|
Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников ОВД.Цель занятия: раскрыть понятие морального выбора, его роль в поведении и деятельности сотрудников ОВД; закрепить теоретические положения темы в процессе анализа полицейской практики; показать возможности морального выбора в зависимости от нравственной культуры сотрудников и правовой регламентации их деятельности и поведения. Семинар - 2 часа П Л А Н 1. Сущность и структура морального выбора. 2. Проблема морального выбора в служебной деятельности сотрудника полиции.
Темы докладов 1. Героические поступки сотрудников ОВД как проявление моральной свободы и ответственности. 2. Объективные условия и субъективные предпосылки правильного морального выбора. 3. Нравственная свобода и моральная ответственность в поведении и деятельности сотрудников. Основная литература Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД. М.: Издательство Издательство «Щит-М», 2009. Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. –М.: Московский университет МВД, 2008. Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. - М.: Издательство «Щит-М», 2005. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» /(В.Я.Кикоть и др.); под ред. В.Я.Кикотя.- М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2011. Дополнительная литература
Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник/ под ред. В.Я Кикотя. -М.: ЦОКР МВД России, 2009.
Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие/ под ред. В.Я.Кикотя.- М.: ЦОКР МВД России, 2009. Нравственно-патриотическое воспитание курсантов Московского университета МВД России – фундаментальная основа подготовки высокопрофессиональных специалистов органов внутренних дел: Научно-практическое издание. / Под ред. генерал-лейтенанта милиции Н.В.Румянцева и профессора С.С.Пылёва.- М.: Издательство «Щит-М»; 2009. Традиции и новации духовно-нравственного и патриотического воспитания современной российской молодёжи: материалы научно-практической конференции. / Под ред. проф. В.И.Чернышова.- Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2011.
Методические рекомендации Первый вопрос. Дать определение морального выбора, показать объективные и субъективные условия его осуществления; раскрыть структуру морального выбора, его связь с нравственной культурой личности. Показать сущность нравственной свободы и моральной ответственности; осветить диалектическую взаимосвязь этих понятий; проанализировать проявление свободы и ответственности личности на примерах из практики ОВД, художественных произведений, теле – и кинофильмов на полицейскую тематику. Второй вопрос желательно посвятить раскрытию механизма морального выбора, соотношению свободы, необходимости и ответственности в выборе линии поведения сотрудника, его поступков, средств достижения цели. Следует также показать связь внешних условий деятельности и нравственной культуры сотрудника, моральных требований права при принятии решений и совершении действий. Необходимо обратить внимание на то, что моральный выбор может быть ситуационным, т.е. связанным с конкретным выбором поведения из двух и более возможных вариантов, и устойчивым, традиционным, типичным, выработанным жизненным опытом, основанным на принципах поведения и деятельности сотрудника. Обязательно следует показать, как сложность или ошибочность выбора влияют на поведение человека, как выбор, основанный на отходе от принципов, диктуемых служебным долгом, ведет к деформации личности сотрудника полиции и моральным конфликтам в служебном коллективе. Практические занятия – 4 часа Цель занятия: Используя учебный материал, художественную и мемуарную литературу, опыт работы сотрудников ОВД, свои жизненные наблюдения, показать, какую роль играют моральный фактор и моральный выбор в жизнедеятельности органов внутренних дел; подкрепить теоретические положения конкретными примерами, сделать их разбор. Деловая игра: Работа комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике - 2 ч. Цели занятия: 1. закрепить знания, полученные на лекции, семинаре и в процессе самостоятельной работы по данной теме; 2. выработать навыки применения полученных знаний на практике; 3. дать возможность курсантам (слушателям проявить свои моральные качества в ходе деловой игры. Литература для подготовки и проведения деловой игры: 1. Распоряжение министра внутренних дел РФ от 18.12.2007 г. № 1/9976 «О повышении роли и ответственности руководителей… системы МВД России за состояние служебной дисциплины и законности среди личного состава». 2. Методические рекомендации по организации работы комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике. Утверждены 18.07. 2008, № 1/5370. 3. Типовое положение о комиссии… по служебной дисциплине и профессиональной этике. Приказ МВД РФ от 27.07.2009, № 579. 4. Т.Е.Иванова. Организация работы комиссий по служебной дисциплине и профессиональной этике. – Вестник кадровой политики. 2009, № 4(8). 5. Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД. М., 2009.
Порядок подготовки и проведения деловой игры. 1. Накануне деловой игры курсанты (слушатели внимательно изучают Типовое положение о комиссии… по служебной дисциплине и профессиональной этике, а также другие документы и материалы об этом институте. 2. На предыдущем практическом занятии по данной теме (или ранее) преподаватель создает из курсантов (слушателей) учебного взвода несколько комиссий (3-5) в составе председателя, его заместителя, секретаря и 3-5 членов. Курсанты (слушатели) должны знать, кто входит в состав комиссии по должностному статусу, их права и обязанности, формы учёта работы. 3. Преподаватель закрепляет за каждой комиссией тему предстоящего разбора (обсуждения) провинившегося сотрудника. 4. При подготовке к занятию каждая комиссия рассматривает предложенную тему и составляет протокол для их обсуждения в ходе деловой игры. 5. На занятии все курсанты (слушатели) участвуют в оценке работы комиссий, предлагают свои варианты решений, учитывая моральный облик провинившегося, мотивы его действий, используемые им средства, последствия проступка для ОВД и самого сотрудника, причины морального выбора конкретного поступка. 6. В качестве объекта обсуждения могут быть курсант (слушатель) назначенный преподавателем или избранный самой комиссией из своего состава. Сотруднику, нарушившему служебную дисциплину или нормы профессиональной этики представляется право объяснить причины своего проступка, признать вину или защитить своё поведение какими-либо аргументами. Время рассмотрения и обсуждения работы каждой комиссии 15-20 мин. Варианты ситуаций для работы комиссий 1. Сотрудник недостойно ведёт себя в быту (грубо относится к жене, не занимается воспитанием детей, унижает соседей и т.д.). 2. Сотрудник без ведома и разрешения начальника в служебное время уехал на охоту (рыбалку), оставив службу на 2-3 дня. 3. Сотрудница потеряла удостоверение личности. 4. Участковый уполномоченный полиции был уличен в получении взятки при осуществлении паспортного контроля. 5. Сотрудник утратил интерес к службе, не проявляет инициативу, решает служебные задачи формально, создаёт видимость работы, занимается очковтирательством. 6. Сотрудник, находясь в резерве на выдвижение и не будучи назначенным на обозначенную должность, пытается всячески дискредитировать назначенного коллегу. 7. Сотрудник, находясь на службе, физически оскорбил гражданина, который подал жалобу в службу собственной безопасности. 8. Молодой сотрудник устроил пьяный дебош в ведомственном общежитии. Курсанты (слушатели) могут сами выбрать ситуацию для работы или предложить свою тему. Курсанты (слушатели) должны быть готовы назвать, какие аморальные качества, способствовали тому или иному проступку сотрудников. При оценке работы комиссии преподаватель учитывает количество применяемых моральных средств воздействия на виновного, моральную оценку провинившегося, морально-психологический климат в комиссии, работу каждого из её членов с точки зрения знания ими нормативных документов. П Л А Н 1. Всегда ли у сотрудника есть возможность морального выбора? Если да, то чем это обусловлено, если нет, то почему? 2. Что больше влияет на возможность морального выбора: объективные условия или субъективные причины? 3. Каковы пределы морального выбора? Как их определить и чем они обусловлены? 4. Возможен ли моральный выбор: · В условиях жесткой регламентации обязанностей сотрудников и строгого соблюдения субординации их отношений? · При выполнении конкретного приказа начальника? · Если сотрудник не получает от руководства объяснения причин, на основании которых ему приказано совершить поступок? · Если он считает, что выполнение приказа будет при всех вариантах иметь аморальные последствия? Занятие сопровождается показом и обсуждением видеофильма, отражающего проблемы морального выбора в служебной деятельности
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|