Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета





Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета

Кафедра Уголовного права и процесса

Юридический факультет

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Декан Т.В. Шепель

«»­______2007г.

________________

 

 

Рабочая программа

учебной дисциплины

Юридическая психология-ОПД.Ф.24

для специальности 030501- юриспруденция

для очной и заочной форм обучения

 

 

Составитель/разработчик программы:

Доцент Сафаргалиева Ольга Николаевна

 

 

Новокузнецк 2007


Рабочая программа дисциплины «юридическая психология» составлена на основании

ГОСТа по специальности «Юриспруденция» - Госстандарт высшего профессионального образования по специальности 030501 – «Юриспруденция», утвержденного Министерством образования РФ 27 марта 2000г.

 

квалификация «Юрист», 2000г.

 

Рабочая программа обсуждена на заседании

выпускающей кафедры уголовного права и процесса юридического факультета

 

Протокол №7 от 15 февраля 2007г.

Зав. кафедрой ______________________О.Н. Сафаргалиева

 

Рабочая программа одобрена методической комиссией юридичского факультета

Протокол №______________от «___»________2007г.

 

Председатель

методической комиссии__________________Е.А. Писаревская


 

 

Составитель Сафаргалиева О.Н.

 

Рабочая программа по курсу «Юридическая психология». Для студентов юридического факультета / НФИ КемГУ; Сост. О.Н. Сафаргалиева. – Новокузнецк, 2007. - с.

 

Рабочая программа по курсу «Юридическая психология» состоит из введения, тематического плана, методических рекомендаций для преподавателей, тематики и аннотации лекций, методических рекомендаций для студентов по подготовке к семинарским занятиям, организации самостоятельной работы студентов и ее графика, перечня тем и вопросов, вынесенных на рассмотрение на семинарских занятиях, списка литературы, рекомендуемой для подготовки к семинарским занятиям, перечня задач, прорешиваемых по некоторым темам курса, а также списка вопросов к зачету; списка основной учебной литературы.

Предназначена для студентов очного и заочного отделения специальности 021100 – “Юриспруденция”.

 

Рекомендовано методической Утверждено на заседании

комиссией юридического кафедры уголовного права

факультета НФИ Кем ГУ и процесса

«___»2007 года «15» февраля 2007 года

Председатель методкомиссии Заведующий кафедрой

___________Е.А. Писаревская __________О.Н. Сафаргалиева

 

©Новокузнецкий филиал-институт Государственного образовательного учреждения «Кемеровский государственный университет, 2007


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.. 9

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДО. 22

График самостоятельной работы студентов. 22

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 25

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ». 33

График самостоятельной работы студентов ЗО. 33

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ». 36

 

Лист-вкладка рабочей программы учебной дисциплины Юридическая психология(Цикл ОПД, федеральный компонент). Список основной учебной литературы.

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Высококвалифицированный юрист, осуществляющий свою профессиональную деятельность, независимо от того, в какой сфере он работает: судопроизводство, предварительное расследование, адвокатура, юридическая служба предприятия и т.д., должен хорошо знать психологические аспекты своей деятельности, психологические механизмы ее регуляции и повышения эффективности.

Более того, успешное осуществление профессиональной деятельности, невозможно без знания психологических особенностей познавательных, коммуникативных процессов, индивидуально-психологических свойств и качеств личности и их влияния на деятельность и поведение человека. Немаловажное значение в этом процессе занимают и особенности личности самого юриста.

Особую актуальность в настоящее время приобретает изучение психологических закономерностей правотворчества, формирования правосознания и правомерного поведения, что существенно расширяет пределы традиционно рассматриваемых в рамках юридической психологии вопросов.

Усвоение студентами основ общей психологии и, на этой основе,- специальных проблем юридической психологии является целью изучения курса «Юридическая психология».

Программа курса разработана в соответствии с Госстандартом высшего профессионального образования по специальности 030501 – «Юриспруденция», утвержденного Министерством образования РФ 27 марта 2000 года.

ОПД.Ф.24 Юридическая психология Предмет и содержание юридической науки: юридическая психология в системе научных отраслей знанияю Понятие личрости в психологии иправовой науке. Психологические методы изучения субъектов правоприменительной деятельности. Ощущение, восприятие. Понятие и виды памяти.Мышление.Воображение и его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояния тревожности,психической напряженности.Фрустрация. Аффект. Страдания.Индивидуально-психологическте особенности личности (темперамент, характер и еог свойства).Предмет, основания,поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ),ее подготовка и назначение,порядок проведения.Психология преступного поведения (психология преступления).Психлология личности преступника. Психология преступного поведения (психология преступной группы). Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.Психология личности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура).Психология допроса.Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.Психологические особенности судопроизводства.  

 

В соответствии с разработанным на основе ГОСТа учебным планом по данной дисциплине предусмотрены следующие виды учебной нагрузки для студентов дневного отделения: лекции – 34 часа, семинары – 17 часов, самостоятельная работа – 61 час; для студентов заочного обучения: лекции – 10 часов, самостоятельная работа – 102 часа, семинары – 2 часа.

На лекциях освещаются основные теоретические и прикладные проблемы юридической психологии. Именно лекции в сочетании с материалом учебника является основой для изучения юридической психологии. На семинарских занятиях происходит закрепление усвоенного теоретического материала через обсуждение проблемных вопросов и решение задач. Существенная роль в изучении курса отводится самостоятельной работе студентов (знакомство с дополнительной литературой, изучение учебного материала, письменное решение задач).

Изучив дисциплину, студенты должны:

- знать основные психологические категории, такие как «личность», «деятельность», «мотив», «потребность», «ощущение», «восприятие» и др.;

- уметь ими оперировать; выбирать стиль поведения, строить общение с другими людьми; формулировать вопросы в постановлении о назначении судебно-психологической экспертизы;

- использовать полученные знания в практической деятельности и при решении задач: выдвигать обоснованные версии о психологических свойства личности преступника, определять тактические приемы допроса в зависимости от психолого-криминалистической характеристики допрашиваемого; прогнозировать поведение обыскиваемого лица; осуществлять организационно-управленческие функции.

Итоговой формой контроля знаний студентов является зачет. Основанием для получения является овладение студентом основными психологическими категориями,умение ими оперировать и использовать при рассмотрении специфических правовых вопросов.

Выполнение курсовых и контрольных работ по дисциплине «Юридическая психология» не предусмотрено учебным планом.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы Лекции Семинары Самостоятельная работа
ОДО ОЗО ОДО/ЗО ОДО ОЗО
Раздел I. Введение в юридическую психологию
Тема 1. Предмет юридической психологии     2/1    
Раздел II. Личность в сфере правоохранительной деятельности
Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности   - 2/1    
Тема 3. Психические (познавательные) процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности - -      
Тема 4. Эмоции, чувства, состояния, их психолого-правовая оценка -        
Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности          
Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах          
Раздел III. Криминальная психология
Тема 7. Психология преступного поведения (психология преступления)   - -    
Тема 8. Психология личности преступника          
Тема 9. Психология группового преступного поведения (психология преступной группы)   -      
Раздел IV. Психология профессиональной деятельности юриста
Тема 10. Общая социально-психологическая характеристика деятельности юриста   - -    
Тема 11. Психология личности юриста - - -    
Тема 12. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста          
Тема 13. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура)   - -    
Тема 14. Психология допроса          
Тема 15. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста   - -    
Тема 16. Психологические особенности судопроизводства   - -    
Итого          

Так, мотив, с точки зрения психологии, - конкретное побуждение к деятельности, которое формируется на основе потребностей и осознания, конкретизации этих потребностей. мотив обусловливает предмет деятельности, который может быть как данным в предметах материального мира, так и существовать в виде образа или идеи, может быть как объективно,так и субъективно скрытым. с точки зрения правовой практики данное положение наиболее ярко может быть проиллюстрировано на примере преступлений, совершаемых несовершеннолетними. главной потребностью несовершеннолетних является потребность в признании микрогруппой сверстников, т.е. потребность в самоутверждении, что вызывает порой неадекватные, невызываемые необходимостью, действия. так, при ссовершении несовершеннолетними насильственных преступлений, зачастую наблюдаеся «немотивированная жестокость». однако, немотивированной деятельрости небывает. в данном случае речь идёт о неосознаваемом несовершенноленим мотиве – потребности самоутвержления среди сверстников,причём,реально последствия сових поступков несовершеннолетние не оценивают, в силу своего пссихического развития зачастую неогут этого сделать. особо жестокие преступления несовершеннолетними всегда совершаются в группе, впоследствии сами не могут объяснить причины своего поведения.

Следующий элемент структуры деятельности – способ как система практических дейтсвий по достижению цели. В основе способа лежит опыт человека, который имеет общую социально-психологическую структуру: знания,умения, навыки, привычки. Первые три элемента отражают уровень социализации человека.Поскольку у несовершеннолетних еще недостаточен уровень социализации, они не имеют профессионального опыта, то при совершении преступлений используют свой житейский опыт, соответствующий их уровню социализации: используют подручные средства для совершения преступлений: нож,камень; при совершении корыстных преступлений – открытый доступ, угон транспорта,проникновение через форточку и т. д.

Результат характеризует успех либо неуспех в достижерии цели. при совершении преступлений несовершеннолетними результат характеризуется наличием значительного количества следов на месте происшествия,отсутствием сокрытия как такового, либо частичным сокрытием, что приводит к быстрому установлению преступников.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Раздел I

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДО.

Подготовку к семинарским занятиям по юридической психологии следует начинать с ознакомления с соответвующей главой рекомендованного учебника и текстом лекций по изучаемой теме. Затем следует перейти к ответам на вопросы семинарского занятия.

Убедившись, что вы освоили категории и основные понятия темы, приступайте к прорешиванию задач. Все задачи, за исключением тех, тексты котрых изложены в приложении к планам семинарских занятий даны по кн.: Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА (изд. группа НОРМА – ИНФРА - М). – 2001. – 592с.

Дополнительным способом самоконтроля и одновременно способом подготовки к зачету является прорешивание тестов(прилагаются к рабочей программе).

В целях более глубокого усвоения дисциплины, а равно, получения разносторонних представлений об изучаемом предмете рекоендуется прочитывать один-два источника из списка литературы, рекомендованных по конкретной теме. По большинству тем можно использовать статьи, фрагменты монографий из книги: Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. Романов В.В., Романова Е.В. – М. – 2000.

Основными формами текущего контроля самостоятельной работы студентов являются: опрос, прорешивание задач, мини-контрольные, тестирование. Итоговой формой контроля является зачет. Студенту может быть выставлен зачет- автомат,если он активно систематически и успешно работал на занятиях,имеет только положительные оценки по мини-контрольным и тестам,либо исправил их. В остальных случаях студент сдает зачет. основания для получения зачета изложены в пояснительной записке.

Использование на зачете текста лекций, учебников, конспектов не допускается.

 

График самостоятельной работы студентов.

Тема Изучение литературы Решение задач Решение тестов Количество часов
Раздел I. Введение в юридическую психологию
Тема 1. Предмет юридической психологии + + +  
Раздел II. Личность в сфере правоохранительной деятельности
Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности + - +  
Тема 3. Психические (познавательные) процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности + + Мини-контрольная работа(занятия 1,2)  
Тема 4. Эмоции, чувства, состояния, их психолого-правовая оценка + + +  
Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности + - +  
Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах + - +  
Раздел III. Криминальная психология
Тема 7. Психология преступного поведения (психология преступления) + - +  
Тема 8. Психология личности преступника + - +  
Тема 9. Психология группового преступного поведения (психология преступной группы) + - +  
Раздел IV. Психология профессиональной деятельности юриста
Тема 10. Общая социально-психологическая характеристика деятельности юриста + - +  
Тема 11. Психология личности юриста + + +  
Тема 12. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста + + Контрольная работа  
Тема 13. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура) + - +  
Тема 14. Психология допроса + + Контрольная работа  
Тема 15. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста + - +  
Тема 16. Психологические особенности судопроизводства + - +  
Итого        

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Специфика и сложность курса «Юридическая психология» состоит в том, что студент к зачету должен овладеть психологической терминологией, понимать сущность и содержание психологической и юридической подсистем предмета юридической психологии, уметь ими оперировать и использовать при рассмотрении специфических правовых вопросов.

Основой для изучения курса являюся лекции, в которых раскрываются основные понятия, принципы юридической психологии, а также специфика их преломления в правовой сфере деятельности. Уяснив материал лекции, студент легче воспринимает материал, изложенный в учебнике, поначалу непривычный и сложный для восприятия. Неблагоприятным фактором, затрудняющим освоение материала дисциплины, является отсутствие семинарских занятий(поток ЮЗВ/ЮЗС), либо их незначительное количество(2 часа – поток ЮЗ). Поэтому рекомендуется студентам отделения заочного обучения в целях самоконтроля воспользоваться методическими указаниями, разработанными для студентов ДО, в частности, планом семинарских занятий: прорешать рекомендованны к отдельным темам задачи; ознакомиться с некоторыми литературными источниками.

Одной из эффективных форм, способствующих усвоению материала являются консультации преподавателя, которыми не следует пренебрегать.

При подготовке к зачету рекомендуется(в целях самоконтроля) прорешать тесты. Основанием для получения является овладение студентом основными психологическими категориями,умение ими оперировать и использовать при рассмотрении специфических правовых вопросов.

Контрольные и курсовые работы по дисциплине «Юридическая психология» не предусмотрены.

График самостоятельной работы студентов ЗО.

Тема Изучение литературы Решение задач Решение тестов Количество часов
Раздел I. Введение в юридическую психологию
Тема 1. Предмет юридической психологии + + +  
Раздел II. Личность в сфере правоохранительной деятельности
Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности + - +  
Тема 3. Психические (познавательные) процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности + + +  
Тема 4. Эмоции, чувства, состояния, их психолого-правовая оценка + + +  
Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности + - +  
Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах + - +  
Раздел III. Криминальная психология
Тема 7. Психология преступного поведения (психология преступления) + - +  
Тема 8. Психология личности преступника + - +  
Тема 9. Психология группового преступного поведения (психология преступной группы) + - +  
Раздел IV. Психология профессиональной деятельности юриста
Тема 10. Общая социально-психологическая характеристика деятельности юриста + - +  
Тема 11. Психология личности юриста + + +  
Тема 12. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста + + +  
Тема 13. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура) + - +  
Тема 14. Психология допроса + + +  
Тема 15. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста + - +  
Тема 16. Психологические особенности судопроизводства + - +  
Итого        

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

1. Предмет, задачи юридической психологии, ее взаимодействие с другими науками.

2. Научные основы юридической психологии.

3. Система юридической психологии.

4. Методы юридической психологии.

5. Ощущение и восприятие. Их роль и значение в профессиональной деятельности юриста.

6. Память. Учет юристом закономерности памяти участников процесса.

7. Мышление и воображение. Их роль в деятельности юриста.

8. Внимание в профессиональной деятельности юриста.

9. Эмоции, состояния, чувства.

10. Состояние эмоциональной напряженности, их роль и значение в уголовном и гражданском процессе.

11. Способы преодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.

12. Темперамент: понятие, структура.

13. Способности: понятие, структура.

14. Характер: понятие, структура.

15. Понятие и структура деятельности. Психологическая характеристика преступной деятельности.

16. Понятие личности. Структура личности.

17. Личность преступника. Причины формирования личности преступника.

18. Типы личности преступника.

19. Психология группового преступного поведения.

20. Общая социально - психологическая деятельность юриста.

21. Психологическая структура, психограмма личности юриста.

22. Психологическая сущность, задачи осмотра места происшествия

23. Психология деятельности следователя при осмотре места происшествия

24. Психологические и социальные свойства личности преступника, устанавливаемые по результатам осмотра места происшествия

25. Психология обыска.

26. Психология предъявления для опознания.

27. Психологические особенности проведения следственного эксперимента.

28. Психологическая сущность и задачи допроса.

29. Психолого-криминалистическая классификация допрашиваемых обвиняемых.

30. Тактические приемы допроса лиц рационального и эмоционального типов.

31. Психология допроса малолетних свидетелей и потерпевших.

32. Психология допроса несовершеннолетних.

33. Психология допроса свидетелей и потерпевших.

34. Психология допроса на очной ставке.

35. Психологические особенности организационно-управленческой деятельности юриста.

36. Психологические особенности судопроизводства.

37. Судебно-психологическая экспертиза: компетенция, организация, проведение.

38. Интуиция как форма творческого мышления. Характерные черты интуиции.

39. Пути преодоления конфликтов посредствам обращения.

40. Выбор стиля поведения как средства предотвращения и/или преодоления конфликтов (конкуренция, уклонение, подчинение, компромисс, сотрудничество).

41. Системы психологической защиты: проекция, идентификация, рационализация.

42. Системы психологической защиты: отрицание, подавление, вытеснение.

43. Системы психологической защиты: отчуждение, замещение, сновидение, сублимация, катарсис.

44. Профессиональная деформация личности юриста: причины, способы преодоления

45. Психологические основы проверки показаний на месте

 


Составитель

Сафаргалиева Ольга Николаевна

 

 

Рабочая программа по курсу «Юридическая психология»

для специальности 021100 «Юриспруденция»

 

 

Отпечатано в строгом

соответствии с авторским оригиналом

 

 

Подписано в печать ___.____.04 г. Формат 60 х 841/16.

Бумага писчая. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 1,57. уч. - изд. л. 1,76. Тираж ____ экз. Заказ

 

Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского государственного университета

654041, г. Новокузнецк, ул. Кутузова, 56, тел. 74-09-48

РИО НФИ КемГУ.

 

Цена договорная

 

Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета

Кафедра Уголовного права и процесса

Юридический факультет

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Декан Т.В. Шепель

«»­______2007г.

________________

 

 

Рабочая программа

учебной дисциплины

Юридическая психология-ОПД.Ф.24

для специальности 030501- юриспруденция

для очной и заочной форм обучения

 

 

Составитель/разработчик программы:

Доцент Сафаргалиева Ольга Николаевна

 

 

Новокузнецк 2007


Рабочая программа дисциплины «юридическая психология» составлена на основании

ГОСТа по специальности «Юриспруденция» - Госстандарт высшего профессионального образования по специальности 030501 – «Юриспруденция», утвержденного Министерством образования РФ 27 марта 2000г.

 

квалификация «Юрист», 2000г.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.