Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРОСТАЯ СТОЙКА НА ПЛЕЧАХ С ПОДДЕРЖКОЙ — САЛАМБА-САРВАНГАСАНА (СС-111).





Стойка на плечах — ТХА-вариант третьей точки исходного равновесия (точки обращенного потока) и шестой узел магического кристалла Движения Силы.

Будучи одной из главнейших асан хатха-йоги, стойка на плечах, так же как и стойка на голове, имеет множество различных модификаций. Здесь приведена наиболее простая из них — она не без оснований считается классической.

В отличие от стойки на голове, в которой формируется жесткий сквозной осевой поток с очень высокой плотностью энергии, в стойке на плечах этот поток существенно смягчается за счет «растекания» в области шейно-грудного перехода между полями среднего и верхнего света. Кроме того, осевой поток в стойке на плечах — не сквозной. Жесткий шейный замок — джаландхара-бандха — перенаправляет его таким образом, что в поле верхнего света (в голове) формируется спиральная зона концентрации. В ней поток стягивается к центру головы — центральной точке поля верхнего света. Локализация этой точки совпадает с локализацией ахам-грантхи — узловой точки аджня-чакры. Это делает стойку на плечах и производные от нее техники достаточно эффективным средством развития и накопления того свойства человеческого существа, которое дон Хуан в книгах Карлоса Кастанеды называет личной силой.

Подобно всем перевернутым асанам, относящимся к технике точки обращенного потока, стойка на плечах при практике в определенных режимах имеет свойство замедлять и даже обращать вспять поток личного биологического времени. Помимо мощного омолаживающего действия, которое проявляется на уровне органического тела, это производит эффект «стягивания» к центру энергетического тела энергии, рассеянной в его периферийной оболочке, и соответственно, повышает плотность энергии в основных, или «скелетных», потоках энергетической структуры(Подробнее см. в книгах П. Кэлдер «Око возрождения», Шри Свами Шивананда «Йога-терапия», Сватмарама «Хатха-Йога-Прадипика», а также в «Гхеранда-Самхите». Кроме того, концепцию обращения осевого вихря и «перенаправления» потока личного времени я достаточно основательно проработал в «Третьем открытии Силы», потому не считаю целесообразным детально останавливаться на этом здесь).



Тот способ выхода в стойку на плечах, который я предлагаю в этом разделе, является, как мне кажется, наиболее безопасным.

Наиболее часто встречающейся неприятностью, которая может возникнуть из-за неправильного выполнения стойки на плечах, являются травмы (иногда — очень и очень серьезные) позвоночника в области шейного отдела и шейно-грудного перехода. Чаще всего они возникают при недостаточно проработанной (то есть лишенной необходимого сочетания силы, упругости и текучести) мускулатуре шеи и спины и слишком жестком либо «разболтанном» сухожильном аппарате позвоночника. Стойка на плечах в таких случаях превращается в стойку на локтях и затылке, в лучшем случае — на локтях, затылке и задней поверхности шеи. Этому способствует также часто проявляемое дилетантами неуемное стремление добиться полного соответствия позы описанию ее идеального варианта, не подкрепленное реальными возможностями «органического» самоконтроля.

Во многих современных методических текстах в более или менее явном виде присутствует рекомендация в стойке на плечах как можно сильнее прижимать подбородок к груди. Рекомендация, безусловно, очень важная, ибо жесткий шейный замок — одно из наиболее необходимых условий «энергетически правильного» выполнения всех модификаций стойки на плечах и производных от нее асан. Однако о безопасной технике выполнения этой рекомендации в большинстве случаев не сказано ни слова. Нужно не просто прижимать подбородок к грудине, «накатывая» на него грудную клетку за счет усилия рук, но при этом еще ни в коем случае не следует отрывать от пола плечи и переносить вес тела на локти и затылок. Руки от локтей до плеч и задняя поверхность плечевого пояса и верхушки лопаток — вот «опорная зона» обычной сарвангасаны — стойки на плечах. Шея и голова должны лежать на полу свободно. Если вес тела переносится на шею и локти или, не дай Бог, на затылок и локти, то за счет «эффекта рычага» на позвоночник в шейном отделе приходится концентрированное «изламывающее» усилие, которое не в состоянии выдержать никакой сухожильный аппарат. Устойчивые смещения и деформации, возникающие в результате такой порочной практики, в конечном счете ведут к жестоким нарушениям мозгового кровообращения, неадекватному перераспределению проводимости нервных путей и различным патологиям структуры потоков энергетического тела. Кроме того, на травмированных участках позвоночника всегда имеет место чудовищное рассеивание энергии. Таким образом, при неправильном выполнении стойка на плечах (впрочем, как и любая другая асана) из техники интегрального тренинга превращается в могучее орудие ультимативного саморазрушения.

Этому в немалой степени способствует та стандартная техника выхода в стойку на плечах, которая предлагается в большинстве методических пособий и в соответствии с которой следует сначала выйти в позу полуплуга или плуга с вертикальным позвоночником и плотно прижатым к груди подбородком (эта асана будет описана ниже), а потом поднять вертикально вверх прямые ноги. Если при этом в выполнении позы плуга уже заложена вышеупомянутая ошибка (а в подавляющем большинстве случаев дело обстоит именно так), то после поднимания ног ситуация усугубляется и шанс травмировать позвоночник становится более чем реальным.

Избежать этого позволяет техника выхода в стойку на плечах, при которой туловище и ноги вытягиваются вверх одновременно: тело разгибается в тазобедренных суставах, как складной нож, и плавным маховым движением вытягивается в одну прямую наподобие одной стороны пантографа. «Накатить» торс на подбородок сильнее, чем он «накатывается» сам по себе, при этом практически невозможно, ибо в течение всего движения «опорной зоной» остаются именно те участки тела, которым надлежит к таковой принадлежать для относительно безопасной практики(Полностью безопасной тренировочной практики не существует в природе. Надеюсь, это понятно и дополнительных объяснений не требует. В этом мире за все нужно платить. А в мирах «тонких» «законы выживания» еще более жестоки). Постепенное же «углубление» фиксации шейного замка при такой технике осуществляется уже в стойке и может быть значительно более контролируемым, чем при выходе через вертикальный плуг.

Выполняется же выход в стойку на плечах следующим образом.

Из положения свободного перевернутого закрытого вытянутого наклона (урдхва-мукха-пащчимоттанасаны СС-110) плавным махом выпрямляем все тело вертикально вверх, вытягиваемся, сгибаем руки в локтях и кладем ладони на спину как можно ближе к лопаткам и к позвоночнику. В течение всего движения ноги и туловище остаются прямыми. Следим за тем, чтобы ноги не «завалились» за голову.

Слегка надавливая руками на спину, пытаемся сдвинуть основания ладоней ниже — поближе к лопаткам — и слегка подтолкнуть грудину к позвоночнику. При этом, однако, четко контролируем положение опорной зоны. Мы должны стоять именно на плечах. Вытягиваем шею, дополнительно освобождая ее от напряжения. Если стойка выполняется неверно, сделать это не удастся.

Еще немного подталкиваем грудь к голове. В пределе все тело от плечевого пояса до ступней должно быть вытянуто строго вертикально вверх.

Очень важно следить за тем, чтобы локти не разъезжались в стороны. Расстояние между ними должно быть как можно меньше, желательно, чтобы оно не превышало ширину плеч.

Если нам не удается сразу добиться касания подбородком грудины, не отчаиваемся. Углубление формы любой асаны — вопрос практики и настойчивости. Потому в йогической тренировке как нигде актуальны пословицы:

1. «Поспешишь — людей насмешишь». Кто-то где-то, может быть, и посмеется, однако тому, кто чересчур тороплив в освоении йогических практик, обычно бывает не до смеха. Равно как и его родственникам, близким и всем остальным людям, с которыми ему доводится сталкиваться в повседневной жизни.

2. «Тише едешь — дальше будешь». Это — намек на то, каким образом немногим удается избежать плачевной участи, да еще и преуспеть в искусстве изменять мир, изменяя самого себя. Не только искусство практики асан, но и все составляющие йогической практики вообще осваиваются осторожно, постепенно и с максимально сознательным отношением к себе и к тому, что мы делаем.

3. «Терпение и труд все перетрут». Здесь — намек на то, почему воистину выдающегося успеха на этом пути добиваются очень и очень немногие. Как и во всем… Умение не давать себе поблажек, не идти на поводу у своей слабости и в то же время не расшибать голову в кровь о каждый придорожный столб — искусство, которое встречается не так уж часто…

4. «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьет». А в этом — объяснение того, почему столь безнадежно уродливы и абсурдно нетерпимы психоделические конструкции рьяных приверженцев «враждующих мнений», под призрачными знаменами взаимоисключающих концепций просветления стройными колоннами марширующих к черту на рога.

Однако вернемся к нашим… упражнениям…

> Схема дыхания при выполнении стойки на плечах предельно проста: движение — выдох, фиксация — свободное полное дыхание. Из-за того, что подвижность верхней части грудной клетки в стойке на плечах изрядно ограничена, дыхание будет преимущественно диафрагмальным или «нижним».

Стойку на плечах обычно удерживают от полутора до тридцати минут. Нормальное соотношение между длительностью удержания фаз фиксаций стойки на голове и стойки на плечах в пределах одной тренировки — один к полутора: стойка на плечах, как правило, выполняется в полтора раза дольше, чем стойка на голове.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.