Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Личностные и характерологические качества, способствующие завоеванию авторитета личности бакалавра.





организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.

Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу. Сущность, специфические особенности и функции собственно педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоком качестве его личности, и это доверие необходимо оправдать.



 

Аванс доверия возмещается прежде всего высокой нравственностью. В современных условиях, видя вокруг себя безнравственность в различных слоях общества, даже в собственной семье и школе, впитывая витающую в воздухе мещанскую мораль, одни ребята научились третировать и даже презирать простые нормы общечеловеческой нравственности, другие овладели искусством общественного лицемерия и обмана. Образовался острый дефицит нравственности в детской и молодежной среде. В этой экстремальной ситуации нравственное самосовершенствование, высокая требовательность педагога к самому себе - главный путь укрепления самоуважения. Рано или поздно нравственная принципиальность, определенность и настойчивость педагога возобладают в сознании детей и дадут ему безусловное педагогическое преимущество, право предъявления нравственных требований к своим воспитанникам.

Другим важным условием личности педагога является духовность воспитателя, его глубокая гражданская убежденность, способность открыто обсуждать с детьми самые острые проблемы общественной жизни, убеждать их, мужественно признавать свои ошибки и промахи.

В современных условиях в целях завоевания педагогического авторитета у детей воспитателю необходимо сделать выбор, занять общественную позицию: в отношении истории нашего общества; политических процессов, происходящих в нем; процессов межнациональных взаимодействий; прав человека; возрождения церкви и других. На убеждения детей можно повлиять только убежденностью, принципиальностью. И пусть некоторые ребята будут не согласны с классным руководителем. Но уважаемый детьми воспитатель, смело и честно, без давления и запугивания, открыто вступающий с воспитанниками в диалог, дискуссию, спор, всегда заставит их задуматься над обсуждаемой проблемой, будет иметь возможность оказать идейное влияние.

Авторитет нравственности и духовно-ценностной культуры педагога необходимо дополняется авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности. Сегодня неизмеримо возрос поток разнообразной информации в различных областях жизни. Значительная ее часть приходит в острое противоречие со сложившимися стереотипами и штампами в сознании и мышлении. Это ставит воспитателя, духовного наставника детей и юношества в очень сложное положение. Чтобы глубоко понять духовный мир молодого поколения, быть властителем дум, нужно преодолевать в самом себе противоречия между сложившимися канонизированными взглядами на культуру, способами ее освоения ребенком и реальной, порой не укладывающейся ни в какие рамки, социокультурной ситуацией. Лучшим средством налаживания воспитательного взаимодействия, укрепления авторитета педагога, будет в этом случае его терпимость, отсутствие категоричности в оценках и давления на психику. Вовлеченность ребенка в диалог заставит размышлять, сомневаться, обратиться к источникам информации, произведениям литературы и искусства, духовно развиваться в направлении самостоятельного и критического отношения к культуре. По мере созревания детей, их духовного богатства во взглядах и убеждениях воспитателя и воспитанника будет образовываться все больше общих оценок и суждений. Оставшиеся разногласия также сыграют свою воспитательную позитивную укрепляющую авторитет педагога роль. Ведь суть воспитания не в том, чтобы непременно добиться единомыслия, вбить в сознание детей официальные догмы и стереотипные представления. Она в том, чтобы ребенок проявил самостоятельность мысли, стремление докопаться до истины, выработать в себе независимость суждений, самостоятельность собственной личности. Диалог воспитателя с детьми по вопросам культуры, в котором господствует только одна сила - сила мысли, знания, аргументации, делает авторитет воспитателя естественным и прочным.

Эффективная организация педагогического процесса воспитателем невозможна без авторитета человеческой притягательности, без доброжелательности и взаимной, педагога и детей, симпатии. Нравственно-эстетическое взаимопритяжение есть самая благоприятная и эффективная атмосфера педагогического взаимодействия. Эффект человеческой притягательности возникает в учителе не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви учителя к другому человеку. Это талант уважения личности ребенка, сочувствия к его проблемам и переживаниям, требовательной помощи ему в развитии духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения. Истинная педагогическая любовь есть глубоко предчувственная ответственность за жизнь и будущее детей, твердая решимость вести их к добру, гражданскому и личному счастью через преодоление самих себя и внешних препятствий. Только любящий педагог, истинный воспитатель отдает все силы тому, чтобы организовать творческую трудовую жизнь детей, научить их целеустремленности, дисциплинированности, требовательности к себе. Он учит их дружбе, доброте, пониманию красоты мужественного труда души и тела. Он испытывает радость и нравственно-эстетическое удовлетворение от общения с детьми, переживает мгновения счастья, видя трудовые успехи своих воспитанников.

Таким образом, высокая нравственность, духовная цельность и убежденность, эрудиция и интеллектуальная развитость, человеческая притягательность являются важнейшими условиями формирования педагогического авторитета воспитателя, классного руководителя.

Далеко не каждый человек может стать учителем. При всей массовости учительской профессии для овладения ею нужны: довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, определенная социально-психологическая предрасположенность к труду учителя - профессионально-педагогическая направленность. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической профессии ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Этим определяется и основные функции этой профессии.

Педагогика ненасилия.

принцип гуманистической педагогики, сущность которого заключается в идеях воспитания через любовь, доверие и терпимость к ребенку, опоры на положительные нравственные качества, следования природе ребенка. Педагогика ненасилия отрицает необходимость применения жестких насильственных методов и средств воспитания человека, признает методы мягкого, опосредованного воздействия и право ребенка двигаться в развитии своим темпом. Этот принцип является определяющим в таких образовательных технологиях, как «свободное воспитание» (Руссо, Л.Н. Толстой), гумано-личностной Ш.А. Амонашвили, системы В.А. Сухомлинского, а также в технологиях дистанционного обучения, в автодидактике, артпедагогике и др. Во всех этих технологиях отрицается наказание как стимулирующий метод, требование как стимулирующее средств. Сторонники педагогики ненасилия опираются на педагогику личности, педагогику действия, на поощрение лучших проявлений человека и предоставление человеку условий для интенсивного, но свободного развития.

Педагогика ненасилия— относительно новое и непривыч­ное понятие. Однако это направление обретает все большую популярность, становясь приоритетным в современной теории и практике.


Как сверхсложная саморегулирующая система личность не подчиняется жесткому управлению извне. Она обладает защит­ными механизмами противодействия любому насилию, вклю­чая педагогическое как несоответствующее ее природной по­требности в самоутверждении. Именно поэтому общение уча­щихся с учителями, придерживающимися авторитарных ориентации, чревато межличностными осложнениями.


Доминирующую роль в развитии личности играют не внешние, а внутренние детерминанты, процессы саморегуляциии самоуправления.Преодоление внутриличностных и межлич­ностных противоречий выступает главным фактором интеллек­туального, эмоционального и волевого развития, формирова­ния основных психологических структур — характера, способ­ностей, поведенческих стереотипов.


Бывает трудно отказаться от использования традиционной системы педагогических санкций в ситуациях непослушания, неподчинения, сопротивления, противостояния, а также про­тивоборства учащихся. Однако выявление гуманистических по­тенций детской личности, воспитание ее в духе общечеловече­ской морали предполагают неуклонное преодоление психоло­гического насилия, которому все еще подвергаются школьники, в большей мере — трудные, строптивые, не склонные к конформизму, и в меньшей — благополучные, ис­полнительные, послушные.


Формы психологического насилия разнообразны. Чаще всего, по мнению американского педагога Дж. О. Нила, — это "вербальное избиение",результаты которого оказываются более долговременными по сравнению с физическим наказанием, вызывая острое переживание стыда, собственной ненужности, обиды, бессилия, депрессии. К проявлениям насилия над ре­бенком он относит: унижение и подавление, обзывание, ис­пользование как "козла отпущения", отвержение, бойкотиро­вание, манипулирование, ложь, приписывание обмана, демон­страцию власти, скрытое запугивание, открытые угрозы, пренебрежение, наделение чрезвычайными полномочиями без оказания поддержки, пренебрежение и игнорирование.


Его коллеги Дж. Ронио и Дж. Потнер подчеркивают, что следствием эмоционального унижения являются враждебность, подрыв самооценки, тревожность, бесчувственность, негати­визм, комплекс неполноценности.


В воспитании и обучении невозможно обойтись без автори­тета, т.е. власти педагога как отражения его ответственности за судьбу ребенка.Однако эта сила призвана быть не разрушаю­щей, а созидающей. Когда она способствует самоутверждению растущей детской личности, реализации ее творческих потен­ций, педагогический авторитет выступает мощным катализато­ром личного влияния учителя. Если же она принижает, наси­лует, деформирует, то вырождается в орудие авторитарности, диктата и беззастенчивого манипулирования воспитанником.


Сформулированные Ш.А. Амонашвили принципы педагогики ненасилия: строить процесс обучения с позиций интереса ребенка; в процессе обучения сотрудничать с ребенком, уважать его достоинство; каждый урок должен обязательно нести что-то новое и включать в процессе изучения каждого ребенка.

 

Учеными сформулированы главные принципы ненасильственного общения учителя с учеником:

− Открытость учителя.

− Свободный выбор содержания, форм и методов деятельности, предоставление свободы выбора ученику.

− Умение учителя увлечь учеников творчеством.

− Умение преодолеть у ученика тревогу, страх, чувство неполноценности.

− Умение разрешить конфликт между учителем и учеником.

− Умение учителя опираться на личность ученика.

Воспитание в духе ненасилия смыкается с воспитанием в духе мира. В практике отечественной современной школы - это проведение уроков мира, тогда как в школах Европы в учебные программы введены проблемы не только антивойны, но и проблемы экологии, борьбы с загрязнением окружающей среды, правонарушениями школьников и т.д.

 

Проблема ненасильственного отношения к природе обязательно должна раскрываться перед детьми. Здесь следует упомянуть Арнольда Швейцера, в философии которого любая жизнь - это ценность мироздания. Трактаты восточной философии, восточных религий в далекой древности провозглашали единство природы и человека. Современные ученые в воспитании ненасильственного отношения к природе отдают приоритет воспитанию экологической совести и экологического долга. Первостепенным в этом плане является экологическое образование.

 

Гуманное отношение к людям как часть социального воспитания предполагает воспитание культуры общения. Это значит научить ребенка слушать, слушать внимательно, сопереживать собеседнику. А главное - говорить искренне и правдиво.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.