми были родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позже 300 дней после смерти мужа.

Над внебрачными детьми власть отца могла быть установ­лена путем узаконения (legitimatio), которое возникло в период империи и применялось вначале только в отношении детей, рожденных в конкубинате. Со временем сложились три спосо­ба узаконения: 1) представлением внебрачного сына в местные декурионы с наделением его имущественным цензом; 2) после­дующим браком родителей; 3) изданием императорского ре­скрипта.

Над чужими детьми patria potestas устанавливалась усы­новлением. Существовали две его формы: arrogatio — при усыновлении persona sui juris и adoptio — при усыновлении persona alieni juris. В соответствии с сентенцией «усыновление подражает природе» между усыновителем и усыновляемым необходима не менее чем восемнадцатилетняя разница в воз­расте.

Первоначально arrogatio осуществлялось в куриатных ко-мициях в форме закона в присутствии усыновителя и усынов­ляемого, поэтому оба они должны были обладать правом участия в них. В связи с этим не могли усыновлять женщины, как и не могли быть усыновляемы они же и несовершеннолет­ние. С падением роли народных собраний усыновление проис­ходило в частном порядке, о чем объявлялось публично. С се­редины II в. право усыновления перешло к императору, тогда же стало возможным arrogatio несовершеннолетних и женщин. Это положение, зафиксированное в Кодификации Юстиниана, кроме того, согласно происшедшему расширению имущест­венных прав детей paterfamilias, устанавливало для усынови­теля лишь право пользования имуществом усыновленного.

Усыновление persona aliena juris происходило с использова­нием нормы об эманципации, содержащейся в XII таблицах, посредством мнимой троекратной продажи сына. «Покупа­телем» выступало третье лицо, заранее обозначенное. После совершения мнимого акта продажи в третий раз в соответ­ствии с XII таблицами сын освобождался от patria potestas. Но третий акт преднамеренно не завершался: сразу после его браке мужчин в возрасте от 25 до 60 лет, а женщин - с 20 до 50 лет. Те, кто не выполнял данные требования, лишались возможности быть наследни­ками по завещанию. Был введен особый налог на безбрачие, и т. д. К сожалению, данные меры не способствовали уменьшению числа раз­водов и поэтому оказались неэффективными

Имущественные и неимущественные отношения между супругами. Отношения между супругами зависели от того, какой брак был между ними заключен — брак с властью мужа (cum manu mariti) или брак без власти мужа (sine manu). При заключении брака с властью мужажена попадала в полную зависи­мость от него. Первоначально муж мог даже убить свою жену, а также продать ее в рабство или кабалу.

Все имущество жены поступало в собственность мужа, и он мог распо­ряжаться им без всяких ограничений. Имущество жене не возвращалось даже после прекращения брака.

При браке "сине ману"(без власти мужа) сохранялось определенное равенство в семье, однако и в данном браке сказывалось главенство мужа.

Так, при вступлении в брак "сине ману" жена получала имя и сословное положение мужа, обязана была жить в том месте, где живет муж, по­следствия измены были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа, и т. д. Имущество супругов оставалось раздельным, поэтому мужу необходи­мо было получить согласие жены даже на простое управление ее иму­ществом. Все приобретения жены, сделанные во время брака, поступали в ее собственность.Приданое - это часть имущества, предоставляемая мужу женой или ее домовладыкой для облегчения материальных затруднений семейной жизни.

Сначала, когда практически все браки заключались с властью мужа, при­даное полностью переходило в собственность мужа, и поэтому какой-либо специальной регламентации ее правового статуса не требовалось. В дальнейшем, по мере распространения браков "сине ману", а также и в иных случаях стало заключаться устное соглашение, по которому муж был обязан возвратить приданое в случае прекращения брака.

В классический период приданое получило специальную правовую рег­ламентацию.

Теперь муж не имел права распоряжаться земельным участком, вне­сенным в качестве приданого, если на это не было специального разре­шения жены.

В случае прекращения брака приданое подлежало возврату независимо от наличия предварительного соглашения об этом между супругами. Смерть жены не влекла возврата приданого, кроме случая, когда был жив ее отец и приданое представлялось им.

В эпоху империи сложился обычай, по которому муж, получая прида­ное, со своей стороны также делал вклад в семейное имущество. Этот вклад выражался в форме дарения определенного имущества жене. Во время брака это имущество оставалось в собственности и управлении мужа, однако жена была вправе претендовать на него в случае растор­жения брака по вине мужа, а также в случае его смерти,

Ø Confarreatio - религиозный обряд, совершающийся в присутствии жрецов.

Ø Coemptio представлял воображаемую покупку жены мужем в присутствии свидетелей и весовщика, который взвешивал слиток метал­ла, отданный за невесту.

Ø Usus являлся разновидностью применения института приобретатель­ской давности в области брачных отношений.

Условием вступления в брак было достижение брачного возраста врачующимися, он составлял 12 лет для женщин и 14 лет для мужчин. Другим условием было согласие на брак жениха, невеста нуждалась в согласии опекуна. Первоначально в римском праве отец давал согласие на брак детей не потому, что был отцом, а потому, что был носителем отцовской власти. Позднее детям было разрешено вступать в брак и без согласия отца, но только в том случае, если он был взят в плен или безвестно отсутствовал. Третьим условием для вступления в брак явля­лась единая принадлежность жениха и невесты к определенному слою общества; не допускались браки между патрициями и плебеями, кроме того, до первого брачного закона Августа (18 г. до н. э.) не допускались браки вольноотпущенников ее свободнорожденными. Препятствием к браку служило родство. В период империи препятствием к вступлению в брак было родство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских империях - даже в боковых линиях. Кроме того, запреща­лись браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жи­тельницами этих провинций.

Римский брак мог быть прекращен кроме смерти одного из супругов по следующим основаниям:

1. Обращение одного из супругов в рабство. Однако брак считался продолженным, если оба из супругов были в плену вместе.

2. Утрата права гражданства.

3. Изменение семейного состояния одного из супругов, в результате устанавливающего такую степень агнатического родства его с другим супру­гом, при которой вступление в брак было невозможно.

Вступление во второй брак после прекращения первого в древнем Риме не встречало никаких ограничений, но по существующим законам новому супругу не могло быть ни подарено, ни завещано больше имуще­ства, чем детям от первого брака.

Вдова, вступающая в новый брак, обязана была строго соблюдать траурный год, это было связано в основном, с возникновением затрудне­ний в определении отца ребенка, который родился бы в течение девяти месяцев со дня прекращения первого брака. В случае развода жена была обязана заявить о своей беременности мужу, который в установленном (определенном порядке мог потребовать проведения проверки данного заявления. Тем не менее, несоблюдение траурного года не влекло за собой недействительности нового брака, а лишь ограничивало право супруга в сфере наследования.

Правовые отношения родителей и детей. Мать, состоящая в браке, вместе с детьми была подчинена власти своего мужа, на равных с детьми началах она наследовала после своего мужа, при этом ее сыновья после смерти мужа осуществляли над ней опеку. Кроме того, матери было предоставлено право на алименты от ее детей, а детям было запрещено предъявлять к матери иски, привлекать ее к суду без разрешения магистрата.

Несколько иначе строились отношения отца со своими детьми, т. к. дети всегда находились под властью своего отца. Его власть вначале была неограниченной, но в дальнейшем смягчилась. Закон наделил отца правом продавать своих детей, но это было ограничено случаями крайней нужды, а потому распространялось только на новорожденных детей.

Родители и дети взаимно были обязаны в случае необходимости предоставлять друг другу алименты.

В Риме вошло в обычай выделять подвластному сыну, а равно и рабу имущество в самостоятельное управление (стадо, сельскохозяйственный земельный участок) и т.д.). Такое имущество называлось - peculium (пекулий). Пекулий – имущество. Предоставляемое подвластному только в управление и пользование; собственником пекулия остается домовладыка. В случае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца. С течением времени наряду с названным видом пекулия появились другие виды пекулия, значительно расширившие имущественную самостоятельность подвластных и сделавшие их настоящими участниками гражданского оборота. Именно в начале принципата появляется так называемый военный пекулий (peculium castrense), т.е. имущество, которое сын приобретает на военной службе или в связи с военной службой (жалованье, военная добыча, подарки при поступлении на военную службу и т.д.) Военный пекулий состоял не только в фактическом управлении подвластного, но и принадлежал ему на праве собственности, впрочем с одним ограничением: если подвластный умирал, не оставив завещательного распоряжения относительно военного пекулия, это имущество поступало к домовладыке на тех же основаниях, как и обыкновенный пекулий.

Право собственности сына на имущество матери ограничивалось лишь тем, что отцу принадлежало право пожизненного пользования и управления этим имуществом; впрочем сын не подвергался и этому ограничению. Если имущество было приобретено вопреки воле отца или если лицо, представившее имущество, поставило соответствующее условие.

Отцовская власть прекращается: а) смертью домовладыки; б) смертью подвластного; в) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; г) лишением домовладыки прав отцовской власти; д) приобретением подвластным некоторых почетных званий.

Контрольные вопросы:

1. Агнатское и когнатское родство.

2. Порядок и способы заключения брака.

3. Брак cum manu mariti и sine manu.

4. Прекращение брака.

5. Отцовская власть в семье.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.