Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основная цель изучения русского языка





Основная цель изучения русского языка – свободное владение родным языком. Для реализации этой цели необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность: дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Задачи преподавания русского языка в школе (познавательные и практические)

Специальными задачами преподавания русского языка в школе являются познавательные и практические.

Познавательные:

- вооружение учащихся основными знаниями о родном языке, его устройстве и функционировании;

- формирование научно-лингвистического мировоззрения;

- развитие языкового эстетического идеала о прекрасном в языке и речи;

- дать необходимый круг знаний по русскому языку.

Практические:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- овладение нормами русского литературного языка;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- содействовать развитию логического мышления, вырабатывать навыки работы с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения, самостоятельного пополнения знаний.

Русский язык как учебный предмет имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, но и важнейшим средством развития мышления и воспитания учащихся.

Количество учебных часов

5 класс – 210 часов, 6 часов в неделю.

6 класс – 210 часов, 6 часов в неделю.

7 класс – 140 часов, 4 часа в неделю.

8 класс – 105 часов, 3 часа в неделю.

9 класс – 68 часов, 2 часа в неделю.

Виды контроля

- диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объ­яснительный, предупредительный, терминологический);

- комплексный анализ текста;

- осложненное списывание;

- тест;

- составление сложного и простого плана к тексту;

- изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);

- составление диалога на заданную тему;

- составление текста определенного стиля и типа речи;

- сочинение (описание пейзажа, помещения, внешности человека);

- составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;

- редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуаци­онных и речевых ошибок);

- работа с деформированным текстом.

 

Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей

Федеральный государственный образовательный стандарт «...разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации», которые могут быть реализованы в национально-региональном компоненте содержания образования.

Региональный компонент программы соотносится с федеральным и составляет 10% содержания языкового образования в каждом классе:

 

5 класс – 20 часов;   6 класс– 20 часов; 7 класс – 14 часов;   8 класс – 10 часов;   9 класс – 7 часов.

Реализация регионального компонента осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области, преследующих цели:

- обучение русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности;

- повышение языковой культуры учащихся;

- знакомство с национально-культурным колоритом языка;

- овладение речевым этикетом.

Реализация НРЭО языкового образования в Челябинской области предполагает широкий спектр направлений, осуществляемых в целях обучения русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности.

В 5-6 классе реализуется коммуникативное и культурологического направления регионального компонента.

Коммуникативное направление реализуется на уроках обучения приемам публичной речи (риторики), приемам комплексного анализа текста на примере произведений уральских писателей. Культурологическое – на уроках по культуре речи и речевому общению.

В 7 классе реализуется коммуникативное и культурологического направления регионального компонента, которые изучаются как часть урока.

Коммуникативное направление реализуется на уроках обучения приемам публичной речи (риторики), приемам комплексного анализа текста на примере произведений уральских писателей. Культурологическое – на уроках по культуре речи и речевому общению.

В 8-9 классах реализуется лингвистическое направление национально-регионального компонента на базе изучения языка произведений уральских писателей.

Класс

№ п/п Тема по программе Тема НРЭО № урока Вид контроля
1. Язык и общение НРЭО. Язык и человек   Сообщение
2. Отличие предлога от приставки НРЭО. Текст и его признаки   Составление плана
3. Р.р. Подготовка к подробному изложению НРЭО. Значение заголовка. Что содержит заголовок.Тема текста   Анализ текста
4. Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах НРЭО. Составление предложений по иллюстрациям «Лекарственные растения нашего края»   Составление предложений
5. Обобщающие слова при однородных членах предложения НРЭО. Составление предложений с обобщающим словом по иллюстрациям «Лекарственные растения нашего края»   Составление предложений
6. Практикум НРЭО. Подготовка к сочинению-повествованию на тему «Самый памятный день в школе»   Работа над сочинением
7. Комплексный анализ текста НРЭО. Написание сочинения-повествования на тему «Самый памятный день в школе»   Написание сочинения
8. Диалог НРЭО. Практикум. Составление этикетного диалога в разных ситуациях.   Составление диалога
9. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» НРЭО. Использование собственных впечатлений и воспоминаний в сочинении по картине. Основная мысль в сочинении.   Написание сочинения
10. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» НРЭО. Использование собственных впечатлений и воспоминаний в сочинении по картине. Основная мысль в сочинении.   Написание сочинения
11. Описание предмета. Сочинение-описание НРЭО. Практикум. Описание собственной любимой детской игрушки   Написание сочинения
12. Приставка НРЭО. Игра «Кто больше запишет слов с приставками на тему «В уральском лесу»?».   Запись слов
13. Систематизация и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография» НРЭО. Игра «Найди слова с чередующейся гласной в корне по фотографиям города Миасса»   Нахождение слов
14. Систематизация и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография» НРЭО. Игра «Найди слова с чередующейся гласной в корне по фотографиям города Миасса»   Нахождение слов
15. Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных НРЭО. Игра «Кто подберет более точные и выразительные прилагательные к существительным по картине с уральским пейзажем?»   Подбор слов
16. Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных НРЭО. Игра «Кто подберет более точные и выразительные прилагательные к существительным по картине с уральским пейзажем?»     Подбор слов
17. Описание животного НРЭО. Сочинение-описание своего любимца «Мой дружок».   Написание сочинения
18. Описание животного НРЭО. Сочинение-описание своего любимца «Мой дружок»   Написание сочинения
19. Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа НРЭО. Составление предложений по картинке с уральской тематикой   Составление предложений
20. Орфограммы в приставках и корнях слов НРЭО. Морфемный анализ уральских топонимов   Морфемный анализ

 

Класс

№ урока Элементы содержания Количество минут, уроков
1. № 12 Общение. Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории. 1 час
2. № 14 Виды общения. Официальное – неофициальное общение. Классное собрание. 1 час
3. № 18 Личное письмо. Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д. 1 час
4. № 20 Учимся слушать. Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания. 1 час
5. № 24 Учимся редактировать 1 час
6. № 29 Редактирование изучаемых речевых жанров. 1 час
7. № 31 Сказки и притчи. Понятие о притче. Уместность ее использования. 1 час
8. № 33 Рассказы. Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ. 1 час
9. № 43 Учимся отвечать. Разные ответы. 1 час
10. № 59 Речь правильная и хорошая. Клише, штампы. Находки. 1 час
11. № 68 Учимся отвечать. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец. 1 час
12. № 94 Вторичные тексты. Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв. 1 час
13. № 98 Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение. 1 час
14. № 127 Побеседуем. Беседа, ее особенности. Дружеская беседа. 1 час
15. № 136 Рассказы. Выдуманные истории.  
16. № 153 Тексты и речевые жанры. Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров. 1 час
17. № 159 Интервью. Особенности интервью. Как подготовиться к интервью. 1 час
18. № 175 Будь вежлив. Вежливое обращение. Похвальное слово. 1 час
  № 207 Несловесное общение. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты. 1 час
  № 208 Спор. Как управлять спором. Если ты – ведущий. 1 час

 

Класс

№ п/п Тема по программе № урока Тема регионального компонента Вид контроля
Фонетика и орфография   Правила речевого этикета Составление конспекта
Фонетика и орфография   Краткая история формирования этикетных форм в средневековой, дореволюционной, советской России Анализ текстов из худо­жественной литературы
Стили литературного языка   Этикет делового общения. Предметно-пространственная среда как составляющая этикета делового общения Приемы формирования положительного имиджа делового собеседника. Экстралингвистические особенности деловой коммуникации (краткость, логичность, аргументированность и т.д.) Анализ текстов из худо­жественной литературы
Публицистический стиль речи   Основные нормы делового общения Анализ текстов из худо­жественной литературы
Описание внешности человека   Внимание к адресату как принцип речевого поведения. Обращение к собеседнику. Использование местоимений ТЫ, ВЫ.  
Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»   Тактика говоре­ния и слушания в деловом общении. Правила бесконфликтного общения Решение проблемных си­туаций. Выполнение за­дания «Общее мнение»
Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие»   Жанры устного делового общения. Целевые, композиционные, речевые и по­веденческие характеристики жанров дело­вого общения. Принцип развертывания произведений конкретных жанров: диалогизация, конкретность, эмоциональность, коммуникативное сотрудничество Составление памятки «Особенности делового общения»
Тема «Наречие как часть речи»   Особенности де­лового «мобильно­го» общения. Лаконичность, логичность, информатив­ность Составление памятки «Правила делового «мо­бильного» общения»
Обобщение по теме «Наречие»   Этикет делового общения. Этикет взаимо­отношений. Основные требования к веде­нию беседы Ролевые игры
Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению на дискуссионную тему «Книга - наш советчик и друг»   Принципы и приёмы ведения переговоров. Речевые и поведенческие характеристики Ролевые игры («Выстраи­вание стратегии»)
Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении   Спор. Оппонент. Аргументация. Виды ар­гументов Анализ видеофрагмента. Выполнение задания «Кто прав?». Формулирование правил эффективного ве­дения дискуссии
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц   Основные принципы организации и про­ведения диспута Составление памятки «Правила ведения диспу­та»
Обобщающе-повторительный урок по теме «Частицы»   Деловой разго­вор по телефону Составление диалогов
Повторение и систематизация изученного в 7 классе   Правила письменного общения в вирту­альных дискуссиях на тематических чатах в Интернете. Типичные ошибки в компьютерной деловой коммуникации Мультимедиийная пре­зентация

Класс

№ п/п Тема по программе № урока Тема регионального компонента Вид контроля
1. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи   Составление предложений о родном крае со словосочетаниями с разными видами связи Составление словосочетаний
2. Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения   Согласованные и несогласованные определения в произведениях писателей Южного Урала Распределительный диктант
3. Обстоятельство. Способы его выражения   Обстоятельство в произведениях писателей Южного Урала Синтаксический разбор предложений
4. Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности   Нахождение односоставных предложений в произведениях писателей Южного Урала Синтаксический разбор предложений
5. Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»   Составление односоставных предложений на тему «Я живу на Урале»   Составление предложений
6. Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений   Нахождение обособленных определений в произведениях писателей Южного Урала. Синтаксический разбор предложений
7. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами   Виды обстоятельств в произведениях писателей Южного Урала Составление таблицы
8. Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»   Синтаксический разбор предложений из произведений писателей Южного Урала Синтаксический разбор предложений
9. Систематизация и обобщение изученного по теме. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями   Предложения с вводными конструкциями в произведениях писателей Южного Урала Синтаксический разбор предложений
10. Систематизация и обобщение изученного по теме   Синтаксические конструкции с чужой речью в произведениях писателей Южного Урала Синтаксический разбор предложений

 

Класс

№ п/п Тема по программе № урока Тема регионального компонента Вид контроля
  Международное значение русского языка   Народы и народности Южного Урала Составление развернутого плана
  Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам   Составление ССП на тему «Город в золотой долине» Составление небольшого текста
  Знаки препинания в СПП     ССП в произведениях М.С. Фонотова Синтаксический разбор предложений
  Р.р. Стили речи. Разговорный стиль   Сочинение-рассуждение о природе родного края Написание сочинения
  Сложные предложения с разными видами связи   Рецензия на прочитанную статью (на материале местных газет) Написание рецензии
  Двоеточие в БСП   Портретный очерк (о знаменитом земляке) Написание портретного очерка
  Русский язык в современном мире   Русский литературный язык и его стили. (на материале местных газет и журналов). Составление таблицы

 

Умения и навыки

В процессе обучения русскому языку учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- умения и навыки анализа языкового материала;

- орфографические и пунктуационные навыки;

- умения и навыки связной речи;

- овладеть орфоэпическими, грамматическими и стилистическими нормами литературного языка;

- умение видеть строение слова, выделять морфемы;

- умение видеть строение предложений;

- писать различные виды сочинений и изложений;

- развивать устную и письменную монологическую речь.

Формы обучения

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.