Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Уровни научного обобщении в культурологическом знании





Присутствие культурологии в системе научного знания обнаруживается в двух проявлениях. Во-пер­вых, как специфический культурологический метод и уровень обобщения любого анализируемого материа­ла в рамках любых наук социального и гуманитарного профиля. И во-вторых, как самостоятельная область социального и гуманитарного научного познания об­щества и его культуры «в узком смысле», основное про­блемное поле исследований которой было обрисовано выше.

Начнем с первого определения. Любая предметная или аспектная наука или группа наук (в частности из перечня, приведенного в табл. 1) включает некоторое число более или менее самодостаточных внутринауч­ных дисциплин (или субдисциплин), которые можно разделить на три уровня углубления в изучаемый пред­мет и обобщения полученных о нем знаний. На выс­шем уровне, который традиционно называют «фило­софией области познания или сферы деятельности» (философией истории, философией экономики, фило­софией политики, философией образования, филосо­фией искусства, социальной философией и т. п.), как правило, решаются познавательные и рефлексивные задачи наиболее общего осмысления предмета позна­ния или деятельности, формулирования его сути (он­тологии, смысла), места в системе мироздания и основ­ных ценностных (для человека) параметров. Напротив,

самый нижний уровень познания какой-либо области человеческой практики обращен к выявлению, описа­нию, атрибуции и технико-технологическому опреде­лению непосредственных функций, причин и значений того или иного явления (объекта), исследуемого в кон­кретно-исторической уникальности тех обстоятельств места и времени и иных условий, в которых исследуе­мый объект «застигнут» и описывается. Между этими двумя уровнями изучения — метафизической философ­ской онтологизацией классов (категорий) явлений и эм­пирическим описанием во всей их конкретно-истори­ческой неповторимости — выделяются теории среднего уровня, в рамках которых анализируются устойчиво повторяющиеся и, как правило, упорядоченные после­довательности явлений человеческого бытия, имеющие более или менее системный характер.

Это и есть культурологический профиль исследо­ваний и обобщений, относящийся к зоне «теорий сред­него уровня», занимающих промежуток между мета­физикой и непосредственной эмпирикой изучаемой стороны жизни. Такого рода зоны «теорий среднего уровня» существуют фактически в любых областях знаний о человеке и его деятельности: в исторических науках это теории формаций и цивилизаций, в соци­альных науках — теории организаций и социальных институтов, в искусствознании — теории художе­ственных стилей, в экономике — теории способов про­изводства, в религиоведениии — типология религиоз­ных учений и т. п. На этом уровне создаются модельные концептуальные построения, описывающие не то, как данная область жизнедеятельности функционирует вообще (при любых обстоятельствах) и каковы грани­цы условий ее существования, а то, какими способами она адаптируется к меняющимся условиям, как сама себя воспроизводит в упорядоченном состоянии и под­держивает приемлемый режим своего функ­ционирования, какие системные построения в данной структуре возникают в тех или иных макроисторичес­ких условиях, каковы причины и механизмы, порож­дающие упорядоченный характер реакции данной структуры на новые условия и ее самоорганизующую конструктивную активность изменчивости примени­тельно к меняющимся условиям и т. п.

Примеры подобного рода можно привести из облас­ти любых социальных и гуманитарных наук: экономи­ческой, политической, филологической, искусствовед­ческой и т. п. В рамках каждой из них можно выделить некое поле исследований, касающихся работы экстрау­тилитарных, ценностно-нормативных механизмов орга­низации, регуляции и коммуникации людей в соот­ветствующих областях жизнедеятельности, а также способов их межпоколенного воспроизводства, которые даже на уровне обыденного сознания принято называть «экономической культурой», «политической культурой», «языковой культурой» и пр. Этот особый ракурс науч­ного обобщения с полным основанием может быть на­зван «культурологическим», ибо он обращен к специфи­ческому предмету — нормативно-ценностной регуляции всякой деятельности,— занимающему промежуточное положение между собственно технологическими пробле­мами данного вида деятельности (в том числе и органи­зационно-функциональными) и ее философской онто­логией (философия экономики, философия политики, философия языка), рассматривающей наиболее общие и, как правило, исторически неизменные сущностные параметры и закономерности функционирования соот­ветствующих видов.

В принципе речь идет о том, что в любой области по­знания видов и форм человеческой жизнедеятельности помимо уровня философских обобщений, касающегося вопросов сущности и базовых закономерностей, опре­деляющих тот или иной вид деятельности и ее результа­ты (продукты), и уровня предметных обобщений, связан­ного с вопросами непосредственных технологий, организации и обеспечения деятельности, можно выде­лить и специфический уровень социокультурных обоб­щений. Последний исследует историю данного вида де­ятельности (ее генетический аспект), психологию (мотивационный аспект), социологию (организационно-функциональный аспект) и культуру данного вида дея­тельности (ценностно-нормативный и семантико-комму­никативный аспекты). Эти четыре ракурса исследований и обобщений лишь опосредствованно связаны с предме­том самой деятельности, но акцентированы на проблеме субъекта этой деятельности, ее исполнителя, на мотива­ции, организации и экстраутилитарной регуляции его участия в процессе (см. табл. 2).

Таблица 2. Уровни научного обобщения в познании видов человеческой деятельности

уровни обобщений и предметное со­держание обоб­щений знаний а) внеисторический аспект б) исторический аспект
1. Уровень философско-теоретических обобщений
Философия вида деятельности сущность вида деятельности и его познаваемость
Теория вида деятельности структура, динамика и социальные функции вида деятельности в их исторической эволюции
  методология изуче­ния вида деятель­ности становление и ис­торическая эволю­ция теоретических воззрений на вид деятельности
2. Уровень социально-культурных обобщений
Психология вида деятельности психологические основания деятель­ности
Социология вида деятельности функциональная организация субъек­тов деятельности
Культурология вида деятельности ценностно-нормативная и семантико-коммуникативная регуляция вида деятельности
3. Уровень предметных обобщений
Технология вида деятельности становление и историческая эволю­ция практических способов (форм) осуществления данной деятельности
Организация вида деятель­ности становление и историческая эволю­ция структурно-организационных форм осуществления данной дея­тельности
Обеспечение вида деятель­ности становление и историческая эволю-подготовки кадров для данного ви­да деятельности, ее ресурсного, энергетического и инструменталь­ного обеспечения

Таким образом, в любой области социального и гу­манитарного знания может иметь место культурологи­ческий подход к определенным социально-норматив­ным функциям изучаемой сферы жизнедеятельности, к процессам формирования специализированных «про­фессиональных культур» и специфической символики «языка форм» этого вида деятельности, выраженной в таких направлениях исследований, как «культурология экономики», «культурология политики», «культуроло­гия религии», «культурология искусства» и т. п.

Самостоятельная область знания — собственно культурология. Это отдельная группа наук, изучаю­щая тот же самый комплекс ценностно-нормативных и семантико-коммуникативных механизмов социаль­ной организации, регуляции и информационной дея­тельности людей, но уже не в ракурсе выявления их роли в осуществлении той или иной специализирован­ной деятельности, а с целями определения наиболее фундаментальных характеристик и закономерностей становления и функционирования этого комплекса во всей социальной практике человека как некой целос­тности, как одной из наиважнейших подсистем мо­тивации и регуляции поведения людей и рефлексии ими мотивов и форм собственного поведения (как в профессиональной, так и в обыденной сферах жиз­ни), а также изучающая систему институциональных органов («культурных институтов»), занимающихся производством, хранением и внедрением необходи­мых для такой деятельности «культурных текстов», с помощью которых осуществляется социализация и инкультурация человеческой личности и практичес­кая регуляция ее социальной активности.

Цели и задачи культурологии как специальной об­ласти знания, очевидно, следует определять посред­ством моделирования самой структуры культурологи­ческой науки.

В культурологии (как впрочем, и в большинстве других наук) принято выделять два «крыла»: фунда­ментальное и прикладное. При этом цель фундамен­тальной культурологии — изучение культурных про­цессов и явлений, возникающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих за­кономерностей протекания социокультурной жизни

людей. Прикладная же культурология изучает, плани­рует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализиро­ванными культурными институтами и общественны­ми организациями.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.