|
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Круг вопросов: определение схемы собственного тела; правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений объектов; схемы тела стоящего напротив; последовательности предметного ряда; последовательности числового ряда; графическое обозначение направлений. 1. Прослушать стихотворение В. Берестова:
Стоял ученик на развилке дорог. Где право, где лево - понять он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал той самой рукою, которой писал, и мячик кидал, и страницы листал, и ложку держал, и полы подметал. «Победа!» — раздался ликующий крик: где право, где лево — узнал ученик.
2. Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела. — Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая). — Поднять другую руку, назвать ее (левая). У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Доброжелательно рассмотреть такие случаи и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми, что и следует запомнить. 3. Закрепить различение и называние рук с помощью схемы (рис. 1)
— подойти, приложить кисть, определить руку: 4. Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога). Соотнести с левой рукой части тела, назвать их (левое колено...). 5. По инструкции логопеда показать, например, правую бровь, левый локоть. Детей следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела. 6. Определение направлений в пространстве: — вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа; — аналогично — слева; — повернуть голову влево, вправо; — наклонить голову к правому плечу; к левому плечу, т.е. вправо, влево. 7. Уточнение пространственных взаимоотношений: — стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; — стоя в шеренге, назвать стоящего слева, стоящего справа; 8. На демонстрационном полотне с прорезями для картинок расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от елки (см. рис.2)
Рис. 2 9. Сидя за столом, определить его правый и левый края. Поднять руку тем ученикам, кто сидит за правой половиной стола. Аналогично - сидящим слева (см. рис. 3, 4). 10.Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой («Петя справа от меня»). Определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я сижу слева от Пети»), (см. рис.5) 11. Знакомство со схемой тела стоящего напротив, а) Вызванный ученик, стоя спиной к классу, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ученик правильно выполнил инструкцию.
б) Не опуская поднятой руки, ученик поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга. (Все, желающие убедиться в этом, поочередно проделывают это задание.) (см. рис. 6) 12. Стоя попарно лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т.д. Второй ученик при необходимости должен исправить ошибку (см. рис. 7). Затем роли меняются. 13. В том же исходном положении один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой комментирует, например: «Это твое правое колено». 14. Определить, какой рукой нам машет девочка из окна вагона (см. рис. 8).
Определение линейной последовательности предметного ряда. 15. Игра «Прогулка в парк» Цель. Упражнять учащихся в воспроизведении последовательного ряда предметов. Условия игры. Дети сидят за партами. Логопед раздает им по 4–6 цветных брусков (из детского набора «Строитель»). Слева от детей условно обозначен вход в парк (см. рис. 9). Примерное речевое сопровождение игровой ситуации: Логопед. Мы идём по дорожке. Первая скамья на нашем пути зеленая (дети ставят зеленую скамью). Следующая скамейка жёлтая, за ней — синяя. В конце дорожки — красная. Таким образом дети выстраивают ряд в направлении слева направо. Они хором и по одному перечисляют скамьи в этом направлении. Логопед. Мы дошли до конца дорожки. Повернём назад и назовём все скамьи в обратном направлении, т.е. справа налево. 16. Игра «Где меня найти?» Цель. Упражнять учащихся в нахождении одного предмета в ряду однородных. Условия игры такие же, как в предыдущей. Предварительно дети упражняются в показе первой скамьи слева (на данном этапе это удобнее делать левой рукой); первой скамьи справа (правой рукой); третьей скамьи слева (левой рукой) и т.д.
Один из учеников — ведущий — говорит: «Я буду на второй скамье справа». Остальные кладут руку на эту скамью. Ведущий определяет, все ли «нашли» его. Дети поочередно ведут игру, проверяя правильность действий товарищей. 17. Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх (см. рис. 10); б) спинкой вниз (см. рис. 10).
18. Определить левый и правый карманы у джинсов (вариант А — рис. 11) (вариант Б - рис. 12).
19. Определить, след правой или левой ноги отпечатался на песке (рис. 13).
20. Как определяют правый и левый берег реки? 21. Определить на рис. 14 «Семья на прогулке», с какой стороны относительно других находится каждый член семьи (справа, слева?). Сравнить с рис. 2 к заданию 8. Чем объяснить несовпадение ориентации на этих двух рисунках? 22. Зрительный диктант (на материале геометрических фигур, различных трафаретов и т.п.)- Проводится следующим образом: а) рассмотреть образец (ряд фигур или изображений предметов); б) перечислить их несколько раз, запоминая последовательность; в) образец закрывается; г) выложить по памяти этот ряд из индивидуального раздаточного материала; д) повторная демонстрация образца; е) проверка правильности выполнения — в различных вариантах контроля. Протяженность ряда постепенно растет — по мере тренировки детей (пример — см. рис. 15).
23. Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка: 123456789 а) Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо) б) Прочитайте ряд в обратном порядке (т.е. справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается). 24. Покажите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? (3 и 5). Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4? Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрастают). Аналогично рассматриваются и другие числа. 25. «Показать соседа слева» Ведущий называет с паузами числа: 7, 3, 9, 5... Учащиеся показывают соответственно: 6, 2, 8, 4..., после чего повторяется вывод о величине числа, стоящего левее в ряду чисел. 26. «Показать соседа справа» — проводится аналогично. В зависимости от школьного опыта детей такие задания в пределах 20 и 100 могут выполняться письменно. 27. «Вернуть число на место». На наборном полотне демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено любое число, например: 1 2 3 4 5 6 8 9. Образец ответа: «Пропущено число 7. Оно больше 6 на одну единицу, а значит, должно стоять справа от него». Или: «Число 7 на единицу меньше 8, его надо поставить слева от 8». 28. Графическое воспроизведение направлений Предварительно показать рукой в воздухе направления: сверху вниз; снизу вверх; справа налево; слева направо. 29. Расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее в тех же направлениях, что и в предыдущем, задании. «Прочитать» направления. 30. Работа в тетрадях (исходные точки для последующих заданий в тетрадях учеников заранее размечаются логопедом). Обозначить на строке четыре точки. Поставить знак«+»: от первой точки снизу от второй — сверху от третьей — слева от четвертой — справа 31. Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении:
1 — вниз 2 — вправо 3 — вверх 4 — влево 32. На двух строчках отметить по 8 точек, а) Мысленно сгруппировать точки в квадраты, обведя пальцем каждый из них (четыре квадрата). б) В первом -квадрате выделить карандашом первую верхнюю точку, затем первую нижнюю, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Аналогично выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх. в) Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Аналогично нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево. г) В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо — сверху вниз. д) В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх. 33. «Прочитать» направления стрелок во всех выполненных заданиях.
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Круг вопросов: уточнение понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий; расширение и активизация лексического запаса. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|