|
IV. Учебно-материальное обеспечениеСтр 1 из 5Следующая ⇒ I.Учебные цели 1. Лекция составляет основу теоретического обучения и должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. 2. Подготовка квалифицированных сотрудников МЧС России, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками в области правового регулирования защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 3. Воспитание у обучающихся таких профессиональных качеств как умение выступать перед аудиторией и логически последовательно, убедительно и грамотно излагать свои мысли, защищать свое мнение.
II. Расчет учебного времени
III. Литература Основная 1. Теория государства и права: учебник: [гриф Мин.обр.] / Ин-т гос.и права Рос.акад.наук; ред. А.В.Малько. – 4-е зд., стер. – М.: Кнорус, 2011. – 400с. 2. Теория государства и права: учебник: [гриф Мин.обр.] / М.Б.Смоленский и др.. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 478 с. 3. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. – 352 с. 4. Теория государства и права: учебник для бакалавров: [гриф УМО] / В.В.Лазарев, С.В.Липень; МГЮА. – 4-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2013. – 634 с 5. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. – М.: «Проспект», 2011. Дополнительная 1. Абдуллаев М.И. Теория государства и права: учебник для вузов. СПб.: Питер. 2003. 2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. М.: Новый Юрист. 1998. 3. Григонис Э.П. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. СПб.: МИЭП. 2004. 4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Интерстиль: М: Омега - Л, 2006. 5. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 3-изд., перераб. и доп.М.: ЭКСМО, 2008. 6. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник: [гриф Мин.обр.] / М.Н.Марченко; МГУ. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Проспект, 2009. – 640 с. 7. Ромашов Р.А. Теория государства и права: тематический словарь. СПб.: Фонд «Университет», 2005. IV. Учебно-материальное обеспечение 1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер. 2.Слайды V. Вводная часть Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет название темы № 10.1 «Понятие, признаки и функции права». Право возникает объективно на определенном этапе развития человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношений, в управлении обществом. Нормы права возникли в результате преобразования мононорм – древних обычаев, выражающих коллективную волю первобытной общины, в предписания, выражающие интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти. Право можно назвать действенным регулятором общественных отношений, средством установления порядка в обществе. В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие учебные вопросы:
2. Понятие, признаки и сущность права 3. Функции права 4. Цели и средства в праве
Переходим к рассмотрению учебных вопросов. ВОПРОС 1. Возникновение права. Право как социальный институт возникает практически вместе с государством. Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством. Возникновение права – длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества. Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой суровое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко. Например, по древневавилонским Законам Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), за любую кражу имущества вор возмещал собственнику убытки в десятикратном размере, а если похищенное имущество было «божьим или дворцовым», то есть принадлежало служителям религии или высшим государственным органам, то предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере. Более того, в особой статье прямо указывалось: «Если человек украдет достояние Бога или Дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить». При нанесении побоев, увечье, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. Например, во многих племенах кровь благородного оценивалась вдвое и втрое выше, чем кровь простолюдина, а часто вообще не имела цены, т.е. не подлежала материальному возмещению. Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) санкции по отношению к членам разных сословий и социальных групп (О.Э. Лейст). Если обычаи сохранялись в сознании и проявлялись в поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права – его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может. Право – более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволение и обязывание, создающие широкие возможности для упорядочения общественных отношений. ВОПРОС 3. Функции права. Понятие функции применительно к любой системе дает нам описание, характеристику направления должного воздействия. При определении функций следует исходить из двух начал. Во-первых, функции – это направления воздействия явления на сознание и поведение людей, на разнообразные сферы общественной жизни. Во-вторых, функции должны отражать сущность явления, его назначение и закономерности развития. Теорию функций права представители юриспруденции начали активно разрабатывать в конце прошлого столетия, введя вначале понятие асоциальных функций права (И. Корнер, К. Реннер). Выделяя более десятка различных функций, ученые вначале не разделяли их по каким-либо критериям, смешивая и чисто юридические, и общесоциальные направления правового воздействия, глубоко не вдаваясь в понятие «функции права». Так, выделялись экономическая, производственная, распределительная, потребительная и иные функции права. В дальнейшем эти разработки были проанализированы и обобщены советскими учеными С.С. Алексеевым, В.Г. Смирновым, И.Е. Фарбером, Т.Н. Радько. Обращавшиеся к этому вопросу авторы высказали весьма различное понимание функций права. Так, С.С. Алексеев понимает под функциями права его юридическое назначение для тех или иных общественных отношений, которое выражается главным образом в результатах правового регулирования. В соответствии с этим он различает регулятивную и охранительную функции права. Т.Н. Радько в своих ранних работах все функции права подразделяет на две большие группы: общесоциальные и специально-юридические. К первым он относит экономическую, политическую и воспитательную функции. Специально-юридическими он считал регулятивную и охранительную функции права. В более поздних своих работах Т.Н. Радько все функции права классифицирует на пять основных групп (подсистем). Он, в частности, выделяет общеправовые, межотраслевые, отраслевые, функции правовых институтов и функции норм права. Понятие функции права характеризует одновременно как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с основными направлениями его воздействия и, наоборот, зависимость последних от назначения права. Таким образом, функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью, социальным назначением права в жизни общества и целями правового регулирования. Следует выделять: 1) общесоциальные (внешние) функции права: – политическая; – экономическая; – воспитательная функция – заключается в воздействии на волю и сознание людей в целях обеспечения атмосферы законопослушания людей, привития психологических установок и ценностных ориентаций на правомерное поведение, воспитания чувства уважения к закону, повышения авторитета права, а также в пропаганде идей гуманизма, справедливости, демократизма, приоритета прав и свобод личности, верховенства закона в правовой системе. Она направлена также на обеспечение знания людей нормативных предписаний, правовое просвещение. – культурно-историческая; – социального контроля; – коммуникативная. 2) специально-юридические (внутренние) функции права: 1. регулятивная – обеспечивает упорядочение общественных отношений, направлена на установление правил поведения людей позитивного свойства, не связанных с правонарушениями. В свою очередь она подразделяется на: – динамическую регулятивную функцию, обеспечивающую активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд и т.д.) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга и др.); – статическую функцию, закрепляющую общественные связи и порядки (установление равноправия граждан перед законом и судом, закрепление права собственности и т.д.). 2. охранительная функция – направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения. В свою очередь она подразделяется на: – оперативную охранительную функцию – охрана и защита от нарушений прав личности и других субъектов права (расследование правонарушений, разбирательства дел о правонарушениях, применение мер уголовной, административной и других видов юридической ответственности); – превентивная (предупредительная) охранительная функция – обеспечение охраны законности в стране (профилактика правонарушений). Правовые средства Правовые средства – это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей (А.В.Малько). Правовые средства связывают идеальное (цель) с реальным (результатом). Правовые средства объединяются в определенную систему для решения поставленных задач, воплощаются в алгоритме действия правовой формы – механизме правового регулирования. Важнейшая функция правовых средств – достижение ими целей правового регулирования. Правовые средства своим действием показывают возможности права, его потенциал в урегулировании общественных отношений, в удовлетворении интересов субъектов. Они и придают социальную ценность праву [10]. Значение категории «Правовые средства»: 1. Понятие «Правовые средства» позволяет обобщить все те явления (инструменты и процессы), которые призваны обеспечить достижение поставленных в законодательстве целей. 2. Это понятие обозначает прежде всего функциональную, прикладную сторону правовой системы. 3. Без этого понятия невозможно полноценно исследовать проблему целей и эффективности правового воздействия (разумно избранные и проверенные на практике средства – гарантия высокой продуктивности права). 4. Создают общие, гарантированные государством и обществом возможности для усиления позитивных регулятивных факторов и, одновременно, для устранения препятствий в упорядочивании социальных связей. 5. Категория «правовые средства» позволяет четко увидеть место и роль различных юридических явлений в реализации интересов субъектов, в едином процессе правового упорядочивания – в механизме правового регулирования. 6. Правовые средства можно понимать и как универсальный строительный материал системы права. 7. Определенное сочетание правовых средств в правовых режимах, методах правового регулирования придает специфику отраслям и институтам права, что позволяет более гибко и дифференцированно их регулировать. 8. Система установленных в законодательстве качественных правовых средств, адекватность и степень их использования – важнейшая характеристика правовой культуры общества. 9. Правотворческим органам субъектов Федерации, имеющим право принимать нормативные акты, необходимо знание тонкостей законотворческого процесса, в котором на высоком уровне должны применяться цели и средства, используемые в региональной правовой сфере. 10. Позволяет гражданам и организациям самостоятельно эффективно использовать институт самозащиты и права граждан на защиту[11]. Признаки правовых средств: 1. Выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей. 2. Отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий по удовлетворению интересов субъектов права. 3. Выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов. 4. Приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности либо дефектности правового регулирования. Правовые средства включают в себя инструменты (средства-установления: субъективные права, обязанности, льготы, запреты, поощрения, наказания и т.д.) и технологию (средства-деяния, направленные на использование инструментов: акты реализации прав и обязанностей) Классификация правовых средств: 1. По степени сложности: элементарные (поощрения, наказания, льготы) и составные (договор, правовой режим). 2. По выполняемой роли: регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты). 3. По предмету правового регулирования: конституционные, гражданские, уголовные, налоговые и т.д. 4. По характеру: материально-правовые и процессуальные. 5. По значимости последствий: обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь). 6. По времени действия: постоянные (гражданство) и временные (судимость). 7. По виду правового регулирования: нормативные (установленные в норме права) и индивидуальные (акты применения права). 8. По информационно-психологической направленности: стимулы (льготы) и ограничения (санкции)[12].
Лист регистрации изменений
[1] Соколов А.Н. Теория государства и права: Опорный конспект: Учеб. Пособие. – Калининград: ФГУИПП «Янтар. сказ», 2002. С. 16. [2] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник/А.Б. Венгеров. 2-е изд. М.: Омега – Л, 2005. С. 60. [3] См.: Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд. М., 2008. С. 75; Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник. М., 2003. С. 169; Общая теория государства и права: Академический курс: В 3 т. Т. 1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2007. С. 95; Малько А.В. Теория государства и права. М., 2006. С. 111. [4] Ершов В.В. Юридическая природа общих и гражданско-правовых принципов: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 75. [5] Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. 3-е издание перераб. и доп., 2011. С. 11. [6] Насырова (Хабриева) Т.Я. Телеологическое (целевое) толкование советского закона. Казань, 1998. С. 13. [7] Хабриева Т.Я. Стратегия социально-экономического развития России и модернизация законодательства // Концепция развития законодательства / Под ред. Т.Я.Хабриеовой и Ю.А.Тихомирова. М., 2010. С. 24. [8] Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. 3-е издание перераб. и доп., 2011. С. 12. [9] Там же. С. 14 [10] Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. 3-е издание перераб. и доп., 2011. С. 29 - 39. [11] Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. 3-е издание перераб. и доп., 2011. С. 21-25. [12] Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. 3-е издание перераб. и доп., 2011. С. 37-38. I.Учебные цели 1. Лекция составляет основу теоретического обучения и должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. 2. Подготовка квалифицированных сотрудников МЧС России, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками в области правового регулирования защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 3. Воспитание у обучающихся таких профессиональных качеств как умение выступать перед аудиторией и логически последовательно, убедительно и грамотно излагать свои мысли, защищать свое мнение.
II. Расчет учебного времени
III. Литература Основная 1. Теория государства и права: учебник: [гриф Мин.обр.] / Ин-т гос.и права Рос.акад.наук; ред. А.В.Малько. – 4-е зд., стер. – М.: Кнорус, 2011. – 400с. 2. Теория государства и права: учебник: [гриф Мин.обр.] / М.Б.Смоленский и др.. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 478 с. 3. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. – 352 с. 4. Теория государства и права: учебник для бакалавров: [гриф УМО] / В.В.Лазарев, С.В.Липень; МГЮА. – 4-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2013. – 634 с 5. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. – М.: «Проспект», 2011. Дополнительная 1. Абдуллаев М.И. Теория государства и права: учебник для вузов. СПб.: Питер. 2003. 2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. М.: Новый Юрист. 1998. 3. Григонис Э.П. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. СПб.: МИЭП. 2004. 4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Интерстиль: М: Омега - Л, 2006. 5. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 3-изд., перераб. и доп.М.: ЭКСМО, 2008. 6. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник: [гриф Мин.обр.] / М.Н.Марченко; МГУ. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Проспект, 2009. – 640 с. 7. Ромашов Р.А. Теория государства и права: тематический словарь. СПб.: Фонд «Университет», 2005. IV. Учебно-материальное обеспечение 1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер. 2.Слайды V. Вводная часть Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет название темы № 10.1 «Понятие, признаки и функции права». Право возникает объективно на определенном этапе развития человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношений, в управлении обществом. Нормы права возникли в результате преобразования мононорм – древних обычаев, выражающих коллективную волю первобытной общины, в предписания, выражающие интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти. Право можно назвать действенным регулятором общественных отношений, средством установления порядка в обществе. В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие учебные вопросы:
2. Понятие, признаки и сущность права 3. Функции права 4. Цели и средства в праве
Переходим к рассмотрению учебных вопросов. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|