Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ





МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

Кафедра профессиональной этики и эстетической культуры

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Планы семинарских и практических занятий

И методические рекомендации к ним

 

Москва 2011

 

Профессиональная этика: Планы семинарских и практических занятий и методические рекомендации к ним. М.: Московский университет МВД России, 2011. - 32 с.

 

Пособие подготовлено: кандидатом философских наук, профессором А.А. Гришиным; кандидатом исторических наук, доцентом А.В.Смирновым.

Под редакцией кандидата педагогических наук, доцента А.В. Щеглова.

 

Пособие утверждено на заседании кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России 26 мая 2011 г. Протокол № 9.

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Профессиональная этика теоретически и методологически основана на этике классической. Этика есть нормативная наука, поэтому не случайно ее называют практической философией. Ее изучают не только для того, чтобы узнать, что такое добродетель и что такое порок, а прежде всего, для того, чтобы быть добродетельным. Цель этики – не только знания, но и поступки личности. Право выбора остается за каждым человеком.

В условиях современного развития российского общества, когда порой теряются, либо деформируются идейные (идеологические) и моральные ориентиры личности, огромную роль играют моральный облик сотрудников органов внутренних дел, их нравственная чистоплотность, надежность, порядочность. Это становится тем более значимым, что органы правопорядка являются одним из важнейших гарантов стабильности нашего государства. Поэтому личные представления каждого сотрудника о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве выступают делом государственной важности. Более, чем 200-летняя история российской полиции со всей очевидностью убеждает в этом.

Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому сотруднику органов внутренних дел, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни. Человек провозглашен Конституцией высшей ценностью и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод. А в любой полицейской профессии основным «объектом» является человек. Более того, деятельность сотрудников касается важнейших интересов и благ людей, к тому же нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав личности, принятием решений, влияющих на судьбу человека.

Сегодня профессиональные и нравственные качества сотрудников органов внутренних дел нередко подвергаются сомнениям и критике. В связи с этим проблема коренного улучшения всей правоохранительной деятельности приобретает все большую актуальность. При этом особенно важно, чтобы главной целью этой деятельности было реальное (а не фиктивное) обеспечение прав и свобод личности. Для этого необходимо приведение профессиональной деятельности сотрудников в соответствие с правовыми и нравственными требованиями, утверждение профессиональной морали как главного побудительного мотива и критерия их профессиональной пригодности, а также осознание служебного долга как составной части долга нравственного. На решение указанной проблемы и направлено изучение курса «Профессиональная этика».

Задача данного курса привести курсанта (слушателя) к правильному выбору поступка, линии поведения в служебной деятельности, а порой и личной жизни.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел является одной их профильных дисциплин, изучаемых в Московском университете МВД России. Изучение данной дисциплины является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки кадров в МВД, в том числе и в системе общественно-государственной подготовки, охватывающей все категории сотрудников органов внутренних дел.

 

Целевая направленность курса состоит в формировании, развитии и закреплении у курсантов и слушателей ценностного восприятия к мира, освоении основных вех исторического развития морали, представления о базовых этических теориях, в воспитании любви к полицейской профессии, профессионального отношения к избранному делу, профессиональной чести и профессионального долга, умения объяснить нравственную престижность труда в органах внутренних дел и находить пути предотвращения профессионально-нравственной деформации.

 

Преподавание учебной дисциплины призвано обеспечить:

· глубокое изучение этических знаний, лежащих в основе профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел;

· уяснение нравственных ценностей службы в органах внутренних дел и особенностей их проявления в деятельности различных служб и подразделений;

· обучение элементам межличностного повседневного общения, в том числе с разными категориями граждан;

· формирование навыков соблюдения служебного этикета в конкретных жизненных ситуациях;

· знания и умения организовать нравственное формирование и самовоспитание сотрудников ОВД

 

Преподавание дисциплины направлено на воспитание гражданской зрелости и высокой общественной активности, формирование нравственной и правовой культуры, уважения к закону и бережного отношения к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высокого нравственного сознания, гуманности, твердости моральных убеждений, чувства долга, ответственности за судьбы людей и порученное дело, принципиальности и справедливости в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой воли и настойчивости в исполнении принятых правовых решений, чувства нетерпимости к любому нарушению закона в профессиональной деятельности, знания этических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку, обществу и окружающей среде.

 

В результате изучения дисциплины курсанты и слушатели должны:

 

иметь представление:

· об основных этических понятиях и категориях;

· о происхождении, структуре, закономерностях развития и значении морали;

· о содержании основных деонтологических документов полиции США и ряда стран Западной Европы;

знать:

· на достижение каких целей (задач), как ближайших, так и стратегических, направлена деятельность органов правопорядка и связанные с этим трудности и лишения в службе и личной жизни сотрудников;

· особенности профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел;

содержание и смысл каждого положения Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД;

· этические аспекты (нравственную специфику) деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел;

· основные международные и российские нормативно-правовые акты, составляющие правовой (юридический) фундамент профессиональной морали сотрудников;

· соотношение моральных, правовых и организационно-управленческих норм в деятельности сотрудников;

· сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления;

· возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности;

· основные требования этики служебных отношений, а также служебного и общегражданского этикета;

· систему нравственного воспитания в ОВД;

· сущность и специфику морального фактора в деятельности органов внутренних дел.

уметь:

· этически мыслить и нравственно поступать;

· распознавать добро и зло с позиции профессиональной морали;

· относиться к каждому человеку как к высшей ценности;

 

· осуществлять выбор с точки зрения этики и морали, целей, средств и методов профессиональной деятельности, норм поведения в конкретных ситуациях;

· оценивать факты и явления профессиональной деятельности не только с правовой, но и с нравственной точки зрения;

 

приобрести навыки:

· соблюдения правил служебного этикета;

· интеллигентного общения с людьми в различных условиях;

· организации нравственного воспитания и самовоспитания;

обладать:

· обостренным чувством служебного долга, нравственной чистоплотности, чести и патриотизма;

· способностью принимать ответственные решения в любых ситуациях;

· навыками моральной оценки, служебной деятельности и поведения сотрудников.

 

 

Содержание учебной дисциплины «Профессиональная этика» тесно связано с содержанием таких дисциплин, как «Философия», «Культурология», «Психология», «Педагогика», «Административная деятельность органов внутренних дел», «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел». В ходе изучения дисциплины учтены также межпредметные связи с другими юридическими дисциплинами и дисциплинами специализации, изучаемыми в Московском университете МВД России.

Структура и логика курса обеспечивают системное изложение содержания дисциплины и способствует ее успешному усвоению.

 

На изучение учебной дисциплины отводятся 50 аудиторных часов. Завершается курс сдачей курсантами и слушателями итогового устного экзамена.

Перед экзаменом все курсанты сдают рефераты по избранной теме. Курсанты и слушатели не сдавшие рефераты к экзаменам не допускаются.

 


 

 

Тема 2 [1]. Мораль в жизни общества

Семинар – 2 часа

Цель занятия: разъяснить курсантам и слушателям роль морали в жизни общества, ее место в формировании мировоззрения и ценностных установок, повышении уровня профессиональной и общей культуры сотрудников органов внутренних дел.

 

П Л А Н

1. Происхождение и сущность морали.

2. Структура и функции морали.

Темы докладов

1. Простые нормы нравственности и их историческая судьба.

2. История идеи гуманизма

3. Рыцарский образец поведения: от средних веков до наших дней.

4. Нравственность в ХХ1 веке.

Основная литература

Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. –М.: Московский университет МВД, 2008.

Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. - М.: Издательство «Щит-М», 2005.

Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» /(В.Я.Кикоть и др.); под ред. В.Я.Кикотя.- М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2011.

Дополнительная литература

Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник/ под ред. В.Я Кикотя. -М.: ЦОКР МВД России, 2009.

 

Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие/ под ред. В.Я.Кикотя.- М.: ЦОКР МВД России, 2009.

Егорышев С.В., Ростовский А.Н., Сулейманов Т.Ф. Профессиональная этика сотрудников ОВД. Курс лекций. - М.: Издательство «Щит-М», 2008.

Нравственно-патриотическое воспитание курсантов Московского университета МВД России – фундаментальная основа подготовки высокопрофессиональных специалистов органов внутренних дел: Научно-практическое издание. / Под ред. генерал-лейтенанта милиции Н.В.Румянцева и профессора С.С.Пылёва.- М.: Издательство «Щит-М»; 2009.

Традиции и новации духовно-нравственного и патриотического воспитания современной российской молодёжи: материалы научно-практической конференции. / Под ред. проф. В.И.Чернышова.- Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2011.

Методические рекомендации

В первом вопросе раскрыть взгляды ученых (философов, историков, этнографов и др.) на происхождение морали. Показать, почему именно мораль была исторически регулятором взаимоотношений наших далеких предков. Раскрыть механизм воздействия первородной морали на человека, формы ее проявления. Используя знания философии, показать мораль как форму общественного сознания, её своеобразие. Раскрыть роль морали в современном обществе.

Второй вопрос посвящен анализу структурных элементов морали и её основных функций. Необходимо назвать их, показать взаимосвязь.

Моральное сознание включает в себя как элементы теоретического уровня (законы, принципы, категории, нормы и т.д.), так и элементы обыденного сознания (настроения, чувства, предрассудки, эмоции).

Нравственные отношения – связующий опосредующий элемент) морали. Показать объективно-субъективный характер нравственных отношений и формы их проявления (авторитет, общественное мнение, обычай, конфликт и др.).

Моральная практика (поступок, поведение, нравственная деятельность). Раскрыть, какие действия называются нравственными. Показать нравственную практику как критерий моральности. Раскрыть структуру морального поступка.

Дать определение функции, назвать функции морали, выделить главные из них. Доказать, почему регулятивная функция является ведущей, стержневой, и как она осуществляется в моральной практике сотрудника ОВД.

 

Тема 3. Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников ОВД

Семинар – 2 часа

Цель занятия: усвоить основные представления об общей профессиональной этике, её морали – их общетеоретической и социальной проблематике, а также о специфике профессиональной морали сотрудников ОВД.

П Л А Н

1. Этика как философская наука о морали.

2. Профессиональная мораль сотрудников ОВД и полицейская этика.

Темы докладов

1. Аксиологическая сущность этики.

2. Основные принципы профессиональной морали

3. Профессиональная деонтология как характерная особенность полицейской этики.

4. Моральные аспекты полицейской службы.

Основная литература

Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД. М.: Издательство Издательство «Щит-М», 2009.

Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. –М.: Московский университет МВД, 2008.

Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. - М.: Издательство «Щит-М», 2005.

Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» /(В.Я.Кикоть и др.); под ред. В.Я.Кикотя.- М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2011.

Дополнительная литература

Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник/ под ред. В.Я Кикотя. -М.: ЦОКР МВД России, 2009.

 

Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие/ под ред. В.Я.Кикотя.- М.: ЦОКР МВД России, 2009.

Нравственно-патриотическое воспитание курсантов Московского университета МВД России – фундаментальная основа подготовки высокопрофессиональных специалистов органов внутренних дел: Научно-практическое издание. / Под ред. генерал-лейтенанта милиции Н.В.Румянцева и профессора С.С.Пылёва.- М.: Издательство «Щит-М»; 2009.

Традиции и новации духовно-нравственного и патриотического воспитания современной российской молодёжи: материалы научно-практической конференции. / Под ред. проф. В.И.Чернышова.- Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2011.

 

Первый вопрос желательно начать с уяснения аксиологической сущности этики, ее главного отличия от других наук. Подробно рассмотреть понятие системы нравственных ценностей общества, служебного коллектива и личности в соотношении с диалектикой объективного и субъективного, общего, особенного и отдельного. За основу данного анализа полезно взять главные нравственные ценности: справедливость, счастье, смысл жизни.

Следует обратить особое внимание на «неоднозначность», относительность нравственных норм этики. Рекомендуется начать с анализа одного из важнейших принципов диалектики: конкретности истины применительно к сфере морали. В этой связи особого внимания заслуживают требования принципов историзма и социально-классового подхода. На конкретных примерах (желательно из полицейской практики) нужно показать, что так называемые «вечные» этические нормы и принципы могут в определенных реальных обстоятельствах существенно изменяться - вплоть до перехода в свою противоположность.

Во втором вопросе следует показать профессиональную мораль сотрудников ОВД как разновидность «трудовой» морали. Какие профессии имеют так называемую свою мораль и почему? Что связывает такие разные профессии, как профессии врача, учителя, сотрудника ОВД, журналиста, судьи, адвоката? Раскрыть, в чем своеобразие профессиональной морали, ее отличие от общей морали, какое практическое значение имеет выделение профессиональной морали для деятельности ОВД.

Далее следует подчеркнуть, что под словом «этика» нередко подразумевают саму нравственную практику. Отметить, что полицейская этика в строгом смысле слова не является профессиональной и относится к числу частно- этических теорий (воинская этика, партийная, спортивная). В полиции (ОВД) есть свои профессии (следователь, инспектор ГИБДД, участковый уполномоченный, оперативный сотрудник, эксперт-криминалист и др.), которые подпадают под понятие профессиональная этика.

Следует подчеркнуть, что этика сотрудника ОВД базируется на таких категориях как профессиональный долг, достоинство и честь, поскольку объектом его профессиональной деятельности выступает человек (как законопослушный, так и правонарушитель и преступник). Подробно о базовых категориях профессиональной этики сотрудников ОВД речь пойдет в последующей теме курса.

Варианты ситуаций для работы комиссий

1. Сотрудник недостойно ведёт себя в быту (грубо относится к жене, не занимается воспитанием детей, унижает соседей и т.д.).

2. Сотрудник без ведома и разрешения начальника в служебное время уехал на охоту (рыбалку), оставив службу на 2-3 дня.

3. Сотрудница потеряла удостоверение личности.

4. Участковый уполномоченный полиции был уличен в получении взятки при осуществлении паспортного контроля.

5. Сотрудник утратил интерес к службе, не проявляет инициативу, решает служебные задачи формально, создаёт видимость работы, занимается очковтирательством.

6. Сотрудник, находясь в резерве на выдвижение и не будучи назначенным на обозначенную должность, пытается всячески дискредитировать назначенного коллегу.

7. Сотрудник, находясь на службе, физически оскорбил гражданина, который подал жалобу в службу собственной безопасности.

8. Молодой сотрудник устроил пьяный дебош в ведомственном общежитии.

Курсанты (слушатели) могут сами выбрать ситуацию для работы или предложить свою тему.

Курсанты (слушатели) должны быть готовы назвать, какие аморальные качества, способствовали тому или иному проступку сотрудников.

При оценке работы комиссии преподаватель учитывает количество применяемых моральных средств воздействия на виновного, моральную оценку провинившегося, морально-психологический климат в комиссии, работу каждого из её членов с точки зрения знания ими нормативных документов.

П Л А Н

1. Всегда ли у сотрудника есть возможность морального выбора? Если да, то чем это обусловлено, если нет, то почему?

2. Что больше влияет на возможность морального выбора: объективные условия или субъективные причины?

3. Каковы пределы морального выбора? Как их определить и чем они обусловлены?

4. Возможен ли моральный выбор:

· В условиях жесткой регламентации обязанностей сотрудников и строгого соблюдения субординации их отношений?

· При выполнении конкретного приказа начальника?

· Если сотрудник не получает от руководства объяснения причин, на основании которых ему приказано совершить поступок?

· Если он считает, что выполнение приказа будет при всех вариантах иметь аморальные последствия?

Занятие сопровождается показом и обсуждением видеофильма, отражающего проблемы морального выбора в служебной деятельности

 

См. Приложение 1.

П р и м е ч а н и е.

Контрольная работа выполняется в сроки, установленные управлением учебно-методической работы Московского университета МВД России. Написание контрольной работы предшествует сдаче экзамена. Слушатель, по результатам проверки контрольной работы получивший «незачтено» (или - не представивший своевременно свою работу), к сдаче экзамена по профессиональной этике сотрудников органов внутренних дел – не допускается.

Контрольная работа оформляется следующим образом: 1) титульный лист (содержит название темы и фамилию автора); 2) подробный план (перечисляются все части, разделы, вопросы контрольной работы); 3) вступительная часть или введение (обосновывается актуальность выбранной темы); 4) основное содержание (раскрытие темы - на основании составленного плана); 5) заключение или выводы; 6) список использованной литературы, источников.

 

Темы рефератов

по учебной дисциплине «Профессиональная этика»

Для очной формы обучения

1. Этическое содержание уголовно-процессуального законодательства.

2. Моральный аспект процесса предварительного расследования.

3. Нравственная обусловленность уголовного права.

4. Этические основы следственной деятельности.

5. Моральные пределы применения уголовно-процессуальных и уголовных норм.

6. Тождество и различие справедливости и законности в правоприменительной практике.

7. Специфика моральных норм сотрудников органов внутренних дел.

8. Этика и этикет контингента исправительных учреждений.

9. Особенности морали представителей криминальной среды.

10. Моральное содержание конфликта преступника и потерпевшего

11. Общее и особенное в этике взаимодействия следедователя с потерпевшими, свидетелями и подозреваемыми.

12. Проблема истинного и ложного понимания долга сотрудников правоохранительных органов.

13. Категория достоинства в отношениях сотрудника полиции и гражданина.

14. Морально-правовое содержание понятия гражданского достоинства.

15. Проблема истинного и ложного понимания чести мундира.

16. Государство как институт ограничения насилия: этический анализ.

17. Нравственное содержание и пределы применимости принципа равного возмездия (талиона).

18. Мораль религиозная и светская: общее и особенное.

19. Социальная и природная обусловленность эстетического регулятора человеческой деятельности.

20. Правоохранительная деятельность как вид государственного принуждения: этический анализ.

21. Моральный выбор в деятельности следователя.

22. Моральные конфликты в служебных коллективах ОВД: причины возникновения и пути разрешения.

23. Нравственно-правовые пределы разрешимости моральных конфликтов в служебных коллективах ОВД.

24. Фактор риска в ситуации морального выбора в правоохранительной деятельности

25. Честь офицера и честь мундира: тождество и различия

26. Учет этнической, конфессиональной и региональной специфики моральных норм в деятельности правоохранительных органов

27. Проблема логического построения системы категорий деонтологической этики

28. Сущность и предупреждение профессиональной деформации личности сотрудника полиции

29. Этические проблемы взаимодействия сотрудника полиции с представителями суда и прокуратуры

30. Коллективизм и индивидуализм в деятельности сотрудников полиции

31. Проблема целей и средств в следственной практике

32. Правовые и этические начала в деятельности руководителя полицейского подразделения

33. Морально-правовые рамки участия органов внутренних дел в политическом процессе

34. Компромисс в деятельности сотрудника полиции: этический анализ

35. Представители русской философии (Л.Толстой, И.Ильин, Н.Бердяев) о сопротивлении злу силой

36. Современное правовое звучание этических воззрений Аристотеля

37. Сравнительный анализ представлений о добре и зле в вероучениях основных мировых религий

38. Общее и особенное в системах нравственных ценностей западной и восточной цивилизаций

39. Специфика тоталитарной морали

40. Категорический нравственный императив: сущность, интерпретации, границы применимости

 

 

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.