Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 4. Цели и средства в праве





Цели играют важную роль в процессе правового воздействия и регулирования, отражая потребности и стремления общества, они показывают значение и смысл существования правовых средств и ориентируют на те ценности, которые лежат в основе правовой политики государства.

Категория «юридическая цель (цель в праве)» носит общетеоретический характер и является предметом исследования общей теории права.

Цель в праве – это идеальный, желательный результат, ради которого осуществляется юридическая деятельность[5].

Цель как идеальное выражение будущего в настоящем пронизывает все содержание права как системы юридических норм, регулирующий соответствующие отношения. Цель стимулирует, организует, направляет практическую деятельность субъектов права по претворению её в жизнь[6].

Общие цели составляют основу долгосрочной правовой политики, определяют ключевые направления совершенствования законодательства[7].

Цель зависит от потребностей общества, правовые средства – от экономики страны, культурного развития общества и его ресурсов.

Цель правового регулирования должна быть ясной и четкой. Необходимо стремиться, чтобы в каждом нормативном акте была закреплена цель его принятия.

Изучение категории «цель в праве» позволяет:

1. Глубже уяснить сущность, внутреннюю логику и назначение правовой системы и отдельных юридических явлений.

2. Осознать социальную ценность права как важнейшего средства управления обществом и реализации социально значимых интересов.

3. Понять основные причины противоречий между юридическими предписаниями и субъективными мотивами поведения.

4. Определиться в стратегии и тактике правотворческой и правореализационной деятельности.



5. Решить проблемы, связанные с эффективностью действия права (одним из критериев является степень достижения нормативно-установленных целей)[8].

Вопросы цели в праве поднимали в своих работах Р.Иеринг, Б.А.Кистяковский, дореволюционные ученые юристы: П.Г.Виноградов, Н.М.Коркунов, В.Ф.Тарановский, Е.Н.Трубецкой, современные А.В. Малько, Т.Я.Хабриева, К.В.Шундиков (диссертация «Цели и средства в праве»), А.И.Экимов (диссертация «Категория «цель» в советском праве»). Исследования проводились в основном на отраслевом уровне (уголовном, уголовно-процессуальном и т.д.).

Цель как философская категория в праве наполнена особым содержанием, отличается от других видов общественных целей своими специфическим свойствами (признаками):

1. В качестве модели она устанавливается преимущественно государством, его правотворческими органами.

2. Отражает наиболее общественно значимые интересы и потребности.

3. Формально выражается в специфических правовых средствах своего определения и реализации.

4. Отличается общеобязательной нормативностью.

5. Её единообразная практическая реализация гарантирована государственной властью[9].

Классификация целей в праве:

1. По степени распространенности: общеправовые и частно-правовые.

2. По субъектному составу: государственные и негосударственные.

3. По времени наступления: ближайшие и перспективные.

4. По характеру результата, на которое направлено воздействие: предметные и функциональные.

5. По форме выражения в законодательстве и в сознании субъектов: цели-модели, цели-мотивы, цели-задачи.

Каждый нормативный акт принимается с определенной целью, для решения конкретных задач в социальной-экономической, политической и иных сферах. Данные цели нередко устанавливаются в преамбулах, либо начальных статьях актов:

Уголовно-исполнительный кодекс РФ закрепил цели в ст. 1 «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами».

КоАП РФ в статье 2 закрепил только задачи, целям не уделил достаточного внимания. Аналогично УК РФ в статье 2 определяет задачи Уголовного кодекса РФ.

Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 23.07.2013) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» закрепил в преамбуле, что имеет своей целью сохранение культурного наследия народов Российской Федерации.

Закон Санкт-Петербурга от 28.04.2000 N 170-14 «О государственном дачном обслуживании граждан льготных категорий» в статье 1 «Цель настоящего закона» закрепил, что настоящий Закон имеет целью установить порядок управления и распоряжения помещениями и территорией Фонда для обеспечения оздоровительного отдыха граждан льготных категорий.

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О пожарной безопасности» не закрепляет целей, ограничиваясь перечислением в преамбуле тех отношений, которые он регулирует: «…закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, …гражданами».

Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О гражданской обороне» не закрепляет целей, ограничиваясь перечислением в преамбуле задач этого закона: «Настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны».

Определенным недостатком страдает Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) «О чрезвычайном положении», который ни в преамбуле ни в первых статьях обделил вниманием цели и задачи этого закона.

В этой связи Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» можно назвать более прогрессивным, поскольку в статье 3 нашли закрепление цели: «Целями настоящего Федерального закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями».

Также Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в статье 1 отразил цели: «Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров…».

В подзаконных нормативных актах цель зачастую указывается в преамбуле. Часто встречающаяся формулировка «…в целях реализации федеральных законов…»

В Постановлении Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 18.07.2013) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в первом абзаце закреплено «Положение об РСЧС принимается…в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Подобная формулировка закреплена в Постановлении Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

В Ст.2 Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года (Утв.Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666) закреплено, что «…Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан».

Цель указывается в различных Концепциях и Программах, тем более целевых.

Так, в Паспорте Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» отмечено, что целями Программы являются снижение риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; сокращение количества погибших пострадавших в чрезвычайных ситуациях; предотвращение экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций.

В Паспорте Федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» отмечено, что целями Программы является качественное повышение уровня защищенности населения и объектов экономики от пожаров.

Важно отметить, в Паспортах указанных программ также отражены и важнейшие целевые индикаторы и показатели программы, которые позволяют оценить эффективность их выполнения.

Однако цель не всегда так четко и ясно формулируется в нормативных актах. Однако важно, чтобы каждый подобный акт содержал в преамбуле либо в первых статьях указание на те цели, который правотворческий орган хочет достичь. Иначе это приведет к тому, что субъекты права начнут определять их сами, уяснять отдельные положения в выгодном именно для них варианте (например, прежняя редакция Закона об образовании – законодатель не сформулировал цели, которые желал достичь, что сделало закон слабо защищенным от вольных трактовок органами власти).

Отсутствие в нормативном акте закрепленных целей осложняет оценку эффективного действия этого закона. Нет закрепленных целей – сложно определить достигает ли закон те цели, которые ставит перед ним законодатель!

Подобные вопросы становятся предметом рассмотрения Конституционного суда РФ, который в рамках своей компетенции также зачастую устанавливает и разъясняет цели нормативных актов.

Цель в нормативном акте – основной ориентир в его применении, все возможные пробелы и коллизии можно будет устранить более эффективно в соответствие с теми целями нормативного акта, которые в нем обозначены.

Правовые средства

Правовые средства – это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей (А.В.Малько).

Правовые средства связывают идеальное (цель) с реальным (результатом).

Правовые средства объединяются в определенную систему для решения поставленных задач, воплощаются в алгоритме действия правовой формы – механизме правового регулирования.

Важнейшая функция правовых средств – достижение ими целей правового регулирования. Правовые средства своим действием показывают возможности права, его потенциал в урегулировании общественных отношений, в удовлетворении интересов субъектов. Они и придают социальную ценность праву[10].

Значение категории «Правовые средства»:

1. Понятие «Правовые средства» позволяет обобщить все те явления (инструменты и процессы), которые призваны обеспечить достижение поставленных в законодательстве целей.

2. Это понятие обозначает прежде всего функциональную, прикладную сторону правовой системы.

3. Без этого понятия невозможно полноценно исследовать проблему целей и эффективности правового воздействия (разумно избранные и проверенные на практике средства – гарантия высокой продуктивности права).

4. Создают общие, гарантированные государством и обществом возможности для усиления позитивных регулятивных факторов и, одновременно, для устранения препятствий в упорядочивании социальных связей.

5. Категория «правовые средства» позволяет четко увидеть место и роль различных юридических явлений в реализации интересов субъектов, в едином процессе правового упорядочивания – в механизме правового регулирования.

6. Правовые средства можно понимать и как универсальный строительный материал системы права.

7. Определенное сочетание правовых средств в правовых режимах, методах правового регулирования придает специфику отраслям и институтам права, что позволяет более гибко и дифференцированно их регулировать.

8. Система установленных в законодательстве качественных правовых средств, адекватность и степень их использования – важнейшая характеристика правовой культуры общества.

9. Правотворческим органам субъектов Федерации, имеющим право принимать нормативные акты, необходимо знание тонкостей законотворческого процесса, в котором на высоком уровне должны применяться цели и средства, используемые в региональной правовой сфере.

10. Позволяет гражданам и организациям самостоятельно эффективно использовать институт самозащиты и права граждан на защиту[11].

Признаки правовых средств:

1. Выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей.

2. Отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий по удовлетворению интересов субъектов права.

3. Выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов.

4. Приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности либо дефектности правового регулирования.

Правовые средства включают в себя инструменты (средства-установления: субъективные права, обязанности, льготы, запреты, поощрения, наказания и т.д.) и технологию (средства-деяния, направленные на использование инструментов: акты реализации прав и обязанностей)

Классификация правовых средств:

1. По степени сложности: элементарные (поощрения, наказания, льготы) и составные (договор, правовой режим).

2. По выполняемой роли: регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты).

3. По предмету правового регулирования: конституционные, гражданские, уголовные, налоговые и т.д.

4. По характеру: материально-правовые и процессуальные.

5. По значимости последствий: обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь).

6. По времени действия: постоянные (гражданство) и временные (судимость).

7. По виду правового регулирования: нормативные (установленные в норме права) и индивидуальные (акты применения права).

8. По информационно-психологической направленности: стимулы (льготы) и ограничения (санкции)[12].

 









Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.