Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основа нумизматических исследований на территории Беларуси.





Дайте определение понятия «нумизматика». Назовите, кто занимался собиранием монет на территории Беларуси. Охарактеризуйте развитие белорусской нумизматики как науки. Поясните, какова роль изучения нумизматики для краеведения.

В основе термина « нумизматика » (собрание, коллек­ция монет), возникшего в Византии, лежат греческое слово «номос» (право, закон, обычай, законное платеж­ное средство) и производное от него «номизма» (моне­та). Нумизматика — вспомогательная историческая дис­циплина, изучающая историю денежных систем и де­нежного обращения, техники монетных эмиссий (произ­водства), медальерного искусства. К отдельным разде­лам ее исследований относятся также домонетные средства платежа и рыночного обращения — товаро-деньги, бумажные деньги (бонистика), медали, ордена и значки (фалеристика).

Первым собирателем старинных монет в Белоруссии был Н. П. Румянцев, начало нумизматической деятель­ности которого относится к 20-м гг. XIX в. В 1831 г. коллекция, собранная им в Гомеле, поступает в Казен­ное ведомство (Петербург), а в 1861 г. перевезена в Москву, где легла в основу нумизматического собрания созданного здесь Румянцевского музея. Иван Ф. Паскевич, купивший в 1834 г. Гомель у Румян­цевых, составил здесь новую коллекцию из нескольких тысяч монет различных стран и эпох.

В Виленской губернии крупнейшим собирателем мо­нет в 40—60-х гг. был Е. П. Тышкевич. В 1854 г. он обратился к виленскому генерал-губернатору с предло­жением организовать исторический музей. 29 апреля 1855 г. в Вильно были учреждены Археологическая комиссия и «Музеум древностей». В 1858 г. нумизма­тическое собрание Виленского музея состояло из почти 3,5 тыс. монет, в 1879 г. — из более чем 4,6 тыс. монет и 1,2 тыс. медалей.

На Минщине в 70 — 80-х гг. активную работу по сбору старинных монет вел Г. X. Татур. На Гродненщине частное собирательство приобретает широкий размах в 80 — 90-х гг. Значительными нумизматическими собра­ниями обладали владелец имения Мир в новогрудском уезде П. Д. Святополк-Мирский и владелец имения Нача Лидского уезда В. Шукевич. На Витебщине крупными нумизматическими коллек­циями в 80-х гг. владел археолог М. Ф. Кустинский и др. На Могилевщине и Гомельщине много монет собрал в начале XX в. известный этнограф Е. Р. Романов.

С конца XIX в. решающая роль в деле регистрации и сбора монетных находок в на территории Беларуси переходит от частных коллекционеров к музеям. В 70—80-х гг. наиболее значительные нумизматические собрания принадлежат уже музеям, созданным при статистических комитетах пяти западных губерний—Виленской, Минской, Гродненской, Витебской и Могилевской. В различных городах на территории Беларуси создается, помимо организованных при статистических комитетах, еще целый ряд музеев.

После 1917 г. наступает новый этап в развитии бело­русской нумизматики. Создание Белгосмузея и его филиалы в Витебске, Гомеле и Могилеве. Наиболее богатыми и упорядоченными нумизматическими собраниями обладают Белорусский государственный музей и Нумизматический кабинет БГУ. Нумизматика Беларуси стала университетской дисциплиной.

Становлению нумизматики как науки предшествовал длительный т. д. период накопления фактического матери­ала. Первые сведения о коллекционировании монет от­носятся к античному времени; в Западной Европе оно получило распространение с XV в., в России — с конца XVII в. В XVIII в. оформились наиболее значительные мировые монетные собрания в Вене, Париже, Лондоне, Берлине, Петербурге. После этого нумизматика эволю­ционирует от простого, механического собирательства памятников денежного обращения и их общей класси­фикации к широкому историческому, экономическому, искусствоведческому, метрологическому и палеографи­ческому анализам с привлечением письменных, архео­логических и других источников.

 

Язык беларусов.

Дайте определение понятия «белорусский язык». Назовите и опишите основные этапы развития белорусского языка. Поясните, какова роль изучения белорусского языка для краеведения.

В жизни любого этноса язык играет важную роль. Белорусскийязык- язык белорусского народа, который в основном проживает на территории РБ. Он принадлежит к индоевропейской языковой семье, славянской группе, восточнославянской подгруппе. Современный белорусский язык представляет собой окончательно разработанный и нормированный язык, который обслуживает все формы деятельности людей - культурную и общественную жизнь. Это язык художественной литературы, научных и образовательных учреждений, средств массовой информации.

В развитии литературного (письменного) белорусского языка можно выделить несколько стадий. После распада Киевской Руси под напором монгольского нашествия западные земли древнерусского государства в конце 13 в. вошли в состав ВКЛ. Государственным языком в княжестве был старобелорусский (или «древнебелорусский») язык, развитие которого шло на протяжении 13-16 вв. Именно на нем велись дипломатическая и частная переписка, судоустройство, переводились литературные произведения. На старобелорусском возникло книгопечатание, основателем которого стал Ф. Скорина. С 16 в. старобелорусский постепенно уступает место польскому языку. В 17 в. окончательно заменен польским, который в 1696 г стал государственным. Белорусский язык был практически запрещен для употребления в официальных документах и в общении. Но он развивался в крестьянской среде, благодаря чему он просуществовал вплоть до к. 18 в.

Второй период в развитии белорусского литературного языка наступил после разделов Речи Посполитой. Этот период не был благоприятным для развития языка. Несмотря на это, в п.п. 19 вв. первые встал вопрос о самостоятельном белорусском языке, что явилось одним из фактором формирования белорусского этнического самосознания. Старобелорусский язык к тому времени сохранился только в устной форме.

У истоков белорусского литературного языка стояли представители местной интеллигенции. Несмотря на то, что они считали себя этническими поляками, они интересовались культурой и языком простого населения. Ян Чачот, А. Рыпинский, В. Сырокомля, В. Дунин-Марцинкевич и многие другие уроженцы Беларуси писали не только на польском, но и на местном языке, за которым еще в п.п.19 в. закрепилось название «белорусский».

Употребление белорусского языка значительно активизировалось в к. 19 в. Его начали использовать в литературной форме Ф. Богушевич, Э. Пашкевич, М. Богданович, Я. Колас, Я. Купала и многие другие, хотя их произведения не имели еще единых орфографических и грамматических форм. И следование особенностей белорусского языка впервые на научную основу поставил Е.Ф.Карский в своем 3-х томном труде «Белорусы» (1902-1922 гг.). В 1906г. в Петербурге основано белорусское издательское товарищество «Загляне сонца і у наша аконца» и первая легальная газета «Наша доля».

После событий революции белорусский язык стал государственным. Но в годы советской власти его развитие проходило в сложных условиях.(носителями белорусского языка выступало сельское население, сталинский режим способствовал вытеснению языка из государственных и общественных сфер жизни,)

Третий этап развития белорусского языка связан с событиями перестройки в СССР. В Беларуси развернулось движение за возрождение национальной культуры и языка. Белорусский язык стал использоваться в государственных структурах, учреждениях, правоохранительных органах и др. Но, несмотря на это, белорусский язык не стал языком большинства. В 1995 г. на Республиканском референдуме большинством голосов было призвано равенство белорусского и русского языков.

 

  1. Музееведение.

Дайте определение понятия «музееведение» и «музей». Перечислите типы и профили музеев. Охарактеризуйте процесс комплектации основного и вспомогательного фондов музея. Поясните, какова роль музея в краеведении.

Материалы по истории родного края хранятся в государственных архивах и музеях. Существует целая научная дисциплина, Музееведение или музеология, которая изучает историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

Музей – (от греч. музеум – храм муз), научно-исследовательские или научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Типы музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные.
Профили музеев: Исторические, технические, сельскохозяйственные, естественно-научные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др. возникли в 15-16 вв.

Особое место в системе краеведческих исследований занимают историко-краеведческие музеи, создаваемые при дворцах и домах культуры, клубах, предприятиях, и других учреждениях по инициативе краеведов и при их непосредственном участии. К ним тесно примыкают историко-краеведческие музеи школ, колледжей. Все они создаются и работают на общественных началах, являются центрами, где концентрируются материалы, собранные краеведами. Их задача – собирать, хранить, изучать, и экспонировать памятники истории и культуры края в целях воспитания и образования учащейся молодежи и школьников.

Сложились следующие профили историко-краеведческих музеев: историко-революционные, боевой и трудовой славы, мемориальные, истории учебных заведений, промышленных предприятий, колхозов, совхозов. Чаще всего создаются музеи комплексного профиля, отражающие в своей экспозиции историю края, с древнейших времен до наших дней, его хозяйство, культуру, природные условия. В отдельных случаях выбирается более узкий профиль – археологический, этнографический, литературный, художественный.

Музей открывается при наличии собранных краеведами коллекций подлинных памятников истории и культуры, на основе которых создана экспозиция музея определенного профиля, актива, способного проводить воспитательную и культурно-просветительскую работу среди населения при помощи музейных экспонатов, помещения и минимально необходимого оборудования, обеспечивающего сохранность и условия для показа собранных коллекций. Основным признаком музея является наличие коллекций подлинных материалов, которые дают возможность с необходимой полнотой раскрыть события, факты, явления. Не все собранные материалы можно использовать в экспозиции музея, а только те, которые достаточно полно могут отразить основные вопросы темы.

В связи с этим необходимо различать основной и вспомогательный фонды музеев. К основным фондам относят:- вещественные памятники, памятники письменности, изобразительные материалы. Все они невозместимы при утере или порче.

Вспомогательный фонд образуется при создании музея и служит средством пояснения подлинных памятников или используется для их замены (диаграммы, схемы, диорамы, панорамы, муляжи и т. д.).

В феврале 2007 г. у нас в техникуме был открыт музей истории создания Минского техникума предпринимательства. Приказ об его открытии был издан директором техникума Борейко Г.С. Материалы музея рассказывают об истории создания техникума, его первых выпускниках, педагогах, о современной жизни учебного заведения. В 2008 г. выпускник программного отделения Каменко А.В. создал виртуальный музей МТП. Музеи учебных заведений отличаются от остальных музеев тем, что вся их деятельность включается в общий план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

 

 

9. Несвижская коллекция рода Радзивиллов.

Перечислите, что входило в состав несвижской коллекции Радзивиллов. Опишите историческое значение несвижской коллекции рода Радзивиллов. Охарактеризуйте роль несвижской коллекции рода Радзивиллов. Оцените значение коллекционерной деятельности Радзивиллов для краеведения.

 

В замке было собрано несколько великолепных коллекций – помимо архива Радзивиллов и их потрясающей и не имевшей аналогов по разнообразию библиотеки (более 20.000 томов), здесь находилась великолепная картинная галерея, отдельное место в которой занимали парадные портреты владельцев замка, коллекция оружия, а также коллекции охотничьих трофеев нумизматическая коллекция (около 13 000 экз.), золотая и серебряная посуда, драгоценности, слитки металлов, коллекция личных вещей (подарки римских пап, монархов и тысячи других вещей). Одно время при замке существовала даже оранжерея с редкими видами заморских растений. Но главной "изюминкой" собрания Радзивиллов была коллекция "12 апостолов". Это статуи двенадцати апостолов в человеческий рост из золота и серебра, усыпанные драгоценными камнями. Апостолы украшали Голубую залу в Несвижском замке.

Несвижская библиотека Радзивиллов стоит на первом месте среди наиболее известных книжных собраний Беларуси. Книжные сборы создавались и существовали и в других имениях и дворцах рода, но несвижская библиотека оставалась главной. Это книжное собрание, по сути, частная коллекция, частично выполняло функцию государственного книжного собрания в Великом княжестве Литовском. Основателем библиотеки Несвижского замка считается Николай Радзивилл Черный (1515-1565). Благодаря широким культурным связям, владелец комплектовал библиотеку рукописями и изданиями, привезёнными из Европы, книгами из типографий ВКЛ, в том числе и из собственных типографий в Несвиже и Бресте. Фонд библиотеки увеличил его сын Николай Христофор Радзивилл Сиротка, который во время своего нахождения заграницей присылал в Несвиж множество книг.

С самого начала существования библиотеки она не только пополнялась, но и несла определенные утраты. Это и жертвования и конфискаты и разграбления во время войн.

Сейчас части последнего Радзивилловского книгосбора хранятся в Минске в Национальной библиотеке Беларуси, в Центральной научной библиотеке Национальной Академии наук Беларуси, Президентской библиотеке, Национальном историческом архиве Республики Беларусь. Экземпляры с Радзивилловскими превененциями (экслибрисами, печатями, владельческими записями и др.) можно найти во многих хранилищах Европы – в Польше, Финляндии, Франции и т.п.

Коллекция имеет необычную судьбу.Коллекция вызывала зависть далеко за границами Речи Посполитой. Захватчики с удовольствием «обирали» Радзивиллов. Таким образом была вывезена коллекция доспехов в Америку. После распада РП многие вещи оказались во владении России, а большая часть библиотеки и архива были вывезены в качестве военной добычи. Воровали все, кто имел возможность. Наибольшая трагедия коллекции связана с периодом наполеоновской войны. Во время военных действий 1812 г. вывезено 13 возов радзивилловских сокровищ. Часть собрания в Эрмитаже, Успенском соборе в Москве. Наиболее ценные вещи найдены в оружейной палате в Кремле. Монеты и медали передали в Харьковский университет. Пропала коллекция драгоценных камней, колец, табакерок, а также гетманские булавы, гобелены и много других предметов.

 

  1. Несвижский архив рода Радзивиллов.

Назовите дату создания Несвижского архива. Перечислите основные фонды архива.

Охарактеризуйте Несвижский архив Радзивиллов, его современное состояние.

Несвижский архив был создан в 1551 году по привилею польского короля и великого литовского князя Сигизмунда II Августа. Привилей разрешал князю Николаю Радзивиллу Черному создать государственный архив Великого княжества Литовского, что и было сделано.

В Несвижском архиве хранились жалованные грамоты великих князей Великого Княжества Литовского и привилеи королей Польши Радзивиллам на имения и староства, статуты и привилеи частновладельческих городов, имущественно-хозяйственные и финансовые документы Главного управле­ния имениями, ординаторских управлений, имений и фольварков Несвиж­ской. Клецкой, Мирской и Давид-Городокской ординаций, Койдановского и Слуцкого княжеств. Среди документов архива — переписка князей Ра-дзивиллов по служебным, военным и личным вопросам; биографические документы (родословные книги, генеалогические таблицы, брачные кон­тракты, дарственные, завещания и др.). Кроме документов, относящихся не­посредственно к роду Радзивиллов, в Несвижском архиве хранились также материалы родственных Радзивиллам родов — Завишей, Флемингов, Вит­генштейнов.

Несвижский архив состоял из двух частей: Витгенштейнов и Радзивил­лов.

Радзивиллы заботились о своем архиве. Любой документ посетитель найдет на том месте, какое этому документу назначено по описи.

Исторические катаклизмы XX в. трагически сказались на судьбе архи­ва. Единый некогда архивный комплекс оказался разделенным.

После октябрьской революции 1917 князья Радзивиллы вывезли часть документов Несвижского архива в Варшаву. В 1939 г. после воссоединения Западной Беларуси в едином государстве, Несвижский архив был перевезен в Минск и передан АН Беларуси. Всего из Несвижского архива было привезено около 30 тонн материалов, что в пересчете на погонные метры составляет около 100 метров.

Каталогов и описей материалов архива выявлено не было. Только в одном документе сохранилось описание материалов Несвижского архива- это архивные материалы ВКЛ ХУ1-ХУШ вв. и дипломатическая переписка князей Радзивиллов, архивные материалы духовных и религиозных организаций, в большин­стве своем находившихся на территориях и землях, принадлежавших Радзивиллам, разные хозяйственные материалы радзивилловских имений, экономий и предприятий, а также фамильный архив Радзивиллов. Однако не все материалы Несвижского архива хранились в Несвижском замке,основная часть архива (20 разделов из 30) осталась в Варшаве.

Начало Великой Отечественной войны и оккупация Минска не позволили решить вопрос о возвращении архива князей Радзивиллов из Варшавы, а также своевременно эвакуировать привезенные материалы Несвижского архива и они остались в Минске.

В годы ВОв гитлеровцы вывезли документальные материалы Несвиж­ского архива Радзивиллов. После окончания войны часть их была возвра­щена в Минск. Так единый некогда архивный комплекс оказался разде­ленным.

В настоящее время материалы Несвижского архива Радзивиллов нахо­дятся, кроме Национального исторического архива Беларуси, в ЦГИА Ук­раины (Киев), Государственном историческом архиве Литвы (Вильнюс), Главном архиве древних актов (Варшава), а также в архивах других стран.

Ведется работа по созданию виртуального архива Радзивиллов. Основ­ные исполнители: Беларусь, Польша, Литва, Украина.

Запланированы три этапа оцифрования: 1) научно-справочного аппарата, 2) наиболее часто используемых документов, 3) всех оставшихся источников.

Государствен­ная архивная служба Беларуси в этой работе опирается на поддержку Европейского фонда «Диалог» (Польша). Срок исполнения зависит от финансирования.

 

  1. Музейные собрания Хрептовичей.

Назовите наиболее ярких представителей фамилии Хрептовичей. Опишите деятельность основных представителей рода. Охарактеризуйте процесс формирования библиотеки Хрептовичей. Поясните, какова роль библиотеки Хрептовичей в Щорсах для краеведения.

Род магнатов Хрептовичей (первое упоминание о нем относится к началу XV века). Славу роду принес граф Иоахим Литавор – депутат нескольких сеймов, маршалок главного трибунала Великого княжества Литовского и, наконец, последний его канцлер.

В родовом поместье, в Щорсах Новогрудского района граф открыл школу, построил униатскую церковь, большое помещение под рукописные, архивные материалы, под собрания книг. Как видный политический деятель своего времени, Иоахим Хрептович много поездил по свету. И отовсюду -- из Франции, Германии, Голландии, Польши, Литвы, Италии -- привозил книги, рукописи, документы, гравюры. Ибо всю свою жизнь посвятил высочайшей цели -- собрать невиданную по тем временам библиотеку.

Собранные им книги можно разделить на две линии направленности. Первая -- польская линия. Это сборники хроник польских летописей, исторические, философские, публицистические произведения XVIII века, первые польские книги светского характера XVI--XVII веков. Встречались гродненские и полоцкие издания. Вторую, западноевропейскую, линию представляют: произведения античных авторов, древнегреческих историков, философов, поэтов, драматургов, проза, ораторское мастерство, богословская литература, классическая французская литература. Среди них -- 3 инкунабулы, палеотипы, книги XV--XVIII веков из типографий Венеции, Базеля, Лейпцига. Почти на всех книгах проставлены экслибрисы графов Хрептовичей.

После смерти Иоахима Литавора собрание перешло к сыну -- Адаму Хрептовичу (политический деятель, филантроп, меценат, участник восстания Т.Костюшко в 1794 г.

Слава Щорсовской библиотеки, ее богатое разнообразное содержание привлекали многих известных людей. Здесь работали историки И.Лелевель, А.Ельский, поэт В.Сырокомля, астроном М.Почебут, профессор Виленского университета Ю.Ярошевич. Несколько раз приезжал Адам Мицкевич.

Когда началась первая мировая война, последний владелец поместья в Щорсах Константин Аполлинарьевич Хрептович-Бутенев, опасаясь за собранное, передал коллекцию на депозит (временное хранение) в библиотеку Киевского университета. С условием, выраженным в завещании, что как только откроется университет на родине (т.е. в Беларуси), библиотека будет возвращена. Предполагается, что было передано 7.000 томов. Это книги по различным вопросам истории, культуры, философии, экономики, сельского хозяйства, а также белорусские старопечатные книги, рукописи, письма монархов, географические карты, чертежи, рисунки и т.д. Хотя этнограф и историк А.Ельский, посещавший библиотеку ранее, называет цифру в 20.000 томов приблизительно. Воля завещателя не выполнена по сей день. Теперь фонд Хрептовича находится в библиотеке Академии наук Украины. Лишь только один экземпляр книги из библиотеки Хрептовичей недавно вернулся в Беларусь и находиться в Национальной библиотеке РБ.

 

 

  1. Музейные собрания Тызенгаузов.

Назовите наиболее ярких представителей фамилии Тызенгаузов. Опишите деятельность основных представителей рода. Охарактеризуйте процесс формирования орнитологического музея и картинной галереи в Поставах. Поясните, какова роль музея и галереи в Поставах.

Наиболее яткими представителями фамилии Тызенгаузов являются Антоний и Константин. В 1720 г. местечко Поставы переходит во владение рода Тызенгаузов. Управляющий королевскими экономиями и староста гродненский Антоний Тызенгауз попытался перестроить Поставы в один из центров культурно – промышленного преобразования белорусского края. По его замыслу и при участии архитектора Джузеппе де Сакко полностью видоизменилась центральная часть местечка: на Рыночной площади появился ансамбль – крытый рынок, дома ремесленников, здание городской канцелярии и суда, школа, аустерия, заезжие дома, гостиница, аптека. Построил мануфактуры – полотняную, бумажную и мануфактуру поясов. До сегодняшнего дня сохранились ремесленные здания в стиле барокко, лечебница, здание бывшей гостиницы на центральной площади, дворец Тызенгауза.

Новый владелец Постав – Константин Тызенгауз превратил город в один из научных и культурных центров Беларуси. Во дворце был создан орнитологический музей, картинная галерея, значительная библиотека.

Константин серьёзно занимался научной деятельностью в области орнитологии, написал и издал книги «Основы орнитологии или Науки о птицах» и «Всеобщая орнитология, или описание птиц всех сторон света». Эти издания, которые Константин украшал рисунками собственноручно, и по сей день не потеряли своей важности.

В орнитологическом музее было представлено несколько тысяч видов птиц (коллекция насчитывала около 3 000 экземпляров) и яиц из Беларуси, Литвы, Украины и других стран. Каждое из яиц было описано и хранилось в специальных шкатулках под стеклом. Учёным была продумана система просушки сырого яйца и его транспортировки. В музее хранились яйца редчайших видов, таких, например, как белый журавль и павлин. Особенно многочисленной являлась коллекция голубиных яиц. При музее была библиотека, основу которой составляли книги по орнитологии, а также редкие памятники польской письменности, ценная коллекция гравюр и семейного архива, документы которого датировались ещё XIII веком.

Кроме увлечения орнитологией, известный учёный проявлял также интерес к живописи: к 1840 году дворец напоминал художественную галерею, которая по сведению современников насчитывала около 600 экспонатов. В Поставах находились оригиналы картин таких всемирно известных художников как Леонардо да Винчи, Питер Рубенс, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель. Кроме полотен западноевропейских мастеров во дворце были картины польских и белорусских живописцев: Я. Рустема, Ф. Смуглевича, Я. Дамеля, С. Чеховича. Здесь же можно было увидеть и портреты представителей рода Тызенгаузов.

 

 

  1. Музейные собрания Чапских.

Назовите родовое поместье, где хранилась коллекция редких вещей, собранных представителями рода Чапских. Перечислите, какие материалы входили в состав коллекции. Охарактеризуйте историческую судьбу коллекции. Какова роль деятельности наиболее ярких представителей рода для краеведения Беларуси.

В родовым поместьем в Станьково представители нескольких поколений этого рода собирали коллекции редких вещей.

История коллекции графов Чапских очень интересна. Она создавалась в XIX – XX вв. несколькими поколениями этой семьи. Последний в роду, Эмерик Гуттен-Чапский, в 1976 г. прислал из Рима Национальному музею культуры и истории Беларуси карту «Литвания», которая датируется приблизительно 1745 г.

Его дед, тоже Эмерик, в свое время собрал в своем станьковском дворце знаменитую впоследствии коллекцию медалей, монет, картин, а также огромную библиотеку. Бо́льшая часть этого собрания была перевезена им в Краков и находится в Национальном художественном музее Польши.

Отец Карл был городским головой в Минске в течение одиннадцати лет. Он много сделал для упорядочения города и развития культуры. Благодаря его усилиям в Минске был пущен трамвай (конка), начала действовать телефонная станция, появилось электрическое освещение на улицах, заработал пивоваренный завод «Богемия» (его корпуса теперь использует пивзавод «Оливария»).

Музейные коллекции павильона - «скарбницы» включали: нумизматические сборы, исторические рисунки, гравюры, древние иконы, картины, портреты, старое оружие, посуду, ткани, предметы декоративно-прикладного искусства, археологические и геологические находки, книги и многое другое. основан музей, в котором были собраны коллекции – нумизматическая, археологическая, иконографическая, живописных картин, рисунков, гравюр, оружия декоративно-прикладного искусства.

В богатейшей библиотеке (около 20 тыс. томов) были редкие книги коллекции рукописей.

В 1894 г. часть коллекции перевезена в Краков, где составила основу музея имени Чапского. Э.Чапский является автором исследований по нумизматике «Каталог коллекций польских медалей и монет», «Удельные, великокняжеские и царские гроши Древней Руси».

Судьба семьи, их коллекций, библиотеки довольно драматична. После событий 1917 – 1920 гг. хозяева вынужденно покинули Станьково. Жили в Столбцах, Вильне, потом в лесничевке на Слонимщине, близ Сынковичей. В сентябре 1939 г. пришлось спешно оставлять и эти места. Эмерик успел захватить несколько наиболее ценных карт. И уже из Рима, где в эмиграции доживал свой век граф-коллекционер, была послана эта самая «Литвания». Говорят, Гуттен-Чапский хотел еще кое-что прислать, но к таким жестам в те времена относились подозрительно. И он по завещанию передал собрание из 772 разных карт и атласов (конца XV – середины XIX вв.) институту географии Польской академии наук.

Наша «Литвания» — это гравированная на меди карта, нарисованная от руки. Высокая степень информации – около 400 населенных пунктов. Государственные границы того времени, административно-территориальное деление, воеводства и поветы, города, местечки и некоторые села, большое количество белорусских рек, озер. Она дает целостное и компактное представление о нашем крае в XVIII в.

 

  1. Развитие краеведения в н.19в.-Т. Нарбут, Н. Румянцев, Е.Канкрин, П.Кеппен.

Назовите условия, в которых развивалось краеведение в н.19 в. Перечислите основные направления в исследовании территории Беларуси. Охарактеризуйте основные достижения деятельности Т.Нарбута, Н.Румянцева, П. Кеппена, Е.Канкрина. Оценитероль исследований н. 19в. в развитии краеведения.

Возрастающий интерес к нашей истории в начале 19 в. отразился в ряде прави­тельственных распоряжений. 6 июля 1804 г. Синод издал указ о розыске русских летописей. 10 марта 1806 г. последовал указ Александра I об улучшении сохранности сокровищ мастерской и Оружей­ной Палаты.

В 1810 г. были предприняты первые исследования курганов Литвы и Беларуси с научной целью. Руководил этими работами Теодор Нарбут. (1784-1864 гг.) Нарбут родился в имении Шавры Лидского уезда (Вороновский район). Закончил петербургский кадетский корпус военных инженеров, занимаелся исследованиями Немана в группе гидрографа Энтельвейна. Участвовал в войне России и Пруссии против Франции, а затем в русско-шведской. В боях его контузило и был ранен. Строительство Бобруйской крепости - один из главных проектов его жизни. Во время возведения фортификационных сооружений увлекся раскопками. Еще одним стимулом в изучении прошлого стало знакомство с книгособирателем из Быхова, в собрании которого находилась уникальная рукопись 16в. Выйдя в отставку и поселившись в своем имении Шавры, всерьез занялся историческими исследованиями. Публикация «О курганах» положила начало научным работам. Правда, многие ученые обвиняли Нарбута в том, что он выдумывает первоисточники и много фантазирует, т.к. Нарбут специального образования не получил. Но все же его заслуги перед исторической наукой несомненны: он – автор десятитомной «Древней истории литовского народа»- первого фундаментального исследования о современной истории белорусского и литовского народов, о ВКЛ. Следует отметить, что Нарбут опубликовал «Хронику Быховца» и в Друскининкае основал водолечебницу.

Главная роль в исследовании археологических древностей Беларуси принадлежала графу Н. П. Румянцеву, коллекция древностей которого составила обширнейший (так называемый Румянцевский) музей и при нем громадную библиотеку.

Н. П. Румянцев был сыном знаменитого полководца П. А. Румянцева-Задунайского. Посвятил себя дипломатической карьере. Выйдя в отставку, он сколачивает вокруг себя кружок исследователей-энтузиастов. Последние 12 лет жизни Н. П. Румянцева были «самой блистательной эпохой изыскания наших древностей. Вся тогдашняя историческая деятельность сосредоточивалась около этого великого человека и патриота и жила более или менее значи­тельными его пожертвованиями». Сам граф уже давно занимался отечественной историей и даже издал по-французски «Краткий очерк русской истории». Открывать и исследовать древние памятники...— такова была задача кружка. Со смер­тью Н. П. Румянцева (1826 г.) кружок распался. Интересовался древней городской топогра­фией, монетами и вещами «первобытных времен», раскопками. Особый интерес проявлял к древностям Беларуси, где он имел свою сеть корреспондентов.

Исследованием Рогволодова камня занимался Егор Францевич Канкрин. Один из основателей Русского географического общест­ва, ученый-статистик, библиограф, академик. В 1821 г. П.Кеппен опять приезжает в Полоцк на средства Н.П.Румянцева. Здесь он осмотрел «дубовый крест, оправленный серебром около 1161 г. пожертвованный святой Ефросиньею. Дальше он описывает Ефросиньевскую церковь, делает заключения на время постройки церкви.Очень интересны заметки Кеппена о древнем Бельчицком монастыре в Полоцке.П.И.Кеппен в своих заметках о Полоцком княжестве приоткрывает первую страницу изучения древних памятников в Беларуси и в этом его основное значение.

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.