Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные области и направления ПФ





Основные области и направления ПФ

Объект ПФ во многом совпадает с другими полит. науками, каждая из которых открывает различные аспекты феномена власти, господства и подчинения, но нуждается в философских обобщениях, а также в использовании философских категорий и смыслов (концептов). В методологическом отношении в ПФ доминирует философское мышление, направленное на поиск и осмысление предельных оснований знания о политике. По этой причине среди направлений ПФ столь заметное место занимают «поддисциплины», связанные с основными философскими теориями: политическая онтология, политическая гносеология, политическая праксиология, политическая аксиология.

 


2. Политическая философия и политическая теория: проблема соотношения ( Сморгунов Л.В. Политическая философия и наука: от конфронтации к взаимовлиянию)

Соотношение политической теории и политической философии

В современном политическом познании отмечается тенденция снятия оппозиционности между политико-философской теорией и теорией в политической науке, исчезает резкая граница между уровнями теоретического политического знания — философского и научного. философия политики и политическая теория взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. повышается методологическое значение философии политического как выявленного смыслов различных научных концепций политики. В современном политическом знании выделяются три теоретических уровня: эмпирическая теория, нормативная теория и философская теория политики.

Эмпирическая полит. теория — традиционная теория, противопоставляющая философию и научное знание. Кристен Монрой (монография «Современная эмпирическая политическая теория» (1997: «эмпирическая полит. теория — содержит утверждения, которые могут быть проверены отсылкой к эмпирическому миру; наоборот, предпосылки и выводы философской теории подтверждаются аргументами или формально принятыми проверочными критериями». Клаус фон Бейме выделяет два направления в эмпирической полит. науке — веберовскую и дюркгеймовскую традиции. Первое преимущественно концентрирует внимание на реконструкции политической реальности в исторической перспективе и работает с типологиями и идеальными типами. Второе направление обращает внимание на моделировании действительности через выявление зависимых и независимых переменных.

Нормативная полит. теория-описывает полит. действительность путем конструирования различных моделей рационального поведения людей в нормативных контекстах, которые рассматриваются как результат договора между людьми. два вида нормативной полит.теории: «формальная теория», или «позитивная теория» и «философская нормативная теория». Фактически под «формальную теорию» подпадает теория общественного выбора и неоинституционализм, проникающие в полит. науку из экономической теории (Уильям Райкер, Питер Ордешук, Терри Мо и др.). «Философская нормативная теория» пытается определить возможности и основания договора людей относительно исходных полит. ценностей (справедливость, равенство, свобода) при определенных рационалистических предпосылках их поведения (Джон Роулс, Роберт Нозик, Майкл Уолцер и др.).

Философская полит.теория понимается по-разному: (1) как интерпретативные суждения о политической жизни; (2) как локальная и объяснительная теория (американский постмодернизм); (3) как умозрительная и рефлективная дисциплина; (4) как моральная и рекомендательная теория.

Основные методологические проблемы - вопрос о том, будет ли политическое познание и его результат практическим, т.е. раскрывать горизонты смысла политических событий, заинтересованно вовлекаться в политический дискурс относительно публичных дел и формировать методологическое пространство человеческих дел.

 

Политическая мысль Аристотеля. Работа «Политика»: основные концепты. Философия среднего элемента.

гос-во-общение, организованное ради общего блага.противопоставляется семье — «общению, естест.путём возникшее для удовлетворения повседневных надобностей».Семья составляет неотъемлемую часть гос-ва. Семья патриархальна с домашние рабами, а глава семьи уподоблен монарху. гос-во образовано естественно, а человека — существо политическое.

Война-средство для приобретения собственности», рабов.

Критикует идеального гос-ва Платона-необходимость сохранения ч/с и семьи.Аргумент: «К тому, что составляет предмет владения большого числа людей, прилагается наименьшая забота». Власть должна принадлежать тем, кто «носит тяжёлое вооружение».

Гражданин — это участник гос-ва (участник суда присяжных и народного собрания). Неграждане — рабы, метеки (иностранцы), ремесленники, а в 7 книге и крестьяне.

По количеству граждан три правильные (на общее благо) формы правления: Царская власть (монархия) — власть принадлежит одному, передана по наследству или избрали. Извращение- тирания. Аристократия — верховная власть у граждан с,ч/с и имеющим в виду высшее благо гос-ва. Извращением аристократии - олигархия (верх.власть у граждан, владеющим ч/с и имеющим в виду выгоды состоятельных граждан.). Полития —ради общей пользы правит большинство. Верх. власть сосредоточена в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет. Наилучшая, т.к. «масса менее подвержена порче» Извращение политии -емократия (имеет в виду не общее благо, а выгоды неимущих, то есть нищих.). В следующей главе он назовёт политию смешением олигархии и демократии.

5 элементов, составляющих государство:Народ (крестьяне, производящие продукты питания);Ремесленники (создают орудия труда);торговцы (обмен и распределение товаров);Чиновники (рационально управляют);Военные — защищают гос-во

население гос-ва состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн надо укреплять средний класс,.

Идея разделения властей в на три части: Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней, Должностной орган, Судебный орган

Одной из причин нестабильности в гос-ве «разноплемённость населения», личные противоречия в среде правящего класса и демагогия, посредством которой один человек способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном. Для укрепления стабильности Аристотель предлагает «возбуждать у граждан разные опасения», а также упрочить власть закона, разделить обязанности и заботиться о воспитании подрастающего поколения.

Различие между демократией и олигархией.

Высшее благо-счастье, а задачи гос-ва: Обеспечение пропитанием,Комфорт,Защита,Достаток,Религиозный культ,Справедливость

гражданам необходим досуг и известная свобода от удовлетворения первичных потребностей для размышления и участия в делах гос-ва.

Дополнительно

Джон. Локк (1632г. -1704г.) сын не богатого участника парламентской армии, студент, а затем преподаватель Оксфорда, он в годы Реставрации как бы вновь проделал путь пройденный многими авторами памфлетов в предреволюционное время в начале гражданской войны–от защиты веры к прямому участию в политике.

Основное политическое произведение Локка- “Два трактата о гражданском правлении”было в значительной мере подготовлено в 1679-1681г. в момент критического обострения отношений между короной и вигами по вопросу о престолонаследии (виги настаивали на исключении из наследования брата короля, католика, герцога Йорского, будущего Якова II.)

Поражение привело к гонениям на вигов. Шефтсбери и Локк оказываются в Голландии. Там происходит их сближение с Вильгельмом Оранским и готовится“Славная Революция”, представляющая собой аристократический переворот, результат сделки между верхушкой буржуазии и новым дворянством. “Славная Революция”передала политическую власть в руки блока этих классов, освободила их от опеки и произвола абсолютизма, но ничего ни сделала для удовлетворения нужд средних слоев населения и эксплуатируемого народа.. “Два трактата о гражданском правлении” - как обоснование новой политической системы.
Политические трактаты Локка преследуют двойную цель:

--Опровержение традиционной Английской теории о всесилии королевской власти и обоснование государственного устройства, отвечающего природе человека. Критика сосредоточенна главным образом в первом трактате. Объектом ее служит Фиммер. При этом Локк широко пользуется всем тем, что накопила богатейшая английская литература XVII в. Отдавая дань традиции, Локк нередко прибегает к теологической аргументации. Но в его мировоззрении очевидно вытеснение религиозности рационализмом.

--Локка считают родоначальником английского свободомысления XVIII в. Единственный законный источник политической власти Локк видит в согласии народа, т. е. в общественном договоре, представляющем методологическую базу всей его политической системы. Локк отличает власть должностного лица над подданными от власти отца над детьми, хозяина над слугами, мужа над женой и господина над рабом, на смешении которых строились концепции сторонников абсолютизма.

--Политической властью, вытекающей из общественного договора, Локк считает право издавать законы и применять для исполнения этих законов силу сообщества. Разграничение разных видов власти, разного рода связей между людьми приводит Локка к проблеме соотношения политической власти и общества гражданина, стоящей в центре всей его теории и противоречащей средневековым концепциям об их единстве, и нерасторжимости.

--Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма. Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. По Джону Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии “нет войны всех против всех”. Господствует равенство, ”при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”. Однако, в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство. Локк особенно акцентирует момент согласия - “ Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа”.

Государство по Джон Локку

--Государство - совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т. е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

--Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, которые они затем передают государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства у Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.
Цель этого объединения – общее благо.

-Вопрос, считал ли сам Локк как и многие другие представители школы естественного права общественный договор историческим фактом или просто пользовались им как рационалистической схемой, методом обоснования определенной политической платформы, остается открытым.

--На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле - отнюдь нелюбое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того закону должны быть присущи стабильность и долговременность действия. Свобода, по Локку–это не анархия, что стремились внушить Филмер и другие сторонки абсолютизма, и гарантия от произвола, она–основа всех других прав человека, ибо, потеряв свободу человек ставит под угрозу свою собственность, благополучие, жизнь. У него нет больше средств их защитить.

--Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется “ управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов”. Законы тогда способствуют достижению “главной и великой цели” государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. “Там, где нет законов, там нет и свободы”.

Право

Власть не может покушаться на неотчуждаемые права граждан. Первым из них Локк считал:

-право собственности –и любое посягательства на него (лишение части собственности, повышения налогов) рассматривалось как проявление деспотизма.

-свобода мнений –. Он полагал, что в сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью. Этот принцип распространяется и на религиозные убеждения, но свобода веры, по его мнению не безгранична, она лимитируется соображениями морали и порядка. Признание свободы совести Локк не распространяет на атеистов, магометан и католиков, он отставал в этом отношении от левеллеров.

-Локк предусматривает особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки своих полномочий, становясь тем самым деспотическим. Его важнейшие компоненты– принципы разделения власти и законности. Что –бы не допускать концентрации власти в руках руководства, которое получило бы тем самым возможность обратить к своей выгоде и создания законов и претворения их в жизнь. Локк предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Это один из важнейших принципов Локка, и он оказал большое влияние на последующую политическую мысль и став одним из главных принципов буржуазной государственности.

--Принципы законности заключаются в том что “ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества”. Он предполагает также четкую законодательную регламентацию структуры, целей и компетенции всех государственных органов. Силой закона по Локку обладает лишь акт законодательного органа, сформированного народом. В тоже время Локк понимает законность не только в формальном смысле, т. е. как соблюдение законов, утвержденных в соответствии с правилами. Он считал, что и сами законодатели не должны нарушать законов природы.

---Наконец, в качестве чрезвычайной меры контроля Локк называет разрыв народом соглашения с правительством. Локк исходит из того, что, вверяя высшую т. е. законодательную власть какому-то органу народ лишается суверенитета“и поэтому все еще остается у народа верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию”. Отсюда право народа на восстание для восстановления попранной правительством свободы. При этом восстание не должно быть актом меньшинства. Признание этого права не приведет по мнению Локка, к разрушению гражданского общества, ибо народ в целом не склонен браться за оружие по пустякам, он верит в здравый смысл суверенного народа и объявляет его единственным судьей в вопросах о том, действует ли власть в соответствии с оказанным ей доверием

Заключение

Локк опирался на труд своих предшественников и современников. Трудно назвать какой-либо тезис Локка, который был бы оригинален. -привел взгляды высказанные до него, в стройную систему, создал целостносную политическую теорию

. Учение Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли 17 в..

 

О законах

отношения справедливости предшествуют установившему их положительному закону. Люди имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них ещё законы, коими определяются отношения всех граждан между собою: это право гражданское.

человек, подобно другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по своим собственным побуждениям человек беспрестанно нарушает и вечные законы природы и изменчивые человеческие законы. Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах, обуславливает необходимость образования государства. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо гражданское состояние (единство воли)

О войне

Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Существовавшее равенство исчезает и начинается война. Каждое общество начинает сознавать свою силу — отсюда состояние войны между народами. Цель войны — победа; цель победы — завоевание; цель завоевания — сохранение. Из этого и предшествующего принципов должны проистекать все законы, образующие международное право.

О духе народа

Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа. законодатель должен сообразоваться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаем свободно и в согласии с нашим природным гением; Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё и основная ценность, отстаиваемая в ней — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

Основные области и направления ПФ

Объект ПФ во многом совпадает с другими полит. науками, каждая из которых открывает различные аспекты феномена власти, господства и подчинения, но нуждается в философских обобщениях, а также в использовании философских категорий и смыслов (концептов). В методологическом отношении в ПФ доминирует философское мышление, направленное на поиск и осмысление предельных оснований знания о политике. По этой причине среди направлений ПФ столь заметное место занимают «поддисциплины», связанные с основными философскими теориями: политическая онтология, политическая гносеология, политическая праксиология, политическая аксиология.

 


2. Политическая философия и политическая теория: проблема соотношения ( Сморгунов Л.В. Политическая философия и наука: от конфронтации к взаимовлиянию)







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.