Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ. ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОЖИДАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ





С целью прогнозирования поведения потребителей рассчитываются специальные показатели: индекс потребительских настроений и индекс потребительских ожиданий населения. Индекс потребительских настроений (ИПН) рассчитывался ВЦИОМ в 1993-1996 гг., в настоящее время-Фондом "Индекс потребительских настроений". Индекс потребительских ожиданий (ИПО) рассчитывается с 1998 г Госкомстатом России. При очевидном сходстве эти показатели имеют и различия. Остановимся на методике их построения.

Изучение динамики ИПН в России дает возможность макроэкономического анализа влияния конечных потребителей (населения) на развитие экономики (в этом состоит основная цель расчетов таких показателей), позволяет количественно описать процессы формирования рыночного сознания и потребительского поведения.

ИПН строится на данных опросов общественного мнения по пяти вопросам, относящимся к текущему экономическому положению населения и экономики в целом, к оценке ближайших перспектив их развития:

Как изменилось материальное положение Вашей семьи за последние 6 мес.?

Как изменится материальное положение Вашей семьи в предстоящие 6 мес.?

Если говорить об экономических условиях в стране в целом, как Вы считаете, следующие 12 мес. будут для экономики страны хорошим временем или плохим, или каким-либо еще?

Если говорить о следующих 5 годах, то они будут для экономики страны хорошим или плохим временем?

Если говорить о крупных покупках для дома, то как Вы считаете, сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать такие покупки?

Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один.

Методика построения ИПН базируется на том, что этот индекс агрегирует частные мнения отдельных людей, не зависящих друг от друга и не влияющих друг на друга. В результате ИПН - независимый показатель, отражающий динамику экономического развития страны. Он строится на основе массовых опросов населения и поэтому является показателем поведения большинства жителей страны, а не отдельных привилегированных или де привилегированных групп населения (например, очень богатых или очень бедных). Динамика индекса связана с поведением массового потребителя.

Измерения ИПН осуществлялись ВЦИОМ по выборке, репрезентирующей мнение взрослого (старше 15 лет) населения страны. К главным характеристикам выборки относятся: число точек опроса -101, число опрошенных - 2400. В зависимости от ответов респондентов на каждый вопрос строятся частные индексы динамики отдельных факторов, формирующих потребительское поведение населения, а именно динамики:

текущего материального положения семей и ожиданий его изменения (возможности потребительского спроса);

представлений о перспективах развития экономики страны (возможности предложения на рынке товаров и услуг);

склонности к потреблению в целом.

Частные индексы разрабатываются следующим образом: из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляется 100, чтобы исключить появление отрицательных величин. Совокупный индекс рассчитывается как средняя арифметическая из частных индексов. Значения индекса могут изменяться в пределах от 0 до 200. Значение индекса равно 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доля положительных и отрицательных оценок одинакова. Снижение индекса ниже 100 означает преобладание негативных оценок в обществе.

Каждый из частных индексов представляет самостоятельный интерес относительно анализа отдельных составляющих комплексного процесса формирования и реализации конечного потребительского спроса. Однако наиболее интересен совокупный индекс- ИПН, который одновременно учитывает динамику всех частных составляющих. Его отдельными компонентами являются индекс текущего состояния экономики (ИТС) и индекс экономических ожиданий (ИЭО). За три с половиной года наблюдений (1993- 1996 гг.) общий уровень индекса практически не изменялся - все эти годы он колебался вокруг отметки 70. Следовательно, на протяжении всего периода измерений общий уровень потребительских настроений, как показывает ИПН, остается в целой прежним, хотя структура формирующих его факторов изменилась. В начале 1993 г. заметно преобладали оптимистические надежды на будущее, в то время как текущая ситуация на потребительском рынке оценивалась весьма неблагоприятно. Впоследствии оптимизм заметно поубавился, зато стали более благоприятными оценки потребительского рынка, как бы отражая тот факт, что в условиях слабеющих надежд на скорые перемены население становится менее привередливо в отношении настоящего, все больше учится жить в данных конкретных условиях.

Индекс склонности населения к потреблению - единственный частный индекс, значение которого возрастало на протяжении всего периода наблюдений. Его значение было стабильно наиболее низким из пяти составляющих ИПН частных индексов. Особенно заметен рост склонности к потреблению товаров длительного пользования среди наиболее обеспеченных жителей России.

Обследование потребительских ожиданий населения организуется ежеквартально в 88 субъектах РФ. На базе обследования строится индекс потребительских ожиданий - ИПО. Целью обследования является определение особенностей изменения потребительских ожиданий различных групп населения России. В соответствии с целью перед обследованием поставлены следующие задачи:

изучение мнения населения о динамике общей экономической ситуации;

изучение мнения населения о динамике личного материального положения;

изучение мнения населения о рынке товаров (услуг) и рынке сбережений;

расчет частных и обобщающих показателей потребительских ожиданий;

исследование потребительского поведения и потребительских предпочтений населения:

анализ особенностей потребительских ожиданий отдельных социально-демографических групп населения.

Объект обследования - население России в возрасте 16 лет и старше, а его потребительские ожидания - предмет обследования. Единица наблюдения - отдельный человек (респондент). Метод обследования - опрос по единообразной анкете по месту жительства респондентов.

Территориальные органы государственной статистики проводят сбор первичной информации, ее контроль и создают электронную базу данных. Государственный комитет РФ по статистике осуществляет обработку информации и представление получаемых результатов, обеспечивает методологическое и программное сопровождение обследования.

Инструментарий обследования потребительских ожиданий населения, утвержденный Госкомстатом России 21 октября 1998 г., включает опросный лист с бланком "Мнение интервьюера", инструкцию по организации обследования и инструкцию интервьюеру.

Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения состоит из: вводного блока, включающего обращение к респонденту и идентификационные коды обследования; блока вопросов, содержащего вопросы об общей экономической ситуации, о личном материальном положении респондента, о конъюнктуре рынка товаров (услуг) и рынка сбережений и др.; блока социально-демографических характеристик, охватывающих показатели, по которым производится анализ данных о потребительских ожиданиях населения.

В бланке "Мнение интервьюера" специалист, проводивший опрос, имеет возможность высказать свои замечания и предложения по организации обследования и содержанию инструментария.

В сводных таблицах приводятся характеристики совокупности респондентов и их домохозяйств, распределение ответов респондентов на вопросы опросного листа (по отдельным социально-демографическим группам опрошенных и по их совокупности в целом), а также значения частных и обобщающих индексов потребительских ожиданий населения.

Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения позволяет определять коэффициенты, применяемые для изучения мнений потребителей и прогнозных оценок поведения населения в странах Европейского союза, США и др. Для расчетов частных и обобщающих индексов мнения потребителей используется методика, применяемая для определения показателей, публикуемых Европейской комиссией, и методика, разработанная в Институте социальных исследований Мичиганского университета (США).

Основные положения применяемых методик совпадают. Имеются некоторые отличия: в перечне вопросов опросного листа, используемых для определения обобщающих индексов; в алгоритмах взвешивания вариантов ответов респондентов; в количественных границах изменения получаемых индексов и некоторых особенностях интерпретации результатов расчетов.

Частные индексы предназначены для изучения и оценки мнения населения по отдельным социально-экономическим аспектам общественной жизни:

экономической ситуации России (произошедшим изменениям, текущему состоянию, ожидаемым изменениям на краткосрочную и долгосрочную перспективы);

текущему экономическому состоянию территории;

ожидаемому изменению цен;

ожидаемому изменению числа безработных;

личному материальному положению (текущему состоянию, произошедшим изменениям и ожидаемым изменениям);

условиям для крупных покупок и формированию сбережений. Частные индексы рассчитываются по относительным показателям распределения ответов респондентов на вопросы опросного листа. В расчетах используется разница между процентом положительных ответов и процентом отрицательных ответов.

Обобщающие индексы (индекс уверенности потребителя, индекс потребительских настроений, индекс текущего состояния рынка, индекс экономических ожиданий) рассчитываются как средние арифметические значения ряда частных индексов:

уверенности потребителя - на основе частных индексов по вопросам о произошедших и ожидаемых изменениях личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменениях экономической ситуации в стране, благоприятности условий для крупных покупок;

потребительских настроений - на основе частных индексов по вопросам о произошедших и ожидаемых изменениях личного материального положения, ожидаемых изменениях экономической ситуации в стране на краткосрочную и долгосрочную перспективы, благоприятности условий для крупных покупок;

текущего состояния рынка - на основе частных индексов по вопросам о произошедших изменениях личного материального положения, благоприятности условий для крупных покупок;

экономических ожиданий - на основе частных индексов по вопросам об ожидаемых изменениях личного материального положения и экономической ситуации в стране на краткосрочную и долгосрочную перспективы. При анализе обобщающих и частных индексов потребительских ожиданий населения наибольшее значение имеет динамика индексов, а не их абсолютная величина. Увеличение значения индекса означает рост оптимизма у населения, а уменьшение - рост пессимизма.

Обследование потребительских ожиданий населения организуется как выборочное. Применяется территориальная многоступенчатая выборка. Базой для выборки является сеть домохозяйств, подлежащих текущему обследованию бюджетов. Выборка домохозяйств, подлежащих бюджетному обследованию, представляет собой многомерную территориальную двухступенчатую выборку, отражающую социально-экономическую и демографическую структуру всех типов домохозяйств, за исключением коллективных (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).

Формирование стратифицированной (территориальной) выборки, которая была использована для отбора конкретных домохозяйств в выборочную совокупность обследования потребительских ожиданий населения, проводилось с учетом следующих условий и ограничений.

1. Общий объем выборочной совокупности равен 5 тыс. респондентов. При определении объема выборки учитывались такие факторы, как аналитические потребности дальнейшего дифференцированного анализа данных по каждой из значимых для целей и задач обследования групп респондентов, соображения экономического характера, необходимость оперативного получения информации, общие требования к точности результатов, отсутствие количественных и качественных показателей по рассматриваемой проблеме, значительные размеры генеральной совокупности и ее территориальное размещение.

2. Численность подвыборок, отобранных от каждого региона (субъекта) РФ, участвующего в обследовании потребительских ожиданий населения, не должна быть малой (менее 30 единиц).

3. Структура общероссийской выборочной совокупности должна учитывать доли взрослого (в возрасте 16 лет и старше) населения отдельных регионов в общей численности взрослого населения России по официальным статистическим данным для периода, наиболее приближенного к периоду опроса-

Эти условия можно обобщить:

если

где - объем выборочной совокупности;

- объем подвыборки по страте (в качестве страт рассматриваются регионы);

- номер субъекта РФ, где проводится обследование потребительских ожиданий населения; i = 1,:,88;

- доля взрослого населения региона s общей численности взрослого населения России.

4. Структура подвыборки для каждого региона должна учитывать структуру населения этого региона, проживающего в населенных пунктах определенного типа и определенного размера по численности населения, по официальным статистическим данным для периода, наиболее приближенного к периоду опроса:

где - объем подвыборки внутри региона по типу населенного пункта и его размеру по численности проживающих;

- номер группы населенных пунктов по типу и размеру по численности проживающих; k = 1,:, h [ h - число используемых в обследовании групп населенных пунктов (в настоящем обследовании) =5)];

- доля населения региона, проживающего в населенных пунктах определенного типа и определенного размера по численности населения, в общей численности населения региона.

Конкретные домашние хозяйства для участия в опросе ежеквартально отбираются территориальными органами государственной статистики методом случайного отбора.

В каждом домохозяйстве опрашивается только один человек. Отбор респондента для опроса осуществляется "методом последнего дня рождения", т. е. в опросе участвует тот взрослый член домохозяйства, чей прошедший день рождения был ближайшим ко дню проведения опроса.

Для корректировки ("ремонта") выборки применяется специальная техника взвешивания с учетом показателей, определяемых в качестве контрольных: пол, возраст, тип населенных пунктов и их размер по численности населения, региональная структура численности населения России. Процедура взвешивания разрабатывается на основе данных о структуре населения России в периоде, наиболее приближенном к периоду опроса. Для каждого респондента рассчитывается система весов:

для проведения взвешивания в пределах регионов по половозрастной структуре взрослого населения региона, по структуре населенных пунктов региона (их типу и размеру по численности населения), по структуре регионов с учетом национальных округов;

для проведения взвешивания в целом по России

по региональной структуре численности взрослого населения России,

по половозрастной структуре взрослого населения России, по структуре населенных пунктов России (их типу и размеру по численности населения).

В общем виде формула для расчета весов имеет вид:

где - вес по признаку g;

- доля населения в генеральной совокупности, обладающего характеристикой д;

- общее число опрошенных;

- число опрошенных, обладающих характеристикой д.

Рассчитанные веса в качестве дополнительных переменных записываются в базу индивидуальных данных по каждому опросному листу (каждому респонденту) и используются при формировании сводных итогов. Общий индивидуальный вес определяется как произведение соответствующих весов. Формирование системы весов осуществляется каждый третий месяц отчетного квартала.

Выборка, сформированная для обследования потребительских ожиданий населения, репрезентативна населению России в возрасте 16 лет и старше по основным социально-демографическим показателям. Ошибки выборки рассчитываются по формулам ошибки многоступенчатой выборки с учетом стратификации.

Разработанная выборка позволяет ежеквартально с достаточной степенью надежности проводить расчеты индексов потребительских ожиданий населения России, делать выводы об особенностях мнения отдельных групп потребителей России, а также рассчитывать индексы для изучения динамики потребительских настроений по каждому субъекту РФ.

Результаты обследования потребительских ожиданий населения предоставляют возможность:

проводить анализ экономического развития России;

объяснять социально-экономические процессы с учетом специфики поведения определенных групп населения;

принимать определенные прогнозные решения;

участвовать в международных сравнениях оценок мнений потребителей;

в совокупности с вычисляемыми и публикуемыми Государственным комитетом РФ по статистике показателями деловой активности в промышленности, строительстве и розничной торговле рассчитывать агрегированный индекс-показатель экономического настроения".

МОДЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Под моделями потребления понимаются уравнения или их система, отражающая зависимость показателей потребления товаров и услуг от комплекса социально-экономических факторов [совокупного расхода (дохода) домохозяйства, уровня цен, размера и состава семьи и пр.].

Существует множество моделей потребления, различающихся методами оценки их показателей (метод наименьших квадратов, метод максимального правдоподобия и др.), направлениями использования (имитационные, оптимизационные и прогностические), включенными в модель переменными и т. д.

Показатели, содержащиеся в модели в качестве зависимых переменных, могут быть измерены на различных шкалах. Различают метрические (пропорциональные, интервальные и дискретные), порядковые и номинальные шкалы измерения.

На основе метрических шкал построены количественные переменные, которые имеют единицы измерения, варьируют и с ними оправданы арифметические действия. К таким переменным относятся натуральные и стоимостные (относительные и абсолютные) показатели потребления (расходы на питание или доля расходов на питание в потребительских расходах). Дискретно изменяющиеся количественные переменные имеют целочисленные значения, например: число посещений театров, музеев, спортивных соревнований, число приобретенных билетов на них;

очередность вступления в брак; число человек или детей в семье.

С помощью порядковых шкал измеряются показатели, позволяющие оценить равенство или неравенство двух единиц, а в последнем случае определить последовательность отношений в терминах "больше или меньше, чем" либо "лучше или хуже, чем", т. е. порядковая шкала позволяет ранжировать единицы, но не позволяет измерить расстояние между ними. На таких шкалах измеряются уровень образования (среднее, среднее профессиональное, высшее), балл успеваемости и др.

На номинальных шкалах измеряются качественные показатели. Среди них выделяют бинарные переменные, принимающие два альтернативных значения, обычно обозначаемые 1 и 0, в частности, решение покупать или не покупать товар длительного пользования (автомобиль, компьютер), подписываться или нет на периодическую печать и др. Качественные переменные могут иметь и несколько вариантов выбора, например, выбор после окончания школы или способ передвижения из дома на работу.

При использовании в качестве зависимой переменной показателя, измеренного на метрической интервальной шкале (натуральные и стоимостные показатели потребления), различают следующие виды моделей:

структурные;

факторные модели зависимостей, например: уровня потребления от денежного дохода; объема потребления от цен на данный и другие товары и фактора времени; среднедушевого потребления от дохода, цен, запасов, размера и состава домохозяйства;

макроэкономические модели спроса и предложения.

Параметры таких моделей наиболее часто определяются методом наименьших квадратов (МНК) и позволяют прогнозировать потребление и спрос, анализировать дифференциацию и эластичность потребления.

Если зависимая переменная представлена показателем, измеренным на метрической дискретной шкале, то используются числовые модели.

При анализе числа наступлений определенного случайного события за единицу времени, когда факт наступления этого события не зависит от того, сколько раз и в какие моменты времени оно происходило в прошлом и не влияет на будущее, а испытания проводятся в стационарных условиях, то для описания данной случайной величины используется модель на базе закона Пуассона (1837 г.):

где - вероятность того или иного значения признака ,

- средняя арифметическая ряда.

Данный закон часто называют законом редких событий. Закон распределения Пуассона зависит от единственного параметра а, интерпретируемого как среднее число осуществления интересующего нас события в единицу времени. Пуассоновская случайная величина используется для описания числа требований на обслуживание, поступивших в единицу времени в систему массового обслуживания; описания закономерностей несчастных случаев, редких заболеваний и т. д.

Для бинарных зависимых переменных наиболее часто при определении функции, область значений которой находится в интервале [0, 1], используют функцию стандартного нормального распределения, соответствующую пробит (probit) - модели, или функцию логического распределения, соответствующую логит (logit) - модели.

Модели множественного выбора (multiple choice model), имеющие более чем две альтернативы, строятся на основе моделей бинарного выбора. При этом множественный выбор может быть представлен как последовательность бинарных выборов. Обобщением биномиального распределения на случай более чем двух возможных исходов является полиномиальный (мультиномиальный) закон распределения. Полиномиальное распределение используется при статистической обработке выборок большой совокупности, элементы которой разделяются более чем на две категории, применяются в социологических, социально-экономических и медицинских выборочных обследованиях.

Другие классы моделей связаны с цензурированными (censorea) и урезанными (truncated) выборками, при которых модели строятся не по всей совокупности обследуемых единиц, а по определенной группе единиц. Примером цензурированной выборки служит изучение расходов семей на содержание автомобиля. При проведении обследования встречаются домохозяйства с нулевым значением таких расходов, т. е. те, у которых отсутствует автомобиль. Поэтому модель зависимости расходов на автомобиль имеет смысл строить по выборке семей, его имеющих. Впервые такую модель построил Дж. Тобин в 1958 г., а данный вид моделей назван тобит-моделью

К урезанным выборкам относятся модели класса "времени жизни", в которых зависимая переменная характеризуется, например, продолжительностью занятий спортом или художественной самодеятельностью или пребывания в статусе безработного. При этом на момент исследования для части обследуемых, закончивших заниматься, можно определить продолжительность их занятий; для другой части обследуемых, продолжающих заниматься, значение показателя неизвестно.

Рассмотрим кратко перечисленные классы моделей, начиная с первого вида моделей, в которых в качестве зависимой переменной используются натуральные и стоимостные показатели потребления. К ним относятся модели спроса и предложения на микро- и макроуровнях, структурные и факторные модели.

Структурные модели вычисляются по однородным группам потребителей и характеризуют структуру их спроса (расходов)

где - общая структура расходов по выборке бюджетов домохозяйств;

- структура расходов в группе домохозяйств с доходом;

- частота (частость) распределения семей с доходом.

Немецкий статистик Э. Энгель в конце XIX в. сформулировал и построил модели зависимости потребления от дохода, по которым с ростом дохода доля расходов на питание сокращается;

доля расходов на одежду и жилище не изменяется; доля затрат на образование и лечение возрастает - закон Энгеля.

Для различных видов товаров кривые Энгеля, характеризующие зависимость потребления (у) от дохода (z), имеют следующий вид:

а) для малоценных продуктов питания (хлеба и картофеля) зависимость потребления от дохода описывается уравнением равносторонней гиперболы:

(рис. 6.1)

 

б) при пропорциональном изменении потребления (одежды, фруктов) и дохода функция Энгеля приобретает линейный вид:

(рис. 6.2);

 
 
 



в) по мере роста доходапотребление товаров первой необходимости отстает от роста дохода, а зависимость описывается степенной функцией:

(рис 6.3)

где параметр трактуется как эластичность потребления от дохода (рис. 6.3);

г) потребление предметов роскоши описывается уравнением параболы второго порядка

 

(рис. 6.4)

           
   
z

 

 
z

 

   
         
           
   
Рис. 6.4. Зависимость потребления предметов роскоши от дохода

 

 
 

 

Рис. 6.3. Зависимость потребления товаров первой необходимости от дохода
 
 


 


Позже были найдены и другие эмпирические "законы" потребления: закон Швабе (1868 г.) - чем беднее семья, тем большая доля расходов тратится на жилище. Закон Райта (1875 г.) - чем выше доход, тем выше уровень сбережений и доля их в расходах. Закон Жини - если продовольственные расходы растут или убывают в арифметической прогрессии, то другие виды расходов стремятся измениться в обратном направлении и в геометрической прогрессии.

Регрессионные модели применяются и при исследовании эластичности потребления. Эластичность - мера реагирования однойпеременной величины (в данном случае потребления) на изменение другой (ценили дохода). Рассчитываются теоретические и эмпирические коэффициенты эластичности, фиксирующие количественную зависимость потребления от того или иного фактора (наиболее часто от изменения уровня доходов), при условии, что остальные факторы потребления остаются неизменными. По значениям коэффициента регрессии в уравнении регрессии можно сделать вывод о том, насколько в среднем изменится у (потребление) при изменении х (дохода) на одну единицу а пределах фактической вариации данного фактора х.

Коэффициент эластичности потребления (Э) показывает, на сколько процентов в среднем изменится величина ус изменением величины х на один процент. Для разных форм связи этот показатель имеет вид:

- при линейной;

- при степенной;

- при параболической;

- при гиперболической.

Коэффициенты эластичности рассчитываются по выровненным данным и поэтому рассматриваются как теоретические. Эмпирические коэффициенты эластичности потребления в зависимости от изменения доходов (любого другого фактора) вычисляются по фактическим данным по формуле А. Маршалла:

где и - начальные доход и потребление;

и - их приращение за период (или при переходе от одной группы к другой).

При сравнении эластичности потребления двух групп населения с разным уровнем доходов применяется формула

где и доходы и потребление группы населения с более низкими доходами;

и - доходы и потребление группы населения с более высокими доходами.

Коэффициенты эластичности от доходов различны для разных товаров и услуг, вплоть до отрицательных коэффициентов для таких продуктов, как хлеб, продукты низких сортов и т. д. Товары, для которых , называются "малоценными". В этом случае коэффициент означает, что с ростом доходов потребление таких товаров не увеличивается, а уменьшается. Чем больше коэффициент эластичности, тем быстрее растет потребление товара при росте доходов (и наоборот). Принято выделять товары с малой эластичностью (0 < Э< 1), средней (Э = 1) и высокой (Э> 1).

Допустим, что за год среднедушевое потребление овощей возросло на 2,5% по сравнению с предыдущим годом, а молочных продуктов - на 5% при росте сред не душевого дохода поданной группе домашних хозяйств за этот период на 10%. Тогда коэффициент эластичности потребления овощей составит 0,25 (2,5:10), или 0,25% на 1% прироста дохода, а по молочным продуктам - 0,5 (5:10), или 0,5% на 1% прироста дохода.

В целом отмечается такая закономерность: большей эластичностью отличается потребление непродовольственных товаров и особенно товаров ограниченного спроса (хрусталя, ювелирных украшений и т. д.) и индивидуальных транспортных средств. Среди непродовольственных товаров менее эластично потребление предметов первой необходимости (одежды, обуви и др.), а среди продовольственных товаров наиболее эластично потребление сыра, мяса, фруктов, а менее эластично потребление хлеба, картофеля.

Закономерности зависимости спроса от дохода были математически описаны в исследованиях шведского эконометрика Л. Торнквиста;

а) для предметов первой необходимости

т. е. рост спроса на товары первой необходимости (у) по мере роста дохода (z) замедляется и имеет предел насыщения . Коэффициент эластичности потребления товаров первой необходимости изменяется от 0 до 1 (кривая 1 на рис. 6.5);

б) для предметов второй необходимости

при

функция имеет предел насыщения , но более высокого порядка. Спрос на такие товары появляется после того, как доход достигнет величины из. Эластичность спроса таких товаров близка к I (кривая II на рис. 6.5):

в) для предметов роскоши (мехов, ковров)

 
 
 



при

функция не имеет предела, спрос на товары роскоши возникает после превышения дохода величины . Эластичность таких товаров больше 1 (кривая III на рис. 6.5)

Динамическая модель потребления с учетом запасов разработана X. Хаутеккером и Л. Тейлором

где - потребление;

- запас товара или привычка к его потреблению;

- доход;

- случайная составляющая.

Динамические модели спроса характеризуют зависимость динамики потребления ( ) от цены ( ) и фактора времени (t):

Коэффициенты эластичности спроса от цен отрицательны (для товаров неэластичного спроса больше - 1, со средней эластичностью составляют -1, с высокой эластичностью меньше - 1).

К простейшим моделям спроса от цены относится модель

или модель с учетом соотношения в индексах цен

где - спрос на данный товар;

- цена на данный товар;

компаративный индекс цен, характеризующей соотношение изменения цен на данный товар и общего индекса цен.

Различают прямые и перекрестные коэффициента эластичного спроса отцепы. Прямые коэффициенты эластичности спроса от цены характеризуют, на сколько процентов изменяется спрос от его среднего значения при изменении цены на данный товар на 1 % среднего уровня:

Прямые коэффициенты эластичности отрицательны. Исключение составля







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.