|
Родственные слова и их состав
Примечание. В процессе развития языка части слова могут так тесно сливаться друг с другом, что перестают выделяться. Например, в слове совет теперь не выделяется приставка со-, а основу слова плотина нельзя разделить на корень плот- и суффикс -ин-, современное членение слова —,плотин, [а]. Нарушение сложившегося в языке состава слова является ошибкой, например: 1) Евгению грозит разоритель-ство (следует разорение). 2) Яков Верный долго раболеп-ски служил барину (надо раболепно). При употреблении однокоренных слов (или форм одного и того же слова) надо иметь в виду, что неоправданное их повторение обедняет речь, снижает её выразительность, например: 1) Черты характера Обломова обусловлены условиями его воспитания. 2) Поэт создаёт правдивые образы крестьян-правдоискателей. Чтобы избежать повторения слов с одним и тем же корнем, в первом предложении можно, например, заменить слово — обусловлены словом порождены, во втором предложении вместо слова правдивые уместно было бы употребить, например, слово убедительные (или реалистические). Следует заметить, однако, что повторение однокорен-ных слов (тавтология) не всегда является речевым недочётом. На тавтологии построены, например, некоторые широкоупотребительные фразеологические обороты: сослужить службу, отдавать дань, всякая всячина и т. п. Такие фразеологические обороты имеют целостное усилительное значение, например: 1) Дождь ливмя лил на меня. (П.); 2) Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою. (Н.) Вполне соответствуют нормам языка и такие случаи, когда повторение однокоренных слов является единственным способом передачи нужного значения: петь песни, письма писать, сад посадить, чертёж чертить и т. п. Наконец, намеренное повторение авторами одного и того же слова или однокоренных слов может служить стилистическим средством, усиливающим экспрессивность речи, например: 1) У истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец. (Бел.); 2) Сила силе доказала: Сила силе — не ровня. Есть металл прочней металла. Есть огонь страшней огня! (Твард.) 115. Прочитайте. Найдите однокоренные слова и определите раз Сделайте морфемный разбор выделенных слов. Всё, о чём здесь идёт речь, случилось в нашем уездном городишке, который в давние времена, быть может, и назывался городом, но теперь, когда в нём живёт не более двух тысяч обывателей, кличется, по непонятной игре русского языка, городищем... (А. Толстой) 116. Продолжите следующие предложения. Запишите их. 1) К служебным морфемам относятся... 2) Приставка — это... 3) Суффиксом называется... 4) Под окончанием понимается... 5) Морфемика — это раздел языкознания... 117. Объедините слова в группы с одним корнем. 1. Пригорок, сгорать, разгореться, нагорье, горевать, горняк, горение, пригорюниться, загореть, горе, горный, загар. 2. Частичный, участок, счастье, частица, несчастливый, участковый, отчасти, посчастливилось, частности. 118. Выпишите слова, в которых нет окончания. Поле, пюре, искренне (рад), кашне, вчерне, село, бюро, зашло, можно, небо, кофе, вправо, стекло, хлебушко, метро. 119. Прочитайте. Определите тип речи. Выпишите из текста сло В лесу уже стемнело, холодный туман и ранние сумерки быстро поглощали мокрый сосняк, почти голый, с остатками жухлой листвы подлесок, а на полевом пространстве... было ещё светло; в лица всадников ударил влажный порывистый ветер, и они остановились. Буров привычно огляделся, прикидывая, куда их занесло. Но он уже увидел за полем раскидистые кроны старых пристанционных деревьев, ближе, на склоне пригорка, темнело несколько хат... (В. Быков) 120. Разберите слова по составу. Укажите слово, которое состоит Прочитав; несмелый; невесело; ненавидеть. 121. Разберите слова по составу. Укажите слово, которое состоит Услышав; услышанный; умноженный; недалеко; расслышать. 122. Запишите слова, состав которых соответствует следующим 1) ^/\П; 3) —'^^П; 5) ^^^^П; 2) ----- 1^-^/4; 4) ---- 1^-^/\/\; 6) -^^_/-^П. 123. Спишите. Найдите слова с суффиксами, выражающими 1) Доктор весёлый... Подходит к кровати больного с открытым лицом и дружеским смехом. «Ну, что? Мы захв..рали (не)множко? Посмотрим, сейчас посмотрим. Ну-с, покажите ваш языч..к. Языч..к (н..)хоро-ош... Мик- стурку ему пропишем сладенькую». (Купр.) 2) Свет дня уже лиловел перед закатом, око..ые стёкла (в)низу, у самой рамы, подёрнулись тон..нькими ёлочками. (А. Н. Т.) 3) Снял Шухов шапку, на колени пол..жил. Проверил одну миску ложкой, проверил другую. Н..чего, и рыбка попадается. Картош..нка ему попалась на две миски одна. А рыбки почти нет, изредк.. хребетик оголённый мелькает. (Солж.) 4) Осл..пил молне..ый блеск наши окна светлым золотом, и (с)разу(же), (н..)отстав и на полную секунду, — ударище грома. (Солж.) 5) И мальчик, в своём круглом одиночестве, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособ-ле..ой от всего дома жизнью, — (н..)слышной, (не)заметной, одинаковой изо дня в день: смире..о сидит себе в уголке гости..ой, рисует на грифельной доске домики или потом читает... всё одну и ту(же) книж..чку, купле..ую ещё при покойной маме... Он сам стел..т себе постельку вечером и сам пр..лежно убирает, свёртывает её утром... (Бун.) 124. Прочитайте фрагмент стихотворения М. Цветаевой. Почему Рас-стояние: вёрсты, мили... Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели, По двум разным концам земли. Рас-стояние: вёрсты, дали... Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это — сплав Вдохновений и сухожилий... Не рассорили — рассорили, Расслоили... Стена да ров. 125. Прочитайте и укажите повторяющиеся однокоренные сло 1) Дядька Евсеич успокоил меня, уверив, что в озере тьма-тьмущая рыбы. (Аре.) 2) Кукушка на суку печально куковала. (Кр.) 3) Жизнь прожить — не поле перейти. (Поел.) 4) Судебный следователь вёл следствие о поджоге бараков. (В. Ш.) 5) Как хорошо отнестись к человеку (по)человечески сердечно. (М. Г.) 6) Вся комната янтарным блеском оз..рена. Весёлым треском трещит за-топл..ная печь. (П.) 7) Салют победе, что в Берлине огнём попрала мощь огня. (Твард.) 8) Повесть памятной годины. Эту книгу про бойца Я и начал с сер..дины, И закончил без конца. С мыслью, может, д-.рзновенной Посв..тить любимый труд Павшим, пам..ти священной, Всем друзьям поры военной, Всем сердцам, чей дорог суд. (Твард.) § 21. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ I. В пополнении словарного состава русского языка большую роль играет словообразование, создание новых слов на основе имеющихся в языке. Так, от слова компьютер при помощи суффикса -н- образовалось слово компьютер-ныйу от слова стыковаться при помощи приставок со- и рае-были образованы слова состыковаться (соединиться, осуществить стыковку) и расстыковаться (разъединиться, произвести расстыковку); от слов космос и видеть путём сложения основ и при помощи суффикса -nuj- было образовано слово космовидение (телевизионные передачи из космоса). Образование слов в русском языке происходит следующими основными способами: 1) при пом ощи приставок (прис тавочный способ), например: приходить, неудачный, предыстория; 2) при помощи суффиксов (суффиксальный способ), например: смелбеть, серебряный, алеть; 3) при помощи приставок и суффиксов одновременно (при став очно-суффиксальный способ), например: безвкусица, подземный, вь1прямйтъ, докрасна; 4) без суффиксов (бессуффиксный способ): вылет, глубь. С помощью бессуффиксного способа образуются от глаголов имена существительные, обычно означающие результат действия, например: взрывать — > взрыв, рассветать — > рассвет, вздохнуть —► вздох, насыпать —> насыпь. Бессуффиксным способом существительные образуются и от некоторых прилагательных, Например: тихий —> тишь (ср.: тишина), синий —► cw«b (ср.: синева). Как видно из примеров, при бессуффиксном способе часто происходит чередование звуков в основе исходного слова; 5) при помощи сложения: а) целых слов, например: времяисчисление, меч-ры 6) основ слов с помощью соединительных гласных Нередко при сложении основ в образовании слова одновременно участвуют и суффиксы, например: стихотворец, судоходство, правобережный; в) части основы с целым словом или частей основы, например: стенгазета, спецкор, АТС (автоматическая телефонная станция), вуз (высшее учебное заведение); б) при помощи слияния слов, входящих в одно сло 7) при помощи перехода слов из одной части речи в другую, например: рабочий (прилагательное) костюм — молодой рабочий (существительное); любоваться лунной ночью (существительное) — возвратиться (когда?) ночью (наречие). Показать, как образуются слова в современном русском языке, какие словообразовательные средства при этом используются, ставят своей целью «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова и «Школьный словарь образования слов русского языка» М. Т. Баранова, И. Следует различать разбор слова по составу и словообразовательный разбор. При разборе слова по составу выясняется, из каких морфем оно состоит. Для этого надо: 1) выделить основу и окончание; 2) последовательно подбирая родственные слова (примеры см. в таблице на с. 89), указать все имеющиеся в основе приставки и суффиксы (а в сложных словах — части основы и соединительную гласную); 3) выделить корень. При словообразовательном разборе выясняется, от какого исходного слова (слов) или исходной основы (основ) и при помощи какого способа образовано данное слово. Для этого надо: 1) установить лексическое значение разбираемого слова и выделить в нём основу; 2) найти ближайшее по смыслу родственное слово (слова), от которого образовано данное слово, и указать в нём основу (основы); 3) сопоставляя состав основ разбираемого и ближайшего родственного слов, установить способ словообразования, указать те значимые части слова, при помощи которых оно образовано. Разбор по составу -------- г/—-Л^ ,сверхмощц|ый| .OXOTHHtQ .слева,.заново, .скалолад П .коротковолновый) Словообразовательный разбор
сверхмощный <— 1мощныи охотник <— .охотд ,лев, ый - ,нов, ый скалолаз •*— 1скал)а, ,лаз, ать коротковолновый <— коротки й, .волна 126. Заполните таблицу «Способы образования слов» своими примерами.
127. Определите способ словообразования. Безмерный, восклицание, подумать, подпирать, бледно-голубой, доисторический, настольный, землепроходец, оскорбление, оленевод, преподаватель, учительская, сложносочинённое (предложение), быстрорастворимый (кофе), ООН, обучение, учащиеся. 128. Прочитайте. С помощью какого суффикса образованы дан 1) Плавательный, развлекательный, строительный, смертельный, мучительный, общительный. 2) Международник, скромник, труженик, путаник. 3) Учительство, правительство, представительство. 129. Какие из данных слов образованы приставочным способом? Побежать, побережье, повариха, выбор, выключатель, выгрузить, подгруппа, подделка, подснежник, повышение, по-зимнему. 130. Прочитайте. Укажите, какие недочёты допущены в употреб 1) Новизна высказываемых Чацким новых идей поражает представителей фамусовского общества. 2) На основе своих долгих размышлений Раскольников обосновал и свою теорию. 3) Драма «Гроза» относится к лучшим драматургическим произведениям. 4) Именно в это время появляются романтические произведения, в которых проявилась мечта писателя о новом человеке. 131. Прочитайте. Какие слова образованы неправильно? Ис 1) С исчерпывающей полностью сатирик вскрывает причины распада семьи Головлёвых. 2) Грише Доброскло-нову заготовлен трудный путь народного заступника. 3) Старик Дубровский не мог вынести измываний богатого соседа. 4) Мне бы хотелось особенно подчеркнуть такие черты характера Иудушки, как лицемерие. 5) От само-дурности Дикого страдают не только его домочадцы, но и горожане. 6) Нередко за малейшие повинности крепост- ных жестоко наказывали. 7) Устои тёмного царства спо-шатнулись. 8) С поразительной глубиной отражены в романе основные социальные противоречия эпохи. 9) Успех первых пьес значительно упрочил положение драматурга. 132. Прочитайте. Определите стилевую принадлежность текста. Хорошо собирать грибы в лесу. Так оно всегда и представляется, что грибник с корзиной должен идти в лес, какой бы он ни был: молоденький сосновый с маслятами и рыжиками, бор-беломошник с боровиками, пёстрый берёзовый с разнообразным грибным населением, тёмный еловый, широкошумный и широколиственный с преобладанием дуба, ольховое, осиновое с примесью ивы чернолесье... Я редко прихожу с совсем пустой корзиной. В ней может оказаться мало именно тех грибов которые берут все и повсеместно но как на безрыбье и рак рыба так(же) на без-грибье и какая-нибудь говорушка серая или мокруха еловая гриб. (В. Солоухин) 133. По «Школьному словообразовательному словарю» А. Н. Ти § 22. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|