Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ





 

Исследователи выделяют и описывают основные единицы общения – речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие.

Текст, взятый в событийном аспекте (дискурс), протекающий в контексте речевой ситуации, называется речевым событием.

Речевое событие включает два основных компонента: 1) словесную речь и то, что ее сопровождает (дискурс); 2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, их поведение (речевая ситуация).

Исходным моментом любого речевого действия является ре­ чевая ситуация (поведение участников), то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать пись­мо, побеседовать с другом и т.п. Речевая ситуация помогает правильно понять смысл сооб­щения, уточнить его целевую функцию (рекомендация, просьба, угроза и т.п.), выявить причинно - следственные связи данного высказывания с другими событиями.

Речевая ситуация требует от коммуникантов соблюдения оп­ределенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения (представьте ситуации диалога с врачом; беседы в гостях; вербальное общение в транспорте).

Речевая ситуация обусловливает не только прямой, но и кос­венный (прагматический) смысл высказывания. Использование косвенных высказываний делает речь более выразительной, сжа­той. Смысл высказываний становится понятным только в кон­тексте речевой ситуации. Например, нейтральное, казалось бы, высказывание: У меня все нормально в зависимости от речевой ситуации может приобретать различные прагматические значе­ния: В моей жизни ничего (нового) не происходит; Моя ситуация улучшилась; Я не хочу поддерживать разговор и др.

Речевые ситуации принято классифицировать на канонические и неканонические. Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т. е. определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат — конкретное лицо и т.п. Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т.е. время произне­сения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т.е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступле­ния) и т.д.

Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – различных условий, при которых осу­ществляется коммуникация. Совокупность таких условий при­нято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному на­блюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скры­тый (или имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их лич­ностные характеристики (уровень образования, социальная при­надлежность, характер и т.п.). В зависимости от контекста вы­сказывание может привести к различным результатам.

 

Речевое взаимодействие

Формой проявления речевого общения является речевое по­ведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность. Различие данных понятий состоит в том, что речевая деятель­ность – это осознанно мотивированная человеческая актив­ность, в которой задействованы глубинные структуры сознания, а в речевом поведении стремление к осознанию тех или иных поступков отсутствует. Кроме того, речевая деятельность и рече­вое поведение отличаются друг от друга своими результатами. По определению Казарцевой, «результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми… и эмоции».

Речевое взаимодействие – сложное явление, связанное с речевой деятельностью. От природы человек наделен речемыслительным аппаратом, без которого невозможна была бы речевая деятельность. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить и говорить, иметь осознанно мотивированную необходимость вступить в общение с кем - либо или сообщить что - либо.

Соответственно, для формирования социально активной лич­ности необходимо знание языковой системы и владение речью плюс соблюдение социальных норм речевого поведения.

Виды речевой деятельности

 

Речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые при­нято называть видами речевой деятельности: говорение, слуша­ние, письмо, чтение.

Говорение – это отправление речевых акустических сигна­лов, несущих информацию.

Слушание – восприятие речевых акусти­ческих сигналов и их понимание.

Письмо зашифровка речевых сигналов с помощью графи­ческих символов.

Чтение расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации действуют при гово­рении и письме, декодирования — при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сиг­налами, а при письме и чтении — графическими знаками.

Модель речевой коммуникации

 

Существуют различные модели коммуникации. В основе этих моделей лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются:

1. Адресант (отправитель, субъект) – отдельные индивиды, группы людей, государственные учреждения, политические партии, фирмы и т.д..

2. Референция (сообщение) – закодированная информация (текст в устной или письменной форме).

3. Адресат (получатель, объект) – одно лицо, группа лиц, общество в целом или какая-ни­будь его часть.

4. Кодирование и декодирование. Кодирование – переработка исходной идеи сообщения с целью ее доведения до адресата с помощью системы кодов — символов и знаков, одинаково интерпретируемых обеими сторонами. Декодирование – процесс выявления первоначального смысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения.

5. Контекст – ситуация, обстоятельства, при которых происходит общение.

Коммуникативные барьеры

 

Каждому человеку знакома ситуация, когда слова, которые он про­износит, «не доходят» до его собеседника или «доходят», но непра­вильно им воспринимаются. Может даже сложиться впечатление, что собеседник намеренно защищается от чужих слов, мыслей, переживаний, ставя преграды на пути общения.

Данная ситуация наглядно демонстрирует одну из ключевых проблем коммуникативистики – проблему коммуникативных барьеров. Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.

В каждом виде человеческой деятельности – в политике, экономике, культу­ре и т.д. – присутствуют собственные барьеры, обусловленные спе­цификой данных видов деятельности. Различные виды и уровни коммуникации (вербальная – невербальная, устная – письменная – создают свои специфические барьеры. Поэтому имеют место разные попытки систематизации коммуникативных барьеров.

Так, В. Шепель выделяет шесть наиболее явных барьеров:

– дискомфорт физической среды, в условиях которой восприни­мается сообщение;

– инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными проблемами;

– антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность;

– языковый барьер – существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;

– профессиональное неприятие – некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;

– неприятие имиджа коммуникатора (см.: Шепель В. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гуманитарология. М., 1992. С. 118-119).

В литературе по психологии и коммуникативистике принято вы­делять четыре типа барьеров:

– фонетический – невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов и т.п.;

– семантический – различие в системах значений слов;

– стилистический – несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического со­стояния партнера по общению;

– логический – сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений.

В качестве оснований классифи­кации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуни­кации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие диском­фортные условия передачи и восприятия информации:

– акустические помехи – шум в помещении или за окном, ремонт­ные работы, хлопанье дверей, звонки телефона и т.д. Их негативное влияние усиливается, если в помещении плохая акустика, а собеседник говорит слишком тихо или шепотом;

отвлекающая окружающая, обстановка — яркое солнце или, наоборот, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном, портреты, т.е. все то, что способно отвлечь внимание со- беседников;

температурные условия – слишком холодно или слишком жарко в помещении;

погодные условия - дождь, ветер, высокое или низкое давление и т.д.

Данный перечень внешних условий коммуникации можно продолжить. Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов.

Технические барьеры. В технической литературе для их обозначения чаще всего используется понятие «шумы», введенное в научный оборот автором математической теории связи (коммуникации) К. Шенноном. Оно ассоциировалось с технологическими проблемами (например, с плохой телефонной связью или помехами в радиоэфире) и означало возмущения, не являющиеся частью сообщения, передаваемого источником.

Можно выделить такие технические барьеры коммуникации, которые одновременно обусловлены и человеческим фактором: неправильным использованием техники связи (отсутствие навыков работы с соответствующей техникой, ошибка в адресе электронной почты и т.п.); неправильным выбором технического средства для передачи сообщения (например, попытка передать по телефону сообщение, адекватное восприятие которого требует использования аудиовизуальных средств, и др.).

На первый взгляд может показаться, что в мире современных технологий (спутниковой связи, компьютерной коммуникации, мобильных телефонов и др.) коммуникативные проблемы окончательно решены. В действительности новые технологии обеспечивают лишь новыми средствами связи, которые более компактны, действуют быстрее, надежнее, информации передают больше. Однако качество осуществляемой с их помощью коммуникации по - прежнему определяется самими людьми.

«Человеческие» барьеры коммуникации. Как уже было отмечено, главная причина возникновения коммуникативных барьеров – сам человек. «Человеческие» барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические и социокультурные.

Психофизиологические барьеры. Одной из важнейших особенностей коммуникации является то, что она осуществляется через различные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморецепцию (чувстве тепла и холода). Поэтому барьеры могут возникать вследствие, каких-либо физиологических нарушений: нарушений артику­ляции, нарушений, связанных с голосовым аппаратом, глухоты, полной или частичной потери зрения, потери чувствительности кожи и т.д.

На способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики.

К наиболее распространенным формам психологического барьера относится нервное напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву, скованности мысли, способности решить даже простые задачи, к провалам в памяти, неадекватности восприятия и реагирования на действия других людей, речевым аномалиям и т.п. В качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (индифферентность, безразличие, апатия и даже депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, излишняя застенчивость, повышенная впечатлительность, стыдливость).

Психологические барьеры выполняют две основные функции:

– функцию психологического препятствия, мешающего общению с другими людьми, оптимальному протеканию процессов адапта­ции личности к новым факторам внешней среды. Причины воз­никновения такого рода препятствий усматриваются обычно в особенностях либо ситуации, либо сообщения, либо личност­ных характеристик коммуникатора и реципиента;

– функцию психологической защиты, которая способствует повышению уровня психологической защищенности личности, ее автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.

Социокультурные барьеры

В первую очередь порождают коммуникативные барьеры социальные факторы, обусловленные принадлежностью людей к различным группам или организациям. Если взаимодействующие лица имеют сходные социальные характеристики и, следовательно, сходный социальный опыт (принадлежат одной семье, одному государству, одной расе, одному полу, одному возрасту, одной профессии и т.д.), то это значительно облегчает их взаимопонимание в процессе общения. Напротив, если взаимодействующие лица имеют разные социальные характеристики и разный социальный опыт (принадлежат разным семьям, государствам, расам, профессиям), их взаимопонимание может быть существенно осложнено.

Формируясь в определенной социальной среде, человек одновременно формируется и в определенной культурной среде со своими культурой, собственными знаковыми системами, стереотипом мышления и стандартами поведения, которые становятся особенно очевидны при столкновении с другими культурами.

Это несовпадение порождает культурные барьеры коммуникации. Наиболее очевидные среди них – лингвистические и семантические барьеры. Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться на разных языках; они могут говорить на одном и том же языке, но не понимать друг друга из - за различий лексиконов – например, богатых у одних и ограниченных у других. Практические выводы можно сформулировать следующим ой разом:

– никогда не следует настаивать на том, что единственно правильными являются только те представления, которые сложились данной культуре;

– важно иметь правильное представление о психологии и культу­ре людей, с которыми осуществляется общение; именно в недооценке этого кроются причины большинства коммуникативных неудач;

– нужно использовать различные средства доставки сообщения;

– следует добиваться обратной связи и в процессе коммуникации сверять свои действия с ответной реакцией получателя.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.