|
Этика мастерства в ремесленных цехах. Ритуал посвящения в мастера.В принципе управление трудовой этикой и хозяйственно-организационной культурой было известно и в средние века. Гильдии купцов, цехи ремесленников наряду с технологическими секретами мастерства имели определенные «кодексы чести», кодексы трудовой этики, которые передавались от отцов к сыновьям. С переходом к буржуазному строю, к индустриализму окончательно выкристаллизовывается особая специализированная сфера хозяйственной культуры, касающаяся всего общества, а не отдельных лишь его подсистем. Хозяйственная культура универсализируется, национальные культуры приобретают черты, характерные для промышленной стадии развития. Японские фирмы во многом возродили эти феодально-цеховые черты в своих внутренних отношениях, но сделали ставку в основном на коллективизм и единство служащих фирмы, тогда как в американских фирмах пытались стимулировать дух предпринимательской активности. Ныне имеет место как бы встречное движение хозяйственных предпринимательских культур Востока и Запада: Запад стремится развить в своих корпорациях принципы коллективизма и ценностного отождествления каждого работника с целями и организационно-хозяйственной культурой фирмы, а Восток пытается задействовать в рамках корпорации деятельные индивидуально-предпринимательские мотивации, без которых невозможна современная инновационно-предпринимательская культура. Мастер — не только создатель вещи (продукта), но и гарант качества производимого, обладатель собственного клейма, он наделен ответственностью за сохранение технологии в неизменном виде, за передачу ее новым поколениям. Мастера обладают правом научения подмастерьев, которые прежде в течение 4-5 лет должны быть учениками, способствуют сохранению и накоплению профессиональных знаний, тонкостей мастерства. Мастер учит ответственному отношению к профессии, что было особенно важно в условиях общей низкой грамотности населения. Мастером мог стать лишь человек незапятнанной репутации, добросовестный прихожанин, законнорожденный, образованный в рамках профессии. Каждый ремесленный цех тщательно сохраняет и передает от Мастера к Мастеру «Рецепты» — тексты, содержащие традиции ремесленных технологий, их историю. Они сохраняются в тайне, им присущ элемент сакральности, содержащий привязку к библейскому сюжету. Разглашение ремесленного секрета, вывоз инструментов или переселение мастеров в другие города запрещалось под угрозой смертной казни. Члены цехов — мастера и подмастерья — должны были давать клятву в выполнении этих предписаний. Сакральный характер носит посвящение в Мастера, доверие цеха самостоятельно изготовить «шедевр», пройти экзамен на мастерство, на моральную зрелость, сообразительность и приверженность профессии, цеху, готовность пострадать, т.е. самозабвенно, терпеливо и неустанно создавать изделие, ни в чем не отступая от наставлений и указаний мастеров и строго следуя канону. Например, чтобы получить звание мастера-иконописца, монах должен был, получив предварительно благословение, выдержав пост и сотворив необходимые молитвы, от начала до конца самостоятельно написать икону. Прилюдно изготовить вещь или продукт, соткать полотно, показав и сноровку, и высокое качество, и понимание тонкостей ремесла, означало выдержать экзамен на профессиональную зрелость, право передавать мастерство другим. При этом в каждом цехе были и свои особые требования к профессионалу. Так, мяснику необходимо было искусно забить быка или другого животного, при этом заранее как можно точнее определив его вес. Ремесленный обряд "камар басте" (посвящение ученика в мастера) в Средней Азии На протяжении многих столетий территория Средней Азии ицсторически являлась одним из крупных центров художественного ремесла, которое было тесно связано с традиционной жизнью и обычаями народа. Искусные мастера создавали, совершенствовали, бережно сохраняли и передавали своим ученикам художественные и технические приемы, орнаменты, ремесленные традиции, многие из которых, к сожалению, сегодня безвозвратно утеряны. Многочисленные ремесленные традиции, в частности обряд посвящения в мастера ("камар банд", "камар басте", "она мийон банд"), сохранились в ремесленных уставах рисола. Термином же "камар басте" назывались и ремесленники, достигшие определенного уровня в мастерстве. Согласно рисола ткачей, церемония камар-басте происходит следующим образом: слева от посвящаемого становится один из членов цеха, справа - другой, который, трижды обернув стан ученика специальным поясом, произносит при этом молитвенную формулу "калима". После этого, уже бывший, ученик, скрестив руки на груди, вставал среди собравшихся членов цеха и подвергался экзамену: ему задавали вопросы, зафиксированные в рисола. Затем глава цеха обращался к мастеру и спрашивал: - Мастер, ты этого ученика кормил, одевал, деньги давал, не жалеешь об этом? В заключение церемонии ученик дарил своему учителю халат, а калантару (глава цеха в Хиве) - рубаху. Например, для цеха сапожников до проведения обряда камар-баста было свойственно демонстрировать на базаре изделие ученика, при этом подчеркивалось, что изделие выполнил ученик такого-то мастера. Но если обнаруживалось, что изделие выполнено не качественно, калантар прогонял ученика с базара, а иногда и рвал сделанную им обувь. Обряд посвящения в мастера существовал также у якутов. Человек, желавший стать кузнецом, приобретал необходимые инструменты и начинал работать. Если ему суждено было стать настоящим кузнецом, то через некоторое время посторонние люди слышали по ночам стук его молота и шипение кузнечных мехов в мастерской, что якобы означало, что кузница обзаводится своим духом-хозяином. Порой случалось, что кузнец через 2 - 3 года работы заболевал, у него появлялись незаживающие нарывы на руках, ногах, болела спина. Считалось, что этой болезнью заболевали якобы люди, у которых не было среди предков кузнецов, или те потомственные кузнецы, которые по каким-то причинам не занимались ремеслом. Тогда кузнец прибегал к помощи шамана, который, обращаясь к пиру кузнецов "Кудай Бахсы", приносил в жертву трехлетнего черного бычка. После специального посвящения болезнь проходила, и кузнец становился настоящим мастером. Среди современных ремесленников и поныне практикуется обряд посвящения в мастера, который проходит в торжественной и праздничной обстановке. Наставник объявляет ученикам об их готовности трудиться самостоятельно, а родители молодых ремесленников в знак почтения к мастерам и благодарности ему надевают на учителя национальный халат и пояс.Таким образом, ритуал посвящения ученика в мастера играл важную роль в ремесленной среде и являлся одним из важных условий, позволяющих самостоятельно заниматься ремеслом. Этика джентльменских отношений и бизнес-этикет. Майорат—обычай и закон, согласно которому имущество отца доставалось целиком и только старшему сыну. Немного иронично, подчеркивая дворянское происхождение, младших и называли джентльменами («нежный, благородный мужчина»). Достаток себе они должны были заработать сами. Джентльменство как идеология в Англии сложилось в результате установления конституционной монархии — союза аристократии и буржуазии. Это было своеобразным «классовым компромиссом», по словам К. Маркса, назвавшего сыном этого компромисса идеолога джентльменства Д. Локка. С раннего детства не избалованные, закаленные и физически крепкие, как того требовала педагогика Д. Локка (автора «Мыслей о воспитании» — теории воспитания джентльмена), юные дворяне привыкали разумно и расчетливо вести свои дела. Поскольку дворянин ничего не должен делать руками сам — ни одеваться, ни готовить еду, никакую другую работу, кроме умственной, они ценили в себе интеллект, развивали способности в ученье. Они знали, что происхождение обязывает, даже отказывая себе в самом необходимом, прежде всего заработать на слуг и карету, на собственный дом и ложу в театре, а уж потом задуматься и о женитьбе. Ограничения дворян по роду занятий, невозможность для них самообслуживания, занятий ремесленным трудом приводили к разделению труда, появлению мещанского сословия, невольно воспринимавшего науку жить, «как в лучших домах», сословия, ориентированного на образ жизни и ценности жизни господ. Дворяне же могли сосредоточиться на сугубо интеллектуальных занятиях — государственной службе, юриспруденции, банковском деле и пр. Это привело к культивированию высоких стандартов в названных видах труда. Джентльмен хорошо понимал, что деньги можно потерять и снова заработать, репутация же теряется однажды и навсегда, а сохранение ее понималось как необходимость «сохранить лицо». Для джентльмена его деловая репутация по значимости была не менее важной, чем его родовитость. Вот почему они так дорожили данным словом — «словом джентльмена», как потомки рыцарей, считая делом чести сдержать его, а бесчестием — нарушить. Оно заменяло заключенный нотариально договор, служило основой сделки, приравнивалось к контракту и позволяло предпочитать англичан как честных партнеров в деловых отношениях. Джентльмены понимали значение равенства всех граждан перед законом, уважение представителей других профессий, каждый из которых может быть потенциальным партнером или клиентом. Эти качества не отменяли, однако, меркантилизма джентльменов, ярким примером которого стал Навигационный акт Кромвеля, принятый в XVII в. и просуществовавший два века. Закон этот запрещал неангличанам ввозить и вывозить товары в английские колонии и из них. Запрещал неанглийским подданным быть купцами или производителями в этих колониях, запрещал ввозить товары в Англию на неанглийских кораблях, запрещал вывозить колониальные товары не в Англию, предписывал каждому чиновнику клятвенно соблюдать эти правила и следить за соблюдением их другими. Расчетливость, стремление «разумно вести свои дела в этом мире» придавали образам джентльменов некоторую холодноватость, граничащую с бесчувственностью. Она-то и понималась как истинный аристократизм, поскольку «...отличительной чертой людей, вращающихся в свете, является ледяное, невозмутимое спокойствие, которым проникнуты все их действия и привычки, от самых существенных до самых ничтожных: они спокойно едят, спокойно двигаются, спокойно живут, спокойно переносят утрату своих жен и даже своих денег, в то время как люди низшего круга не могут донести до рта ложку или снести оскорбления, не поднимая при этом неистового шума».Джентльмены получали фундаментальное образование, в сочетании с домашним воспитанием дающее знание манер и этикета, — это создавало реалистические ориентации в жизни и высокую конкурентоспособность. Хорошее владение родным языком (умение ясно и правильно изъясняться устно и письменно), знание основ таких практических наук, как бухгалтерия, минералогия (введенных в образование джентльмена Д. Локком), способствовали формированию культуры «трудящихся аристократов». Джентльмен не кривит душой; в отношениях со всеми, в том числе с женщинами, он хозяин своих слов, поэтому скорее молчалив; он независим, никому и ничему не угождает — ни людям, ни мнениям, ни деньгам. Последнее перекликается с названными еще Аристотелем чертами прирожденного господина: независимость, самообладание, спокойствие. Прекрасно образованные, джентльмены также — и законодатели эстетических вкусов, знатоки и коллекционеры. В Лондоне и Париже, например, в неизменном виде сохраняются коллекции музеев, названных именами их создателей, завещавших или подаривших их столицам вместе со своими особняками — галереи Тейт, Уоллес-коллекшн (Лондон), Жак-мар-Андре, Коньяк-Жей, Ниссим де Камондо (Париж). Джентльмен готов завтракать овсянкой для здоровья и из экономии, но приготовленной поваром и на хорошей посуде, и, возможно, под музыку. «Прост в потребностях, аристократ в привычках» — так охарактеризовал А.Ф. Кони графа Л. Толстого, увлекавшегося одно время теорией воспитания джентльмена. В Англии джентльменство постепенно утрачивает смысл благородства по наследству. Все большее значение придается личным качествам человека, его манерам. Истинный джентльмен неустанно добивается положения в обществе и материального благополучия честным трудом и безупречностью манер, он гордится тем, что обязан в жизни лишь самому себе. Одна из примет современного джентльменства — англичане редко употребляют это слово. Несмотря на развитую индивидуалистичность, понимание личной ответственности, джентльмены ценили общение и умели общаться. Именно в их среде культивировались клубы. Одной из форм объединения истинных джентльменов стали масонские ложи. Ложи настоящих каменотесов, так называемые «деятельные ложи» существовали в XVIII в. в Лондоне и славились традиционными ритуалами. Со временем как авторитетные, деловитые, так и привлеченные модой, скучающие джентльмены самого респектабельного состояния, плененные таинствами посвящения, стали наперебой вступать в них. Коллегиальность, т.е. привычка советоваться, принимать решение с учетом мнений и интересов других, не отменяет самостоятельности и ответственности. Ее следует расценивать скорее как демократизм, нежели как соборность, поскольку последнюю часто трактуют в плане самоотречения, уподобления другим и отказа от личного успеха ради общего блага. Джентльмен же высоко ценит собственную индивидуальность, он одержим стремлением к успеху, преуспеванию, но на основе уважения интересов других, отнюдь не ценой пренебрежения ими. Подобно рыцарю, джентльмен «любит честную игру», ни в чем не ищет легкой победы, мало ценит простую удачу, так как привык рассчитывать на себя. Спорт и охота прочно закрепляются в образе жизни аристократии, культивирующей хорошую физическую форму, заботящейся о здоровье, ясном уме и твердой руке для осуществления своих честолюбивых замыслов. Таким образом, джентльменство в Европе из наименования сыновей наследственного дворянства эволюционирует в оценочную этическую категорию, обозначая совокупность добродетелей, отличающих национальные идеалы воспитанности и деловитости. Это честность и надежность, солидность и респектабельность, воспитанность и умение работать в коллективе. Деловой этикет занимает особое место в искусстве поведения. Если, нарушая те или иные нормы поведения, в быту и в обществе вы рискуете главным образом своей репутацией воспитанного человека, то в бизнесе такие ошибки могут стоить больших денег и карьеры. Великий мастер и учитель в сфере деловых отношений Дейл Карнеги утверждал, что успех человека в финансовых делах на пятнадцать процентов зависит от его профессиональных знаний и на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В самом деле, любой бизнес - это скоординированные действия множества людей, и эффективность этих действий прямо зависит от их способности налаживать отношения друг с другом. В основе правил делового этикета лежат общие предпосылки и основные принципы. Первые представляют собой следующие постулаты: Основные принципы и нормы этики бизнеса. Профессиональная тайна и информированное согласие. Деловой этикет занимает особое место в искусстве поведения. Если, нарушая те или иные нормы поведения, в быту и в обществе вы рискуете главным образом своей репутацией воспитанного человека, то в бизнесе такие ошибки могут стоить больших денег и карьеры. Великий мастер и учитель в сфере деловых отношений Дейл Карнеги утверждал, что успех человека в финансовых делах на пятнадцать процентов зависит от его профессиональных знаний и на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В самом деле, любой бизнес - это скоординированные действия множества людей, и эффективность этих действий прямо зависит от их способности налаживать отношения друг с другом. В основе правил делового этикета лежат общие предпосылки и основные принципы. Первые представляют собой следующие постулаты: Профессионализм как нравственное достоинство человека, умеющего хорошо делать свое дело, означает также и нежелание вести разговоры на профессиональные темы на досуге или с незнакомыми людьми. Нарушение этого неписанного правила воспринимается как невоспитанность, бестактность, ведь и пословица гласит: «Делу — время...». Названное правило является условием сохранения профессиональной тайны, в той или иной мере присутствующей в каждой специальности. Информированное согласие— это процесс, который позволяет пациенту или здоровому добровольцу свободно подтвердить своё желание участвовать в клиническом исследовании. Информированным согласием также называется документ, который подписывают участники исследования (пациент и врач-исследователь). Врач-исследователь информирует пациента обо всех аспектах клинического исследования, которые могут повлиять на решение принять участие в эксперименте (пользе, рисках, временных затратах, возможных побочных эффектах и пр.). Поэтому такое согласие называется информированным. После того как потенциальному участнику исследования разъяснены все аспекты участия в клиническом исследовании, исследователь даёт пациенту письменную информацию, в которой описаны детали исследования (длительность, процедуры, риски, потенциальные выгоды и пр.). Ещё раз внимательно изучив документ, участник решает, стоит ему подписывать согласие или нет.
7. Заповеди делового человека. 1. ^ Уважай власть, ибо во всём должен быть порядок. Власть – необходимое условие для эффективного ведения дел. В структуре успешного бизнеса одним из важнейших элементов является должное уважение к власти. Это значит — уважать законы страны, где Вы имеете деловые контакты, и уважать своих коллег, своих деловых партнёров на всех уровнях общения. Недостаточно относиться с уважением к начальству или к равным по положению людям, надо быть уважительным также и по отношению к подчинённым. Последнее является самой надёжной гарантией самоуважения. Каждому служащему компании следует руководствоваться в своих действиях её моральным кодексом. Так, на некоторых белорусских филиалах зарубежных фирм существуют кодексы поведения, с которыми знакомят каждого вновь принятого сотрудника. Разные нации имеют различные нравы и обычаи в бизнесе. В одной стране взятка будет рассматриваться как подарок, в другой – считаться взяткой. Но в любой стране обман – это обман. Поэтому не следует допускать двусмысленных ситуаций, ведущих к осложнениям. Деловые межличностные отношения в компании строятся на признании для каждого служащего определённой сферы его деятельности и предположительных результатов, за которые он несёт ответственность. 2. ^ Будь целеустремлённым, ибо для достижения поставленной цели надо сосредоточить на этом все свои усилия. Всегда имейте перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайтесь на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. Вместе с тем в стремлении достичь заветной цели не переходите грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности. Чтобы быть целеустремлённым, бизнесмен должен уметь рационально использовать время, средства, талант. Честность бизнесмена – это целостность характера и чистота поставленной цели. Причём, моральные ценности бизнесмена и его личные дела не должны идти вразрез с целями и ценностями его компании. В свою очередь, цели компании не должны противоречить целям и моральным ценностям её работников. 3. ^ Будь верен своему слову, не разделяй слово и дело. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе. Бизнесмен должен уметь выполнять свои обещания и поручительства, держать слово. Верность слову включает в себя выполнение элементарных устных обязательств (прийти куда-то вовремя), и сложных, зафиксированных в контрактах договорённостей. Здесь не может быть мелочей. Как пишет Фр. Дж. Роджерс: «Это принцип, которому надо следовать. Для меня нет большей похвалы, чем слова: Я всегда могу положиться на Бака Роджерса. Всё дело в том, что я всегда держу своё слово. Мои слова приобрели силу долговой расписки. И поскольку работающие со мной люди полагаются на меня, я, в свою очередь, имею полное право рассчитывать на них». Эффективность делового общения определяется также тем, чтобы Вас правильно поняли, верно истолковали Ваши слова. На переговорах нельзя произвольно пользоваться значением слов; слова должны иметь чётко определённый смысл, не имеющий разночтений. Речь менеджера не должна быть непонятна, и тем более груба. Вульгарный язык вызывает у собеседника негативную реакцию, а также настороженное отношение к говорящему, и, следовательно, к компании, которую тот представляет. 4. ^ Уделяй время отдыху и размышлениям о своей жизни, ибо отдых – необходимое условие для творческой и эффективной работы. Эффективность работы компании зависит от самочувствия и состояния здоровья её служащих. Отдых восстанавливает силы, защищает мозг от эмоциональной и умственной перегрузки. Компания регулярно должна рассматривать потребности своих служащих, объективно оценивая их рабочую нагрузку. Выходные дни, перерывы, отпуска – всё это планируется с учётом физических возможностей работника. Атмосфера бережного и предупредительного отношения друг к другу служит залогом продуктивности дела и его безопасности. 5. ^ Оказывай уважение старшим, ибо будущее и настоящее базируются на прошлом. Опыт и мудрость родителей, учителей, наставников помогает нам избегать многих ошибок и лучше ориентироваться в жизни. Прислушиваться к советам опытных людей, уважать культуру и традиции народа, среди которого живёшь, – это необходимо для установления преемственности во всех областях человеческой жизни, равно как и в той области, которая именуется бизнесом. 6. ^ Уважай человеческую жизнь, человеческое достоинство и права человека. Осознание ценности человеческой жизни, человеческой личности играет исключительно важную роль во всех сферах отношений между людьми. Любовь и уважение к человеку труда со стороны бизнесмена порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создаёт атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всём блеске. Не место в бизнесе «медленным самоубийцам» (наркоманам, алкоголикам), это несовместимо с эффективностью работы. Золотое правило этики: веди себя по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к тебе – применительно к бизнесу означает – никогда не увеличивай своё богатство за счёт уменьшения богатства другого. 7. ^ Будь постоянен в сексуальных отношениях и в браке, ибо семья является фундаментом любого общества и любой культуры. Хорошая, крепкая семья – это залог процветания бизнесмена, его компании. Личность должна быть ответственна за свой дом и за свою семью. История свидетельствует, что лучшее время в развитии общества связано с крепкой семьёй. Компания не имеет никакой власти над семьёй, а крепкая семья и хорошие в ней отношения влияют на работоспособность её членов, тем самым являясь залогом процветания фирмы. Непостоянство же сексуальных связей свидетельствует о легкомыслии человека, что несовместимо с серьёзным подходом к работе. 8. ^ Правильно рассчитывайте свои средства, ибо двумя отличительными чертами процветающего бизнесмена являются: – Оптимальное использование средств и ресурсов. – Мудрое руководство людьми. Бизнесмену следует жить по средствам, не зарываться, выбирать дело по плечу. Всегда оценивайте свои возможности, действуйте сообразно своим средствам. Сущность компании, её имущество и принадлежащая ей информация не могут быть использованы служащими для достижения личной выгоды. Компания заинтересована в развитии личности, деловых способностей и компетентности каждого служащего. Фаворитизма в компании быть не должно: все служащие должны оцениваться лишь по своим деловым качествам. 9. ^ Будь честен и правдив, ибо хорошая репутация – это не только недопустимость нечестности и лжи, но и помощь другим людям в том, чтобы избежать обмана. Честность и правдивость – это основные блоки в здании эффективного управления, высокой прибыли и гармоничных межличностных отношений. Без колебаний отклоняйте бесчестные предложения. Дорожите добрым именем фирмы и своим собственным. 10. ^ Уважай право частной собственности, ибо свободное предпринимательство – основа благополучия государства (у нас?). Система свободного предпринимательства приносит выгоду только тому, кто отдаёт ей свои силы. Только дисциплинированный, трудолюбивый, творческий и предусмотрительный человек может получить от работы и удовлетворение, и материальную выгоду. Уважение, престиж, благополучие – это результаты работы. Но это не цель. Цель – максимальное использование своих сил и способностей. Заработная плата и иные вознаграждения – это компенсация затраченных усилий. Компании выгодно стимулировать новаторство и инициативу. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|