Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Родственные слова и их состав





 

Родственные слова Состав слова
  Основа слова Оконча-ние
  Приставка Ко-рень Суффикс  
.безукоризненность] | .безукоризненный! ,укоризненн]ыи| ^коризн^аГ] ■УКорП,кори,| ть | без-,-у-без-,-у- у-у-у- ~кор- -кор- -кор- -кор -кор- -кор- -изн-, -енн-, -ость -изн-, -енн- -изн-, -енн- -изн- -и- нулевое -ый -ый -а нулевое -ть

Примечание. В процессе развития языка части слова могут так тесно сливаться друг с другом, что перестают выделяться. На­пример, в слове совет теперь не выделяется приставка со-, а осно­ву слова плотина нельзя разделить на корень плот- и суффикс -ин-, современное членение слова —,плотин, [а].

Нарушение сложившегося в языке состава слова являет­ся ошибкой, например: 1) Евгению грозит разоритель-ство (следует разорение). 2) Яков Верный долго раболеп-ски служил барину (надо раболепно).

При употреблении однокоренных слов (или форм одного и того же слова) надо иметь в виду, что неоправданное их повторение обедняет речь, снижает её выразительность, на­пример: 1) Черты характера Обломова обусловлены условиями его воспитания. 2) Поэт создаёт правди­вые образы крестьян-правдоискателей. Чтобы избежать повторения слов с одним и тем же корнем, в первом предло­жении можно, например, заменить слово — обусловлены словом порождены, во втором предложении вместо слова


правдивые уместно было бы употребить, например, слово убедительные (или реалистические).

Следует заметить, однако, что повторение однокорен-ных слов (тавтология) не всегда является речевым не­дочётом. На тавтологии построены, например, некоторые широкоупотребительные фразеологические обороты: сослу­жить службу, отдавать дань, всякая всячина и т. п. Та­кие фразеологические обороты имеют целостное усилитель­ное значение, например: 1) Дождь ливмя лил на меня. (П.); 2) Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю ду­му свою. (Н.)

Вполне соответствуют нормам языка и такие случаи, ко­гда повторение однокоренных слов является единственным способом передачи нужного значения: петь песни, письма писать, сад посадить, чертёж чертить и т. п.

Наконец, намеренное повторение авторами одного и того же слова или однокоренных слов может служить стилисти­ческим средством, усиливающим экспрессивность речи, на­пример: 1) У истинного таланта каждое лицотип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнако­мец. (Бел.);

2) Сила силе доказала: Сила силене ровня. Есть металл прочней металла. Есть огонь страшней огня! (Твард.)

115. Прочитайте. Найдите однокоренные слова и определите раз­
личия в их значении. Чем определяются эти различия?

Сделайте морфемный разбор выделенных слов.

Всё, о чём здесь идёт речь, случилось в нашем уездном городишке, который в давние времена, быть может, и на­зывался городом, но теперь, когда в нём живёт не более двух тысяч обывателей, кличется, по непонятной игре рус­ского языка, городищем... (А. Толстой)

116. Продолжите следующие предложения. Запишите их.

1) К служебным морфемам относятся...

2) Приставка — это...

3) Суффиксом называется...

4) Под окончанием понимается...

5) Морфемика — это раздел языкознания...


117. Объедините слова в группы с одним корнем.

1. Пригорок, сгорать, разгореться, нагорье, горевать, гор­няк, горение, пригорюниться, загореть, горе, горный, загар.

2. Частичный, участок, счастье, частица, несчастли­вый, участковый, отчасти, посчастливилось, частности.

118. Выпишите слова, в которых нет окончания.

Поле, пюре, искренне (рад), кашне, вчерне, село, бюро, зашло, можно, небо, кофе, вправо, стекло, хлебушко, метро.

119. Прочитайте. Определите тип речи. Выпишите из текста сло­
ва с нулевым окончанием. Мотивируйте свой выбор.

В лесу уже стемнело, холодный туман и ранние сумерки быстро поглощали мокрый сосняк, почти голый, с остатками жухлой листвы подлесок, а на полевом пространстве... было ещё светло; в лица всадников ударил влажный порывистый ветер, и они остановились. Буров привычно огляделся, при­кидывая, куда их занесло. Но он уже увидел за полем раски­дистые кроны старых пристанционных деревьев, ближе, на склоне пригорка, темнело несколько хат... (В. Быков)

120. Разберите слова по составу. Укажите слово, которое состоит
из приставки, корня и окончания.

Прочитав; несмелый; невесело; ненавидеть.

121. Разберите слова по составу. Укажите слово, которое состоит
из приставки, корня, одного суффикса и окончания.

Услышав; услышанный; умноженный; недалеко; рас­слышать.

122. Запишите слова, состав которых соответствует следующим
схемам.

1) ^/\П; 3) —'^^П; 5) ^^^^П;

2) ----- 1^-^/4; 4) ---- 1^-^/\/\; 6) -^^_/-^П.

123. Спишите. Найдите слова с суффиксами, выражающими
оценку. Какую эмоциональную окраску они придают речи? Ка­
кую роль эти суффиксальные образования играют в тексте? Раз­
берите по составу выделенные слова.

1) Доктор весёлый... Подходит к кровати больного с от­крытым лицом и дружеским смехом. «Ну, что? Мы захв..рали (не)множко? Посмотрим, сейчас посмотрим. Ну-с, покажите ваш языч..к. Языч..к (н..)хоро-ош... Мик-


стурку ему пропишем сладенькую». (Купр.) 2) Свет дня уже лиловел перед закатом, око..ые стёкла (в)низу, у самой рамы, подёрнулись тон..нькими ёлочками. (А. Н. Т.)

3) Снял Шухов шапку, на колени пол..жил. Проверил одну миску ложкой, проверил другую. Н..чего, и рыбка попада­ется. Картош..нка ему попалась на две миски одна. А рыбки почти нет, изредк.. хребетик оголённый мелькает. (Солж.)

4) Осл..пил молне..ый блеск наши окна светлым золотом, и (с)разу(же), (н..)отстав и на полную секунду, — ударище грома. (Солж.) 5) И мальчик, в своём круглом одиночестве, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособ-ле..ой от всего дома жизнью, — (н..)слышной, (не)заметной, одинаковой изо дня в день: смире..о сидит себе в уголке гос­ти..ой, рисует на грифельной доске домики или потом чита­ет... всё одну и ту(же) книж..чку, купле..ую ещё при по­койной маме... Он сам стел..т себе постельку вечером и сам пр..лежно убирает, свёртывает её утром... (Бун.)

124. Прочитайте фрагмент стихотворения М. Цветаевой. Почему
в ряде слов текста выделена приставка? Какую роль она играет в
стихотворении? В каком слове она уже не выделяется в современ­
ном языке?

Рас-стояние: вёрсты, мили... Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели, По двум разным концам земли.

Рас-стояние: вёрсты, дали... Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это — сплав

Вдохновений и сухожилий... Не рассорили — рассорили, Расслоили...

Стена да ров.

125. Прочитайте и укажите повторяющиеся однокоренные сло­
ва. Объясните, почему такое употребление вполне возможно. Спи­
шите 7-е и 8-е предложения, оформив их как цитаты.

1) Дядька Евсеич успокоил меня, уверив, что в озере тьма-тьмущая рыбы. (Аре.) 2) Кукушка на суку печально


куковала. (Кр.) 3) Жизнь прожить — не поле перейти. (Поел.) 4) Судебный следователь вёл следствие о поджоге бараков. (В. Ш.) 5) Как хорошо отнестись к человеку (по)человечески сердечно. (М. Г.) 6) Вся комната янтар­ным блеском оз..рена. Весёлым треском трещит за-топл..ная печь. (П.) 7) Салют победе, что в Берлине огнём попрала мощь огня. (Твард.)

8) Повесть памятной годины. Эту книгу про бойца Я и начал с сер..дины, И закончил без конца. С мыслью, может, д-.рзновенной Посв..тить любимый труд Павшим, пам..ти священной, Всем друзьям поры военной, Всем сердцам, чей дорог суд. (Твард.)

§ 21. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

I. В пополнении словарного состава русского языка большую роль играет словообразование, создание новых слов на основе имеющихся в языке. Так, от слова компьютер при помощи суффикса -н- образовалось слово компьютер-ныйу от слова стыковаться при помощи приставок со- и рае-были образованы слова состыковаться (соединиться, осуще­ствить стыковку) и расстыковаться (разъединиться, произ­вести расстыковку); от слов космос и видеть путём сложе­ния основ и при помощи суффикса -nuj- было образовано слово космовидение (телевизионные передачи из космоса).

Образование слов в русском языке происходит следую­щими основными способами:

1) при пом ощи приставок (прис тавочный способ), например: приходить, неудачный, предыстория;

2) при помощи суффиксов (суффиксальный способ), например: смелбеть, серебряный, алеть;

3) при помощи приставок и суффиксов одновре­менно (при став очно-суффиксальный способ), например: безвкусица, подземный, вь1прямйтъ, докрасна;

4) без суффиксов (бессуффиксный способ): вылет, глубь. С помощью бессуффиксного способа образуются от


глаголов имена существительные, обычно означающие ре­зультат действия, например: взрывать> взрыв, рас­светать — > рассвет, вздохнуть —► вздох, насыпать —> насыпь. Бессуффиксным способом существительные обра­зуются и от некоторых прилагательных, Например: ти­хий —> тишь (ср.: тишина), синий —► cw«b (ср.: синева). Как видно из примеров, при бессуффиксном способе часто происходит чередование звуков в основе исходного слова;

5) при помощи сложения:

а) целых слов, например: времяисчисление, меч-ры­
ба, плащ-палатка;

6) основ слов с помощью соединительных гласных
one, например: лесостепь, белоснежный, птицеферма,
древнерусский, свинцово-серый.

Нередко при сложении основ в образовании слова одно­временно участвуют и суффиксы, например: стихотворец, судоходство, правобережный;

в) части основы с целым словом или частей основы, например: стенгазета, спецкор, АТС (автомати­ческая телефонная станция), вуз (высшее учебное заведение);

б) при помощи слияния слов, входящих в одно сло­
восочетание или (редко) предложение, например: нижепод­
писавшийся
(ср.: подписавшийся ниже), малопригодный
(ср.: мало пригодный для работы);

7) при помощи перехода слов из одной части речи в другую, например: рабочий (прилагательное) костюммолодой рабочий (существительное); любо­ваться лунной ночью (существительное) — возвратить­ся (когда?) ночью (наречие).

Показать, как образуются слова в современном русском языке, какие словообразовательные средства при этом ис­пользуются, ставят своей целью «Школьный словообразо­вательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова и «Школьный словарь образования слов русского языка» М. Т. Баранова,

И. Следует различать разбор слова по составу и словооб­разовательный разбор.

При разборе слова по составу выясняется, из ка­ких морфем оно состоит. Для этого надо:

1) выделить основу и окончание;


2) последовательно подбирая родственные слова (при­меры см. в таблице на с. 89), указать все имеющиеся в ос­нове приставки и суффиксы (а в сложных словах — части основы и соединительную гласную);

3) выделить корень.

При словообразовательном разборе выясняет­ся, от какого исходного слова (слов) или исходной основы (основ) и при помощи какого способа образовано данное слово. Для этого надо:

1) установить лексическое значение разбираемого слова и выделить в нём основу;

2) найти ближайшее по смыслу родственное слово (сло­ва), от которого образовано данное слово, и указать в нём основу (основы);

3) сопоставляя состав основ разбираемого и ближайше­го родственного слов, установить способ словообразования, указать те значимые части слова, при помощи которых оно образовано.


Разбор по составу

-------- г/—-Л^

,сверхмощц|ый|

.OXOTHHtQ

.слева,.заново,

.скалолад П .коротковолновый)


Словообразовательный разбор

-I л слева * —I л заново

сверхмощный <— 1мощныи охотник <— .охотд

,лев, ый

- ,нов, ый скалолаз •*— 1скал)а, ,лаз, ать коротковолновый <— коротки й, .волна


126. Заполните таблицу «Способы образования слов» своими примерами.

 

Способ образования Примеры
1. Приставочный  
2. Суффиксальный  
3. Приставочно-суффиксальный  
4. Бессуффиксный  
5. Сложение  
6. Слияние  
7. Переход слов из одной части речи в другую  

127. Определите способ словообразования.

Безмерный, восклицание, подумать, подпирать, блед­но-голубой, доисторический, настольный, землепроходец, оскорбление, оленевод, преподаватель, учительская, слож­носочинённое (предложение), быстрорастворимый (кофе), ООН, обучение, учащиеся.

128. Прочитайте. С помощью какого суффикса образованы дан­
ные слова?

1) Плавательный, развлекательный, строительный, смертельный, мучительный, общительный. 2) Междуна­родник, скромник, труженик, путаник. 3) Учительство, правительство, представительство.

129. Какие из данных слов образованы приставочным способом?
Выпишите их. Сделайте их словообразовательный анализ.

Побежать, побережье, повариха, выбор, выключатель, выгрузить, подгруппа, подделка, подснежник, повышение, по-зимнему.

130. Прочитайте. Укажите, какие недочёты допущены в употреб­
лении однокоренных слов, какие слова образованы неправильно.
Исправьте допущенные ошибки.

1) Новизна высказываемых Чацким новых идей пора­жает представителей фамусовского общества. 2) На основе своих долгих размышлений Раскольников обосновал и свою теорию. 3) Драма «Гроза» относится к лучшим дра­матургическим произведениям. 4) Именно в это время по­являются романтические произведения, в которых прояви­лась мечта писателя о новом человеке.

131. Прочитайте. Какие слова образованы неправильно? Ис­
правьте допущенные ошибки и спишите.

1) С исчерпывающей полностью сатирик вскрывает причины распада семьи Головлёвых. 2) Грише Доброскло-нову заготовлен трудный путь народного заступника. 3) Старик Дубровский не мог вынести измываний богато­го соседа. 4) Мне бы хотелось особенно подчеркнуть та­кие черты характера Иудушки, как лицемерие. 5) От само-дурности Дикого страдают не только его домочадцы, но и горожане. 6) Нередко за малейшие повинности крепост-


ных жестоко наказывали. 7) Устои тёмного царства спо-шатнулись. 8) С поразительной глубиной отражены в ро­мане основные социальные противоречия эпохи. 9) Успех первых пьес значительно упрочил положение драматурга.

132. Прочитайте. Определите стилевую принадлежность текста.
Мотивируйте свой ответ. Выпишите из текста выделенные слова,
определите способ их образования. Спишите второй абзац, рас­
ставляя недостающие знаки препинания.

Хорошо собирать грибы в лесу. Так оно всегда и пред­ставляется, что грибник с корзиной должен идти в лес, ка­кой бы он ни был: молоденький сосновый с маслятами и ры­жиками, бор-беломошник с боровиками, пёстрый берёзовый с разнообразным грибным населением, тёмный еловый, ши­рокошумный и широколиственный с преобладанием дуба, ольховое, осиновое с примесью ивы чернолесье...

Я редко прихожу с совсем пустой корзиной. В ней мо­жет оказаться мало именно тех грибов которые берут все и повсеместно но как на безрыбье и рак рыба так(же) на без-грибье и какая-нибудь говорушка серая или мокруха ело­вая гриб. (В. Солоухин)

133. По «Школьному словообразовательному словарю» А. Н. Ти­
хонова определите, какие гнёзда (цепочки) слов образованы от ис­
ходных слов готовый, ликовать, сосед, из каких значимых час­
тей состоит каждое образованное слово и какой способ словообра­
зования был при этом использован.

§ 22. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.