|
Принципы права: понятие и видыПринципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора; основополагающие идеи, руководящие положения, на которых базируется правовая система. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. Понятие «принципы права» определяется большинством юристов как основополагающие фундаментальные идеи, основные руководящие начала, содержащиеся в законах[3]. Данные дефиниции представляются дискуссионными. В науке быа высказан интересная позиция, согласно которой «принципы права обоснованно рассматривать в качестве самостоятельной основополагающей формы российского права, определяющей его сущность, обеспечивающей сбалансированное состояние российского права, его взаимосвязь, целостность и внутреннее единство; непротиворечивость, последовательность, ожидаемость, предсказуемость» (В.В.Ершов)[4]. Указанное означает, что пределы для усмотрения суда, содержащиеся в принципах права, также относятся ко всем его формам. Представляется, что в принципах права должны отражаться основные ценности, на которые ориентируется право. В зависимости от сферы распространения выделяют: общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые принципы. Общеправовые принципы действуют во всех отраслях права. К общеправовым относят такие принципы, как: • законность (означает систему требований общества и государства, состоящую в точной реализации норм права всеми и повсеместно); • справедливость (означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовом положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п.). Принцип справедливости имеет для права особое значение. Далеко не случайно, что слова «право» и «справедливость» являются однокоренными, что ряд мыслителей, ученых-юристов подчас определяют право как нормативно закрепленную справедливость. Так, по словам Цельса, «право есть наука о добром и справедливом». «Право, – писал Г. Гроций, – не что иное, как то, что справедливо». Во введении к Законам Хаммурапи (законодательному памятнику эпохи старовавилонского царства 1782-1750 гг. до н.э.) сказано, что эти законы издаются для того, чтобы «дать сиять справедливости в стране». • юридическое равенство граждан перед законом и судом (этот принцип нашел свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая установила: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека: и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»); • гуманизм (означает, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство; об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам»); • демократизм (означает, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы); • единство прав и обязанностей (означает, что нет и не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав); • федерализм (он присущ только для тех правовых систем, которые существуют в федеративных государствах и означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства); • сочетание убеждения и принуждения; • верховенство закона и ряд других. Названные принципы действуют во всех без исключения отраслях права. Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: – принцип неотвратимости ответственности – в уголовном, гражданском, административном праве; – принцип состязательности судопроизводства – в арбитражном процессуальном праве, в гражданском процессуальном, уголовно-процессуальном; – гласности судопроизводства – в арбитражном процессуальном праве, в гражданском процессуальном, уголовно-процессуальном; - независимости судей – в арбитражном процессуальном праве, в гражданском процессуальном, уголовно-процессуальном; – равенство сторон (в гражданском и семейном праве) и т.д. Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в арбитражном процессе - принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дел в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе – презумпция невиновности, в трудовом праве – принцип свободы труда, материальная заинтересованность; в конституционном праве – принцип разделения властей; в земельном праве – принцип целевого характера использования земли и т.п. Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права). Суд в этом случае осуществляет толкование права посредством судебного усмотрения. С его помощью судья применяет право, оценивает доказательства, руководствуясь при этом законом и совестью. Для носителя судебной власти необходимо использовать своё усмотрение здраво, разумно, справедливо и мотивированно. Следует отметить, что определение пределов судебного усмотрения, содержащихся в принципах права, в некоторых случаях представляется достаточно проблематичным. Наибольшую сложность составляют пределы усмотрения суда, выраженные в принципах права, не нашедших распространенного описания в законе. В данном случае суду надлежит самостоятельно определять содержание принципа права, опираясь на содержание общего смысла закона и обобщенного знания правовой науки, которые охватывают искомый принцип, и на основе этого очерчивать границы своего усмотрения. Примером формирования пределов усмотрения суда может послужить реализация принципа гуманизма в правоприменительной деятельности суда. Данный принцип следует из Конституции РФ, провозглашающей права и свободы человека высшей ценностью и вменяющей в обязанность государству признавать, соблюдать и обеспечивать их защиту. Принцип гуманизма находит широкое применение в уголовном судопроизводстве. Суд обязан соблюдать данный принцип как в отношении потерпевшего, так и обвиняемого. Противопоставление участников уголовно-правовых отношений друг другу в том смысле, что к потерпевшему необходимо проявлять человеческое, гуманное отношение, а к обвиняемому подобного проявления отношения как бы не требуется, не соответствует принципу гуманизма. Поэтому суд, осуществляя правосудие, обязан действовать в пределах, очерченных данным принципом, что выражается, например, в применении институтов, обеспечивающих дифференциацию ответственности: применение строгих наказаний к опасным преступникам и более мягких мер к тем, кто впервые совершил не столь серьезное преступление; в учете обстоятельств, смягчающих ответственность; при назначении наказания ниже низшего предела; при условном осуждении; при освобождении от уголовной ответственности и наказания; в случае амнистии, помилования и др. Следовательно, усмотрение суда ограничено пределами содержания конкретного принципа, применение которого необходимо при рассмотрении дела судом. Таким образом, при обнаружении неурегулированной либо недостаточно урегулированной правовой ситуации в процессе рассмотрения конкретного дела с использованием судебного усмотрения суду необходимо руководствоваться принципами права и формулировать пределы судебного усмотрения, исходя из их содержания.
ВОПРОС 3. Функции права. Понятие функции применительно к любой системе дает нам описание, характеристику направления должного воздействия. При определении функций следует исходить из двух начал. Во-первых, функции – это направления воздействия явления на сознание и поведение людей, на разнообразные сферы общественной жизни. Во-вторых, функции должны отражать сущность явления, его назначение и закономерности развития. Теорию функций права представители юриспруденции начали активно разрабатывать в конце прошлого столетия, введя вначале понятие асоциальных функций права (И. Корнер, К. Реннер). Выделяя более десятка различных функций, ученые вначале не разделяли их по каким-либо критериям, смешивая и чисто юридические, и общесоциальные направления правового воздействия, глубоко не вдаваясь в понятие «функции права». Так, выделялись экономическая, производственная, распределительная, потребительная и иные функции права. В дальнейшем эти разработки были проанализированы и обобщены советскими учеными С.С. Алексеевым, В.Г. Смирновым, И.Е. Фарбером, Т.Н. Радько. Обращавшиеся к этому вопросу авторы высказали весьма различное понимание функций права. Так, С.С. Алексеев понимает под функциями права его юридическое назначение для тех или иных общественных отношений, которое выражается главным образом в результатах правового регулирования. В соответствии с этим он различает регулятивную и охранительную функции права. Т.Н. Радько в своих ранних работах все функции права подразделяет на две большие группы: общесоциальные и специально-юридические. К первым он относит экономическую, политическую и воспитательную функции. Специально-юридическими он считал регулятивную и охранительную функции права. В более поздних своих работах Т.Н. Радько все функции права классифицирует на пять основных групп (подсистем). Он, в частности, выделяет общеправовые, межотраслевые, отраслевые, функции правовых институтов и функции норм права. Понятие функции права характеризует одновременно как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с основными направлениями его воздействия и, наоборот, зависимость последних от назначения права. Таким образом, функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью, социальным назначением права в жизни общества и целями правового регулирования. Следует выделять: 1) общесоциальные (внешние) функции права: – политическая; – экономическая; – воспитательная функция – заключается в воздействии на волю и сознание людей в целях обеспечения атмосферы законопослушания людей, привития психологических установок и ценностных ориентаций на правомерное поведение, воспитания чувства уважения к закону, повышения авторитета права, а также в пропаганде идей гуманизма, справедливости, демократизма, приоритета прав и свобод личности, верховенства закона в правовой системе. Она направлена также на обеспечение знания людей нормативных предписаний, правовое просвещение. – культурно-историческая; – социального контроля; – коммуникативная. 2) специально-юридические (внутренние) функции права: 1. регулятивная – обеспечивает упорядочение общественных отношений, направлена на установление правил поведения людей позитивного свойства, не связанных с правонарушениями. В свою очередь она подразделяется на: – динамическую регулятивную функцию, обеспечивающую активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд и т.д.) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга и др.); – статическую функцию, закрепляющую общественные связи и порядки (установление равноправия граждан перед законом и судом, закрепление права собственности и т.д.). 2. охранительная функция – направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения. В свою очередь она подразделяется на: – оперативную охранительную функцию – охрана и защита от нарушений прав личности и других субъектов права (расследование правонарушений, разбирательства дел о правонарушениях, применение мер уголовной, административной и других видов юридической ответственности); – превентивная (предупредительная) охранительная функция – обеспечение охраны законности в стране (профилактика правонарушений). Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|