|
О делах плотских и духовных людей.1. (Апостол) предвидя клевету неверующих, перечислил и дела, называемые им плотскими, и сам себя поясняя, чтобы не осталось сомнения для превратно толкующих о нем, в послании к галатам говорит так: “дела плоти известны,—они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, раздражения, ереси, ненависть, пьянство, бесчинство и тому подобное: предваряю вас, как и прежде говорил, что поступающие так царства Божия не наследуют” (Гал. 5.19-23), и сим яснее показывает слушателям смысл слов: “плоть и кровь не могут наследовать царства Божия”. Ибо поступающие так, истинно живя по плоти, не могут жить Богу. И потом он присовокупил духовные дела, оживляющие человека, т.е. привитие Духа, так говоря: “плод же духа: любовь, радость, пир, терпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, чистота; против этого нег закона”. Посему, как сделавшийся лучшим и произведший плод духа всячески спасается по причине общения с Духом; так пребывший в исчисленных делах плотских справедливо почитается плотским, потому что не принимает Духа Божия, и не может получить царства небесного. Об этом еще сам Апостол свидетельствует, говоря коринфянам: “или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ига хищники царства Божия не наследуют. И такими вы были. но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего” (1 Кор. 6.9-11): (Сими словами) он весьма ясно показывает, чрез что человек погибает, если будет пребывать в жизни по плоти, и чрез что спасается. То, что спасает, по его словам,—есть имя Господа нашего Иисуса Христа и Дух Бога нашего. 2. Перечислив так дела плоти, чуждые Духа и смертоносные, он, сообразно с вышесказанным, в конце послания кратко выразился: “как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Ибо говорю вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать царства Божия (1 Кор. 15.49,50). Слова его: “как мы носили образ перстного” сходны с изречением: “и таковыми вы были: но вы омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего”. Когда же мы носили образ перстного? Тогда, конечно, когда вышеупомянутые дела плоти совершались в нас. А когда (носим) образ небесного? Тогда—говорит—когда “вы омылись”, веруя во имя Господа и получили Дух Его. Омылись же мы ни по существу тела, ни по образу создания, но относительно прежней суетной жизни. Итак в тех же самых членах, в которых мы погибали делая (дела) тлены, мы и оживотворяемся, совершая дела Духа. Гл. XII. — О различии между смертью и жизнью, о дыхании жизни и животворящем Духе. 1. Ибо плоть как способна к тлению, так и к нетлению, и как (способна) к смерти, так и к жизни. Они взаимно сменяются, и то и другое не пребывают вместе, но одно вытесняется другим, и в присутствии одного уничтожается другое. Поэтому если смерть, овладев человеком, удалила от него жизнь и сделала его мертвым, — тем более жизнь, овладевая человеком, изгоняет смерть и восставит человека живым Богу. Ибо, если смерть умертвила, то почему жизнь своим пришествием не оживотворит человека? Как пророк Исаия говорит: “сильная смерть пожрала”, и еще: Бог отнял всякую слезу от всякого лица” (Ис. 25.8). Прежняя жизнь изгнана потому, что была дана не чрез Дух, а чрез дыхание. 2. Иное дыхание жизни, делающее человека душевным, иное Дух животворящий, который делает его духовным. Поэтому Исаия говорит: “так говорит Господь, сотворивший небо и утвердивший его, и основавший землю и то, что на ней, и давший дыхание народу, живущему на ней “Дух попирающим ее” (Ис. 42.5),—называя дыхание данным вообще всякому народу, живущему на земле, а Дух — собственно тем, которые попирают земные похоти. Поэтому опять тот же Исаия, различая то и другое, говорить: “Дух изыдет от меня, и всякое дыхание Я создал” (Ис. 57.16) — Дух, полагая собственно в Боге, Который в последние времена излил Его на род человеческий чрез усыновление людей, а дыхание приписывая вообще созданию и представляя его тварью. А сотворенное различно от Сотворившего Дыхание временно; Дух же вечен. Дыхание, несколько увеличиваясь и пребывая некоторое время, потом уходит, оставляя то, в чем прежде было, бездыханным. Дух же, окружая человека внутри и вне, всегда пребывает и никогда не оставляет его. “Но не духовное прежде—говорит Апостол говоря это как бы относительно нас людей,—но прежде душевное, потом духовное” (1 Кор. 15.46), согласно с разумом. Ибо надлежало человеку прежде быть созданным и созданному получит душу, потом же принять общение Духа. Посему и “первый Адам стал от Господа “живою душою, второй Адам (есть) Дух животворящий” (1 Кор. 15.45). Итак, как сотворенный живою душою, обратившись к худшему, потерял жизнь; так тот же самый, возвращаясь к лучшему и получая животворящего Духа, найдет жизнь. 3. Ибо не иное то, что умирает, и не иное то, что оживает, как не иное погибающее и не иное обретаемое, но самую погибшую овцу Господь пришел отыскать. Что же умирало? Существо плоти, которое теряло дыхание жизни и делалось бездыханным и мертвым. Господь и пришел ее оживотворить, чтобы как в Адаме все умираем, потому что душевны, так во Христе мы жили, потому что духовны, отлагая не создание Божие, но похоти плотские, и получая Святого Духа, как говорит Апостол в послании в Колоссянам: “и так умертвите земные члены ваши”, что же такое, он сам объяснил: “блуд, нечистоту, страсть, алую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение” (Кол. 3.5). Апостол проповедует отложение этих (дел), и о тех, которые их делают, так как они суть только плоть и кровь, говорить, что не могут наследовать царства небесного. Ибо душа их, склонясь к худшему и погружаясь в земные похоти, становится причастною того наименования, которое им принадлежит; и, заповедуя отложить их, он опять говорит в том же послании: “совлекшись ветхого человека с делами его” (Кол. 3.9). Это говоря, он не отвергает древнего создания; иначе нам следовало бы разлучаться с этой жизнью чрез самоубийство. 4. И сам Апостол, будучи образован в утробе и из нее вышедший, писал нам и исповедал в послании к Филиппийцам, что жизнь во плоти (доставляет) плод делу”. Плод же дела Духа есть спасение плоти. Ибо, какой другой видимый плод невидимого Духа, как не тот, что он делает плоть зрелою и способною к нетлению? И так, если (он говорить, что) жизнь во плоти “доставляет плод делу моему”, то словами: “совлекшись ветхого человека с делами его”, он не презирал существа плоти, но указывал на отвержение нашего прежнего образа жизни, который ветшает и повреждается, и поэтому прибавил: “и облекшись в нового человека, который обновляется в познание по образу Создавшего его (Кол. 3.10). Словами: “который обновляется в познание”, он показал, что тот самый человек, который прежде был в неведении, т. е. неведущим Бога, обновляется чрез познание Его. Ибо познание Бога обновляет человека. И словами: “по образу Создателя”, он показал восстановление того же самого человека, который вначале создан по образу Божию. 5. А что он, Апостол, был тог же самый человек, который родился из утробы, т.е. ветхое существо плоти, он высказал в послании к Галатам: “когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы Я благовествовал Его язычником” (Гал. 1.15,16). Не иной был родившийся от утробы, как я уже сказал, а иной благовествовавший Сына Божия, но тот, который прежде не знал и гнал Церковь, после откровения ему с неба и беседы с ним Господа, как я показал в третьей книге, благовествовал Сына Божия Иисуса Христа, распятого при Понтие Пилате; потому что прежнее его неведение было вытеснено последующим познанием, как слепые, исцеленные Господом, потеряли слепоту, но возвратили совершенное существо глаз, и теми же самыми глазами, которыми прежде не видели, стали видеть, потому что устранена только темнота от зрения, а сохранено существо глаз, чтобы опять, видя теми глазами, которыми прежде не видели, благодарили возвратившего им зрение, и сухорукие и все исцеленные не изменили членов, вначале полученных от утробы, но получили те же самые члены в здравости. 6. Ибо, сотворившее все Слово Божие, которое также вначале создало человека, усмотрев свое создание поврежденным злобою, всячески врачевало его, — то относительно каждого отдельного члена, какой находится в его создании, то зараз всего человека восстановил здравым и целым, приготовляя его Себе совершенным к воскресению. Ибо какую причину имел Он исцелять (отдельные) члены плота и восстановлять их в первоначальный вид, если исцеленные им (части) не имели получить спасения? Если оказанная Ин польза была только временная, то ничего великого Он не сделал для исцеленных. Или каким образом они (еретики) говорят, что плоть, получившая от него исцеление, неспособна к жизни, от Него даруемой? Ибо чрез исцеление достигается жизнь, а чрез жизнь — нетление. Дающий исцеление (дает) и жизнь, и дающий жизнь дарует Своему созданию и нетление. Гл. XIII. —Мертвые воскрешенные Христом служат сильнейшим доказательством воскресения. 1. Пусть утверждающие противное, т.е. противоречащие своему собственному спасению, скажут нам, в каких телах воскресли умершая дочь первосвященника (Мк. 5.22), умерший сын вдовы, несенный около (городских) ворот (для погребения) и Лазарь, четыре дня пробывший в гробу? Конечно в тех же самых, в которых умерли. Ибо, если не в тех же, то, значить, и воскресли не те самые, которые умерли. Но сказано: “Господь взял за руку умершего и сказал ему: юноша, тебе говорю, встань, и мертвый сел, и (Господь) повелел дать ему есть д отдал его матери его” (Мк. 5.43,43; Лк. 7.14,15). И Лазаря “воззвал громким голосом, говоря: Лазарь, иди вон, и вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами” (Ин. 11.43,44). Это символ человека, связанного грехами. И поэтому Господь сказал: “развяжите его и пустите его идти.” Итак, как исцеленные получили исцеление в тех самых членах, которые прежде страдали, и мертвые воскресли в тех же телах, потому что члены и тела их получили и исцеление и жизнь, которую даровал им Господ, чрез временное предъизображая вечное и показывая, что Он может дать Своему созданию и исцеление и жизнь, дабы веровали Его словам о воскресении, так и в конце, когда Господь воззовет последней трубою, восстанут мертвые, как Он говорить: “настанет час, в который все мертвые, находящиеся в гробах, услышат глас Сына человеческого, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения (Ин. 5.28,29). 2. Суетны и по истине несчастны те, которые не хотят видеть стол ясное и очевидное, но бегают света истины, сами себя ослепляя подобно трагическому Эдипу. И как люди, не обучившиеся гимнастике, в борьбе с другими хватаются всеми руками за одну какую-нибудь часть тела (своего противника), и чрез то, что держатся, падают, и, падая, воображают, что побеждают потому, что упорно держатся за первый схваченный член, и сверх падения подвергаются осмеянию: так и еретики (относительно слов): “плоть и кровь не могут наследовать царства Божия”, взяв два слова у Павла, они не уразумели мысли Апостола и не исследовали силы изречений, а просто ухватились за эти изречения и умирают на них, извращая, сколько ни возможно, все домостроительство Божие. 3. Говоря, что это сказано собственно о плоти, а не о делах плотских, как я доказал, они (еретики) представляют Апостола противоречащим самому себе. Ибо, далее в том же послании он выразительно говорил о плоти так: “ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же смертное облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? Смерть, где твоя победа?” (1 Кор. 15.53-55). Эти слова будут справедливы (только) тогда, Когда сия смертная и тленная плоть, подверженная смерти и как бы гаетомая владычеством смерти, восстанет в жизнь и облечется в нетление и бессмертие. Ибо, тогда по истине будет побеждена смерть, когда одержимая ею плоть выйдет из под ее владычества. И еще Филиппийцам он говорит: “наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, который уничиженное тело наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей” (Флп. 3.20,21). Какое же это “уничиженное тело”, которое Господь преобразил сообразно телу славы Своей? Очевидно, что тело, которое есть плоть, падающая в землю и уничижаемая. Преображение же ее (состоит в том), что она смертная и тленная сделается бессмертною и нетленною, не по своей собственной сущности, но по действию Господа, могущего смертное облечь в бессмертное и тленное в нетление. И поэтому во втором послании к Коринфянам он говорит: “чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа” (2 Кор. 5.4,5),— весьма ясно говоря это о плоти, ибо ни душа не смертна, ни дух. Поглощено же будет смертное жизнью, когда плоть, уже не мертвая, а живая пребудет нетленною, воспевая славу Богу, создавшему нас на сие самое. А чтобы нам достигнуть сего, (Апостол) хорошо говорит Коринфянам: “прославляйте Бога в теле вашем” (1 Кор. 6.20). Бог же виновник нетления. 4. А что он говорит это не о другом каком-либо теле, но о теле плоти, об этом ясно, несомненно и без всякой обоюдности говорит Коринфянам: “всегда носим мертвость Иисуса в теле нашем, чтобы и жизнь либо Христа открылась в теле нашем. Ибо мы живые предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей” (2 Кор. 4.10,11). И что Дух держит плоть, он в том же послании говорит: “вы наше письмо, изготовленное нами, написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца” (2 Кор. 3,3). Итак, если ныне плотяные сердца бывают причастны Духа, то что удивительного, если при воскресении они получат жизнь, даруемую Духом? Об этом воскресении Апостол говорит в послании к Филиппийцам: “сообразуясь смерти Его, чтобы достигнут воскресения из мертвых” (Флп. 3.10,11). В какой же другой смертной плоти можно понимать откровение жизни, если не в этом существе, которое и умерщвляется за исповедание Бога? Как он сам сказал: “по рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Эфесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказываемся и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали, что Он воскресил Христа, которого не воскрешал. Ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна, потому что вы еще во грехах ваших. Итак и умершие во Христе погибли. Если мы в сей только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из почивших; ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых” (1 Кор. 15.32). 5. Итак во всех этих изречениях, или они должны, как я уже сказал, представлять Апостола противоречащим самому себе относительно слов: “плоть и кровь не могут наследовать царства Божия”,—или принуждены будут опять придумывать злонамеренные и натянутые объяснения всех изречений, ведущие к превращению и изменению смысла его слов. Что же здравого могут сказать, если попытаются иначе истолковать то, что он пишет: “тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие”; и: “чтобы жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей”, и все прочие (слова), в которых Апостол ясно и очевидно проповедует воскресение и нетление плоти? Итак они, не желая хорошо уразуметь одного, принуждены будут неправильно толковать и эти столь многие (изречения). Гл. XIV. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|