Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЖЕНЩИНЫ В КАЧЕСТВЕ HOMO POLITICUS В «ИСТОРИИ АНГЛИИ ОТ ВТОРЖЕНИЯ ЮЛИЯ ЦЕЗАРЯ ДО РЕВОЛЮЦИИ 1688 Г.» Д. ЮМА





Аспектом исследования исторических трудов позднего Просвещения является выявление особенностей авторской стратегии, ориентированной на легитимацию процесса самореализации женщин. Из макроисторий эпохи Просвещения, насыщенной женскими правлениями, является труд Д. Юма «История Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688 г.».

Д. Юм родился при королеве Анне, последней из династии Стюартов, трехлетним встретил наступление эры правителей–мужчин, Георгов из Ганноверской династии, завершив жизнь при третьем из них. Анализ подхода к проблеме рассматривается с учетом роли, которую женские правления сыграли в макроструктуре труда, на уровне микроструктуры нарратива, исходя из рубрик на полях, определявших организацию текста, непосредственно в тексте, включая примечания.

На уровень макроструктуры Д. Юмом были выведены две королевы: Мария Тюдор и Елизавета I. Имя Марии Тюдор значилось в названиях 2–х глав[82]. Лидерство Елизаветы I представляется внушительным при сопоставлении с правителями–мужчинами: в макроструктуре труда из 71 главы ее правлению Д. Юм отвел 7 глав[83] и 1 из 4–х Приложений[84], правлению Карла I, лидировавшего в «Истории» представителя сильного пола, автором было отведено 10 глав. В 10 из 75 структурных единиц текста «Истории Англии» излагаются события, определявшиеся спецификой властвования коронованных женщин.

Микроструктура труда Д. Юма расширяет перечень представительниц политической элиты, чьи претензии сказались на развитии политической сферы. Определить «женскую долю» можно при сопоставлении с «мужской», в таблице приводятся данные по правительницам и правителям.

В качестве претенденток на участие в политике фигурируют королева Матильда[85], Джейн Грей[86], Мария Тюдор[87], принцесса Анна Стюарт, упомянутая в связи с событиями Славной революции[88]. Максимальный след оставили две королевы: шотландская королева Мария Стюарт и английская королева Елизавета Тюдор. Историк отразил противостояние в серии рубрик[89]. Гендерным эпицентром труда стала вторая половина XVI – начало XVII в.: тогда пришелся максимум политической активности женщин, что нашло отражение в микроструктуре нарратива.

Отмечены Д. Юмом другие женщины, принадлежавшие к королевской семье, не причастные к управлению: выделены немилость, суд, казнь Анны Болейн[90]. Выделена рубрика о характере королевы – жены Карла I[91]. Особыми рубриками отмечена смерть королев[92]. Заняли место упоминания о брачных союзах и разводах[93], что пополнило список представительниц политической элиты.

Историк зафиксировал варианты политической активности представительниц королевской династии, им упомянуты факты сохранения власти в руках вдов после смерти правителей[94], отмечено участие женщин в политических убийствах[95], выделен мужской дух некоторых из них[96]. Значительным для этого периода Д. Юм признавал влияние женщин на установление контактов с континентальной Европой в связи с их ролью в распространении христианства. Он подчеркнул, что женитьба Этельберта на Берте и принятие им христианства, положили начало связям его подданных с французами, итальянцами и другими народами континента[97]. Упомянув о принцессах, способствовавших утверждению христианства в королевствах Британии, Д. Юм подчеркнул, что женщинам принадлежала заслуга введения христианской доктрины в саксонских королевствах[98].

Время правления Елизаветы Д. Юм называл «веком Елизаветы», подчеркнув значимость его изучения для понимания древнего устройства Англии[99]. Он далек от идеализации её эпохи, полагая, что Елизавета «использовала королевскую власть в манере, противоположной идеям, которыми мы поддерживаем узаконенную конституцию»[100]. Противоречащей простым идеям о праве и справедливости историк признал деятельность чрезвычайных судебных органов времен Елизаветы[101]. Постановления королевы он назвал трудно представимыми где–либо ближе, нежели в Москве[102], подчеркивая, что Елизавета придерживалась тех прерогатив, которые достались ей от предшественников[103].

Воссоздавая историю противостояния Елизаветы Тюдор и Марии Стюарт, историк старался оставаться беспристрастным хроникером. В его «Истории Англии» нет того противопоставления вариантов предсмертного поведения королев, которое просматривается в «Истории Шотландии» шотландского историка В. Робертсона. Елизавета, в политической практике которой, согласно Робертсону, меньше, чем у Марии, проявлений стереотипов женского поведения, умирала, как слабая женщина, мучительно вспоминая казненного за два года до ее смерти графа Эссекса[104]. Смерть Марии была смертью королевы, поведением подчеркивавшей неправедность лишения ее престола[105]. Д. Юм, в отличие от В. Робертсона, особенности ухода Елизаветы подавал как следствие болезни и старости[106].

О значимости династических браков можно судить по детальному анализу обстоятельств женитьбы короля Эдви на его кузине Элгиве, данному в примечаниях к тому 1[107]. Д. Юм оценил значение брака Марии Стюарт, дочери Якова II, и Вильгельма Оранского, подчеркнув, что союз положил начало связям с домом Оранских, имевшим позднее важные следствия для королевства и дома Стюартов[108]. Д. Юм преподносил читателям практику династических браков, присущую королевским домам Европы.

«История Англии» Д. Юма позволяет составить представление о позиции историка по вопросу о роли женщин в политике. Д. Юм доносил до читателей немногое, что сохранили источники о роли женщин в прошлом, выйдя за пределы «мужской» истории. Обращает внимание обстоятельство, что историк не сомневался в правомерности женских правлений. Жесткая характеристика правления Елизаветы Тюдор свидетельствует, что историк не считал возможным предъявлять к женскому правлению иные требования, нежели к традиционному мужскому, что формировало у читателей представление о равноценности, равной ответственности правителей и правительниц за результаты правления.

Ю.Е. Барлова

Ярославль, Ярославский ГПУ им. К.Д.Ушинского

«ДРУЖЕСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА» ДЛЯ ЖЕНЩИН

В БРИТАНИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Малоизученным явлением в истории британской социальной политики являются «дружественные общества» – организации взаимопомощи, создававшиеся средними и низшими слоями. В XIX в. они стали частью «добровольного сектора» социальной помощи, были распространены на территории Англии, Уэльса, Шотландии, Ирландии и США.

Первое определение дружественному обществу дал в конце XVII в. просветитель Д. Дефо в сочинении «Очерк о проектах». Так он понимал «определенное количество людей, заключивших общий договор с целью помочь друг другу в случае несчастья или беды, их постигнувших». Договор предполагал внесение регулярных взносов, в совокупности формирующих фонд. Обстоятельства жизни и уровень доходов «друзей» должны быть схожи, иначе в случае несчастья один получит больше, а другой меньше, чем заплатил»[109], рассматривал общества как кассы взаимопомощи, считал их «лекарством от бедности».

Прообразом дружественных обществ были средневековые гильдии, обеспечивавшие членам помощь при болезни, потере работы или смерти близкого. В основе – идея братства, маскулинная по сути, сохранившая главенство в обществах XVIII–XIX в., определявшая принципы дисциплины и символику. Как пояснял современник важность категории для работы «общества»: «Зачем бакалавру... оплачивать похороны жены соседа? Если он хочет сэкономить, это глупое действие. Но если он видит в соседе брата, который обещал... поддержать его и его семью, то вклад в похороны отвечает и личному интересу, и общественному»[110].

Интересен вопрос о распространении в XVIII–XIX в. женских сообществ, созданных женщинами для помощи женщинам. Дружественные общества Дефо были гендерно–слепыми. Он «поставил вопрос», что общества могут основывать не только мужчины, но и женщины, и первым упомянул о женщинах как потенциальных членах таких обществ, в качестве примера приводя «класс вдов». Дефо отказывал в праве на участие в обществе женам солдат и матросов – те находились в «привилегированном» положении, т.к. у их мужей было больше шансов умереть[111].

Тема женских дружественных обществ (далее—ЖДО) не доисследована в зарубежной историографии. Остаются спорными вопросы источников, позволяющие изучать ЖДО, распространенность обществ в Британии по сравнению с мужскими или гендерно–нейтральными обществами, внутренняя диверсификация ЖДО по социальному составу, целям и характеру деятельности.

Источниками для изучения ЖДО являются парламентские отчеты комиссий по улучшению положения и содержания бедных 1803—1804 и 1813—1815 гг., сохранившиеся уставы и сборники правил, отчеты женских дружественных обществ. Проблему представляют парламентские отчеты, т.к. в идее расследований заложена задача получения свидетельств несовершенства элементов системы. Дружественные общества не соответствовали «критерию несовершенства», представляли механизм социальной помощи. В опросниках, разосланных парламентской комиссией в приход, небольшая анкета была посвящена наличию дружественных обществ, женские общества оказались «спрятанными», т.к. в тексте отчетов не существовало разделения обществ по гендерному признаку, в сносках указывалось, что общество – «женское».

К началу XIX в. ЖДО были многочисленными в Англии и Шотландии[112]. К середине XIX в. ЖДО существовали на всей территории Великобритании и в ряде штатов США. Н. Ридер отмечает связь между распространением ЖДО и возможностями трудоустройства женщин. Их было больше в районах, где был высок процент работающих женщин[113]. Фактором, способствовавшим возникновению ЖДО, явилось наличие «мужского» дружественного общества: женское общество создавалось по его образу в противовес. Обыгрывание идеи «сестринства» говорит в пользу значимости «соревновательного» фактора. Термин отражал евангелистскую риторику; ЖДО формировались в районах, где ко времени возникновения существовали методистские религиозные организации[114].

Вопрос о внутренней классификации ЖДО требует разработки. Мужские общества создавались по шаблону, в основе лежала профессиональная солидарность, они считаются прообразами тред–юнионов, обеспечивавших мужчинам основу для коллективных действий в случае трудовых конфликтов[115]. Женские общества, явствует из названий, правил и декларируемых целей, были клубами, гарантирующими материальную и эмоциональную страховку в несчастьях; несли функции дискуссионных обществ, иные – благотворительных организаций. ЖДО стали «замещением домашнего хозяйства» для одиноких женщин. К 1796 г. каждая из одиноких ткачих Тэвистока состояла в обществе взаимопомощи. Их уставы были религиозно окрашены, пронизаны риторикой пуританизма и евангелистскими лозунгами.

Распространенность ЖДО в индустриальных районах Британии поставила перед исследователями вопрос о степени их радикализма и роли в провоцировании трудовых бунтов и мятежей среди женщин. Из 9 тысяч женщин–членов ЖДО, 6 тысяч проживали в местностях, где в первой половине XIX в. трудовые конфликты случались чаще и носили острый характер[116]. В уставе «Дружественных сестер Манчестера» оговаривалось, что общество «будет штрафовать каждую участницу общества за высказывания и выступления против короля или его правительства, или против конституции этого государства, или будет использовать бунтарский язык»[117].

ЖДО стали одними из элементов «старой» системы социальной помощи, пережившими реформу 1834 г., переориентировавшую систему помощи нуждающимся на «закрытое призрение» в работных домах. Изучение этого явления помогает лучше понять «особость» британской политической культуры, открывает перспективы для социокультурных, политических и гендерных исторических исследований.

Н.Д. Крючкова

Ставрополь, Ставропольский ГУ







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.