Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Как весел грохот летних бурь»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений. Проект (урок содружества искусств: литература – живопись – музыка).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
К.Р., Р.Р. Сочинение. «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)» (1ч)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (22 ч)
Иван Алексеевич Бунин
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Проект (творческая лаборатория писателя).
Владимир Галактионович Короленко (2 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание - основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Р.Р. Сочинение. Обучение навыкам характеристики героев. (1ч)
Сергей Александрович Есенин (1ч)
Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Теория литературы. Эпитет, олицетворение, метафора, ритм, фольклорный образ, пейзаж.
Павел Петрович Бажов (2 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский (3 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак (2 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев»— пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
К.Р. Тест (1 ч)
Андрей Платонович Платонов (2 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев (2 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя влесу, основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
Поэты о Великой Отечественной войне (1ч)
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»; К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». Война и дети — трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (2 ч)
И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер...»; Д.Б. Кедрин «Аленушка»; А.А. Прокофьев «Аленушка»; Н.М.Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Проект.
Писатели улыбаются (2 ч)
Саша Черный. Краткий обзор биографии и творчества. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образыи сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Юлий Черсанович Ким. Краткий обзор биографии и творчества. «Рыба-кит».
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
К.Р. Итоговый тест по русской литературе ХIХ-ХХвв. (1ч)
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7 ч)
Роберт Льюис Стивенсон (1ч)
Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо (1ч)
Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен (2 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Соотношение реального и фантастического. Противопоставление красоты внешней и внутренней — Герда и Снежная королева. Победа добра, любви и дружбы над злом.
Жорж Санд
«О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Проект (организация фото-галереи по сказке «О чем говорят цветы»).
Марк Твен (2 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон (1ч)
В. Ч. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише»— сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (1 ч) Итоговый тест.
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение. Книга вжизни человека —1ч.
Устное народное творчество — 6 ч.
Из древнерусской литературы — 2 ч.
Из русской литературы XVIIIвека — 1 ч.
Из русской литературы XIX века — 28 ч (в т. ч. 3 К.Р., 4 Р.Р.).
Из русской литературы XX века - 22 ч (в т. ч. 2 К. Р.,1 Р.Р.).
Из зарубежной литературы — 7 ч (в т. ч. 1 В .Ч.).
Итоговый тест —1ч
Произведения для заучивания наизусть
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни (отрывок на выбор учащихся).
А.С. Пушкин. «У лукоморья...» (пролог поэмы «Руслан и Людмила»).
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях...», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студеную зимнюю пору...»).
Ф.И. Тютчев. «Весенние воды».
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).
По теме «Война и дети» 1—2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Сказка как вид народной прозы.Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Народная мораль в сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания
Сказки о животных. «Журавль и цапля».
Бытовые сказки. «Солдатская шинель».
Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению.
Сюжеты русских летописей. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
4-5
М.В. Ломоносов.«Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение.
Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.
И.А. Крылов. Слово о баснописце.
И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».
«Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.
В.А. Жуковский. Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна».
В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе
А.С. Пушкин. Слово о поэте. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.
Пролог к поэме «Руслан и Людмила»как собирательная картина народных сказок
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».Истоки рождения сюжета сказки.
10-11
Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь
Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок.
Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.
В.М. Гаршин. «Attalea Princeps».Героическое и обыденное в сказке.
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино».Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».
Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».
Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге».
«Есть женщины в русских селеньях» – отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».
И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму».Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.
Нравственный облик Герасима.
Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое.
А.А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь».Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник»как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.
А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу.
Рассказы Антоши Чехонте
Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.
Лирика Ф.И. Тютчева.
Лирика И.С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. 3. Сурикова, А. В. Кольцова.
И.А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.
В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».Вася и его отец. Развитие их отношений.
Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.
Изображение города и его обитателей в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».
Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».
С.А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...»и «Низкий дом с голубыми ставнями...».Поэтическое изображение Родины и родной природы.
П.П. Бажов. Слово о писателе «Медной горы Хозяйка».Трудолюбие и талант Данилы-мастера.
Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе.
К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Сказка «Теплый хлеб».Герои и их поступки.
Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».Нравственные проблемы произведения.
К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы».Природа и человек в произведениях К.Г.Паустовского.
С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».Драма как род литературы.
Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев».Столкновение добра и зла.
А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита».Быль и фантастика.
Душевный мир главного героя рассказа А.П. Платонова «Никита».Оптимистическое восприятие мира.
В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро».Черты характера героя и его поведение в лесу.
«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста».
К.М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...».
И.А. Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.
Д.Б. Кедрин, А.А. Прокофьев, Н.М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе.
Саша Черный. Слово о писателе. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного.
Р.Л. Стивенсон.Слово о писателе. «Вересковый мед».Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.
Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»- произведение о силе человеческого духа.
Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя Д.Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Х.К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»:реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.
В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.
Ж. Санд. «О чем говорят цветы».Спор героев о прекрасном.
М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Тои и Гек в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев М.Твена.
Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише».Нравственное взросление героя. Становление его характера.
ИТОГО
34 недели
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Формы работы на уроке
Основные виды учебной деятельности
Словарная работа
Домашнее задание
Дата про-ведения
1.
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества
Вводный урок
Личностные:
выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.
Метапредметные: умение работать с текстом, выделять в нём главное.
Предметные:
знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии
Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами.
Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника.
Подготовить пересказ учебной статьи по плану (с. 3- 4). Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2 – 3 пословицы в тетрадь.
план
факт
Устное народное творчество - 10 ч.
2.
Русский фольклор. Малые жанры фольклора.
Урок чтения и обсуждения произведений
Личностные: находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности
Метапредметные: определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог
Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора
Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблююдение над поэтикой малых жанров.
Ответить на вопросы: по-чему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и пого-оркой пословица «Поговорка – цветочек, посло-вица-ягодка»? Придумать и описать ситу-ацию, используя как своеобраз-ный вывод пословицу или поговорку.
Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам
3.
Детский фольклор
Урок чтения и обсуждения произведений
Личностные: понимание принципов построения или создания произведений каждого жанра; создание считалки, небылицы, загадки.
Метапредметные: овладение умением составлять малые жанры фольклора, находить их черты их сходства и различия.
Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора
Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора.
Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку
Личностные: понимание жанровых особенностей, видов сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки -небылицы, характер ные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказоч -ные зачины и концовки); Метапредметные: определение характерных для сказок обороты речи в самостоя тельно прочитанных сказках, использование при сказывании сказок, сопоставление эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.
Предметные: давать определение понятию, делать вывод об основных чертах жан-ра.
Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллю -страциями
Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, и бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок
Сказка, старины
Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8 – 10); конспект статьи учебника (с. 12).
5.
«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой
Урок чтения и изучения произведения
Личностные: пониманиеобщего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ, нахождение отличий в вариан тах сказки; умениеопределять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковы вать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставле-ние иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением составлять план
Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,
знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок.
Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки
Составление плана «Особенности волшебной сказки». Разгадывание кроссворда «Имя сказочного героя»
Постоянные эпитеты, сказочные формулы.
Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка». Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника (с. 26).
6.
Народная мораль в характерах и поступках героев.
Урок чтения и изучения произведения
Личностные: умение формули ровать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображе ние, мотивировать ответ.
Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного чтения
Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,
знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок.
Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир»
Пересказ сказки «Царевна- лягушка».
Самостоятельная работа
Постоянные эпитеты, сказочные формулы.
Подготовить ответы на 5 – 6-й вопросы учебника (с. 26).
Личностные: пониманиетайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художествен ных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев
Метапредметные: умение работать с текстовым материа лом, овладение умением выразительного пересказа, сопоставление иллюстраций художников с текста ми сказки
Предметные: иметь представле ние о системе образов сказки и приемах ее создания; умение составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим)
Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, созда-ние собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций ху-дожников с текста ми сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки
Практическая работа. Составить план характеристики главных героев.
Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.
8.
Изобразительный характер формул волшебной сказки.
Урок развития речи
Личностные: пониманиетайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художествен ых приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев
Метапредметные: умение работать со статьёй учебника, знание основных этапов жизни и творчество художников.
Предметные: умениенаходить отличия в вариантах сказки.
Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника
Ответить на вопросы статьи учебника
Прочитать по учебнику сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (с. 28 - 38)
9.
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержа -ния
Урок чтения и изучения произведения.
Личностные: пониманиеобщего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ; умениеопределять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковы вать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставле-ние иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением пересказа текста.
Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,
знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок.
Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы.
Выразительное чтение.
Гипербола.
Героическая
сказка.
Герой.
Подготовить ответы (устно) на 2- 6-й вопросы учебника (с. 38).
10.
Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Урок чтения и изучения произведения
Личностные: понимание особенностей сюжета сказки; умение видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию
Метапредметные: овладение умением пересказа текста, умение составлять план по предложенному тексту.
Предметные: закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа
Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование.
Составить план сказки. Самостоятель ная работа.
Постоянные эпитеты, пов-торы, сказоч -ные формулы, вариативность народных сказок
Подготовить выразительное чтение русских народных сказок: о животных «Журавль и цапля» (с. 40), бытовой «Солдатская шинель» (с.42- -43), нарисовать ил-люстрации
11.
Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»
Урок чтения и изучения произведения
Личностные: понимать жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа)
Метапредметные: овладение умением выразительного чтения текста, умение находить в тексте ответы на поставлен ные вопросы.
Предметные: умение объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной, умение сопоставлять разные виды сказок.
Осмысление сюжета сказок, ответы на вопро -сы; чтение по ролям; сопостав -ление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках»
Анализ сказок
Подготовить вопросы для конкурса на знание на-родных сказок, иллюстрации к сказкам. Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л.Толстой, В.Аникин)
Личностные: знать опреде ление понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…».
Метапредметные: умение сжато передать содержание статьи учебника, овладение умением выразительного чтени текста, умением сопоставлять текст с репродукциями картин.
Предметные: умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напев ность, отношение автора к героям),
Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям.
Чтение по ролям. Словарная работа
Летопись, летописание, погодная запись (год), отрок, печенеги, отчина
Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воево -ды Претича»
(с. 48 - 50)
13.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Урок чтения и изучения произведения
умение определять черты фольклора в летописи.
Литература 18 века
1 ч.
Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Ивано- ва; чтение статьи учебника (с.47), ответить на вопросы (с. 51)
Составление цитатного плана. Пересказ.
Устаревшие слова
Подготовить рассказ о М.В.Ломоносове (с. 54 - 55)
14.
М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»
Урок чтения и обсуждения произведения
Личностные: понимание значимости личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверж- дение наук в отечестве».
Метапредметные: овладение умением выразительного чтения стихотворений
Предметные: знать определе ние теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; умение оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противо поставлен житейский, практический опыт простого человека
Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения
Подготовить рассуждение: согласны ли вы с тем, что псевдо учениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт простого человека?
Астроном, весьма, слыл, очаг; Коперник, Птоломей
Подготовить выразительное чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» (с.55)
Литература 19 века
39 ч.
15.
Русские басни. Басня как литературный жанр
Урок чтения и изучения произведений
Личностные: знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев)
Меиапредметные: умение выразительно читать
Предметные: умение опре делять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особен ности басни, объяснять отличие басни от сказки, знать жанро вые особенности басни
Чтение статьи учебника «Рус-ские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сума-рокове, Лафон-тене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки
Чтение по ролям.
Эпос, лирика, драма, басня, аллегория, мораль басниЭзопов язык
Конспект статьи учебника (с.57)
Подготовить рассказ об И.А.Крылове (с.58 - 59); прочитать басни (по выбору), подготовиться к викторине.
16.
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»
Урок чтения и изучения произведения
Личностные: знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни
Метапредметные: умение выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего), установление ассоциативных связей с произведениями живописи
Предметные: знать жанровые особенности басни
Чтение басни и ее полноценное вос-приятие; ответы на вопросы; чте-ние по ролям; установление ассоциативных связей с произ-ведениями живописи
Ответить на вопрос: «Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?» Чтение по ролям
Басня, аллегория, мораль басни.
Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне».(с. 60 - 62). Нарисовать иллюстрацию к басне.
17.
И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»
Урок чтения и изучения произведений
Личностные: понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи
Метапредметные: уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов
Предметные: знать жанровые особенности басни
Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментирован -ное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица»
Инсценирован -ное чтение
Басня, аллегория, мораль басни.
Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен. Нарисовать иллюстрацию к басне «Свинья под дубом» (с. 63 - 64)
18.
Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне
Урок развития речи
Личностные: на основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текс та, включать авторское отноше ние к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетворения.
Метапредметные: умение выразительно читать
Предметные: знать художествен ные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использо вать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр
Сочинение басни на основе мораль ной сентенции одной из понравив шихся басен
Создание басни
Басня, аллегория, мораль басни
Читать басни Крылова. Подготовиться к конкурсу.
19.
В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова
Урок внеклассного чтения
Личностные: знание основных мотивов творчества Крылова
Метапредметные:
Предметные: понимание близости басни к УНТ, ее иносказательный и обобщенный смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное; умение оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повест<