Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СТРУКТУРА ЖЕНСКОЙ ТЕМЫ В ТЕКСТАХ РУСИ





(ЧАСТНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ)

Тексты древней Руси раскрывают взаимосвязь между частными и общественными явлениями в жизни женщины. Женщина оказывала влияние на общественные процессы. Ее влияние было положительным: она добивается мира, спасает, исцеляет, помогает. Очевидна направленность женщины к добру, миру и жизни.

Ярчайшей личностью в истории Руси была великая княгиня Ольга. Ее жизнь, судьба и деяния нашли отражение в нескольких текстах Руси, первым из которых является «Повесть временных лет», где ей посвящено несколько летописных статей, охватывающих период с 945 по 969 годы. Для Ольги важными были ее отношения с сыном, складывавшиеся порой очень сложно. Принятие Ольгой христианства стало важным шагом как для нее, так и для государства. Частное явление личной жизни женщины стало решающим событием в истории России. Ольга предопределила развитие русского государства на века. Именно она благодаря принятию христианства и мудрому правлению стала выразителем народного самосознания. Этот шаг привел к конфликту матери и сына. Княгиня много раз убеждала сына принять христианство: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь – будешь радоваться». Святослав не слушал ее и отговаривался: «Как мне одному принять новую веру, если дружина моя станет надо мною смеяться?» Ольга хочет спасти не просто сына, но наследника княжеской власти. Ею руководят и материнские чувства, и политический интерес. Ольга хотела, чтобы именно Святослав сделал то, что позже осуществил Владимир – крестил Русь. Важно отметить исключительно мирный характер правления Ольги. Только один раз Ольга воевала – когда мстила древлянам за смерть Игоря. В дальнейшем все государственные дела она решала с помощью дипломатии, что позволило молодому государству окрепнуть, возмужать и набраться сил для дальнейших свершений.

Благодаря вмешательству женщины, а именно матери Владимира Мономаха, удалось на время остановить междоусобную войну. Эта женщина появляется в произведении в самый сложный момент – когда русские князья находятся на грани междоусобной войны, в то время как Руси угрожали половцы: «На следующее утро собрались они перейти через Днепр на Святополка,Святополк же хотел бежать из Киева, и не дали ему киевляне бежать, но послали вдову Всеволодову и митрополита Николу к Владимиру, говоря: «Молим, княже, тебя и братьев твоих, не погубите Русской земли». Мать Мономаха обращается не просто к сыну, но к князю, в руках которого судьба Руси. Она выступает вместе с митрополитом, и эта связь не случайна. Это придает данному событию государственный политический масштаб.

ТекстыРуси зафиксировали ситуации, когда общественные процессы неумолимо вмешивались в личную жизнь женщины, разрушали ее мир. Такова судьба матери Феодосия Печерского – персонажа «Жития Феодосия Печерского», написанного в XI в. монахом Нестором. Феодосий стремится стать монахом, но мать препятствует ему, желая, чтобы он вернулся к обычному образу жизни. Она препятствовала ему, т.к. очень любила своего сына: «А потом, сжалившись над ним, снова принялась с мольбами уговаривать его, чтобы не покидал ее, ибо очень его любила, больше всех других, и не мыслила жизни без него». Родители Феодосия христиане, но в характере его матери автор отразил языческие черты: она груба, напориста, действует силой. В то же время сын является выразителем христианского поведения: он обращен к Богу, Феодосий проявляет смирение и кротость в своем служении. Мать принимает сторону сына и, ради возможности жить рядом с ним, постригается в монахини. Принятие Русью христианства стало важнейшим историческим этапом в развитии государства. Оно принесло с собой коренные изменения в жизни общества и мировоззрении людей.

Большое значение для понимания рассматриваемой проблемы имеет судьба Ярославны, супруги князя Игоря из «Слова о полку Игореве», которое сейчас датируется концом XII – началом XIII в. Постоянные войны, которые вела Русь, отнимали у женщин мужей, сыновей, братьев и отцов. Муж Ярославны попал в плен к печенегам, ему грозит смерть. Личная трагедия этой женщины – не только ее горе, но и горе всей Русской земли. Ярославна переживает драму, касавшуюся всех людей того времени. Плач Ярославны вызволяет Игоря из плена. От смерти она спасла не просто мужа, но князя русского.

Во все времена существовала проблема социального различия людей. Женщина, обладающая мудростью, сильной волей, терпением, может преодолеть сложные жизненные ситуации. Таким характером обладала Феврония. Она была простой крестьянской девушкой, когда взялась излечить муромского князя Петра от недуга. Феврония лечила не физический недуг князя, а его душу, погибающую из–за гордыни и самоуверенности Петра. «Повесть о Петре и Февронии» – первое произведение Руси, где показано непростое положение крестьянской девушки, которая по воле обстоятельств оказалась в высшем, правящем слое общества. Окружающие Петра люди не приняли Февронию, из–за чего она и была изгнана из города. Ее муж последовал за ней, но он сомневался в правильности своего выбора. Сколько же понадобилось Февронии мудрости, женского такта и терпения, чтобы вселить в князя надежду. Наконец, супруги решают принять монашество. «Факты совместного пострижения мужа и жены в монашество, неоднократно отмечавшиеся русскими летописями, хорошо согласовались с обеими сторонами православной концепции: супружеской любовью и готовностью к самоотречению во имя божественных идеалов»[67]. Феврония, благодаря своим способностям, оказалась способной влиять на ситуацию и общественный уклад жизни.

Важнейшим произведением литературы XVII в. стало «Житие протопопа Аввакума», написанное самим Аввакумом. Примечательна судьба жены Аввакума Анастасии Марковны, которая разделила со своим мужем все тяготы изгнания и ссылки.

В характере Анастасии Марковны отразились те лучшие черты, которые были воспеты в русской женщине еще автором «Слова о полку Игореве»: преданность любимому человеку, огромная сила духа, готовность пережить вместе с мужем все несчастья. Анастасия Марковна олицетворяет семейное начало, домашний, бытовой уклад, особенно важный для Аввакума. Это тот старый быт, старый уклад, который он защищает от разрушения, от реформирования его в духе Европы, западных новшеств, пришедших в Россию в XVII в. после Смутного времени. Анастасия Марковна в житии – символ старого быта, его стойкости и приоритетов. Образ женщины выходит за рамки жены, матери, хозяйки, становится олицетворением пласта культуры, движения, получившего название «старообрядчество».

Женщина не замыкалась в кругу домашних забот, она оказывала влияние на все основные аспекты общественной жизни древней Руси: государственные и военные дела, политику, вопросы религии.

Ю.В. Линник

Петрозаводск, Карельская государственная педагогическая академия

ФИЛОСОФИЯ РУССКОЙ МАТРЁШКИ

В зависимости от контекста, задаваемого матрёшке, её символизм получает разные оттенки: 1) для русскогочеловека она означает неизбывность жизни – витальную бесконечность её умножения – череду поколений; 2) в масштабе всей Ойкумены матрёшка образно воплощает новое миропонимание, связанное с фрактальной парадигмой – метафорически моделирует многоуровневый, иерархично устроенный Универсум. Оба смысла коррелируют. За ними стоит общий архетип. Содержательное наполнение меняется, но инвариантной остаётся структура, изоморфные системы. Матрёшка входит в этот ряд.

Матрёшка кажется имманентной русской культуре – видится её исконный атрибут, имеющий глубокие корни в народном менталитете. Восприятие её как чего–то изначального, древнего есть свидетельство её органичности, доподлинности. Матрёшка отозвалась в глубинах бессознательного, была ассимилирована им как что–то своё, безусловно родное, существовавшее на Руси испокон веков. Несмотря на историческую молодость матрёшки, её генезис уже мифологизирован, где конкурируют две гипотезы: 1) матрёшка имеет автохтонное происхождение – она является обычной модификацией разъёмных пасхальных яиц, традиция изготовления которых достигла пика совершенства в изделиях фирмы К. Фаберже; 2) толчком к созданию матрёшки стали экзотические японские куклы – Дарума и Фукурума.

В матрёшке пересеклись две стилистики – русская и японская. Существует предположение, что первую матрёшку расписал С.В. Малютин, коллега Н.К. Рериха по «Миру искусства». На родоначальнице матрёшек лежит напечатление серебряного века и стиля модерн – она смотрится на фоне Талашкино и Абрамцево. В 1890 г. в усадьбу Абрамцево попала кукла Фукурумы, заинтриговавшая участников мамонтовского кружка; потом эта же кукла нашлась в Москве по адресу Леонтьевский переулок, 7, где находился магазин–мастерская «Детское воспитание»; особый интерес к ней проявила хозяйка заведения Мария Александровна Мамонтова, жена Анатолия Ивановича Мамонтова, брата легендарного Саввы Ивановича Мамонтова – она и инициировала создание матрёшки, вовлёкши в это дело художника С.В. Малютина и токаря В.П. Звёздочкина.

Предыстория матрёшки такова. Архетип Мирового Яйца созвучен Идее Вложенных Структур. Для периода мезолита характерно обилие заболоченных поверхностей. Много водоплавающей птицы – это объект внимания и охоты. Сочетание этих обстоятельств сделало её центральным персонажем космогонических мифов. «Калевала» начинается с рассказа о претворении утиного яйца в космос. Яйцо стало главенствующим символом в Ойкумене. Оно читалось как знак, указующий на непрерывность жизни. Кощей Бессмертный говорит о месте своей гибели: «там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце смерть» [68]. Реализация Идеи Вложенных Миров! Отец русской матрёшки – В.П. Звёздочкин – родился на подольской земле. Кустари–токари давно делали игрушки–вкладыши. В 1900 г. сотворённая им матрёшка снискала успех на Всемирной выставке в Париже. Со временем её слава станет планетарной.

Храм Василия Блаженного и семёновская матрёшка: их соположенность кажется естественной. В обоих случаях запечатлена избыточность жизни, её вегетативная мощь и цветение; восславляется плодородие, чадородие. Органическое начало, несущее в себе бессмертие, осмыслено эстетически. В игрушке воплощена философия рода – его заявка на продолжение. Внутри матрёшки таится целое семейство: дети–погодки. Здесь метафорически указуется на позвенную связь поколений. В матрёшке воспета непрерывность жизни. Через посредничество игрушки понимается и чувствуется мироощущение русского крестьянства. Репродуктивная магия ощущается в матрёшке. Крестьянский двор как совокупность – люди, животные, пахота – должен воспроизводиться во времени. Матрёшка несёт в себе код этого самоповторения, его образную формулу, в неё заложена программа умножения, прироста.

Матрёшка возникла в канун крушения крестьянской культуры. Внутри северной крестьянской избы, если одновременно смотреть поэтически и системно, обнаруживается подобие матрёшки. Бабушка–мать–дочь–её кукла: Идея Вложенных Структур получает манифестацию. Семья устроена фрактально; матрёшка – её метафора. Сельский дом и матрёшка связаны взаимно–однозначным соответствием – модельно представляют друг друга. Матрёшка рассматривается как метафора потенциальной, прибывающей и перерастающей себя, биологической в своей сути бесконечности. Она направлена вглубь, вширь, устремляет в микро– и мегамир. Гомеомерии Анаксагора устроены как матрёшки, они реализуют максималистский, экстремальный для познавательных возможностей, ультра–парадоксальный принцип всё во всём. В основе Вселенной И. Ламберта и матрёшки лежит один архетип. Мир у немецкого космолога трёхуровневый. В свою модель И. Ламберт заложил неограниченную экстраполябельность. Матрёшка–Матрёна–Матрона–Матри: в этих именах один корень – одна сущность. Она вносит вклад в культ Матери Мира – является своеобычной иконой, передающей самые сокровенные сущностные черты.

Психоанализ показал: память материнского лона – первой экониши – продолжает жить в бессознательном. Матрёшка инициирует тонкие, неглаголемые переживания.Она возвращает в некий идеальный космический матриархат, где нет жестокости и насилия – там царят любовь и взаимность.

Не является ли матрёшка знаком неоматриархата или эпохи Третьего Завета? Серебряный век жил этими чаяниями. Он ощутил: асимметрия между Патри и Матри – резкое смещение в сторону мужского начала – грозит человечеству величайшими потерями. Надо восстановить гармонию. Матрёшка вносит вклад в достижение этой цели. Гендерная проблематика возникла не вчера. Важно подчеркнуть её ценностные аспекты. Предпочтения в этой сфере субъективны, их значимость для культуры огромна. Своеобразную проекцию эта дилемма имеет внутри истории преформизма.

Спор анималькулистов и овистов. Сходясь в том, что в зародыше целокупно представлен организм, противостоя сторонникам эпигенеза, постепенного развития, они разную роль придавали сперматозоиду и яйцеклетке.

Матрёшка – это рекурсия. Игровая, фрактальная по своей природе, уводящая в бесконечность, мажорная и оптимистическая рекурсия. Тезаурус матрёшки неисчерпаем. Это беспрецедентно.

 

Раздел 11. ЧАСТНОЕ и ОБЩЕСТВЕННОЕ В ЖИЗНИ Женщин и мужчин Западной Европы в Новое и Новейшее время

 

О.В. Саламатова

Архангельск, Северный Арктический Федеральный Университет







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.