Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Реформация и контрреформация





Причины Реформации.

С начала XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского — преобразование). Это широкое обществен­ное движение, характеризующееся отходом от католической церк­ви значительной части населения Европы. Учение католической Церкви перестало удовлетворять многих европейцев в условиях про­исходящих перемен. Католическая церковь служила опорой феода­лизма. Она учила, что мир и все, что в нем находится, созданы богом и не подлежат никакому изменению. Проповедовалась идея об исконной греховности человека; церковь же через спои таинства (Крещение, причащение и т.д.) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало учение церкви. Людей раздражала роскошь духовенства, его жадность, что особенно проявлялось в продаже индульгенций. За деньги можно было купить «отпущение грехов». Правители многих стран были недовольны претензиями т-.

пап на верховную власть. Короли, купцы, предприниматели,дво­ряне мечтали получитьбогатства и земли церкви.

Выступление Мартина Лютера.

Начало Реформации было свя­зано с выступлением профессора Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Вопреки учению католической церкви Лютер про­возгласил, что церковь и духовенство не являются посредни­ками между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии католической церкви на то, что она может отпускать грехи с по­мощью таинств в силу особых полномочий от Бога. Основное по­ложение в проповеди Лютера гласило, что человек достигает спа­сения души не через церковные обряды, а с помощью сноси веры. Источником религиозной истины, помнению Лютера, явля­ется Священное Писание. Роль церкви и духовенства должна сво­диться только к разъяснению его текстов. Богослужение должно проводиться на понятном народу языке, а не на латыни. Лютер перевел Библию на немецкий язык.



Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро покон­чить с его умением. Лютеранство приняли многие горожане, кре­стьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать против папскогоРима не только словом,но и с помощью оружия.

В ходе Реформации от католическойцеркви отделились раз­личные направления в христианстве, общее название которых — протестантизм. Протестантами впервые стали называть герман­ских правителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (со­брании князей Священной Римской империи) «Протестацию». Они протестовали против решения большинства сейма об ограниче­нии распространения лютеранства в Германии.

Крестьянская война в Германии.

Вскоре и лагере Реформации произошел раскол. Идеологом народной реформации стал свя­щенник Томас Мюнцер. Он был сторонником Лютера, но в 1520 г. перешел на более решительные полтин.

Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Германия не должна быть княжеской и дворянской, а дворян­ские замки и монастыри нужно уничтожить. Врагами являются те, кто обрекает простой народ на страдания. Не должно быть различий между богатыми и бедными, частной собственности.

В 1524— 1525 гг. в ряде районов Германии вспыхнуло восстанут крестьян против феодалов под лозунгами народной реформации. Крестьяне собирались в целые армии и вели боевые действия про­тив отрядов местных правителей и дворян. Поэтому эти события называются Крестьянской войной.

Программа крестьянства называлась «12 с гатей». В ней говори­лось, что народ должен быть освобожден от всех тягот. Все людидолжны объединиться дляпереустройства жизнина основеоб­щей пользы. Все, кто отказывается заботиться об общей пользе,объявляются вне общества.

Господское добро и землю крестьяне по указанию Мюнцера делили между собой. В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между феодальной конницей, вооруженной артилле­рией и фактически безоружными крестьянскими отрядами. Кресть­янская армия была разбита, а Мюнцер попал в плен и был казнен.

Жан Кальвин и его учение.

Центром Реформации а ада также Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Каль­вина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судь­ба его ждет и тем более не может ее изменить. Но каждый верую­щий должен всеми силами доказывать свою богоизбранность. Бо­гатство человека в земной жизни, по мнению Кальвина, является доказательством его богоизбранности. Такая точка зрения побуждала к активной деятельности. Каль­винизм предполагал целеустремленность и действенность. Каль­вин призывал к бережливости и скромности в быту.

Кальвинистская церковь строилась на республиканских осно­вах. Церковная община избирала и контролировала своих руково­дителей — старшин (пресвитеров) и проповедников (пасторов). В кальвинистской церкви не было возведенных в сан священни­ков. Пасторов избирали из числа наиболее грамотных прихожан.

Контрреформация.

Чтобы начать движение против Реформа­ции, католической церкви необходимо было провести свои ре­формы, что и произошло с 40-х гг. XVI в. После этого она развер­нула наступление против Реформации. Эта политика стала назы­ваться контрреформацией. Она ярко отразилась в деятельности ор­дена иауитов.

Основателем ордена иезуитов («Общества Иисуса») был ис­панский дворянин Игнатий Лопала. Члены ордена жили в миру. Главными направлениями деятельности иезуитов были: воспита­ние молодежи в духе католицизма, проникновение во все сферы общества с целью подчинения их своей власти. Члены ордена выслеживали и выдавали инквизиции «заблудшие массы».

Одновременно папство укрепляло богословские факультеты Университетов и церковные шкоды. В Риме было создано главное Учреждение по борьбе с ересями — инквизиционный трибунал. Составили также специальный «индекс запрещенных книг», ко­торые подлежали уничтожению, а их авторы — наказанию.

Религиозные войны.

В XVIв. в Германии и Франции вспыхнули гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации. В Германии ряд правителей государственных образований их условно называют княжествами) перешли в лютеранство вместе со своими подданными. Это усилило их независимость от императора.

Императоры из династии Габсбургов, опираясь на католиче­ские княжества, начали борьбу с протестантами. Долгая война за­кончилась поражением императора Карла V, который в 1556 г.

отрексяот престола.

Еще в 1555 г. был заключен Аугсбургскаи религиозный мир, кото­рый установил полную независимость князей в религиозных во­просах и утвердил их право определять религию своих подданных. Императорская власть еще более ослабла. Во второй половине XVI в. Европа разделились на католические и протестантские государ­ства. Протестантскими были в основном северные страны — Анг­лия. Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия.

Саксония и др.).

Во Франции но второй половине XVI в. также шли жестокие религиозные воины между католиками и кальвинистами (гугено­тами). Вождями гугенотов были король Наварры (вассального 07 французского короля государства на юге страны) Антуан Бурбон (а с 1562 г. его сын Генрих) и адмирал Гаспар де Колчньи. Вождя­ми католиков были герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало знаменем борьбы против усиления королевской власти. Поэтому гугенотами были многие знатные люди. Напротив, буржуазия чаше придерживалась католичества.

На первых порах борьба не была ожесточенной. В августе 1572 г. был заключен мир. Протестанты получили право занимать госу­дарственные должности, проводить богослужение; им предоставили во владение ряд городов-крепостей. Король Франции Карл IX по­шел на этот договор, чтобы обеспечить мир. Однако Гизы и мать короля Екатерина Медичи решились на расправу над гугенотами. Для закрепления мира был заключен брак между Генрихом Наваррским и сестрой короля Маргаритой (Марго). В Париж на свадь­бу съехались гугеноты.

23 августа 1572 г.. в ночь накануне дня святого Варфоломея началось их избиение. Генрих Наваррский остался жив, перейдя в католичество, адмирал де Колиньи был убит. В Париже истребили 3 тыс. гугенотов, резня продолжалась несколько дней и перекину­лась в провинцию.

Кровавая Варфоломеевская ночь напугала гугенотов. Но вскоре война вспыхнула с новой силой. Гугеноты создали свое государ­ство во главе с бежавшим из Парижа Генрихом Наваррским В ходе войны погибли многие вожди обеих сторон. Был убит ко­роль Генрих III. брат умершего Карла IX. В 1589 г. Генрих IV Наварр­ский стал королем Франции, основав династию Бурбонов. В 1593 г он принял католичество и вступил в Париж. В 1598 г. король провоз­гласил Нантский эдикт, завершивший религиозные войны. Като­лицизм оставался господствующей религией, но гугеноты полу­чали свободу вероисповедания, сохраняли за собой ряд крепос­тей, вооруженные силы.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.