|
Программы. Программно-методические пособияСтр 1 из 2Следующая ⇒ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вузовский курс “История русской литературы конца XIX – начала XX века”, читаемый на филологическом факультете пединститута, охватывает развитие литературного процесса, начиная с 1890-х годов и заканчивая 1917 годом. В научной литературе существуют различные гипотезы временных границ данного периода. Нижняя граница – 1880-е годы: смерть Ф. М. Достоевского, начало деятельности К. П. Победоносцева как обер-прокурора Синода (или – полемика вокруг статьи Н. Минского “Старый спор” – тенденция “отказа от наследства” 60–70-х годов); или – 1892 год: лекция Д. Мережковского “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы” и его сборник “Символы” (начало движения символистов), литературный дебют М. Горького. Верхняя граница – 1917 год: Великая Октябрьская социалистическая революция; или – 1921 год: смерть А. Блока, расстрел Н. Гумилева; или – 1922 год: окончание гражданской войны, высылка из России крупных ученых. Перенос верхней границы на 1922 год – наиболее распространенная тенденция в современном литературоведении (см. программы и учебные пособия МГУ), с чем вряд ли можно согласиться. “Прикрепление” литературного процесса к любому конкретному событию и году всегда заключает в себе долю условности. Так может быть условен и 1917 год, но как символ начала новой эры и великого события в жизни страны он должен быть сохранен. Исторический период рубежа веков совпадает с правлением последнего русского Императора Николая II. 20 октября 1894 года – кончина Императора Александра III, вступление на престол Императора Николая II (14 мая 1896 года – Священное Коронование и Святое Миропомазание Императора); 2 марта 1917 года – подписание Императором манифеста об отречении от престола. Таким образом, сохраняя единство исторического и культурного процессов, мы можем именовать изучаемый период эпохой царствования Императора Николая II. Трудности преподавания и усвоения русской литературы рубежа веков обусловлены несколькими обстоятельствами. Прежде всего, это ограниченность времени, отводимого учебными планами пединститутов на изучение данного периода, отсюда вынужденная конспективность освещения многих сложных проблем. Далее: некоторые писатели, творящие в это время, изучаются в предшествующем курсе (Л. Толстой, А. Чехов, В. Короленко), другие – большинство – оказываются представлены только первым периодом творчества (М. Горький, И. Бунин, И. Шмелев, А. Ремизов, А. Толстой). В связи с последним особенно значима точка зрения на литературу рубежа веков как литературу одного поколения – писателей, родившихся в 1870 году (плюс–минус несколько лет).
Лекционный курс для студентов, обучающихся по специальности “русский язык и литература”, составляет 30 аудиторных часов, 22 часа отводится на практические занятия. Форма отчета – экзамен. Изложение материала строится по принципу сочетания обзорных, проблемных и монографических лекций.
Лекции посвящены наиболее важным проблемам историко-литературного процесса, таким как: ментальная ориентация деятелей культуры и литературы; различное философское, религиозное и поэтическое содержание литературных направлений; перестройка жанровой системы; проблема “автор и повествовательные структуры” в творчестве отдельных писателей.
Практические занятия дополняют лекционный материал, но включают и новые темы, прорабатываемые студентами самостоятельно с последующим обобщением. Несколько практических занятий посвящаются анализу конкретных произведений, в результате чего закрепляются навыки литературоведческого анализа художественных текстов. Лекции и практические занятия осуществляются с применением технологии ФОД (Филологическое образование как деятельность), разрабатываемой Лабораторией аналитической филологии.
В результате освоения курса студенты должны 1) знать все художественные тексты для обязательного чтения; 2) усвоить основные тенденции развития русской литературы конца XIX – начала XX века; 3) владеть научной и библиографической информацией о жизни и творчестве изучаемых писателей; 4) уметь в процессе анализа отдельного произведения находить то общее, что связывает писателя с тем или иным литературным направлением, и то, что составляет его индивидуальное содержание[1].
II
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Рубеж XIX – XX веков – переломный период в общественной и культурной жизни России.
Россия в царствование Императора Николая II: основные достижения и противоречия общественно-политической и экономической жизни. Проблема периодизации и критериев выделения границ. В. И. Ленин о пролетарском этапе освободительного движения в России (“Из прошлого рабочего печати в России”). Зарождение и становление социал-демократической партии, идеологии марксизма. Газета “Искра”. Марксистская критика (Г. Плеханов, А. Луначарский, В. Воронский). Творчество писателей-реалистов старшего поколения на рубеже веков (Л. Толстой, А. Чехов, В. Короленко, Д. Мамин-Сибиряк). Эволюция народнической литературы, “позднее народничество”. Н. Минский. “Старинный спор”; В. Розанов. «Почему мы отказываемся от “наследства 60–70-х годов”?». М. Горький и писатели демократического направления в издательстве “Знание”. Телешовские “среды”. Возникновение религиозно-философских обществ и собраний. Провозглашение “нового религиозного сознания”. Мистика, оккультизм, психоанализ, теософия и русский модернизм. “Властители дум” – Ф. Ницше, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Мах, О. Шпенглер. Р. Штейнер. Д. Мережковский. “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы”, “Вечные спутники”. А. Волынский. “Борьба за идеализм”. Журнал “Северный вестник”. Революция 1905–1907 годов и отношение к ней писателей. Статьи В. И. Ленина “Партийная организация и партийная литература” и В. Брюсова “Свобода слова”. Богостроители и богоискатели. Книга В. И. Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”. Толстовство и ницшеанство как этические и эстетические доминанты эпохи. Обсуждение проблемы “народ и революция” в публицистике (сборник “Вехи”) и на заседаниях петербургского Религиозно-философского общества (А. Блок, Д. Мережковский, Вяч. Иванов, В. Розанов). Статья В. И. Ленина «О “Вехах”». Экономический подъем – и негативное отношения к жизни страны в среде интеллигенции. В. Розанов и его статья “Не верьте беллетристам…” Первая мировая война и отношение к ней писателей. Отражение событий первой мировой войны в литературе. Эволюция реалистической и модернистской литературы. Перестройка жанровой системы: преобладание малых жанров в прозе и поэзии. Усиление роли индивидуального, исповедального начала. Возникновение драмы нового типа (А. Чехов – М. Горький – Л. Андреев).
Новокрестьянская поэзия и проза. С. Клычков, Н. Клюев, С. Есенин, А. Ширяевец, П. Карпов, А. Ганин, П. Орешин. Концепция земного рая. Православие, хлыстовство и язычество в ранней лирике крестьянских поэтов. Традиции святоотеческой литературы и фольклора в поэтике крестьянских поэтов.
Пролетарская поэзия и проза. Революционное движение и пролетарская поэзия и проза. Жанр политической песни (“Мы – кузнецы” Ф. Шкулева, “Песня пролетариев” А. Богданова, “Смело, товарищи, в ногу” Л. Радина, “Варшавянка” Г. Кржижановского). Видные представители пролетарской литературы: А. Богданов, Демьян Бедный, В. Александров, А. Поморский, А. Гастев и другие. Основные мотивы их творчества.
“ Сатириконцы”: А. Аверченко, Саша Черный, Н. Тэффи. Журналы “Сатирикон”, “Новый сатирикон”.
Феномен В. Розанова: от религиозных полемик начала века к “Апокалипсису нашего времени”. В. Розанов – литературный критик. Великая Октябрьская социалистическая революция, ее восприятие писателями разных политических, религиозных и эстетических направлений.
Тема 2. Новый реализм.
Исторические судьбы русского реализма и новое поколение писателей-реалистов (Л. Андреев, И. Бунин, В. Вересаев, Н. Гарин-Михайловский, М. Горький, Н. Гусев-Оренбургский, А. Куприн, А. Толстой, С. Сергеев-Ценский, С. Скиталец, С. Найденов, Н. Телешов, Е. Чириков, И. Шмелев). Творческое объединение “Среда”. Книжное издательство “Знание” во главе с М. Горьким. Литературно-художественные сборники “Знание”. Журналы “Образование”, “Жизнь”, “Журнал для всех”. Позитивистские корни теории детерминизма и конфликта “человек – среда” в реалистической литературе (М. Горький. “Коновалов”; А. Куприн. “Поединок”; В. Вересаев. “Без дороги”). Трансформация идеи “сверхчеловека”, культ самобытной личности в творчестве М. Горького 1890–1900 гг. (“На плотах”, “Мальва”, “Челкаш”, “Фома Гордеев”). Полемическое переосмысление типа конфликта и героя классической литературы XIX века: “маленький человек” – “герой-жертва”. Ослабление социальной мотивировки, выдвижение на первый план личностных ценностей и “вечных вопросов”. Размежевание реалистов в период после первой русской революции. М. Горький и Л. Андреев. М. Горький и близкие ему писатели (С. Подъячев, И. Вольнов, А. Чапыгин, А. Неверов, К. Тренев, А. Новиков-Прибой). Неприятие упаднических настроений в жизни и искусстве. Тема богооставленности человека в творчестве Л. Андреева: трансформация святочных и житийных жанров (“Ангелочек”, “Баргамот и Гараська”, “Жизнь Василия Фивейского”, “Жизнь Человека”, “Анатэма”). Неонатуралистические тенденции в литературе (М. Арцыбашев и др.). Реализм и модернизм (Л. Андреев, А. Ремизов, Б. Зайцев). Феноменальность М. Горького, И. Бунина, И. Шмелева.
“Новые реалисты” о “старом” реализме и декадентах. Взгляд на дореволюционную Россию из эмиграции. Типология и оценки реализма в критике и литературоведении советского и нового (постперестроечного) периодов. Споры о социалистическом реализме.
Тема 3. Модернистские направления.
Периодизация русского символизма. “Старшие” и “младшие” символисты (Д. Мережковский, В. Брюсов, З. Гиппиус, Д. Бальмонт, Ф. Сологуб – А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов). Особая роль деклараций, манифестов в развитии символизма (В. Брюсов. “Русские символисты”). Утверждение основных принципов символизма в работах Вяч. Иванова, Андрея Белого, А. Блока. “Жизнетворчество” на раннем этапе развития символизма (А. Добролюбов, кружок Мережковских). Ницшеанство в эстетике “старших” символистов. Религиозное направление в русском символизме. Проблема пола в философии В. Розанова, учениях и судьбах символизма. Журналы символистов 1900-х годов: “Мир искусства”, “Новый путь”, “Вопросы жизни”, “Весы”, “Перевал”, “Золотое руно”. Издательства “Скорпион”, “Гриф”. Вл. Соловьев и “младшие” символисты. Эсхатологические мотивы в творчестве Вл. Соловьева (“Три разговора”, “Смысл любви”, “Красота в природе”). Идея “теургии” (религиозного жизнетворчества) у “младших” символистов (Андрей Белый, Вяч. Иванов, А. Блок). Символический “миф о мире”, миф о Вечной Женственности (Андрей Белый. “Золото в лазури”; А. Блок. “Стихи о Прекрасной Даме”). Московский кружок “аргонавтов” и петербургский кружок “гафизитов”. Революция 1905 года и обновление тематического и стилистического содержания творчества символистов. Тема “стихии” (А. Блок. “Нечаянная радость”; Андрей Белый. “Пепел”). Культ Диониса и “башня” Вяч. Иванова. Обращение к фольклору, народной мифологии, миф о “народной душе” в творчестве “младших” символистов. Фольклорные стилизации в поэзии и прозе 1905–1907 годов (С. Городецкий, А. Ремизов). Проблема “кризиса символизма” (Вяч. Иванов, А. Блок, В. Брюсов, Д. Мережковский, Андрей Белый, С. Городецкий). Новые журналы “Аполлон”, “Труди и дни”. Поиски “большой формы” нового типа: “книга стихов”, “лирическая трилогия”, прозаические циклы. Возрождение поэмы (А. Блок, “Возмездие”; Вяч. Иванов. “Младенчество”). Антропософия Рудольфа Штейнера и символизм. Историософский роман Андрея Белого “Петербург”. Роль русских культурных мифов (миф о Петербурге, оппозиция Запад – Восток) в концепции романа. Литературные и исторические источники романа. Проблема катарсиса. Слово в символизме. Стилизация и синтез искусств.
Акмеизм как литературное направление. Преодоление символизма, пересмотр эстетической системы и поэтического стиля (М. Кузмин. “О прекрасной ясности”; Н. Гумилев. “Наследие символизма и акмеизм”; С. Городецкий. “Некоторые течения в современной русской поэзии”). Основные издания акмеистов: “Цех поэтов”, “Аполлон”, “Гиперборей”. “Адамизм”, культ сильной личности, чувственного начала, аристократизм в поэзии Н. Гумилева. Особенности поэзии А. Ахматовой, Н. Гумилева, М. Кузмина, С. Городецкого, О. Мандельштама.
Футуризм, его идейные истоки, неоднородность как литературного течения: кубофутуризм (Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых, В. Каменский, Б. Лифшиц, Е. Гуро), эгофутуризм (И. Северянин и др.), “Мезонин поэзии” (В. Шершеневич, К. Большаков, С. Третьяков), “Центрифуга” (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак). Творчество И. Северянина – “пролог эгофутуризма”. Декларации, альманахи и сборники “гилейцев” – кубофутуристов (“Пощечина общественному вкусу”, “Садок судей”, “Дохлая луна”, “Молоко кобылицы” и др.). Эстетика книги у футуристов. Футуризм и живопись. Языковые эксперименты.
Модернизм и революция: А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, Вяч. Иванов, В. Маяковский и др. Типология и оценки модернизма в критике и литературоведении советского и нового (постперестроечного) периодов.
III
ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ
IV
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. М. Горький. “Старуха Изергиль”: Автор и художественная структура. Тема 2. М. Горький. “Мальва”: Автор – персонаж – среда. Тема 3. Максим Горький: pro et contra: “Круглый стол”. Тема 4. А. Чехов. “Дама с собачкой” – И. Бунин. “Чистый понедельник”. Тема 5. И. Бунин. “Перевал”: автор и природно-предметный мир. Тема 6. А. Куприн. “Суламифь”: автор – стиль – жанр. Тема 7. Л. Андреев. “Баргамот и Гараська” – начало авторства. Тема 8. А. Ремизов. “Петушок”: автор и структура текста. Тема 9. Концепция художественной критики И. А. Ильина. Тема 10. Эволюция лирического героя в поэзии А. Блока. Тема 11. Эволюция лирического героя в поэзии С. Есенина.
Дискуссия в формате “Сократический диалог”. “Умерщвление” или “воскресение” Маяковского?
Консультация в формате “Специалист”. Поэзия “серебряного века”: Творческие портреты.
Консультация в формате “Специалист”. Проза “серебряного века”: Творческие портреты. V
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Методические замечания Занятию, посвященному конкретному произведению, должна предшествовать самостоятельная работа студента: 1) анализ произведения по рабочейсхеме: композиция, хронотопическая организация, субъектно-словесная организация, конфликт, образы персонажей; 2) после этого – знакомство с критической литературой и 3) выработка собственной концепции произведения в аспекте избранной темы[2].
Тема 1. М. Горький. “Старуха Изергиль”: Автор и художественная структура
Задание: Проанализировать рассказ по рабочей схеме, обращая внимание на именования персонажей в тех или иных субъектно-словесных условиях. План занятия: 1. Жанровое своеобразие произведения. Внутренняя связь сюжетов и легенд трех частей рассказа. 2. Персонная система: автор-рассказчик – Изергиль, Радда и Лойко, антитеза “Ларра – Данко”. 3. Два плана повествования: автор-рассказчик и Изергиль. 4. Автор как субъект именующей деятельности: именования персонажей, их внешнего вида, окружающей среды (пейзаж). 5. Рассказ “Старуха Изергиль” как идеологемная структура. 6. Дискуссия в пределах обыденного сознания на тему “Всегда ли в жизни есть место подвигу?” 7. Какое содержание вкладывают критики и литературоведы в понятие “революционно-романтическое течение”? На каком основании они относят к этому течению рассказ “Старуха Изергиль”? Литература: Бабаян З. И. Ранний Горький: У идейных истоков творчества. – М., 1973. Серебрянский М. Ранний Горький // Серебрянский М. Литературно-критические статьи. – М., 1948. Удодов А. Б. Горький в сегодняшней школе. – Воронеж, 1992. Поцепня Д. М. Образ мира в слове писателя. – СПб., 1997.
Тема 2. М. Горький “Мальва”: Автор – персонаж – среда
Задание: Проанализировать рассказ по рабочей схеме, обращая внимание на авторское видение соотношения персонажа и среды. План занятия: 1. Хронотопическая структура. 2. Персонная система: позиции и оппозиции. 3. Идеологемная структура: персонаж-идеолог. 4. Среда – природная и социальная. 5. Автор как субъект именующей деятельности в рассказе: именования персонажей, их внешнего вида, окружающей среды (пейзаж). Литература: Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе конца рубежа XIX–XX веков. – М.. 1990. Удодов А. Б. Феномен М. Горького как эстетическая реальность: генезис и функционирование (1880-е – начало 1900-х годов). – Воронеж, 1999. Литература к проблеме идеологического и политического содержания творчества М. Горького: Баранов В. И. Максим Горький: подлинный и мнимый. – М., 2000. Неизвестный Горький. М. Горький и его эпоха: Материалы и исследования. Вып. 4. – М., 1995. Резников Л. Я. Максим Горький – известный и неизвестный. – Петрозаводск, 1996. Савельева Н. Е. Горький-публицист (К изучению очерка “В. И. Ленин”) // Открытый урок по литературе. Русская литература XIX–XX веков (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителя. – М., 2001. – Вып 5. Спиридонова Л. М. Горький: Диалог с эпохой. – М., 1994. Сухих С. И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. – Нижний Новгород, 1992.
Тема 3. Максим Горький: pro et contra: “Круглый стол”
Задание: Подготовить доклады на тему “Творчество М. Горького в русской общественной мысли 1890–1900-х годов”. План занятия: 1. Автор реферируемого материала, его идейная и эстетическая ориентация, краткие биографические сведения. (Сообщения). 2. “Круглый стол” по вопросам: 1) Темы и проблемы, поднимаемые автором статьи; 2) Новаторского М. Горького, своеобразие видения жизни; 3) Необычайность его персонажей; 4) Связь М. Горького с идейными исканиями времени (философией, политикой); 5) Причины огромной популярности; 6) Приятие и неприятие творчества и личности М. Горького. 3. М. Горький глазами И. Бунина, Б. Зайцева, В. Ходасевича, А. Ремизова и других писателей. Темы докладов: 1. В. Поссе. Певец протестующей тоски. 2. В. Боцяновский. В погоне за смыслом жизни. 3. А. Скабичевский. М. Горький. Очерки и рассказы; Новые черты в таланте г. М. Горького. 4. Н. Минский. Философия тоски и жажда воля. 5. И. Игнатов. Философия босячества. 6. Ник. Михайловский. О г. Максиме Горьком и его героях. 7. М. Гельрот. Ницше и Горький (Элементы ницшеанства в творчестве Горького). 8. М. О. Меньшиков. Красивый цинизм. 9. Н. Я. Стечкин. Максим Горький, его творчество и его значение в истории русской словесности и в жизни русского общества. 10. Л. Е. Оболенский. Максим Горький и идеи его новых героев. 11. Д. С. Мережковский. Не святая Русь (Религия Горького). Литература: Максим Горький: pro et contra: Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей 1890–1910-е гг.: Антология. – СПб., 1997.
Тема 4. А. Чехов. “Дама с собачкой” – И. Бунин. “Чистый понедельник”: Сопоставительный анализ
Задание: Подготовить анализ рассказов по рабочей схеме, освоить (законспектировать) указанную литературу. Вариант: И. Бунин. “Солнечный удар”. План занятия: 1. “Дама с собачкой”: 1) Обсуждение приготовленного самостоятельно анализа рассказа “Дама с собачкой”; 2) Природа конфликта; 3) Автор и любовь персонажей; 4) Секреты смысловой емкости чеховской прозы (см.: Галицких Е. О.). 2. Обсуждение приготовленного самостоятельно анализа рассказа “Чистый понедельник”: 1) Комментарии (см.: Минералова И. Г.); 2) “Чистый понедельник”: пасхальный рассказ? (см.: Старыгина Н. Н.); 3) Природа конфликта; 4) Автор и любовь персонажей; 5) Секреты смысловой емкости бунинской прозы. 3. В “тоне и духе” героя – или в “тоне и духе” автора? (см.: Карпов И. П.) Литература: Галицких Е. О., Карпов И. П., Минералова И. Г., Старыгина Н. Н. – см.: А. П. Чехов. Дама с собачкой. И. А. Бунин. Чистый понедельник. А. И. Куприн. Суламифь: Тексты, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков. – М., 2000.
Тема 5. И. Бунин. “Перевал”: автор и природно-предметный мир
Задание: 1) Подготовить анализ рассказа по рабочей схеме, обращая внимание на то, какие чувства выражены (объективированы) в повествовании; 2) Сделать выписки из текста; 3) Освоить (законспектировать) указанную литературу; 4) Ответить на вопросы: Что такое объективация? Что такое рецепторное восприятие? 5) Сравнить пейзаж И. Бунина и пейзаж в произведениях писателей XIX века – И. Тургенева, И. Гончарова, Н. Лескова, П. Мельникова-Печерского. План занятия: 1. Обсуждение самостоятельной предварительной работы. 2. Доминанта текста – доминанта авторства. 3. Соотношение состояния и природы и эмоционального состояния субъекта речи. Знаки авторства. 4. Способность к созерцанию (зрительное, слуховое восприятие). 5. Объективация осязания. 6. Объективация обоняния. 7. Объективация слуха. 8. Пейзаж И. Бунина и пейзаж в произведениях писателей XIX века – И. Тургенева, И. Гончарова, Н. Лескова, П. Мельникова-Печерского. Литература: Карпов И. П. Проза Ивана Бунина: Книга для студентов, преподавателей, аспирантов, учителей. – М., 1999. – Ч. 2. Гл. 3. История русской литературы второй половины XIX века (1855–1870): Хрестоматия художественных материалов для лекционных и практических занятий / Ред.-сост. Н. Н. Старыгина. – М.. 1999. Павлович Н. В. Язык образов: Парадигма образов в русском поэтическом языке. – М., 1995.
Тема 6. А. Куприн. “Суламифь”: автор – стиль – жанр
Задание: Прочитать повесть; освоить указанную литературу; сделать выписки из текста (примеры, характеризующие стиль произведения); определиться в решении проблемы жанрового своеобразия повести. План занятия: 1. Комментарии (Старыгина Н. Н., Минералова И. Г.) 2. А. Куприн – писатель положительного эмоционального комплекса (см.: Чеснокова И. Г.; Карпов И. П.) (Сообщение). 3. А. Куприн – мастер сюжетосложения (Минералова И. Г.) (Сообщение). 4. “Суламифь” как опыт жанровой стилизации (см.: Старыгина Н. Н.) (Сообщение). Литература: Карпов И. П., Минералова И. Г., Старыгина Н. Н., Чеснокова И. Г. – см.: А. П. Чехов. Дама с собачкой. И. А. Бунин. Чистый понедельник. А. И. Куприн. Суламифь: Тексты, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков. – М., 2000.
Тема 7. Л. Андреев. “Баргамот и Гараська” – начало авторства
Задание: Подготовить анализ рассказа по рабочей схеме. Прочитать все программные произведения писателя. Определить общие черты раннего рассказа и произведений зрелого периода творчества. План занятия: 1. Автор, авторство, авторская трансформативность: определения понятий. 2. Анализ рассказа: 1) Персонаж – именование персонажа – среда; 2) Персонаж – именование персонажа – повествователь; 3) Внешность персонажа; 4) Персонаж: оппозиция “ум – глупость”; 5) Персонаж в условиях авторской трансформации; 6) Двойственность персонажа; 7) Персонаж как человек страдающий; 8) Автор и авторское содержание. 3. “Баргамот и Гараська” – святочный рассказ? Трансформация святочного (пасхального) рассказа в литературе рубежа веков. Литература: Карпов И. П. “Баргамот и Гараська” Л. Н. Андреева // Открытый урок по литературе (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей. – 2-е изд. – М., 2000. – Вып. II. – С. 104–113. Карпов И. П. Слово Леонида Андреева (“Баргамот и Гараська” – “Город” – “Красный смех”) // Андреев Л. Н. Красный смех. Ремизов А. М. Петушок: Тексты, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков. – М., 2000. – С. 141–152. Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: становление жанра. – СПб., 1995. Старыгина Н. Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики. – Петрозаводск, 1992. Вып. 2. Художественные и научные категории: Сб. научных трудов. – С. 113–127.
Тема 8. А. Ремизов. “Петушок”: автор и структура текста
Задание: Приготовить анализ повести по рабочей схеме, законспектировать указанную литературу. План занятия: 1. Обсуждение приготовленного самостоятельно анализа повести. 2. Смысловое содержание повести: 1) Смыслы и реалии жизни писателя; 2) Смыслы и контекст творчества; 3) Смыслы и композиционно-хронотопическая организация; 4) Смыслы и субъектно-словесная организация; 5) Смыслы и контекст культуры; 6) Смыслы и читатель. 3. Повесть “Петушок” и народная религиозная культура. (Обсуждение проблемы по статье Н. Н. Старыгиной). Литература: Карпов И. П. Рождение смысла (повесть “Петушок” А. М. Ремизова) // Андреев Л. Н. Красный смех. Ремизов А. М. Петушок: Тексты, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков. – М., 2000. – С. 281–296. Старыгина Н. Н. “Петушок” А. М. Ремизова и народная религиозная культура // Андреев Л. Н. Красный смех. Ремизов А. М. Петушок: Тексты, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков. – М., 2000. – С. 266–280. Ремизов Алексей: Исследования и материалы. – СПб., 1994. Слобин Н. Грета. Проза Ремизова (1900–1921). – СПб., 1997.
Тема 9. Концепция художественной критики И. А. Ильина
Задание: Проработать и законспектировать работу И. А. Ильина “О тьме и просветлении”, отвечая на вопросы: 1) что такое художественный акт? 2) чем отличаются друг от друга художественные акты Бунина, Ремизова, Шмелева? 3) чем отличаются эстетический, образный и духовно-предметный составы произведений писателей? 4) из какой критической системы исходит данная И. А. Ильиным оценка писателей? (т. е. каковы особенности критического мышления И. А. Ильина?) План занятия: 1. И. А. Ильин и его теория художественной критики: 1) Идея художественного акта; 2) Идея художественного предмета; 3) Идея трехсоставности художественного произведения. 2. Работа с текстом: 1) Особенности художественного акта Бунина; 2) Особенности художественного акта Ремизова; 3) Особенности художественного акта Шмелева. 3. Критический акт И. А. Ильина: 1) И. А. Ильин – православный мыслитель; 2) Духовная сущность факта; 3) Народ и его культура в их духовном единстве; 4) Ориентация на культуру; 5) Информационная насыщенность. Литература: Ильин И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин – Ремизов – Шмелев / Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. – М., 1996–2000. – Т. 6. – Кн. 1. – С 183–405. Карпов И. П. Критический акт Ильина // Открытый урок по литературе, Русская классическая литература (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей. – М., 2000. – Вып. IV. – С. 322–333. Карпов И. П. Статья И. А. Ильина “Россия в русской поэзии” // История русской литературы второй половины XIX века. Поэзия: Практикум. Хрестоматия / Редактор-составитель Н. Н. Старыгина. – М., 2000. – С. 179–192. Лисица Ю. Иван Александрович Ильин. Историко-биографический очерк // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. – М., 1993. – Т. 1. – С. 5–36. Паламарчук П. Иван Ильин – критик // Московский вестник. – М., 1990. – № 1. – С. 246–256. Полторацкий Н. Русские зарубежные писатели в литературно-философской критике И. А. Ильина // Русская литература в эмиграции: Сб. статей / Под ред. Н. П. Полторацкого. – Питтсбург, 1972. – С. 271–273. Полторацкий Н.П. И. А. Ильин // Русская литература в эмиграции: Сб. статей. – Питтсбург, 1975. – С. 240–250. Смирнов Игорь. Жизненный и творческий путь И. А. Ильина // Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. – М., 1993. – Т. 1–2. – С. 3–33. Смирнов Игорь. Духовный подвиг Ивана Ильина (К 110-летию со дня рождения) // Журнал Московской Патриархии. – М., 1993. – № 3. – С. 18–27. Сохряков Ю. И. И. А. Ильин как мыслитель и литературный критик // Литература в школе. – М., 1996. – № 1. – С. 36–41.
Тема 10. Эволюция лирического героя в поэзии А. Блока [3]
Задание: Проанализировать самостоятельно по три стихотворения А. Блока каждого периода творчества, приготовить сообщения. План занятия: 1. Поэтический идеал в цикле “Стихи о Прекрасной Даме”: – структура центрального образа-символа: принцип “точечного соответствия”, полигенетичность образа Прекрасной Дамы (сообщение); – своеобразие поэтического мира (сквозные мотивы пути, тайны, ожидания), бинарность пространства, цветовая символика, статичность и вневременность; – ритмико-мелодическая организация, выражающая пафос любви-преклонения (“Вступление”, “Бегут неверные дневные тени”, “Вхожу я в темные храмы”, “Сумерки, сумерки вешние”, “Ветер принес издалека”, “Предчувствую тебя”). 2. Мир стихий в циклах “Город”, “Снежная маска”: – целостный анализ стихотворения “Незнакомка”; – “Настигнутый метелью”: изменения в характерах и ролях героев; мотивы забвения, полета, очарованности; динамизм художественного пространства и времени: цветовая символика; прихотливый ритм и музыкальная “вязь” в стихотворении (сообщение). 3. Образ России в лирике А. Блока 1906–1916 годов: – связь и различие между новым и прежним идеалом; – миф о России (сообщение); – центральные образы-символы, характер поэтического мира, ритмико-интонационные особенности (“Россия”, “На железной дороге”, “Осенний день”). 4. Идея долга и служения в цикле “Ямбы” (сообщение): – образ “страшного мира” в цикле; – позиция лирического героя; – народ – хранитель “духа музыки”; – структура художественного пространства; – содержательность образа грядущего (“О, я хочу безумно жить!”, “Я ухо приложил к земле”, “Тропами тайными, ночными”, “Да, так велит мне вдохновенье”, “Земное сердце стынет вновь”, “В огне и холоде тревог”). Литература: Долгополов Л. К. Александр Блок. – Л., 1978. Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. – Л., – 1975. Минц З. Г. Поэтика Александра Блока. – СПб. 2000. Орлов В. Н. Гамаюн: Жизнь Александра Блока. – М., 1980.
Тема 11. Эволюция лирического героя в поэзии С. Есенина: Автор – автонимия – авторское сознание
Задание по группам: Приготовить анализ из каждого периода творчества пяти стихотворений, обращая внимания на самоименования (автонимы) лирического героя. План занятия: 1. Автоним и авторская автонимия (сообщение). 2. Личность, Я, Маска, Тень в структуре сознания (по К. Г. Юнгу) (сообщение). 3. Сравнение опубликованных и неопубликованных автором стихов первого периода творчества (1910–1912): 1) Эмоциональный комплекс; 2) Религиозная тематика; 3) Жанровая ориентация. 4. Второй период творчества (1913–1915): 1) Фольклорная традиция; 2) Языческое мировосприятие; 3) Автонимия (я – пастух). 5. Третий период творчества (1916): 1) Освобождение от фольклорной Маски; 2) Религиозная тематика; 3) Эмоциональный комплекс элегического страдания; 4) Образ Тени (двойника) (“День ушел, убавилась черта”; “Гаснут красные крылья заката”); 5) Автонимия (я – Сергей Есенин). 6. Четвертый период творчества (1917–1923): 1) Революционный пафос; 2) Богоборческая тема; 3) Автонимия (я – большевик). 7. Пятый период творчества (1924–1925): 1) Основные есенинские мотивы: любовь к Родине, природе, женщине; 2) Эмоциональный комплекс приятия жизни; грусть об уходящем; 3) Осмысление “рока событий”; 4) Невыраженная Тень (“Черный человек”); 5) Автонимия (я – гражданин села, чужой; <я – черный человек>). 8. Целостный анализ стихотворения “Гой ты, Русь моя родная…” Литература: С. А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. – М., 1986. С. А. Есенин. Материалы к биографии. – М., 1993. * * * Занковская Л. В. Новый Есенин. Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. – М., 1997. Карпов И. П. “Я”, “Маска”, “Тень” (лирический герой в поэзии С. А. Есенина) // Открытый урок по литературе. Русская литература XX века (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителя. – 3-е изд. – М. 2001. – С. 334–376. Марченко А. Поэтический мир Есенина. – М, 1989. Юнг К. Г. Архетип и символ. – М., 1991. Юнг К. Г. Психологические типы. – М., 1995.
Дискуссия в формате “Сократический диалог”. “Умерщвление” или “воскресение” Маяковского?
Методические рекомендации: Сократический диалог подразумевает создание иллюзии самостоятельности мышления у спрашивающего-отвечающего (учащегося), тогда как другой спрашивающий-отвечающий (учитель) ведет учащегося к намеченной цели. Студенты должны понимать игровую сущность дискуссии, осознанно пользоваться “масками”, ролями. Информационная база дискуссии: 1) основные тексты Маяковского; 2) апологетическая интерпретация творчества Маяковского (например, книги Ал. Михайлова); критическая интерпретация (концепция Ю. Карабчиевского); индивидуально-авторская интерпретация одного или нескольких присутствующих (“голос из зала”, вступающий в спор репликами: “А я не согласен ни с кем…”, “А я думаю иначе…”). Соответственно дискуссия выстраивается на споре трех сторон: апологета – критика – “индивидуалиста”. Причем в роли Сократа может выступать сначала апологет, затем – критик. “Индивидуалист” всех запутывает, сбивает. Задача ведущего (преподавателя или подготовленного студе Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|