Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







М. Без-Корнилович «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся».





Изложите краткие биографические данные М. Без-Корниловича. Выделите основные рассматриваемые вопросы произведения «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся». Проанализируйте содержание работы. Определите значение его исследований для изучения родного края.

Михаил Осипович Без-Корнилович (1796-1862) – белорусский историк, краевед и этнограф, военный топограф, статистик, генерал-майор русской армии. Родился в дворянской семье в Могилевской губернии, окончил 1-й кадетский корпус. Под его руководством в 1831-1847 гг. проводилось топографическое и военно-статистическое изучение Минской, Новгородской, Витебской, Волынской губерний и Белостоцкой округи.

Во время посещения Беларуси он собирал исторический и этнографический материал, на основе которого и издал книгу «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся» (1855), в которой дан полный обзор историко-экономической жизни городов и местечек Витебской и Могилевской губерний. В книге рассматриваются вопросы этнической территории, быта и культуры белорусов.

Территорию Беларуси он в этой книге ограничивал Витебской и Могилевской губерниями, остальные земли называл Литвой,а белорусами считал только «наследников кривичей». О белорусах говорил, как про особенный народ и ставил их в единый ряд с соседними народами. Отмечал сплоченность Полоцкой земли в 1230- 1240-е годы в борьбе с немецкой агрессией. Доказывал происхождение великого князя ВКЛ Витеня из рода полоцких князей. Дал довольно объективную характеристику белорусского народа, описал его тяжелую жизнь, однако как помещик-крепостник для улучшения крестьянского хозяйства предлагал сселять крестьян в большие деревни, сохранять патриархальные семьи и даже объединять в одну семью (один двор) небольшие семьи соседей. Отдельные разделы книги описывают народные обряды, обычаи, производственную деятельность, народную метеорологию.

М.О.Без-Корнилович пользовался обширным кругом источников: Я.Длугош, М.Стрыйковский, А.Гваньини, Н.М.Карамзин, даже Екатерина Вторая. Использует он и свидетельства населения.

Исследования были очень важны т.к. в ходе них был собран ценный исторический и этнографический материал,на основе которого была создана книга, также выявлены особенности белорусов как отдельной нации, описан их быт и культура того времени. Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся» Книга изданная Без-Корниловичем не была совершенной,но была первой, где рассказывалось о Западнорусских землях и их истории,в этом также большое ее значение.

  1. Творчество В. Сырокомли.

Изложите краткие биографические данные В. Сырокомли. Выделите основные направления творчества Сырокомли. Дайте краткую характеристику содержания работы «Вандроўкі па маіх былых ваколіцах». Оцените его краеведческую деятельность.

Владислав Сырокомля (1823-1862), настоящие имя и фамилия- Кондратович Людвиг, белорусский и польский поэт-гуманист, писатель, публицист, этнограф, собиратель белорусского фольклора. Взял себе псевдоним от родового герба. Родился в фольварке Смольгов, Бобруйского уезда Минской губернии в семье белорусской шляхты. Начальное образование получил дома. В 1833 г. начал учебу в Несвижской доминиканской школе, которую через три года закрыли. Он переводится в доминиканскую школу в Новогрудке, которую заканчивает в 1837 г., некоторое время помогал родителям по хозяйству дома и начинает писать стихи. Работал в канцелярии управления радзивилловскими имениями, где получил возможность познакомиться с классической литературой, периодикой, архивами Радзивиллов, пользоваться их книгосборами, посещать литературные вечера. Кроме этого, он заносил в дневники местные легенды, рассказы о прошлом Несвижа и его аристократических хозяев.Все это помогло Сырокомле сформировать свое мировосприятие и отношение к историческим событиям и настоящему.

В 1844 г.становится арендатором фольварка Залучье в Новогрудском уезде. Здесь полностью раскрывается его поэтический талант, здесь впервые он ощутил радость литературной славы. Его поэтическое стихотворение-разговор «Почтальон», напечатанное в Виленском журнале «Атенеум»(1844), стало популярной русской народной песней «Когда я на почте служил ямщиком». Поэт подчеркивал единство своего творчества с народом, его интересами и надеждами. Он занимался переводами с латыни, публицистикой, писал «Историю литературы в Польше». Сырокомля выступал за историческое просвещение нации, отмечал, что это играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Поэт много путешествовал по Беларуси, Польше и Литве. В печати вышли 6 томов его переводов поэтов-латинистов 16-18 вв., несколько сборников поэм-разговоров, «История литературы в Польше». В Барейковщине создан музей-библиотека В. Сырокомли. «Вандроўкі памаіх былых ваколіцах»- - самое яркое прозаическое произведение В. Сырокомли. Он делится впечатлениями о дорогих сердцу местах: Мир, Несвиж, Столбцы, Свержень, Койданы и др.. Читатель с неослабевающим вниманием следит за тем далеким путешествием поэта, с интересом осматривает тогдашние городки и деревни, заглядывает в простую крестьянскую избу, дворик знати, величественные дворцы и замки магнатов, углубляется вместе с автором в седую старину края, радуется встрече с живыми, по- мастерски нарисованными образами известных исторических личностей и простых, но не менее интересных людей. Через хронику городов и местечек В. Сырокомля разворачивает перед нами всю историю Беларуси. Чрезвычайно интересны страницы, посвященные культурной жизни края. Таким образом, "Поездки по моим бывших окрестностях" В. Сырокомли - прекрасный источник, где есть важные сведения по многим вопросам нашей истории и культуры, в том числе и истории местечек Беларуси.

 

 

  1. 1 и 2 Всебелорусские краеведческие съезды.

Перечислите значение культурно-просветительских обществ, товариществ и кружков, чья деятельность предшествовала Первому и Второму Всебелорусским краеведческим съездам. Дайте характеристику решениям, принятым на краеведческих съездах. Оцените результаты их деятельности и печатные издания, в которых размещалась информация о краеведческой деятельности.

 

В 1922 г. создается Институт белорусской культуры, который объединил все, что относилось к делу изучения республики. Вначале Институт разрабатывал белорусскую научную терминологию и издавал руководства для молодой белорусской школы. Координировало работу краеведческих организаций -Центральное бюро краеведения. В задачи бюро входило объединять и направлять работу краеведческих организаций республики. В 1922 г. был создан – Институт белорусской культуры (ИБК), основной задачей которого была организация планомерного изучения белорусского языка, литературы, истории, этнографии, экономики, социально-экономического движения и других проблем. Институт белорусской культуры, объединил все, что относилось к делу изучения республики. В 1923 г. Инбелькульт выделил из себя учреждение, которое занялось регистрацией краеведческих организаций. Инбелкульт также разрабатывал для краеведческих организаций и краеведов-любителей программы, опросные листы, анкеты, инструкции, оказывал помощь в практической работе.В конце 1923 г. Институт Белорусской культуры организовал комиссию по реорганизации краеведческих организаций, которая стала основой Центрального бюро краеведения Белоруссии. В ноябре 1924 г. состоялась 1 Всебелорусская краеведческая конференция, которая организационно оформила Центральное Бюро краеведения (ЦБК) Белоруссии. В задачи ЦБК входило объединять и направлять работу краеведческих бюро республики.

 

После создания ЦБК необходимо было выработать более четкие формы краеведческого движения, конкретизировать направления дальнейшей работы. Это было сделано на 1 Всебелорусском краеведческом съезде, проходившем с 7 по 20 февраля 1926 г. в Минске. Съезд призвал краеведческие организации направить работу на учет и описание памятников археологии, архитектуры и искусства, на охрану памятников древности. Краеведческие организации на местах должны вести самое пристальное и повседневное наблюдение за тем, чтобы не уничтожались никакие памятники археологии и вообще древности, никем, без разрешения соответствующих учреждений, не раскапывались и не разрушались. Особое внимание обращалось на изучение народного хозяйства, мелких территориальных единиц. Отдельным пунктом съезд указал на необходимость организации кружков краеведения при сельсоветах, избах-читальнях, школах, создания краеведческих музеев и библиотек, развития лекционной пропаганды, экскурсионной работы, издательской деятельности.

 

В феврале 1927 года состоялся II съезд краеведов Белоруссии. Подводя итоги развития краеведения за год, съезд призвал краеведческие организации не ограничиваться собирательской работой, описаниями и наблюдениями природных явлений, а обратить внимание на изучение районов согласно программе, которая охватывала не только природно-географические условия, экономику, хозяйство и историю, но и быт населения. Съезд способствовал дальнейшему развитию краеведческой работы. Краеведы участвовали в создании местных архивов, музеев, в мероприятиях по охране памятников истории и культуры, выступали с докладами на окружных конференциях, публиковали материалы исследований в печати.

 

  1. Роль краеведческих исследований в культурной революции БССР 20-30 гг.

Раскройте понятие «политика белоруссизации». Опишите роль Инбелкульта в развитии краеведческого движения и его основные направления в исследовании. Охарактеризуйте журнал «Наш край». Оцените роль деятельности Инбелкульта.

Начало государственной политике белорусизации положило постановление сессии ЦИК БССР, состоявшейся летом 1924 г. Содержание политики белорусизации составляло: развитие белорусского языка, содействие тому, чтобы он стал официальным языком в работе партийных, советских и общественных организаций, а также частей Красной Армии, находившихся на территории Беларуси. В БССР наряду с белорусским языком были признаны равноправными русский, польский и еврейский языки, законы Белорусской ССР печатались на этих четырех языках; создание белорусскоязычных учебных и воспитательных учреждений, изучение истории, географии и культуры Беларуси; повышение роли лиц коренной национальности, в первую очередь белорусов, в общественно-политической жизни республики, более активное выдвижение их на руководящие должности в партийном и государственном аппарате, а также в общественных организациях; всестороннее развитие белорусской национальной культуры — литературы, музыки, театра, живописи, книгопечатания; создание в составе Белорусского военного округа национальных территориальных воинских частей и соединений, перевод их работы по обучению и воспитанию солдат и офицеров на белорусский язык. В конце 1920-х гг. проведение политики белорусизации было остановлено, а многие политические и общественные деятели БССР ошибочно обвинены в разжигании национализма и репрессированы.Проведение политики белорусизации дало положительные результаты. В конце 1920-х гг. около 80 % школ работало на белорусском языке, доля белорусов в руководящих органах составляла более 50 %, успешно развивались литература и искусство. Были созданы 2-я Белорусская стрелковая дивизия и 16-й Белорусский корпус (до трех дивизий), а также Объединенная белорусская военная школа имени ЦИК БССР.В 1922 г. создается Институт белорусской культуры, который объединил все, что относилось к делу изучения республики. Вначале Институт разрабатывал белорусскую научную терминологию и издавал руководства для молодой белорусской школы. Координировало работу краеведческих организаций -Центральное бюро краеведения. Основной задачей Инбелкульта была организация планомерного изучения белорусского языка, литературы, истории, этнографии, экономики, социально-экономического движения и других проблем. В 1923 г. Инбелькульт выделил из себя учреждение, которое занялось регистрацией краеведческих организаций.25 июля 1924 года был утверждён устав Инбелкульта, в соответствии с которым он был объявлен высшей государственной научной организацией БССР, основными задачами которой являлись организация изучения общественных наук и координация всей научной работы в БССР. В 1924 году в Инбелкульте была проведена реорганизация, были созданы секции: историко-археологическая, белорусского языка и белорусского искусства Кроме того, работало несколько постоянных научных комиссий: словарная, терминологическая, литературная, библиографическая, по изучению природных производительных сил, по охране памятников древности, искусства и природы. К 1926 году были основаны также природоведческая, медицинская и сельскохозяйственная секции. В 1925 году при Инбелкульте была открыта Библиотека Института Белорусской культуры. В 1927 году при Инбелкульте была открыта аспирантура. В 1920-е годы основным направлением деятельности Инбелкульта были исследования в области истории, археологии, лингвистики, литературоведения и этнографии. С июля 1926 года велась подготовка к преобразованию Инбелкульта в Академию наук, для чего была проведена реорганизация 1927 года. 13 октября 1928 года было принято решение о преобразовании Инбелкульта в Белорусскую Академию Наук. К 28 апрелю 1928 года в Инбелкульте работало 115 человек.За время работы Инбелкульт выпускал журнал «Наш край» и «Запiскi аддзела гуманiтарных навук», «Запiскi аддзела прыроды i народнай гаспадаркi».

 

  1. Деятельность Центрального бюро краеведения.

Назовите основные функции «Центрального бюро краеведения». Опишите мероприятия организованные Центральным бюро краеведения по развитию краеведческого движения в Беларуси. Дайте краткую характеристику направлений работы, которые включала «Программа краеведческой подготовки учителей массовой школы». Оцените роль деятельности Центрального бюро краеведения.

В н. 20 в.назрела необходимость в специальной организации для объединения всего того, что относилось к делу изучения республики. В 1922 г. такая организация была создана – Институт белорусской культуры (ИБК), основной задачей которого была организация планомерного изучения белорусского языка, литературы, истории, этнографии, экономики, социально-экономического движения и других проблем.

В это время в республике возникло много стихийных обществ краеведения, просто краеведческих кружков. Все они не имели помощи, опирались исключительно на «местные силы». Помощь всем этим энтузиастам была необходима. В конце 1923 г. ИБК организовал комиссию по реорганизации краеведческих организаций, которая стала основой Центрального бюро краеведения Белоруссии.

В 1924 было организационно оформлено Центральное Бюро краеведения (ЦБК) Белоруссии. В задачи ЦБК входило объединять и направлять работу краеведческих бюро республики. Краеведческие организации возникают в Могилеве, Орше, Борисове. К концу 1924 г. их число возросло до 19.

По инициативе ЦБК в 1926-1928 гг. в Минске, Полоцке, Витебске и других городах были проведены школьные краеведческие конференции, на которых обсуждались задачи и методы краеведческой работы в школах, организация и проведение походов и экскурсий. В целях подготовки квалифицированных краеведов ЦБК организовало цикл лекций по краеведению на ежегодных учительских курсах. К началу 1927 г. в ЦБК БССР было прислано с мест 87 230 карточек с диалектными словами, 9632 фольклорные записи, 179 коллекций, 413 описаний и сообщений о памятниках истории и культуры, природе и экономике края, 796 других сведений. В республике в это время действовало 18 музеев, в которых насчитывалось11239 экспонатов.

В начале 30-х г. ЦБК активно проводило работу по пропаганде задач советского краеведения среди широких масс общественности, по вовлечении. в краеведческое движении трудящихся города и деревни. этой целью практиковались заседания краеведческих организаций на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах, организовывались выставки книг в библиотеках, кранных уголках, избах-читальнях, организовывались агитационные краеведческие пятидневки. В 1930-1932 гг. представители ЦБК и местных краеведческих организаций участвовали в экологической экспедиции институтов АН БССР и АН СССР.В 1932 г. работниками ЦБК была составлена «Программа краеведческой подготовки учителей массовой школы», которая предусматривала:

- усиление краеведческой работы в школах,

- обеспечивала издание краеведческих пособий,

- разворачивала подготовку учителей-краеведов через курсы и конференции.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.