Основная цель изучения русского языка
Основная цель изучения русского языка – свободное владение родным языком. Для реализации этой цели необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность: дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Задачи преподавания русского языка в школе (познавательные и практические)
Специальными задачами преподавания русского языка в школе являются познавательные и практические.
Познавательные:
- вооружение учащихся основными знаниями о родном языке, его устройстве и функционировании;
- формирование научно-лингвистического мировоззрения;
- развитие языкового эстетического идеала о прекрасном в языке и речи;
- дать необходимый круг знаний по русскому языку.
Практические:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- содействовать развитию логического мышления, вырабатывать навыки работы с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения, самостоятельного пополнения знаний.
Русский язык как учебный предмет имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, но и важнейшим средством развития мышления и воспитания учащихся.
Количество учебных часов
5 класс – 210 часов, 6 часов в неделю.
6 класс – 210 часов, 6 часов в неделю.
7 класс – 140 часов, 4 часа в неделю.
8 класс – 105 часов, 3 часа в неделю.
9 класс – 68 часов, 2 часа в неделю.
Виды контроля
- диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический);
- комплексный анализ текста;
- осложненное списывание;
- тест;
- составление сложного и простого плана к тексту;
- изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);
- составление диалога на заданную тему;
- составление текста определенного стиля и типа речи;
- сочинение (описание пейзажа, помещения, внешности человека);
- составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;
- редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);
- работа с деформированным текстом.
Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей
Федеральный государственный образовательный стандарт «...разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации», которые могут быть реализованы в национально-региональном компоненте содержания образования.
Региональный компонент программы соотносится с федеральным и составляет 10% содержания языкового образования в каждом классе:
5 класс – 20 часов;
| 6 класс– 20 часов;
| 7 класс – 14 часов;
| 8 класс – 10 часов;
| 9 класс – 7 часов.
| Реализация регионального компонента осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области, преследующих цели:
- обучение русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности;
- повышение языковой культуры учащихся;
- знакомство с национально-культурным колоритом языка;
- овладение речевым этикетом.
Реализация НРЭО языкового образования в Челябинской области предполагает широкий спектр направлений, осуществляемых в целях обучения русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности.
В 5-6 классе реализуется коммуникативное и культурологического направления регионального компонента.
Коммуникативное направление реализуется на уроках обучения приемам публичной речи (риторики), приемам комплексного анализа текста на примере произведений уральских писателей. Культурологическое – на уроках по культуре речи и речевому общению.
В 7 классе реализуется коммуникативное и культурологического направления регионального компонента, которые изучаются как часть урока.
Коммуникативное направление реализуется на уроках обучения приемам публичной речи (риторики), приемам комплексного анализа текста на примере произведений уральских писателей. Культурологическое – на уроках по культуре речи и речевому общению.
В 8-9 классах реализуется лингвистическое направление национально-регионального компонента на базе изучения языка произведений уральских писателей.
Класс
№ п/п
| Тема по программе
| Тема НРЭО
| № урока
| Вид контроля
| 1.
| Язык и общение
| НРЭО. Язык и человек
|
| Сообщение
| 2.
| Отличие предлога от приставки
| НРЭО. Текст и его признаки
|
| Составление плана
| 3.
| Р.р. Подготовка к подробному изложению
| НРЭО. Значение заголовка. Что содержит заголовок.Тема текста
|
| Анализ текста
| 4.
| Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах
| НРЭО. Составление предложений по иллюстрациям «Лекарственные растения нашего края»
|
| Составление предложений
| 5.
| Обобщающие слова при однородных членах предложения
| НРЭО. Составление предложений с обобщающим словом по иллюстрациям «Лекарственные растения нашего края»
|
| Составление предложений
| 6.
| Практикум
| НРЭО. Подготовка к сочинению-повествованию на тему «Самый памятный день в школе»
|
| Работа над сочинением
| 7.
| Комплексный анализ текста
| НРЭО. Написание сочинения-повествования на тему «Самый памятный день в школе»
|
| Написание сочинения
| 8.
| Диалог
| НРЭО. Практикум. Составление этикетного диалога в разных ситуациях.
|
| Составление диалога
| 9.
| Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»
| НРЭО. Использование собственных впечатлений и воспоминаний в сочинении по картине. Основная мысль в сочинении.
|
| Написание сочинения
| 10.
| Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»
| НРЭО. Использование собственных впечатлений и воспоминаний в сочинении по картине. Основная мысль в сочинении.
|
| Написание сочинения
| 11.
| Описание предмета. Сочинение-описание
| НРЭО. Практикум. Описание собственной любимой детской игрушки
|
| Написание сочинения
| 12.
| Приставка
| НРЭО. Игра «Кто больше запишет слов с приставками на тему «В уральском лесу»?».
|
| Запись слов
| 13.
| Систематизация и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография»
| НРЭО. Игра «Найди слова с чередующейся гласной в корне по фотографиям города Миасса»
|
| Нахождение слов
| 14.
| Систематизация и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография»
| НРЭО. Игра «Найди слова с чередующейся гласной в корне по фотографиям города Миасса»
|
| Нахождение слов
| 15.
| Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных
| НРЭО. Игра «Кто подберет более точные и выразительные прилагательные к существительным по картине с уральским пейзажем?»
|
| Подбор слов
| 16.
| Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных
| НРЭО. Игра «Кто подберет более точные и выразительные прилагательные к существительным по картине с уральским пейзажем?»
|
| Подбор слов
| 17.
| Описание животного
| НРЭО. Сочинение-описание своего любимца «Мой дружок».
|
| Написание сочинения
| 18.
| Описание животного
| НРЭО. Сочинение-описание своего любимца «Мой дружок»
|
| Написание сочинения
| 19.
| Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа
| НРЭО. Составление предложений по картинке с уральской тематикой
|
| Составление предложений
| 20.
| Орфограммы в приставках и корнях слов
| НРЭО. Морфемный анализ уральских топонимов
|
| Морфемный анализ
|
Класс
№
| № урока
| Элементы содержания
| Количество минут, уроков
| 1.
| № 12
| Общение. Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.
| 1 час
| 2.
| № 14
| Виды общения. Официальное – неофициальное общение. Классное собрание.
| 1 час
| 3.
| № 18
| Личное письмо. Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д.
| 1 час
| 4.
| № 20
| Учимся слушать. Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания.
| 1 час
| 5.
| № 24
| Учимся редактировать
| 1 час
| 6.
| № 29
| Редактирование изучаемых речевых жанров.
| 1 час
| 7.
| № 31
| Сказки и притчи. Понятие о притче. Уместность ее использования.
| 1 час
| 8.
| № 33
| Рассказы. Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ.
| 1 час
| 9.
| № 43
| Учимся отвечать. Разные ответы.
| 1 час
| 10.
| № 59
| Речь правильная и хорошая. Клише, штампы. Находки.
| 1 час
| 11.
| № 68
| Учимся отвечать. Как важно начать. Развернутый ответ.
Основная часть. Конец – делу венец.
| 1 час
| 12.
| № 94
| Вторичные тексты. Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв.
| 1 час
| 13.
| № 98
| Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение.
| 1 час
| 14.
| № 127
| Побеседуем. Беседа, ее особенности. Дружеская беседа.
| 1 час
| 15.
| № 136
| Рассказы. Выдуманные истории.
|
| 16.
| № 153
| Тексты и речевые жанры. Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров.
| 1 час
| 17.
| № 159
| Интервью. Особенности интервью. Как подготовиться к интервью.
| 1 час
| 18.
| № 175
| Будь вежлив. Вежливое обращение. Похвальное слово.
| 1 час
|
| № 207
| Несловесное общение. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты.
| 1 час
|
| № 208
| Спор. Как управлять спором. Если ты – ведущий.
| 1 час
|
Класс
№ п/п
| Тема по программе
| № урока
| Тема регионального компонента
| Вид контроля
| -
| Фонетика и орфография
|
| Правила речевого этикета
| Составление конспекта
| -
| Фонетика и орфография
|
| Краткая история формирования этикетных форм в средневековой, дореволюционной, советской России
| Анализ текстов из художественной литературы
| -
| Стили литературного языка
|
| Этикет делового общения. Предметно-пространственная среда как составляющая этикета делового общения Приемы формирования положительного имиджа делового собеседника. Экстралингвистические особенности деловой коммуникации (краткость, логичность, аргументированность и т.д.)
| Анализ текстов из художественной литературы
| -
| Публицистический стиль речи
|
| Основные нормы делового общения
| Анализ текстов из художественной литературы
| -
| Описание внешности человека
|
| Внимание к адресату как принцип речевого поведения. Обращение к собеседнику. Использование местоимений ТЫ, ВЫ.
|
| -
| Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»
|
| Тактика говорения и слушания в деловом общении. Правила бесконфликтного общения
| Решение проблемных ситуаций. Выполнение задания «Общее мнение»
| -
| Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие»
|
| Жанры устного делового общения. Целевые, композиционные, речевые и поведенческие характеристики жанров делового общения. Принцип развертывания произведений конкретных жанров: диалогизация, конкретность, эмоциональность, коммуникативное сотрудничество
| Составление памятки «Особенности делового общения»
| -
| Тема «Наречие как часть речи»
|
| Особенности делового «мобильного» общения. Лаконичность, логичность, информативность
| Составление памятки «Правила делового «мобильного» общения»
| -
| Обобщение по теме «Наречие»
|
| Этикет делового общения. Этикет взаимоотношений. Основные требования к ведению беседы
| Ролевые игры
| -
| Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению на дискуссионную тему «Книга - наш советчик и друг»
|
| Принципы и приёмы ведения переговоров. Речевые и поведенческие характеристики
| Ролевые игры («Выстраивание стратегии»)
| -
| Самостоятельные и служебные части речи.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении
|
| Спор. Оппонент. Аргументация. Виды аргументов
| Анализ видеофрагмента. Выполнение задания «Кто прав?». Формулирование правил эффективного ведения дискуссии
| -
| Частица как служебная часть речи. Разряды частиц
|
| Основные принципы организации и проведения диспута
| Составление памятки «Правила ведения диспута»
| -
| Обобщающе-повторительный урок по теме «Частицы»
|
| Деловой разговор по телефону
| Составление диалогов
| -
| Повторение и систематизация изученного в 7 классе
|
| Правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на тематических чатах в Интернете. Типичные ошибки в компьютерной деловой коммуникации
| Мультимедиийная презентация
|
Класс
№ п/п
| Тема по программе
| № урока
| Тема регионального компонента
| Вид контроля
| 1.
| Нормы сочетания слов и их нарушение в речи
|
| Составление предложений о родном крае со словосочетаниями с разными видами связи
| Составление словосочетаний
| 2.
| Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения
|
| Согласованные и несогласованные определения в произведениях писателей Южного Урала
| Распределительный диктант
| 3.
| Обстоятельство. Способы его выражения
|
| Обстоятельство в произведениях писателей Южного Урала
| Синтаксический разбор предложений
| 4.
| Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности
|
| Нахождение односоставных предложений в произведениях писателей Южного Урала
| Синтаксический разбор предложений
| 5.
| Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»
|
| Составление односоставных предложений на тему «Я живу на Урале»
| Составление предложений
| 6.
| Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений
|
| Нахождение обособленных определений в произведениях писателей Южного Урала.
| Синтаксический разбор предложений
| 7.
| Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами
|
| Виды обстоятельств в произведениях писателей Южного Урала
| Составление таблицы
| 8.
| Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»
|
| Синтаксический разбор предложений из произведений писателей Южного Урала
| Синтаксический разбор предложений
| 9.
| Систематизация и обобщение изученного по теме. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями
|
| Предложения с вводными конструкциями в произведениях писателей Южного Урала
| Синтаксический разбор предложений
| 10.
| Систематизация и обобщение изученного по теме
|
| Синтаксические конструкции с чужой речью в произведениях писателей Южного Урала
| Синтаксический разбор предложений
|
Класс
№ п/п
| Тема по программе
| № урока
| Тема регионального компонента
| Вид контроля
|
| Международное значение русского языка
|
| Народы и народности Южного Урала
| Составление развернутого плана
|
| Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам
|
| Составление ССП на тему «Город в золотой долине»
| Составление небольшого текста
|
| Знаки препинания в СПП
|
| ССП в произведениях М.С. Фонотова
| Синтаксический разбор предложений
|
| Р.р. Стили речи. Разговорный стиль
|
| Сочинение-рассуждение о природе родного края
| Написание сочинения
|
| Сложные предложения с разными видами связи
|
| Рецензия на прочитанную статью (на материале местных газет)
| Написание рецензии
|
| Двоеточие в БСП
|
| Портретный очерк (о знаменитом земляке)
| Написание портретного очерка
|
| Русский язык в современном мире
|
| Русский литературный язык и его стили.
(на материале местных газет и журналов).
| Составление таблицы
|
Умения и навыки
В процессе обучения русскому языку учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- умения и навыки анализа языкового материала;
- орфографические и пунктуационные навыки;
- умения и навыки связной речи;
- овладеть орфоэпическими, грамматическими и стилистическими нормами литературного языка;
- умение видеть строение слова, выделять морфемы;
- умение видеть строение предложений;
- писать различные виды сочинений и изложений;
- развивать устную и письменную монологическую речь.
Формы обучения
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|