Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие речевой коммуникации





Речевая коммуникация - общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.).

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает так­же как орудие познания, как инструмент мышления.

Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют и до сих пор. Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т.п. – все это средства пе­редачи информации, дополняющие основное средство челове­ческого общения – язык.

Таким образом, выделяют вербальную и невербальную формы коммуникации. Вербальная коммуникация – это общение с по­мощью слов, невербальная – это передача информации с по­мощью различных несловесных символов и знаков (взгляд, мимика, жесты, движения, поза).

Задачи речевой коммуникации:

 

· эффективное получение информации (зависит от уровня владения навы­ками чтения и слушания);

· эффективная передача информации (владение навыка­ми письма и говорения);

· достижение поставленной цели путем убеждения собесед­ника и побуждения его к действию (знание основных риторических приемов);

· получение дополнительной информации о собеседнике (знание объективных закономерностей функционирования языка в обществе, умение различать оттенки интонации и голоса собеседника, умения интерпретиро­вать содержание его высказываний и понять возможный под­текст);

· позитивная самопрезентация (способность про­извести хорошее впечатление на собеседника, предполагает владение основами культуры речи).

 

Формы и типы речевой коммуникации

 

Формы коммуникации: устная и письменная.

Типы речевой коммуникации определяются по ряду признаков.

1. По условиям общения:

а) прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (диалог) и с пассивной обратной связью (письменный приказ.);

б) опосредованное общение (выступление на телевидении, в СМИ).

2. По количеству участников:

а) монолог (речь одного человека);

б) диалог (речь двух людей);

в) полилог (речь нескольких человек).

3. По цели общения:

а) информирование;

б) убеждение;

в) развлечение.

4. По характеру ситуации:

а) деловое общение;

б) бытовое общение.

Язык и речь

 

Понятия «язык и «речь» в обыденном общении нередко смешиваются, но в научном рассмотрении этих понятий требуется не только их объединение, но и разграничение.

Язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. Универсальными языковыми единицами (то есть единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: фонетический – морфемный – морфологический – синтаксический – лексический. В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц.

Язык – основное средство человеческого общения, сущест­вует только в обществе людей. Связь языка и общества двусто­ронняя: нет языка вне общества и нет общества без языка.

Язык – это социальное явление, поэтому он не может не испытывать влияния социальных факторов. Все изменения общественной структуры в конечном счете отражаются в языке. (Примеры изменения языка в 20-ом столетии).

Любое общество неоднородно по своему составу: люди различаются по своему социальному положению, по уровню образования, по месту жительства, по возрасту, полу и т.д. В соответствии с этим язык неоднороден, выделяют разновидности языка.

Появление языка тесно связано с формированием че­ловека как мыслящего существа. Язык возник естествен­ным путем и представляет собой систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу). В результате этого язык по своей природе полифункционален.

Выделяют следующие функции языка:

коммуникативная функция (язык служит средством общения, позво­ляет говорящему выражать свои мысли, а дру­гому индивиду их воспринимать и соответ­ственно реагировать);

познавательная, или когнитивная, гносеологическая (язык участвует в процессах предметного восприятия и формирования понятий, представлений);

аккумулятивная (язык участвует в хранении и передаче от поколения к поколению общественно-исторического опыта людей);

регулятивная, или апеллятивная, воздействующая функция (функция регуляции поведения путем какого-либо побуждения, призыва, запрета и т.д.);

суггестивная функция (функция внушения, может рассматриваться как частный случай регулятивной функции);

эмотивная (язык участвует в непосредственном выражении чувств, эмоций);

эстетическая (человек способен получать удовольствие от самих слов, текстов, т.е. речь может восприниматься как эстетический объект);

магическая, или заклинательная функция (к проявлениям этой функции относятся заклинания, заговоры, молитвы, табу и т.д.).

 

Слово «речь », прежде чем стать научным терми­ном, на протяжении многих лет использовалось в бытовом об­щении. Научные термины, как правило, должны быть одно­значными. Но, как отмечает в своей работе «Основы теории ре­чи» М.Р. Львов, «так сложилось в русском языке, что слово речь имеет три различных значения: а) речь как деятельность, как процесс; б) речь как продукт речевой деятельности; в) речь как ораторский жанр».

Речь как деятельность – это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц (слов, синтаксических конструкций, текста и др). В этом значении «речь» имеет синонимы «речевая деятельность», «речевой акт».

Второе значение термина «речь» (как результат) имеет синоним «текст», т.е. продукт речетворческого процесса.

Третье значение термина «речь» – это речь как ораторский жанр. Ораторские речи бывают полемические, информационные, патетические, разоблачительные и т.д.

Язык един и абсолютен для народа, нации; речь зависит от конкретных собеседников и особенностей ситуации общения. Речь, воплощая язык применительно к отдельному индивиду, является результатом психофизиологических действий. Речь подчинена языку: говорящий выбирает и сообразно коммуникативному намерению упорядочивает знаки языка. Сам язык предназначен для мышления, однако мыслительный процесс совершается и оформляется именно в речи. Л.В. Щерба различает язык и речь как словарный материал и его коммуникативное воплощение.

Речь, в отличие от языка, характеризуется не только словесными, но и невербальными атрибутами. Сюда относятся экстралингвистика (мимика, жесты), паралингвистика (темп, сила голоса, интонация), кинесика (двигательная характеристика собеседников).

Речь, высказывание – продукт речевой деятельности. По речи можно определить психологическое состояние говоряще­го, ее целевое назначение, ее коммуникативную значимость, отношение говорящего к собеседнику.

Таким образом, в слове «язык» преобладающим значением является «система, структура», а в слове «речь» – «деятельность».

Речевое общение

 

Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении – речь. Именно поэтому его называют речевым (вер­бальным) общением (в отличие от невербаль­ных средств общения: жестов, мимики, знаков, символов идр.).

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаи­модействия между участниками коммуникации, который направ­лен на реализацию конкретной жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Речевое общение может осуществляться между многими, не­сколькими, двумя людьми. Оно сознательно, целенаправленно и активно.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.