Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Стратегическая цель Остапа Бендера, как явствует из последних реплик, – получить информацию о цели приезда Ипполита Матвеевича.





Предварительная информация, формирующая стратегическую линию:

1) речевое действие вполне освоенное – запрос информации (расспросы);

2) когнитивные пресуппозиции:

Ипполит Матвеевич приехал не просто так, а по делу; поскольку он бывший предводитель дворянства, исчезнувший в дни революции, его возвращение имеет веские причины; спасающиеся от революционных потрясений дворяне обычно не успевали взять с собой все ценности; возвращение бывшего барина может быть связано с желанием забрать их;

3) представление о ситуации с точки зрения интересов говорящего и слушающего:

Остапа Бендера интересует цель приезда И.М., так как она может быть выгодно использована; для Ипполита Матвеевича это нежелательная встреча (незнакомый человек не должен знать о приезде – "разболтает по всему городу"). Интересы говорящего и слушающего не совпадают: Остап занимает активную позицию, Ипполит Матвеевич – пассивную (уклонение от разговора).

Стратегический принцип приоритета интересов говорящего определяет игнорирование им ряда других принципов: Вежливости, Авторитета собеседника и т.п. Диалог стартует с несимметричных позиций: Остап Бендер в выигрышном положении, поэтому он захватывает инициативу и контролирует ход диалога. Бендер использует два типа речевых тактик: кооперативную и конфронтационную. Тип кооперативных тактик представлен тактикой, имитирующей фатическую коммуникацию, – можно назвать ее тактикой болтовни. В отличие от "искренней", непреднамеренной болтовни рассматриваемые речевые действия имеют неявную цель – выведать информацию путем "наведения темы", подталкивания к откровенности. Тип конфронтационных тактик представлен тактиками угрозы, обвинения, упрека, все они имеют целью получение информации путем прямого давления на собеседника.

Кроме основных, используются вспомогательные тактики, позволяющие реализовать стратегические задачи оптимальным способом. Это тактика самопрезентации (игра на повышение имиджа: "Моя фамилия Бендер! Может, слыхали?"); диалогические тактики, проявляющиеся в активной позиции в диалоге (контроль над темой и инициативой); ролевые (Общительный незнакомец, Обвинитель).

Прием (или приемы) реализации стратегического замысла, как и стратегии в целом, представляют собой фрагменты когнитивных планов и жестко "не привязаны" к конкретным единицам того или иного уровня, так же, как и к прагматическим единицам (конкретным речевым актам). В этом заключается их существенное отличие от коммуникативных ходов. Последние представляют собой дискретную единицу диалога, обладающую собственными парадигматическими и синтагматическими характеристиками.

Разобьем весь фрагмент на этапы в соответствии с превалирующими в них тактическими задачами (в тексте они разделяются пунктирной линией) и рассмотрим последовательность коммуникативных ходов Остапа Бендера в зависимости от реакции его партнера.

В левой колонке табл. 1 описывается содержание коммуникативного хода, в средней указывается цель этого хода (достижение цели обозначено знаком +, а отсутствие результата – знаком -), в правой Колонке определяется в соответствии с этой целью тактика.

 

Таблица 1 – Коммуникативные ходы и тактики в диалоге Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича

 

Этап Коммуникат. ход Цель коммуникат. хода Тактика
  ОБ.: Представление Установление контакта - Контактоустанавли-вающая
    Самопрезентация (игра на повышение) - Самопрезентация
  ИМ.: Отказ от представления (невербальный) Сообщение о незнании имени партнера Уклонение от контакта + Отказ от "игры на повышение" + Блокирующая контакт
  О.Б.:Частичное согласие с адресатом Отказ от "игры на повышение" (установка на кооперацию) + Контактоустанавливающая
  Разговоры о Париже (имитация болтовни) "Наведение" желательной темы - Контроль над темой
  Рассказ о сестре Стремление снять напряжение партнера - Эмоционально настраивающая (отвлечение внимания от цели расспросов)
  И.М.: Указание на отсутствие оснований для выбора темы. Попытка дать ответ на имплицитный вопрос о том, откуда приехал И.М. Уклонение от навязываемой темы; отказ от общих пресуппозиций (барин приехал из Парижа) – Ответ (незавершенный) на имплицитный вопрос - Контроль над темой. Коррекция модели мира.     Оправдание, уход от беспочвенных подозрений
  О.Б,: "Подсказка" Имитация солидарности (установка на коопера- цию), утверждение общих пресуппозиций - Коррекция модели мира (собеседник "свой"), установление общего фона
  ИМ: Выражение намерения уйти Уклонение от контакта + Блокирующая контакт
  ОБ.: Предупреждение о последствиях Предостережение + Угроза
  уклонения от разговора    
  И.М. Сообщение Уклонение от темы, отрицание общих Контроль над темой. пониманием
  о непонимании пресуппозиций -  
  О.Б: Обещание разъяснений Угроза + Контроль за пониманием, инициативой. Угроза
  О.Б. Вопрос о переходе границы. Рассказ Установление общих пресуппозиций - Намек-предупреждение - Коррекция модели мира, установление общего фона Угроза
  о прецеденте    
  И.М.: Убеждение собеседника в своей искренности Отказ от обвинений, отрицание презумпций о виновности, предложе- ние привести доказатель- ства невиновности – Оправдание
  ОБ.: Совет-предупреждение. Обвинение
  Отказ принять доказательства невиновности. Рассказ о прецеденте. Усиление обвинений в скрываемых намерениях +  
  И.М.: Просьба о неразглаше- нии с объяснением мотивов просьбы Предупреждение нежела- тельных последствий. Установление общих пресуппозиций (разгла- шение опасно для И.М.) + Просьба. Самопрезентация (блокирование нежелательных умозаключений). Коррекция модели мира (мы "свои")
  О.Б.: Похвала. Метаописание коммуникати- вной ситуации Поддержание добрых отношений- Подтверждение общности модели мира - Эмоционально настраивающая. Коррекция модели мира
  И.М.: Отрицание предыдущей пропозиции О.Б. Отклонение необосно- ванных обвинений. Ука- зание на непонимание - Оправдание. Контроль за пониманием
  О.Б.: Прямой вопрос Получение информации - Запрос информации
  И.М:. Уклончивый ответ Уклонение от запроса информации - Уклонение (косвенный отказ) от выдачи полной информации
  О.Б.: Уточняющий вопрос Уточнение информации - Контроль над пониманием
  ИМ.: Уклончивый ответ Уклонение от запроса информации - Уклонение (частичный отказ от выдачи полной информации)
  Риторический вопрос- утверждение ранее высказанных пресуппозиций Обвинение в неискренности + Упрек в неискренности (косвенный призыв к откровенности)
  И.М.: Обещание выдать информацию в полном объеме Констатация позиции ОБ. как сильной + Обещание. Поддержание добрых отношений (кооперация). Передача контроля за инициативой партнеру.

 

Уже беглый взгляд на последовательность коммуникативных ходов позволяет заметить ключевую особенность в развитии данного диалога: на каждом его этапе происходит смена тактики, причем на первом и втором этапах используются тактики кооперативного типа, а на последующих – тактики конфронтации (в конечном счете именно они и обеспечили успех стратегической линии О.Б.). Стимулом к смене тактик является отсутствие запланированного результата в каждом диалогическом единстве. Обратим внимание, что только на рубеже третьего и четвертого этапов наблюдается совпадение положительных результатов в ходах О.Б. и И.М.: повторное обвинение убедило И.М. в том, что у него есть основания для опасений, и – как следствие – вызвало с его стороны просьбу о неразглашении. Таким образом Бендер достиг решения тактической задачи (запугать партнера), являющейся условием для достижения успеха в стратегии – выведать причины неожиданного возвращения барина. Финал диалога демонстрирует совпадение положительных результатов ходов обоих коммуникантов, при этом инициатор диалога достиг поставленной цели, а его партнёр подчинился навязанной ему линии в общении.

Рекомендуемая литература по теме

 

1. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

2. Верещагин Е.М., Ротмайр Р., Ройтер Т. Речевые тактики «призыва к откровенности» // Вопросы языкознания. – 1992.– №6.

3. Основы теории коммуникации: учебник / Под ред. проф. М.А.Василика. – М.: Гардарики, 2003.

4. Малый академический словарь. – М., 1986.

5. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.: Изд-во ЛКИ / URSS, 2007.

 

Приложения

 

Приложение 1

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Речевая коммуникация»

Основная литература

1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник / под ред. О.Я.Гойхмана. – М.: Инфра-М, 2007.

2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2006.

3. Черногрудова, Е.П. Основы речевой коммуникации: учеб. пособие / Е.П. Черногрудова. – М.: Экзамен, 2008.

 

Дополнительная литература

Анисимова Т. В. Деловое общение: Речевой аспект. – Волгоград, 2000.

Вербовая М. П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи.- М.: Искусство, 1977.

Вечер Л. С. Секреты делового общения. – Минск, 1996.

Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. – М.: Дело, 2002.

Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – Изд. 5-е. – М.: Издательство ЛКИ, 2008.

Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие. - М., 1998

Кузин Ф. А. Культура делового общения. М., 1996.

Курбатов В. И. Стратегия делового успеха. – Ростов-на-Дону, 1995.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, М., Азбуковник, 2003.

Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. – М.: Просвещение, 1991.

Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Знание, 1999.

Психология и этика делового общения.Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко. -М., 1997

Соловьев Э.Я. Этикет делового человека. Организация встреч, приемов, презентаций. - Минск, 1994.

Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика / Н.И. Формановская. – М.: ИКАР, 2007.

Шейнов В. П. Искусство общения: Подготовка и проведение деловых бесед: Рекомендации для руководителей. – Минск, 1990.

Шляхов В.И. Речевая деятельность: Феномен сценарности в общении. – Изд.2-е, испр. – М.: КРАСАНД, 2010.

 

Учебные пособия кафедры

1. Сабитова Н.Г., Иванова Л.А., Вильданова Н.Г., Нурлыгаянова С.Н.. Обучение реферативному чтению: Учеб. пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2003.

2. Нурлыгаянова С.Н. Обучение письму. Научный стиль речи: учебно-методическое пособие по русскому языку как иностранному для студентов технических специальностей. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2003

3. Исмагилова Х.Н. Официально-деловой стиль речи: учеб. пособие / под. ред. Н.Г. Вильдановой. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2007.

4. Вильданова Н.Г., Ковалева И.Б. Учебно-методическое пособие для слушателей центра довузовского образования по русскому языку. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2006.

5.Практикум по русскому языку: учеб. пособие / Н.Г. Вильданова, Л.А. Иванова, С.Н. Нурлыгаянова, Л.А. Самохина, А.К. Сулейманова. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008.

6. Исмагилова Х.Н. Обучение письму. Официально-деловой стиль речи: Делопроизводство: учеб. пособие / под ред. Н.Г. Вильдановой. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008.

7. Исмагилова Х.Н., Ковалева И.Б. Русский язык и культура речи в техническом вузе. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2009. Рекомендовано Министерством образования РБ.

Приложение 2







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.