Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







УРОВНИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: МАКРО-, МЕДИУМ- И МИКРОАНАЛИЗ





Существуют совершенно разные уровни анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения. Наглядно уровни экономического анализа можно представить так:

Мировая экономика

Макроэкономика

(экономика в целом)

Медиумэкономика

(региональная экономика)

Микроэкономика

(экономика фирм, домохозяйств или отдельного человека)

Мировая экономика ¾ экономика всех стран, вместе взятых. Она исследует экономические проблемы во всемирном хозяйстве в целом (глобальная экономика).

Макроэкономика ¾ экономика вообще. Образно говоря, экономика с птичьего полета. Экономику каждой отдельной страны (России, США, Китая, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии и т. д.) можно назвать национальной экономикой. Национальная экономика каждой страны отражает ее специфику, а макроэкономика как наука раскрывает общие закономерности и тенденции, присущие всем национальным экономикам. Вывод: национальная экономика и макроэкономика ¾ это разные понятия. Макроэкономика ¾ это основа национальной экономики.

Чтобы дать характеристику макроэкономики, нужно знать такие совокупные категории или агрегаты, как валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, совокупный спрос и совокупное предложение, уровень цен, потребление, сбережения, инвестиции, государственный бюджет, безработица, инфляция и т. д. Целью макроэкономики является разработка правительственной экономической политики, направленной на решение общих социально-экономических проблем.

Медиум- (мезо-) экономика, или региональная, ¾ экономика определенного пространства, или территории. Здесь будем оперировать такими понятиями, как регион, область, город, округ, район и т. д. Иначе говоря, переходим в область территориального экономического анализа. Например, экономика Сибирского региона, Саратовской области, г. Москвы, Южного округа или района Царицыно г. Москвы и т. д.



Микроэкономика ¾ экономика фирм, домохозяйств или отдельного человека. Она изучает деятельность конкретной фирмы: каков объем производства, какова цена продукта, численность рабочих, доходы и расходы и т. д. Например, АвтоВАЗ (автомобильная фирма), ЛУКойл (нефтяная) и т. д.

Микроэкономика дает анализ не заоблачной, а заземленной экономики, т. е. каждого экономического субъекта. Образно говоря, ее интересует не лес, а каждое дерево в отдельности.Поэтому к микроэкономике относится хозяйственная деятельность как физических (семьи или отдельного человека), так и юридических лиц (фирм).

Существенный вклад в исследование микроэкономики внесли английский экономист Альфред Маршалл, изложивший свои взгляды в учебнике «Принципы политической экономии» (1890), и его последователи: в Швеции ¾ К. Виксель, во Франции ¾ Л. Вальрас, в Италии ¾ В. Парето, в США ¾ Дж. Б. Кларк, в Австрии ¾ К. Менгер и Е. Бем-Баверк и др. В действительности между макро-, медиум- и микроэкономикой нет непроходимой стены, или абсолютной обособленности. Трудно сказать, какой уровень анализа более важный. И это все потому, что экономические проблемы разного уровня между собой тесно связаны. Например, безработица не может быть без конкретных людей и конкретного пространства. Правительственная программа борьбы с безработицей (макроуровень) решает проблемы конкретных отраслей, фирм или домохозяйств (микроуровень) и, соответственно, тех территорий, где они расположены (медиумуровень).

Теперь переходим к проблеме экономической политики.

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Экономическая политика ¾ это совокупность мер или решений, принимаемых правительством относительно того, какой должна быть экономика и каковы ее экономические цели.

Объективная экономическая теория свободна от субъективных оценочных суждений. Она пытается формулировать научные представления об экономическом поведении людей независимо от воли и сознания человека. В противоположность этому существует нормативная экономическая теория. Это и есть экономическая политика. Она олицетворяет суждения определенных людей относительно того, какой должна быть экономика или какую конкретную политическую акцию следует рекомендовать, основываясь на определенной экономической теории или на определенном экономическом отношении. Следовательно, экономика и экономическая политика ¾ это понятия разного уровня: экономика ¾ первична, а экономическая политика ¾ вторична.Иначе говоря, политика должна исходить из уровня развития самой экономики, а не наоборот. Например, нельзя говорить, что завтра все будут жить так, как живут арабские шейхи. Это ложь, причем наглая. Завтра, или за один день, никаких перемен в экономике быть не может. Поэтому экономическая политика строится на перспективу: чтобы эффективно управлять, необходимо научиться предвидеть. Экономическая теория помогает сделать возможным такое предвидение и в связи с этим служит основой для разумной экономической политики.

Экономическая политика ¾ это достижение системы экономических целей. Существует целая цепочка экономических целей (см. схему 1.2):

Экономический рост, или более высокий уровень жизни. Полная занятость. Подходящую работу необходимо обеспечить всем, кто желает и способен трудиться.

Экономическая эффективность. Это не что иное, как максимальная отдача при минимуме издержек.

Стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, т. е. инфляции и дефляции.

Экономическая свобода. Предприниматели, рабочие и потребители должны обладать высокой степенью свободы в своей экономической деятельности.

Справедливое распределениедоходов. Человек должен жить по-человечески, т. е. ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, если другие купаются в роскоши. Социально-экономическая обеспеченность. Государство должно обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых или других иждивенцев.

Разумный платежный баланс. Это поддержание разумного платежного баланса международной торговли и международных финансовых сделок.

Некоторые из этих целей взаимно дополняют друг друга, другие ¾ взаимно исключают.

Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей представляется далеко не простым делом. Сначала необходимо дать четкое определение целей. Затем определить и признать возможные последствия альтернативных программ достижения цели. Все это требует четкого представления об экономических результатах, о выгодах, издержках и политической осуществимости каждой из альтернативных программ. Далее экономисты, политики обязаны как для самих себя, так и для будущих поколений изучить прошлый опыт реализации подобных программ и оценить их эффективность; только путем такой оценки можно рассчитывать на повышение результативности политики.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.