|
Тема 10. Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в ОВДСеминар - 2 часа Цель занятия: На конкретных примерах из практики делового общения сотрудников полиции проработать методику делового общения, соблюдения служебного этикета и этические требования в ситуациях, присущих основным формам делового общения.
П Л А Н 1. Основные принципы и формы делового общения. 2. Этические требования проведения основных форм делового общения. Темы докладов 1. Этика делового общения при контактах с журналистами, участие в интервью, конференциях, публичных встречах. 2. Деловое общение в экстремальных ситуациях. 3. Специфика делового общения при контактах с иностранными гражданами. 4. Этика делового общения в служебном коллективе. 5. Требования служебного этикета при приеме населения.
Основная литература Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД. М.: Издательство Издательство «Щит-М», 2009. Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. –М.: Московский университет МВД, 2008. Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. - М.: Издательство «Щит-М», 2005. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» /(В.Я.Кикоть и др.); под ред. В.Я.Кикотя.- М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2011. Дополнительная литература Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник/ под ред. В.Я Кикотя. -М.: ЦОКР МВД России, 2009.
Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие/ под ред. В.Я.Кикотя.- М.: ЦОКР МВД России, 2009. Нравственно-патриотическое воспитание курсантов Московского университета МВД России – фундаментальная основа подготовки высокопрофессиональных специалистов органов внутренних дел: Научно-практическое издание. / Под ред. генерал-лейтенанта милиции Н.В.Румянцева и профессора С.С.Пылёва.- М.: Издательство «Щит-М»; 2009. Традиции и новации духовно-нравственного и патриотического воспитания современной российской молодёжи: материалы научно-практической конференции. / Под ред. проф. В.И.Чернышова.- Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2011.
Методические рекомендации По первому вопросу необходимо (как и при рассмотрении остальных вопросов темы) не ограничиваться простым перечислением принципов и форм делового общения, но постараться вскрыть проблемы и ошибки, могущие иметь место при деловых контактах. Так, например, при рассмотрении этического принципа: «в основе делового контакта лежат интересы дела», необходимо проанализировать взаимосвязь интересов дела и личной заинтересованности сотрудника в результате этого контакта. При этом желательно использовать примеры из практики служебной деятельности сотрудников полиции. Как известно, соблюдение требований этики и этикета, реализуемых при деловом общении, оказывает весьма существенное воздействие на конечный результат общения. Поэтому помимо анализа различных как позитивных, так и негативных последствий той или иной ситуации делового контакта, необходимо затронуть и те случаи, когда допускаются нарушения нижнего порога правовой и нравственной допустимости. По второму вопросу рекомендуется рассмотреть основные этические требования к основным формам делового общения: а) при определении всех этапов деловой беседы, при построении модели беседы особенное внимание уделить ее первому этапу - подготовке к беседе и тщательно проанализировать все ее элементы: планирование, оперативную подготовку, подбор средств, определяющих эффективность беседы, продумывание структуры беседы, ее содержания и, наконец, ее репетицию - мысленную или устную в форме диалога. Необходимо также рассмотреть приемы и формы доказательной аргументации и контраргументации. б) рекомендуется проанализировать 3 типа совещаний: директивные, инструктивные и информационные, а также 3 их вида: оперативные, проблемные и итоговые. В каждом из них следует вычленить основные элементы и цели, а также определить обязанности ответственных за исполнение этих элементов. Необходимо также уяснить все аспекты процедуры проведения совещаний, особенно те, которые относятся к рабочим моментам деятельности организатора совещания. При анализе проведения пресс-конференции нужно уделить внимание всем значащим ее элементам, находящимся, прежде всего в компетенции организатора конференции: тема конференции, распределение «ролей» между членами его команды и их инструктаж, культура речи и внешнего вида, мимика, жестикуляция, тон, вступительное и заключительное слово (домашняя заготовка), возможные «провокационные» вопросы и ответы на них; в) желательно основное внимание уделить характеристике требований к деловому контакту по телефону и их несоблюдения в практике служебной деятельности сотрудников. Если кого-нибудь смущает такая постановка в силу отсутствия служебного опыта, то стоит напомнить, что человек на службе, как правило, в своем поведении «грешит» тем же, что и вне ее: телефонный разговор осуществляет стихийно, без необходимой к нему подготовки, не имеет под рукой нужных материалов для разговора, говорит грубоватым тоном, не располагающим собеседника к передаче информации злоупотребляет временем и т.п.; г) разговор о культуре письменной речи и вообще о грамотности курсантов следует помнить, что составление служебных документов и ведение деловой переписки занимает в жизни сотрудника полиции значительную, а то и преимущественную часть служебной деятельности и что грамотно (или неграмотно) составленный документ оказывает самое существенное воздействие на авторитет сотрудника и на его служебный рост, не говоря уже о его значимости для успешного осуществления служебных задач, которые (это нелишне отметить) зачастую определяют судьбы людей. Далее надо остановиться на специфике служебных документов: их строгой формализованности, лаконичности, четкости, однозначности языка и др. Необходимо дать краткую характеристику каждого вида служебных документов, разделяющихся на инструктивно-распорядительные, справочные, оперативные и организационные. Наконец, следует проанализировать требования, предъявляемые к деловой переписке и охарактеризовать реквизиты делового письма.
Практическое занятие - 4 часа Цель занятия: Используя материалы учебных фильмов, практически подготовить курсантов к организации и проведению делового совещания, встречи, брифинга, конференции. Обратить их внимание на типичные ошибки, допускаемые при подготовке и проведении этих мероприятий. Совместно с учебной группой разработать оптимальную модель, охватывающую основные аспекты проведения деловой встречи: определение целей, формулировку тематики и проблематики встречи, разработку «домашних заготовок» по вступительному и заключительному слову, техническое обеспечение и т.д.
План-сценарий
1. Анализ наиболее характерных поведенческих ситуаций, нахождение ошибок. 2. Определение оптимальных форм поведения: а) При вступлении в контакт ведущего (ведущих) и аудитории; б) При возникновении «острых ситуаций»; в) «Парирование» попыток создать неблагожелательную атмосферу; г) Пути и способы закрепления положительной информации: д) Подготовка концовки, направленной на создание общего положительного впечатления от состоявшегося делового общения, желание продолжить данный разговор. Практическое занятие предусматривает также просмотр о обсуждение художественных кино и телефильмов, отражающих этикет служебного общения сотрудников ОВД. 3. Оформление письменных документов (объяснительная записка, рапорт. Повестка в ОВД, протокол осмотра места происшествия и др.). См. Приложение 1. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|