Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обоснование свободы и либерализма в философии Дж. Локка. Контракционизм. Общественно политический идеал Дж. Локка.





Джон Локк(1632-1704)-англ. философ-материалист. Его Исследования основаны на использовании эмпирического метода познания. Локк: заложил основы либерализма; соглашался с ранее существовавшими идеями народного суверенитета, естест.права и неотчуждаемых свобод личности, возможности народа на законных основаниях восстать против тирана, а также разделял идею общественного договора; разработал доктрину раннебуржуазного либерализма. Естественные права человека не могут быть отчуждены кем-либо (право на жизнь, свободу и собственность).Образовавшееся путем общественного договора гос-во призвано гарантировать неотъемлемость этих прав и быть способным обеспечить безопасность каждому гражданину. Общественный договор определяет форму гос-ва, а также структуру правления (предпочтительнее конституционная монархия).

"О государственном правлении", «Два трактата о гос. правлении" (1690). Первый трактат о государственном правлении поддает критике то суждение, что абсолютная царская власть имеет божественное право. Второй - включает в себя теорию конституционной парламентарной монархии. Этот трактат подвергал обоснованию тот политический строй, который был утвержден в Англии поле 1688 г. В этом труде философ сделал вывод: произошедшая революция (против монархического деспотизма) является верхом справедливости и гражданского разума.

Цель государства-обеспечение естественных прав человека.Государство возникает в результате соглашения людей как гарантия защиты личности и собственности, свободы и равенства. В естественном состоянии отсутствуют органы для назначения наказаний для нарушивших имеющиеся законы. Именно государство призвано беспристрастно разрешать возникшие споры. Совокупность людей, объединяется в одно целое под эгидой государства, которое руководствуется общим для всех законом. При составлении общественного договора люди отказываются от некоторых своих прав, например, от права на самостоятельную самопроизвольную защиту. Обеспечение безопасности каждого гражданина становится привилегией и обязанностью государства.



Естественные права личности-конституционный базис правового порядка.

Человек с рождения наделен неотчуждаемыми правами: право на жизнь, свободу и собственность. А так как эти права не могут быть отчуждены, то власть государства в этом плане ограничивается - оно не всесильно., основополагающей целью политического сообщества и является возможность каждого человека реализовывать и сохранять свои гражданские интересы. --необходимы разделение властей для лучшего обеспечения законности, выбор наилучшей для нации формы правления. Кроме того, народ должен обладать правом на восстание в том случае, если имеется факт злоупотребления властью. Непременными признаками закона являются долговременность действия и стабильность. Закон становится собственно законом только, если он указывает человеку на то поведение, которое не противоречит интересам конкретного человека и при этом находится в соответствии и с интересами всего общества. Законы провозглашается народом. Тот человек (или группа лиц), находящийся у власти, должен управлять государством только в рамках этих установленных большинством законов. Каждый человек, входящий в состав единого политического организма обязан действовать по решению большинства, которое является окончательным решением.

Принцип разделения властей: законодательная власть (парламент);федеративная власть (внешняя политика. монарх и кабинета министров). Верховная власть принадлежит законодательной власти.

Общественный договор определяет форму государства.

Народ обладает более высоким суверенитетом, чем государство.

Локк является автором конституции для Северной Каролины, которую философ написал по рекомендации Шефстбери. Данная конституция была поддержана собранием народных представителей.

"Равенство без уравнивания" - парадоксальная идея Джона Локка. -- не предполагало навязывания уравнивания собственности. -- особо важным является равенство возможностей.

Дополнительно

Джон. Локк (1632г. -1704г. ) сын не богатого участника парламентской армии, студент, а затем преподаватель Оксфорда, он в годы Реставрации как бы вновь проделал путь пройденный многими авторами памфлетов в предреволюционное время в начале гражданской войны–от защиты веры к прямому участию в политике.

Основное политическое произведение Локка- “Два трактата о гражданском правлении”было в значительной мере подготовлено в 1679-1681г. в момент критического обострения отношений между короной и вигами по вопросу о престолонаследии (виги настаивали на исключении из наследования брата короля, католика, герцога Йорского, будущего Якова II. )

Поражение привело к гонениям на вигов. Шефтсбери и Локк оказываются в Голландии. Там происходит их сближение с Вильгельмом Оранским и готовится“Славная Революция”, представляющая собой аристократический переворот, результат сделки между верхушкой буржуазии и новым дворянством. “Славная Революция”передала политическую власть в руки блока этих классов, освободила их от опеки и произвола абсолютизма, но ничего ни сделала для удовлетворения нужд средних слоев населения и эксплуатируемого народа.. “Два трактата о гражданском правлении” - как обоснование новой политической системы.
Политические трактаты Локка преследуют двойную цель:

--Опровержение традиционной Английской теории о всесилии королевской власти и обоснование государственного устройства, отвечающего природе человека. Критика сосредоточенна главным образом в первом трактате. Объектом ее служит Фиммер. При этом Локк широко пользуется всем тем, что накопила богатейшая английская литература XVII в. Отдавая дань традиции, Локк нередко прибегает к теологической аргументации. Но в его мировоззрении очевидно вытеснение религиозности рационализмом.

--Локка считают родоначальником английского свободомысления XVIII в. Единственный законный источник политической власти Локк видит в согласии народа, т. е. в общественном договоре, представляющем методологическую базу всей его политической системы. Локк отличает власть должностного лица над подданными от власти отца над детьми, хозяина над слугами, мужа над женой и господина над рабом, на смешении которых строились концепции сторонников абсолютизма.

--Политической властью, вытекающей из общественного договора, Локк считает право издавать законы и применять для исполнения этих законов силу сообщества. Разграничение разных видов власти, разного рода связей между людьми приводит Локка к проблеме соотношения политической власти и общества гражданина, стоящей в центре всей его теории и противоречащей средневековым концепциям об их единстве, и нерасторжимости.

--Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма. Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. По Джону Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии “нет войны всех против всех”. Господствует равенство, ”при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”. Однако, в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство. Локк особенно акцентирует момент согласия - “ Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа”.

Государство по Джон Локку

--Государство - совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т. е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

--Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, которые они затем передают государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства у Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.
Цель этого объединения – общее благо.

-Вопрос, считал ли сам Локк как и многие другие представители школы естественного права общественный договор историческим фактом или просто пользовались им как рационалистической схемой, методом обоснования определенной политической платформы, остается открытым.

--На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле - отнюдь нелюбое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того закону должны быть присущи стабильность и долговременность действия. Свобода, по Локку–это не анархия, что стремились внушить Филмер и другие сторонки абсолютизма, и гарантия от произвола, она–основа всех других прав человека, ибо, потеряв свободу человек ставит под угрозу свою собственность, благополучие, жизнь. У него нет больше средств их защитить.

--Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется “ управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов”. Законы тогда способствуют достижению “главной и великой цели” государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. “Там, где нет законов, там нет и свободы”.

Право

Власть не может покушаться на неотчуждаемые права граждан. Первым из них Локк считал :

-право собственности –и любое посягательства на него (лишение части собственности, повышения налогов ) рассматривалось как проявление деспотизма.

-свобода мнений –. Он полагал, что в сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью. Этот принцип распространяется и на религиозные убеждения, но свобода веры, по его мнению не безгранична, она лимитируется соображениями морали и порядка. Признание свободы совести Локк не распространяет на атеистов, магометан и католиков, он отставал в этом отношении от левеллеров.

-Локк предусматривает особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки своих полномочий, становясь тем самым деспотическим. Его важнейшие компоненты– принципы разделения власти и законности. Что –бы не допускать концентрации власти в руках руководства, которое получило бы тем самым возможность обратить к своей выгоде и создания законов и претворения их в жизнь. Локк предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Это один из важнейших принципов Локка, и он оказал большое влияние на последующую политическую мысль и став одним из главных принципов буржуазной государственности.

--Принципы законности заключаются в том что “ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества”. Он предполагает также четкую законодательную регламентацию структуры, целей и компетенции всех государственных органов. Силой закона по Локку обладает лишь акт законодательного органа, сформированного народом. В тоже время Локк понимает законность не только в формальном смысле, т. е. как соблюдение законов, утвержденных в соответствии с правилами. Он считал, что и сами законодатели не должны нарушать законов природы.

---Наконец, в качестве чрезвычайной меры контроля Локк называет разрыв народом соглашения с правительством. Локк исходит из того, что, вверяя высшую т. е. законодательную власть какому-то органу народ лишается суверенитета“и поэтому все еще остается у народа верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию”. Отсюда право народа на восстание для восстановления попранной правительством свободы. При этом восстание не должно быть актом меньшинства. Признание этого права не приведет по мнению Локка, к разрушению гражданского общества, ибо народ в целом не склонен браться за оружие по пустякам, он верит в здравый смысл суверенного народа и объявляет его единственным судьей в вопросах о том, действует ли власть в соответствии с оказанным ей доверием









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.