Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Процедура обследования и подсчета результатов





Методика представлена в виде буклета-опросника, содержащего 566 утверждений. Если ответы получены на все 566 вопросов-утверждений (полный вариант), то в результате помимо профиля СМИЛ, который дает при интерпретации портрет личности, выявляются показатели почти 200 дополнительных шкал, играющих важную уточняющую, но второстепенную роль. Сокращенный вариант содержит 398 утверждений. Он позволяет получить личностный портрет по базовым шкалам, но не дает информации по дополнительным.

Почему в опроснике приводятся не вопросы, а утверждения? Потому, что человек более искренно отвечает на интересующие психолога вопросы, если они звучат в форме утверждения. В такой ситуации человек чувствует себя как бы наедине с самим собой, анализирующим свое Я, и это способствует большей откровенности, нежели вопросительная форма, звучащая как допрос. Ответы обследуемого заносятся в клеточки регистрационного листа (см. Приложение). Если испытуемый согласен и отвечает на определенный пункт буклета-опросника «Да» (верно), он ставит крестик вверху клеточки с соответствующим утверждению номером; если его ответ

«Нет» (не согласен, неверно), то крестик ставится ниже номера утверждения в соответствующей клеточке регистрационного листа. Ответ «Не знаю» отмечается кружочком, обведенным вокруг соответствующего номера. Не желая разрушать стройную математическую подоплеку методики, созданную авторами оригинального теста, пришлось таким же образом нейтрализовать ответы, которые после серьезной статистической проверки оказались балластными, так как не вызывали в отечественной популяции адекватных ответов в сравнении с американской (их всего 26).

Утверждения носят разный характер, в зависимости от того, какая сфера человеческих проблем ими освещается. Большинство из них направлено на выявление черт характера, на стиль общения с окружающими, а также касаются субъективных пристрастий обследуемого человека, его взглядов на разные жизненные ценности. Они также выявляют особенности эмоциональных реакций, фон настроения, оценку собственного самочувствия, ряда конкретных физиологических функций и др. Важно не столько смысловое содержание утверждения (это - всего лишь стандартный набор моделируемых экспериментом ситуаций, на которые разные люди по-разному реагируют), сколько избирательность ответов, обрисовывающая индивидуально-личностные свойства конкретного человека. Суммируя информацию по значимым ответам, формализованная процедура обсчета выявляет степень совпадения или отклонения ответов конкретного индивида от статистически вычисленной усредненной нормы. В дальнейшем «ручейки» значений отдельных шкал собираются в то «море» информации, которую дает целостный профиль.

Интерпретация профилей СМИЛ базируется на разработанной автором данного руководства теории ведущих тенденций и лежащей в ее основе типологии индивидуально-личностных свойств4. Согласно этой теории личность рассматривается как единство биологического, психологического и социального факторов. Генетически унаследованные качества являются основой темперамента. Характер человека формируется в процессе взаимодействия врожденных, базисных свойств с влияющими факторами окружающей среды. В сложной структуре характерологических свойств основными являются следующие параллельно развивающиеся и взаимовлияющие друг на друга подструктуры: эмоции, мотивация, особенности интеллектуальной сферы и стиль межличностного поведения. Формирование личности - это не пассивный процесс интериоризации (усвоения) культурно-исторического опыта социума, иначе личность представляла бы собой лишь социально желательную модель поведения, лишенную индивидуальности. Ведущие индивидуально-типологические тенденции пронизывают все уровни целостной личности и проявляются на всех этапах ее развития. Именно этим обусловлена индивидуальная избирательность человека в выборе профессиональной деятельности, сферы интересов, круга общения и вида социальной активности. Личностные свойства не столько прививаются, сколько развиваются, уходя корнями в генетически переданные индивидные свойства. Изучая базисную структуру, мы исследуем тот фундамент, который предшествует формированию более высоких уровней личности. Своевременно распознанные базисные свойства личности в качестве судьбореализующих тенденций дают человеку шанс стать вершителем собственной судьбы. Помочь ему в этом может компетентный психолог.

Рисунок 1. Ведущие индивидуально-личностные свойства, сопряженный с каждым из них вариант межличностного поведения и преобладающий тип мышления

Лежащая в основе теории ведущих тенденций типология не противоречит воззрениям многих отечественных и зарубежных психологов; она лишь более строго упорядочивает их. В первую очередь, она делит людей по их реакции на внешние воздействия таким образом:

1. реакция, силы которой направлены вовне (наступательность, активное отстаивание своей позиции, противодействие, обвинение во всем окружающих, наиболее резкий способ реагирования - агрессия в отношении других);

2. реакция, преимущественно направленная на себя, внутрь личности (отступление, готовность отказаться от реализации своих намерений, склонность к самообвинению, наиболее резкая форма реагирования - суицид, аутоагрессия).

Далее, типология конституционально заданных свойств, продолжаясь благодаря ведущим тенденциям в психологических особенностях, может быть представлена следующими ортогональными признаками: интроверсия - экстраверсия, тревожность - агрессивность, ригидность - лабильность, сензитивность - спонтанность (рис. 1).

Проведенное исследование выявило значимые связи шкал теста СМИЛ и их сочетаний со шкалами Индивидуально-типологического опросника, отражающими степень выраженности основных личностных тенденций. Сопоставление аналогичных по своей сущности факторов, показатели которых составляют канву для построения интерпретации любого теста, повышает валидность каждой методики и увеличивает достоверность полученных данных. В сложной пирамиде описания портрета личности при использовании тестов ИТО и ДМО, которые более подвержены мотивационным искажениям, применение данных СМИЛ дает возможность сравнить контролируемый уровень субъективной самооценки с результатами обследования полупроективным тестом, так как в этом тесте анализируется не буквальное содержание ответов, а статистически выверенная частотность и их значимость.

Однако вернемся к описанию процедуры обследования тестом СМИЛ.

Опросники в модифицированном виде делятся на мужской, женский и подростковый варианты, различие между которыми - лишь в форме изложения некоторых утверждений. Ключи (см. Приложение), с помощью которых подсчитываются сырые баллы по каждой шкале, коррекция сырых показателей для формирования профиля личности в стандартных показателях Т, а также интерпретационная схема идентичны для всех форм опросника, кроме некоторой разницы в обработке данных по 5-й шкале в мужском и женском профиле и тех аспектов интерпретации, которые связаны с возрастными особенностями.

Процедура обследования должна проводиться в спокойной обстановке, позволяющей испытуемому сосредоточиться. В то же время нужно его иногда поторапливать, не давать возможности для длительных раздумий - важна первая непосредственная реакция. Если испытуемый просит разъяснений, то они должны даваться только в отношении отдельных слов. Смысл утверждения толковать не следует, ведь каждый должен понимать его по-своему. Нужно лишь дать понять, что отрицание или согласие с утверждением не может расцениваться ни как положительный, ни как отрицательный момент в оценке личностных качеств тестируемого. Человек не должен испытывать опасений, что обследование каким-то образом может ему навредить. Поэтому нужно разъяснить, что данное обследование необходимо для более дифференцированного (индивидуализированного) подхода в учебном процессе или в профессиональной деятельности, а также для выбора наиболее эффективного медикаментозного лечения или психотерапевтического воздействия и др. Стоит подчеркнуть, что исследование не направлено на выявление социальных аспектов поведения человека, а больше касается его темперамента, свойств нервной системы. В некоторых обстоятельствах следует сказать, что данное обследование принято проводить всем, таков порядок. Высказывания о том, что вопросы повторяются, что многие из них - глупые, нередко связаны с защитными тенденциями, с нежеланием откровенничать с чужими людьми. С одной стороны, такая реакция может быть результатом императивного поведения психолога, отсутствия необходимой предварительной работы с обследуемым контингентом. С другой стороны, здесь возможен такой комментарий: «Да, это так и должно быть! Повторы предусмотрены, чтобы проверить Вашу внимательность и избежать небрежности в заполнении регистрационного листа».

Перед обследованием испытуемый должен изучить инструкцию, которая приводится ниже.

Вам будет предъявлена целая серия разных утверждений. Оценивая каждое из них, не тратьте много времени на раздумья. Наиболее естественна первая непосредственная реакция. Внимательно вчитывайтесь в текст, дочитывая до конца каждое утверждение и оценивая его все целиком как верное или неверное по отношению к Вам. Если Ваш ответ - «Верно», то поставьте крестик в регистрационном листе над соответствующим утверждению номером. Если Ваш ответ - «Неверно», то поставьте крестик под соответствующим номером.

Обращайте внимание на утверждения с двойными отрицаниями. Например, «У меня никогда не было припадков с судорогами»: если не было, то Ваш ответ - «Верно», и наоборот, если это с Вами было, то ответ «Неверно».

Некоторые утверждения в опроснике звучат так: «Обведите номер данного утверждения кружком». В этом случае в регистрационном листе номер, соответствующий данному утверждению, следует обвести кружком (для проверки Вашей внимательности).

Если некоторые утверждения вызывают большие сомнения, ориентируйтесь в ответе на то, что предположительно больше свойственно Вам. Если утверждение верно по отношению к Вам в одних ситуациях и неверно в других, то остановитесь на том ответе, который больше подходит в настоящий момент. Лишь в крайнем случае, если утверждение к Вам вообще не подходит, Вы можете номер этого утверждения на регистрационном листе обвести кружком, что равноценно ответу «Не знаю». Однако избыток кружков в регистрационном листе также приведет к недостоверности результатов.

Старайтесь отвечать искренно, иначе Ваши ответы будут распознаны как недостоверные и опрос придется повторить. Отвечая на разные пункты опросника, попытайтесь понять - «Какой (какая) я на самом деле?». Тогда полученные данные могут быть использованы с положительным для Вас эффектом. Результаты обследования не направлены на оценку Вашей личности с точки зрения того, «плохой» Вы человек или «хороший»: выявляются лишь особенности Вашего темперамента и профессионально важные качества.

Отвечая даже на достаточно интимные вопросы, не смущайтесь, так как Ваши ответы никто не станет читать и анализировать: вся обработка данных ведется автоматически. Экспериментатор не имеет доступа к конкретным ответам, получая результаты лишь в виде обобщенных показателей, которые могут оказаться интересными и полезными для Вас.

На вопросы об анкетных данных отвечайте в произвольной или даже анонимной форме по предварительной договоренности с обследующим Вас психологом.

Обработка результатов опроса производится путем последовательного наложения ключей, каждый из которых соответствует той или иной шкале базового профиля (или одной из дополнительных шкал). Ключи делаются из профильного листа, на котором выделены значимые ответы, подлежащие обсчету. При этом вырезаются соответствующие «окошки» - выше номера, если значимый ответ «Да», ниже номера, если ответ «Нет». Каждый ключ последовательно накладывается на заполненный профильный лист, и просвечивающие через вырезанные окошки крестики, проставленные испытуемым, подсчитываются. В дальнейшем эти результаты называются сырыми баллами. Для базового профиля их тринадцать: три шкалы достоверности и десять базисных шкал. После коррекции сырых результатов определенными долями шкалы коррекции К получаются стандартизированные баллы Т.

В связи с реадаптацией методики и расширением сферы ее применения большинству базисных шкал приданы новые названия, соответствующие их психологической сущности: 1-я шкала - шкала невротического сверхконтроля, 2-я - пессимистичности, 3-я - эмоциональной лабильности, 4-я - импульсивности, 6-я - ригидности, 7-я - тревожности, 8-я -индивидуалистичности, 9-я - оптимизма и активности. Не изменились названия двух шкал: 5-й - шкала женственности-мужественности и 0-й - шкала социальной интроверсии. Что касается почти двухсот дополнительных шкал, ответы по которым не засчитываются при построении личностного профиля, то после рестандартизации их названия не менялись. Эти шкалы по сравнению с профилем базисных шкал намного проще интерпретируются, в основном их суть отражает само название. Они разрабатывались разными авторами в связи с разными прикладными проблемами и могут использоваться в дополнение к шкалам основного профиля. Что касается базисных шкал, то они формируют целостный личностный профиль, отражающий психологический портрет индивида во всей его сложности и разнообразии. Дополнительные же шкалы лишь добавляют к этому портрету какие-либо определенные качества, которые, преломляясь через личностный образ, могут приобретать то или иное звучание. Ряд дополнительных шкал направлен на уточнение того, насколько связаны с отклонением от нормы некоторые показатели, свидетельствующие об эмоциональном напряжении. Они помогают разобраться в сложной проблеме: являются ли обнаруженные отклонения признаком выраженного стресса или это отражение психической патологии? Профиль СМИЛ - это та ломаная линия, которая соединяет количественные показатели десяти базисных шкал. Сырые баллы по каждой шкале представляют собой сумму крестиков, подсчитанных при наложении ключа-шаблона на заполненный обследуемым лицом регистрационный лист (см. Приложение). Для каждой шкалы профиля СМИЛ имеется свой ключ. Показатель каждой шкалы оценивается суммой значимых (учитываемых) ответов-крестиков, отражающих не только согласие (ответ «Верно» - крестик поставлен выше номера утверждения в регистрационном листе), но и отрицание (ответ «Неверно» - ниже номера в соответствующей клетке регистрационного листа).

Подсчет сырых баллов по каждому ключу (то есть шкале) следует проводить очень тщательно, повторяя его до двух совпадающих результатов. Для этого необходимо, чтобы масштаб регистрационного листа и ключей-шаблонов был абсолютно тождественным. При наложении ключа на регистрационный лист рамка, абрис и цифры должны полностью совпадать. Неправильный подсчет баллов приведет к тому, что вся последующая интерпретация окажется искаженной или совершенно неправильной. Использование компьютерной версии позволяет избежать многих ошибок, которые нередко происходят при ручном обсчете результатов. Полученные сырые баллы проставляются на первой строке ниже рамки профильного листа. К показателям основных десяти шкал профиля примыкает на первом плане (слева) маленький профиль шкал достоверности: шкала «?» показывает, сколько утверждений опросника попало в категорию ответов «Не знаю». Шкала L - шкала лжи - показывает, насколько искренним был обследуемый в процессе тестирования. Шкала F - шкала достоверности - определяет уровень надежности полученных данных в зависимости от его откровенности и готовности к сотрудничеству. Шкала К - шкала коррекции - выявляет степень искажения профиля, связанного как с закрытостью испытуемого, так и с влиянием неосознанного защитного механизма вытеснения из психики информации, травмирующей, разрушающей позитивный образ Я. В зависимости от показателей шкал достоверности профиль признается достоверным или недостоверным, а его особенности рассматриваются через призму установок испытуемого по отношению к процедуре обследования.

Чтобы избежать влияния механизма вытеснения на основной профиль, следует прибавить 0,5 от суммы сырых баллов (с.б.) показателя шкалы К к сырым баллам 1-й шкалы, затем прибавить 0,4 величины с.б. шкалы К к с.б. 4-й шкалы, по целому (1,0) К- вся сумма с.б. шкалы «К» - прибавляется к с.б. 7-й и 8-й шкал, и наконец 0,2 с.б. шкалы К прибавляется к с.б. 9-й шкалы. Для того чтобы указанные доли К не различались у разных исследователей при математическом округлении, справа от профильного пространства расположена таблица округленных показателей - 0,4, 0,5 и 0,2 - для любых величин с.б. шкалы К. Эти показатели записываются на дополнительных строках под сырыми баллами соответствующих шкал (1-й, 4-й, 7-й,

8-й и 9-й) и суммируются с ними, после чего на нижней строке выводятся окончательные (скорригированные) сырые баллы по всем шкалам. Затем окончательные сырые баллы выводятся по вертикальным градациям разных шкал соответственно их обозначению (?, L, F, K) или номеру (от 1-й до 0-й). Сырые баллы по каждой шкале проставляются в виде жирной точки или звездочки на графике профильного листа и соединяются между собой ломаной линией, шкалы достоверности - отдельно, основной (базовый) профиль - отдельно.

В связи с тем что количество значимых ответов (крестиков) по каждой шкале не одинаково и их статистическая значимость (цена, стоимость) также не эквивалентна, сравнение показателей по разным шкалам возможно лишь при сведении сырых баллов к обобщенной, стандартизированной единице. В качестве такой единицы в данной методике выступают стены, каждый из которых содержит 10 Т-баллов и равняется среднеквадратичному отклонению от среднестатистической нормативной линии, представляющей собой на профильном листе 50 Т. Это эмпирически выявленная усредненная норма. Отклонение в пределах двух среднеквадратичных отклонений (σ) - 20 Т - как вверх, до 70, так и вниз, до 30 Т, условно определено как разброс в рамках нормативного «коридора». Показатели выше 70 и ниже 30 Т расцениваются как отклонение от нормы. Данные в Т-баллах показаны на правой и левой боковых линиях рамки профильного листа и определяются проведенными по горизонтали линиями на расстоянии в 10 Т-баллов друг от друга. Для более точного определения Т-балла по каждой шкале следует провести горизонтальную линию (или приложить линейку) от сырого показателя к шкале Т. Показатели Т-баллов для любого сырого балла по каждой конкретной шкале были просчитаны заранее по формуле:

где 50 - это линия «нормы», от которой ведется отсчет показателей как вверх (повышение), так и вниз (понижение); Х - это полученный итоговый сырой результат по определенной шкале; М - эмпирически выявленная медиана, то есть средненормативный показатель по данной шкале; σ - сигма, величина среднеквадратичного отклонения от нормы, обнаруженная в процессе стандартизации. Для базовых шкал все эти данные уже учтены и соотнесены с Т-баллами на профильном листе. Для дополнительных шкал показатели T-баллов вычисляются по приведенной выше формуле с использованием данных о среднестатистических показателях медианы

и сигмы, полученных в результате рестандартизации методики. Эти данные следует искать в Приложении, где также приводятся опросники - мужской, женский и подростковый, образцы профильных листов (мужской и женский), а также регистрационный лист и ключи к базовым шкалам. Практическое освоение методики проходит значительно быстрее и легче в процессе обучения, которое систематически проводится на базе Института прикладной психологии в виде курсов повышения квалификации и в виде индивидуального консультирования специалистов-психологов, врачей, социологов и педагогов.

Как уже сказано, разброс показателей в пределах от 30 до 70 Т определяет «коридор нормы». Однако опыт показал, что распределение количественных показателей в данном тесте неравномерно и так называемая «гауссова кривая», отражающая закономерности этого распределения, носит характер «неправильной». Это проявляется отсутствием симметрии повышений-понижений пиков профиля в «коридоре нормы». При наличии же признаков заостренных свойств личности и иных отклонениях от нормы мы чаще наблюдаем повышение показателей теста. Понижение профиля, как правило, количественно менее выражено и чаще связано с установкой испытуемого лица на гипернормальные ответы - так называемые «утопленные» профили (когда показатели большинства шкал находятся ниже 50 Т и лишь одна-две шкалы - в пределах 52 - 55 Т). Вся процедура обсчета данных требует аккуратности, точности и внимания. Лучше всего, когда у психолога есть возможность переложить эту рутинную работу на компьютер. Разработанные автором руководства компьютерные версии теста полностью освобождают психолога от всяких обсчетов. Профиль высчитывается автоматически после ответов обследуемого в диалоговом режиме и изображается в виде графика. При этом интерпретирующая часть программы такова, что помимо предоставления всестороннего портрета личности она даже начинающего психолога застрахует от серьезных ошибок, поможет дать конкретные рекомендации разного плана, в зависимости от сферы и задач использования методики, а также послужит надежным инструментом в научно-исследовательской работе (см. раздел «Компьютерная версия теста СМИЛ»).

Отсчет разброса показателей профиля СМИЛ идет от 50 Т - идеально-нормативного среднего профиля, соответствующего теоретической усредненной норме (см. профильный лист в Приложении). В узком «коридоре нормы» - в пределах 46 - 55 Т - колебания профиля трудно интерпретируемы, поскольку не выявляют достаточно выраженных индивидуально-личностных свойств и характерны для полностью сбалансированной личности (если шкалы достоверности при этом не показывают выраженной установки на ложь - высокая шкала L - или неоткровенность - высокая шкала K). В широком «коридоре нормы» (от 30 до 70 Т) каждой тенденции противопоставлена противоположная по направленности «антитенденция», а чувства и поведение подчинены контролю сознания (или эмоции настолько умеренны, что минимальный контроль над ними оказывается вполне достаточным). Повышения, колеблющиеся в пределах 56 - 66 Т, выявляют те ведущие тенденции, которые определяют характерологические особенности индивида. Более высокие показатели разных базисных шкал (67 - 75 Т) выделяют те акцентуированные черты, которые временами затрудняют социально-психологическую адаптацию человека. Показатели выше 75 Т свидетельствуют о нарушенной адаптации и об отклонении состояния индивида от нормального. Это могут быть психопатические черты характера, состояние стресса, вызванное экстремальной ситуацией, невротические расстройства и, наконец, психопатология, о наличии которой может судить только патопсихолог или психиатр по совокупности данных психодиагностического, экспериментально-психологического и клинического исследований. Профильные листы взрослой и подростковой версии имеют количественные различия лишь в зависимости от пола испытуемого. Возрастные различия учитываются при анализе данных профиля, о чем говорится в разделе интерпретации шкал. Имеются критерии, позволяющие различать особенности подросткового и молодежного периода, зрелой личности и изменений, характерных для пожилого возраста, старости, а также свойства, характерные для лиц мужского и женского пола.

Очень важно, чтобы перед началом работы специалист убедился, что у него и сам опросник, и ключи, и профильные листы, и, наконец, интерпретационный подход принадлежат одному автору. Отличаются как от оригинала (ММРI), так и от СМИЛ разработанный во ВНИИ неврологии и психиатрии им. В.М. Бехтерева Стандартизованный клинический опросник (СКЛО) и адаптированный Ф.Б. Березиным и М.П. Мирошниковым ММИЛ. Несравним по всем параметрам со всеми вариантами MMPI опросник на 71 утверждение - клинически ориентированный Мини-мульт, разработанный шведской психологессой Кинканнон и адаптированный в русском варианте (СМОЛ) В.П. Зайцевым и В.Н. Козюлей. Эту методику лучше использовать для скрининга на предмет выявления нуждающихся в медицинской помощи больных и для использования в психосоматических лечебницах.

Кроме того, не следует проводить аналогию с разработанным автором руководства тестом Мини-СМИЛ, который представляет собой упорядоченное интервью врача и больного при первичном приеме.

Как показывает опыт, методика СМИЛ в основном рассчитана на обследование контингента взрослых лиц (от 16 до 80 лет) с образованием не ниже 6-7 классов средней школы, с сохранным интеллектом. В связи с тем что автором книги совместно с педагогами Б.Н. Кодесс иТ.В. Кодесс в 1984 году был разработан и адаптирован подростковый вариант СМИЛ, границы применения методики расширились. Если обычный, взрослый вариант уже много лет широко и эффективно используется в практике профконсультирования при обследовании старшеклассников в возрасте 15 - 17 лет, то подростковый вариант в последние годы успешно применяется при изучении детей более младшего возраста начиная с 12 лет (при условии хорошего общего развития). Отмечено, что недостоверные результаты часто находятся в прямой зависимости не столько от искаженной установки испытуемого на обследование, сколько от плохого понимания содержания утверждений. Это может быть связано, во-первых, с недостаточно развитым вербальным интеллектом, во-вторых, с плохим знанием русского языка. Поэтому в регионах, где люди говорят на другом языке, методика должна быть переведена на их родной язык, но при этом необходимо также провести рестандартизацию ее количественной базы, так как нормативные стандарты могут иметь свои отличия в связи с культурно-этническими особенностями.

Анализ полученных результатов основан не на изучении смысла ответов испытуемого, а на статистической процедуре обсчета данных, в процессе которой выявляется количественная дисперсия разных вариантов ответов по отношению, с одной стороны, к средненормативной усредненности, а с другой - к патологической заостренности психологического фактора, содержащего в себе, по сути дела, ту или иную индивидуально-личностную тенденцию. Большинство утверждений звучит так, что испытуемый, отвечая, далеко не всегда представляет, каким образом ответ его охарактеризует, это значительно затрудняет попытки «улучшить» или «ухудшить» результаты обследования. На первый взгляд методика позволяет обрисовать субъективную внутреннюю картину Я обследуемого лица. Реально же, благодаря проективному компоненту в звучании многих утверждений, в эксперименте выявляются и те психологические аспекты, которые не осознаются человеком или лишь частично поддаются контролю сознания. Поэтому только при статистически недостоверных данных профиль личности искажается настолько, что его нет смысла интерпретировать. В рамках же достоверных данных, даже при наличии тенденций, влияющих на усиление или сглаживание рисунка профиля, интерпретация отражает истинную картину личности. При этом возможна весьма дифференцированная градация степени выраженности разных личностных свойств в их сложном сочетании, когда принимаются во внимание не только высокие показатели, но и их соотношение с низкими показателями. В то же время отклонение от средненормативных показателей, более чем вдвое превышающее среднеквадратичную ошибку, выявляет избыточную степень выраженности той или иной личностной черты, выводя ее за пределы достаточно широкого (от 30 до 70 стандартных баллов Т) «коридора» нормативного разброса. Такие данные, как уже говорилось, не обязательно свидетельствуют о патологии. Сложная жизненная ситуация, травмирующие психику события, физическое недомогание - все это может вызвать состояние временной дезадаптации. Поэтому интерпретация полученных данных должна вестись в соответствии со всей имеющейся об испытуемом информацией, не говоря уже о том, что для адекватного представления об испытуемом не мешает взглянуть на него самого. «Слепая» интерпретация может использоваться лишь в исследовательских целях, когда проверяется надежность методики, а также при крупномасштабных обследованиях, когда интерпретируется не личность отдельного человека, а некоторые обобщенные тенденции больших по численности групп.

Обследуемый человек может претендовать на определенную информацию о результатах тестирования. Иногда такое собеседование несет в себе психотерапевтическое или рекомендательное содержание. Если это происходит, то психолог-экспериментатор или консультант обязан в первую очередь соблюдать интересы обследуемого человека и никогда не интерпретировать данные обследования ему во вред, так как роль психолога в обществе в конечном итоге сводится к защите человека во всех смыслах этого слова. Если данное правило будет нарушено, люди потеряют доверие к психологу и дальнейшие психологические исследования станут невозможными. Отсюда вытекает и остальное: интерпретация полученных данных должна вестись с позиций психотерапевтического, щадящего подхода. Каждое индивидуально-личностное свойство, как правило, несет в себе и положительную, и отрицательную информацию. Поэтому всегда есть возможность начать собеседование с освещения позитивных характеристик, а затем на этом фоне выделить те особенности и свойства личности, которые создают определенные сложности и негативно влияют на судьбу человека. Но делать это следует осторожно и именно в том стиле, который является для данного индивида оптимальным: следует обратить внимание на рекомендации по коррекционному подходу в зависимости от особенностей профиля, которые приводятся дальше.

Представленная ниже интерпретация показателей отдельных шкал и их сочетаний вполне укладывается в рамки типологии индивидуально-личностных свойств и, на взгляд автора, убедительно иллюстрирует основные положения теории ведущих тенденций. 3. Базовый профиль СМИЛ. Типы профилей СМИЛ

Профиль называется линейным, если все его показатели находятся в пределах между 45 и 55 Т. Такой профиль чаще всего встречается у лиц, относимых к конкордантной норме, то есть у личностей гармоничных. «Утопленный» профиль отличается от линейного тем, что показатели большинства шкал находятся ниже 40 Т, а двух-трех - не выше 54 Т. Он чаще всего является результатом установочного отношения к процедуре тестирования и сопровождается высокими показателями шкал достоверности L и К при низкой F. В пограничном профиле наиболее высокие точки достигают 70 - 75 Т, а большинство остальных шкал - не ниже 54 Т.

Пикообразным профиль называется тогда, когда наряду с большинством шкал, находящихся на одном уровне, одна, две или три расположены значительно выше других (на 15 - 20 Т и выше). В зависимости от количества таких контрастирующих пиков профиль называется одно-, двух- или трехфазным. Если подъем значительно выражен по одной-двум отстоящим друг от друга шкалам, по другим же маловыражен или отсутствует вовсе, то профиль характеризуется как широко разбросанный (к примеру, 2-я и 8-я шкалы). Если пики профиля превышают 80 Т, то это высокорасположенный профиль. Если большинство (не менее семи) шкал профиля значительно повышены и нет шкал, показатели которых находятся ниже 55 Т (за исключением, в крайнем случае, одной), то такой профиль называется «плавающим». Критерии выявления признаков «плавающего» профиля следующие: F находится между 65 и 90 Т, каждая из шкал 1, 2, 3, 7 и 8 - выше 70, остальные - 56 Т и выше. Такой профиль свидетельствует о выраженном стрессе и дезадаптации личности. Выпуклый профиль повышен в центре и имеет пологий спуск по краям, углубленный - поднят на первых и последних шкалах с относительным понижением в центральной части. Профиль с множеством пиков, сопровождающихся нерезкими понижениями (7 - 10 Т) соседствующих, контрастирующих шкал, называется «зубчатой пилой». Наклон профиля показывает, какая его часть расположена более высоко. Невротическим, или профилем с «негативным наклоном», называется профиль с подъемом на 1-й, 2-й и 3-й шкалах (шкалы невротической триады); ему может сопутствовать второй пик по 7-й и 8-й шкалам. Позитивный наклон проявляется подъемом 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкал, отражающих высокий риск поведенческих реакций и недостаточно обоснованно называвшихся ранее шкалами психотической тетрады (их более правомерно называть шкалами поведенческой тетрады). Повышение профиля по двум соседствующим шкалам дает двойной пик. Так, часто встречается двойной пик 21 (два-один) и 78 (семь-восемь).

Отмечен целый ряд особенностей профиля, отражающих определенную установку обследуемого на тестирование. При выраженном стремлении избежать откровенности и максимально приблизить ответы к норме получается «утопленный» профиль. При аггравации, то есть явном преувеличении тяжести имеющихся проблем и своего состояния, образуется высокорасположенный зубчатый профиль. Если испытуемый, пытаясь понять, как работает методика, и повлиять на результаты, почти на все утверждения отвечает «Неверно», профиль получается пологим (сглаженным) по 4-й, 6-й и 8-й шкалам, но завышенным по 1-й и 3-й шкалам. И наоборот, если на большинство утверждений отвечено «Верно» - получается профиль с высокими пиками по F, 6-й и 8-й шкалам. 4. Шкалы достоверности

Одним из весьма важных достоинств методики является наличие в ее структуре оценочных шкал, или, как их чаще называют, шкал достоверности, определяющих надежность полученных данных и установку испытуемых в отношении процедуры обследования. Это шкала «лжи»- L, шкала «достоверности» - F и шкала «коррекции» - К. Кроме этого, имеется шкала, обозначенная вопросительным знаком, - «?». Шкала «?» регистрирует количество утверждений, на которые испытуемый не смог дать определенного ответа; при этом показатель шкалы «?» значим, если превышает 26 сырых баллов, так как цифра 26 соответствует количеству изъятых из обсчета утверждений, сопровождающихся в опроснике ремаркой: «Номер данного утверждения следует в регистрационном листе обвести кружочком». В диалоге с компьютером обследуемому следует дать индифферентный ответ «Не знаю». На экране появится соответствующая подсказка. Если показатель шкалы «?» выше 70 сырых баллов, данные теста недостоверны. Общая цифра в пределах 36 - 40 с.б. допустима; результаты от 41 до 60 с.б. свидетельствуют о выраженной настороженности обследуемого.

Правильное предъявление методики и предварительная беседа психолога с испытуемым значительно снижают недоверие и скрытность, отражающиеся на росте незначимых ответов. Шкала L включает те утверждения, которые выявляют тенденцию испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм. Высокие показатели по шкале L (70 Т и выше), то есть более 10 с.б., указывают на умышленное стремление приукрасить себя, «показать себя в лучшем свете», отрицая наличие в своем поведении слабостей, присущих любому человеку, - способности хоть иногда или хоть немного сердиться, лениться, пренебречь исполнительностью, строгостью манер, правдивостью, аккуратностью в самых минимальных размерах и в самой простительной ситуации. При этом профиль оказывается сглаженным, заниженным или «утопленным». Более всего высокие показатели шкалы L сказываются на занижении 4-й, 6-й, 7-й и 8-й шкал. Повышение шкалы L в пределах 60 - 69 Т часто встречается у лиц примитивного психического склада с недостаточным самопониманием и низкими адаптивными возможностями. У лиц с высоким уровнем образования и культуры искажения профиля за счет повышения шкалы L встречаются редко. Умеренное повышение L - до 60 Т - отмечается в пожилом возрасте в норме как отражение возрастных изменений личности в сторону усиления нормативности поведения.

Низкие показатели по шкале L (0 - 2 с.б.) свидетельствуют об отсутствии тенденции к приукрашиванию своего характера. Профиль недостоверен, если L - 70 Т и выше. Требуется повторное т







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.