|
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО
Работа начинается с уточнения оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой, для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок — к более тонким). Поначалу реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем — отвлеченно, т.е. по представлению. Переходя к рукописному шрифту, дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу, по исходной инструкции, под команду — с постепенным убыстрением темпа. При дифференциации таких букв основная задача логопеда — научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки). Последовательность операций такова:
Поэлементная запись смешиваемых букв проводится с негромким проговариванием в двух вариантах: а) расчлененно, б) целостно, например:
Во всех упражнениях этой темы главной целью является закрепление связи" между фонемой — артикулемой — графемой — кинемой. Для контроля правильности включаются все четыре анализатора. Полезен устный диктант слогов, слов — когда дети в ответ выписывают букву в воздухе либо пальцем — на поверхности стола.
§ Показ предметной картинки. § Выделение начального звука (Б). Уточнение артикуляции — звонкий согласный, взрывной; преграда — сомкнутые губы (губы). § Показ второй предметной картинки; выделение начального звука — Д. § Уточнение его артикуляции (согласный звонкий, взрывной, преграда — кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д — десны). § Сопоставление звуков по артикуляции. Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные. Разное: место преграды: Б - гуБы, Д — десны. Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков: Б — Д, Б — Д... § Соотнесение звука с буквой. Сравнение буквы с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква вписывается в силуэт белки.
Соотнесение буквы с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз — упирается в ствол). Буква вписывается в силуэт дятла. Вывод: запоминаем наши «опоры»: звук Б — «взрываются» губы; буква - хвост белки (вверх); звук Д - язык упирается в десны; буква - хвост дятла (вниз). 1. Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте).
2. Поэлементная запись букв с проговариванием. 3. Выборочный диктант слогов: а) диктовка серии (не более 1-го — 2-х раз); б) отраженное проговаривание хором; в) запись серии. 4. По окончании диктанта проводится проверка хоровым чтением. (Логопед без труда определит на слух ошибки детей; в этом случае надо уточнить: это ошибка чтения или письма? То и другое подлежит исправлению. При многочисленных ошибках логопеду не следует переходить к дифференциации на материале слов. Надо продолжить работу на слоговом материале.) 5. На доске записаны слова с пропущенными буквами: — елил -ал про—ел Вопросы к детям: сколько слов записано на доске? Прочтите их, вставив нужные буквы. Кто увидел здесь шжжжжжжжжжжжжлщзьатруднениях вызываются ученики, которые подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Устно составляются с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадь самостоятельно три пары слов, выделив буквы б и д цветным карандашами. (На доске не должно быть осстановленной записи, иначе работа будет сведена к механическому списыванию.) 6. Рассмотреть ряд предметных картинок. Назвать их последовательно, запомнить названия. При повторном назывании выделить в словах искомые звуки. Такой ряд может включать до 12–16 картинок, например: Обезьяна Сундук Булка , барабан Радуга Дедушка Бублики Затем выполняется самостоятельно графическая запись в тетрадях: б, д, б, бб, д, дд, бб... (т.е. все картинки «шифруются»). (Логопед обращает внимание на особенности работы каждого ученика: выдержана ли последовательность и количество «слов»; есть ли смешения букв, каков темп работы?). Проверка ошибок проводится коллективно — чтением и расшифровкой записи. 7. ставить все эти картинки в два ряда - по наличию звука Б или Д. 8. Запись под диктовку слов в 2 столбца - по наличию звука Б - Д: дорога, работа, прибежал, загадал, ребро, добрый (СНОСКА: Слова, содержащие оба звука, дети догадываются записать посередине строки:), рубль, денёк, дважды, однажды, везде, брызги, убрал, здесь, одежда, бубен. 9. От данных слов образовать новые с помощью приставки до-, например: Бежал – добежал брёл —... брал —... Белил — ... бил —... брил —... Устно составить словосочетания: 10. Прочитать, вставляя пропущенные буквы б или д: а) У Ли-ы голу-ой -ант. Ва-им -ал -ругу -улку. Весь -ень и-ёт -ождь. У -а-уижи наря-ная -лузка. На -иване -елая по-ушка. Завтра -у-ет холо-ная пого-а. б) -о-авка-о-рый-орь-аса-ово-ы-о-рался -оро-а-рига-а-у-ильникпо-ерёзовик-лю-це Ле-е-и-у-инка-ро-и-орь-а-е-ро -о-ро-ушный-о-ростьпо-оро-ок-ро-яга-ара-анить 11. Повторить за логопедом: а) «Все бобры добры для своих бобрят.» б) «Ходит Люба возле дуба. Нам глядеть на Любу любо. Прислонилась Люба к дубу — любо нам глядеть на Любу!» 12. Предложения для чтения, анализа и записи: В дороге мы озябли. Утята добрались до другого берега. В ноябре ледяной покров на реках ненадёжен. Ребята ведут борьбу с вредителями садов. В сентябре издали видны алые ягоды рябины. Дождём забрызган подоконник. Тексты диктантов ЛЕТОМ Летом братья были у бабушки и дедушки в деревне. Недалеко бежала быстрая речка Бобровка. Дети любили удить рыбу до самого обеда. А вечером ребята работали в огороде. ОСЕНЬ Наступил октябрь. Люди зябнут в домах. Надо раздобыть дров, тогда будет тепло. Дедушка купил целую подводу дров. Дядя Боря и Вадим будут их рубить. Младший брат Володя будет убирать дрова в сарай. Буквы О — А [о-а] 1. Вычленить начальные гласные О, А в ударной позиции из слов: осень, астры. 2. Сравнить артикуляцию этих гласных (см. стр. МО) а) с голосом: б) беззвучно. Рассмотреть условные обозначения этих звуков (карточки):
Обратить внимание детей на то, что губы как бы «пишут» сами букву О. 3. «Озвучить» слоги, составленные из данных согласных и указанных схем, например:
4. Соотнесение звуков с буквами рукописного шрифта: а, о. а) Упражнение в чередующейся записи букв цветными карандашами. б) Отработка соединения букв висе другими буквами. 5. Чтение слоговых таблиц: Со — са Но — на Ато — асо Ра — ро Ош — аш Ало — амо Ва — во Ом — ам Оно — ара 6. С опорой на схемы гласных А и О прочитать следующие слова: Образец:
Д-м С - м Ст-л В - л П - чка Т - чка М - жет П - лки Кр - тко а) С каждым словом составить предложение или словосочетание. б) Записать полученные пары слов, подчеркнув гласные а и о. 7. Запись слогов под диктовку. Проверка чтением. 8. Различение гласных О — А в словах — устно (поднимая буквы а и о только в ударной позиции!): лось, палец, мох, мать, парки, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашки, норы, марка, море, ложки, весна, осень, скорый. 9. Запись слов в две колонки под диктовку (по наличию ударных гласных а или 6). Сок, сказка, кони, плакса, галки, ослик, просит, краски, помню, палец, лампа, ранка, кошки, камни, ломтик, чайки, сахар, тайна. 10. Прочитать стихотворение В. А. Жуковского, вставляя пропущенные ударные гласные А и О: КОТИК И КОЗЛИК Там к-тик ус-тый по с-дику бр-дит, а к-злик рог-тый за к-тиком х-дит. И л-почкой к-тик м-ет св-й р-тик, а к-злик сед-ю трясет бород-ю. Списать, вставляя и подчеркивая цветными карандашами гласные буквы а, о. 11. Предложения для графической записи (под диктовку -запись лишь ударных гласных). Образец: диктуется запись Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|