Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теория и практика бухгалтерского учета





Структура учетной процедуры

Бухгалтерский учет ведется не на бумаге и не на магнитных носителях, а в головах людей, в их памяти. На информационных носителях отражается результат интеллектуальной деятельности бухгалтера.

Учетный процесс можно отразить в виде следующей процедуры (рисунок 6).

Быть бухгалтером-практиком – значит владеть этой процедурой, уметь с ее помощью решать учетные задачи, то есть регистрировать факты хозяйственной жизни, отражать хозяйственные процессы и управлять ими.

Основная бухгалтерская процедура имеет следствием замену реальной хозяйственной жизни ее символьным изображением. Учетная процедура позволяет вместо настоящих объектов работать с их символьными изображениями точно так же, как человек вместо осмотра местности изучает ее карту.

Основная бухгалтерская процедура – символьное изображение, модель технологии обработки данных, представленных в первичных документах, которые фиксируют факты хозяйственной жизни. Заканчивается она принятием решений, ради которых и работал бухгалтер, реализуя бухгалтерскую процедуру.

Наблюдение объектов учета и их измерение в денежном выражении

Регистрация по результатам наблюдения и измерения фактов хозяйственной жизни в первичных документах

Первичные документы Первичные документы

Обработка информации первичных документов, ее группировка и обобщение в определенных разрезах; формирование регистров бухгалтерского учета

Регистры бухгалтерского учета Регистры бухгалтерского учета

Формирование на основе регистров бухгалтерского учета отчетной документации, необходимой для пользователей учетной информации

Внутренняя отчетность Внешняя отчетность

Отчетная документация Отчетная документация

Собственные пользователи информации Сторонние пользователи информации

 

Хозяйственный учет и его виды

Хозяйственный учет – это система наблюдения, измерения, регистрации и обобщения хозяйственных фактов, явлений, процессов в целях контроля и управления ими. Модель функционирования объекта управления предполагает взаимосвязь 3 видов учета: оперативного, статистического, бухгалтерского

Оперативный учет осуществляется в момент совершения определенных хозяйственных операций. Основная его особенность – быстрота обеспечения данными для оперативного руководства.

Аппарату управления информация, предоставляемая оперативным учетом, нужна постольку, поскольку она может дать ответ о содержании отдельных частных повседневных хозяйственных операций: ежедневной отгрузке отдельных наименований готовой продукции, поступлении на расчетный счет денежных средств от покупателей за реализованную продукцию, и т. п. Ограниченность значимости во времени данной информации — первая отличительная черта оперативного учета.

Оперативный учет неоднороден по своей природе. Хотя он и пользуется всеми тремя измерителями, присущими хозяйственному учету, — натуральными, трудовыми и денежными, тем не менее, использование им денежного измерителя ограничено. Это связано с отражением названным видом учета в основном отдельных однородных хозяйственных операций, не требующих постоянного обобщения. В этом — второй отличительный признак данного вида учета. Быстрота в получении такой информации — третья отличительная черта оперативного учета. Поэтому требования к получению оперативной информации упрощены. Отсутствие документального подхода к ее оформлению не придает ей юридически доказательную силу. Если исходить из назначения оперативной информации, подобная доказательность не обязательна. Такова четвертая отличительная черта оперативного учета.

К функциям оперативного учета относятся:

- наблюдение процессов и фактов хозяйственной жизни предприятия

- накопление и представление данных для оперативного управления и контроля.

Статистический учет изучает и обобщает явления общественной жизни, которые носят массовый характер. Информация статистического учета строится на обобщающихся показателях. При этом количественная характеристика этих процессов рассматривается в неразрывной связи с их качественными показателями. Эти сведения необходимы для анализа результатов различных процессов и прогнозирования дальнейшего их развития. Статистика абстрагируется от конкретного факта. Ее информация строится на обобщающих показателях, характеризующих совокупность объектов. Статистический учет использует обобщенные данные оперативного и бухгалтерского учета, а также сведения, полученные при комплексных и выборочных наблюдениях. Статистика успешно применяет самостоятельно разработанные ею способы и приемы единовременного характера: обследования, переписи, наблюдения, расчеты средних величин, индексов; кроме того, органы статистики ведут сплошной или выборочный статистический учет. На базе статистических данных государственные органы управления разрабатывают прогнозы, принимают решения в области экономической политики, определяют конкретные меры в сфере оперативного управления экономикой страны.

Бухгалтерский учет – это система наблюдения, сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного и документального учета всех хозяйственных операций. Современный бухгалтер занимается не только ведением учета фактов хозяйственной жизни, но и осуществляет обширную деятельность, включающую: планирование и принятие решений; контроль; одготовку аналитических материалов для руководства

Вся технология и организация учетной информации направлены на оценку и движение имущества экономического субъекта, его обязательств и связанных с ними хозяйственных операций. В совокупности эти слагаемые определяют объекты бухгалтерского учета.

Приоритет учетной информации, ее полезность определяются значимостью и достоверностью данной информации.

Значимость учетной информации проявляется в возможности оказывать влияние на результат применения управленческих решений, поскольку они позволяют: 1. предсказывать возможные ситуации и на этой основе осуществлять выбор наилучшей альтернативы; 2. иметь обратную связь с источником данной информации; 3. своевременно получать информацию.

Достоверность учетной информации базируется на: 1. правдивости и полноте; 2. прозрачности, 3.нейтральности.

 

Пользователи и измерители

В силу достоинств, присущих бухгалтерскому учету, его нередко называют «языком бизнеса», всеобщим языком делового общения участников развитого рынка. На языке бухгалтерского учета соответствующая информация доводится до его пользователей.

Главной целью бухгалтерского учета является обеспечение учетной информацией собственных и сторонних пользователей в соответствии с законом и/или потребностями в информации.

1. Внутренние: работники, руководство, собственники

2. Внешние

а) Имеющие прямой финансовый интерес: Настоящие или потенциальные инвесторы, Настоящие или потенциальные кредиторы, поставщики, покупатели.

б) Не имеющие прямого финансового интереса: Налоговые органы, Профессиональные участники фондового рынка, Органы по управлению экономикой, общественность

в) Без финансового интереса: Аудиторские фирмы, Органы статистики Общественные организации бухгалтеров и аудиторов, Арбитраж

Ведение хозяйственного учета предполагает количественное отражение операций. Для этих целей применяется система учетных измерителей. Измерители, применяемые в учете, подразделяются на натуральные, трудовые и денежные.

Натуральные измерители характеризуют видовые, физические и другие свойства и особенности учитываемых объектов и выражаются в штуках, килограммах, тоннах, литрах, метрах и т.д. Натуральные измерители, являясь самыми древними, имеют исключительно широкое применение в учете хозяйственной деятельности и в настоящее время. Наиболее часто натуральные измерители применяются в учете средств, имеющих форму материальных ценностей: товаров, готовой продукции, сырья и материалов, основных средств и т.д. применение в учете натуральных измерителей имеет большое значение в целях обеспечения сохранности собственности, так как позволяет осуществлять необходимый контроль за состоянием и движением каждого вида материальных ценностей.

Трудовой измеритель характеризуется тем, что произведенные затраты труда измеряет и отражает в учете по количеству затраченного времени в датах, часах и минутах.

Трудовые измерители часто применяются в сочетании с натуральными для определения производительности труда работников предприятия и для расчета заработной платы.

Денежный измеритель в отличие от натуральных и трудового является обобщающим измерителем, так как позволяет объединять и исчислять в едином измерении – в рублях и копейках средства и хозяйственные процессы, выраженные в различных измерителях.

В частности, применение в учете денежного измерителя позволяет суммировать различные виды затрат труда, сырья, вспомогательных материалов, топлива и др. и определять себестоимость изготовленной продукции или выполненных работ в производственных предприятиях, на строительстве, в автотранспорте и т.п.

Натуральные и трудовые измерители легко переводятся в стоимостную форму:

Стоимостной измеритель = натуральный измеритель х Цена единицы натурального измерителя.

В стоимостном (денежном) измерении составляются все основные отчетные и учетные документы.

 

Значение и функции баланса

Термин «баланс» (от лат. bis — дважды и lanx — чаша весов) означает двучашие и употребляется как символ равновесия, равенства. Он используется в экономического науке для отражения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направления их использования за определенный период (интервал), например, баланс доходов и расходов предприятия, баланс трудовых ресурсов, межотраслевой баланс и др.

Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко применяется в планировании, учете и экономическом анализе.

Балансовое обобщение информации в бухгалтерском учете позволяет выявить финансово-имущественное положение предприятия. Это достигается содержанием и структурой баланса, состоящего из двух равных частей: в одной отражается имущество по составу (основные средства, запасы, готовая продукция, денежные средства и т.д.) — актив, а в другой - по источникам формирования (уставный капитал, кредиты банка, задолженность поставщикам и т.д.) — пассив баланса.

Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета подытоживает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая их в информационную модель, характеризующую имущественный потенциал предприятия. Благодаря бухгалтерскому учету идентифицируются, оцениваются, классифицируются и регистрируются все факты хозяйственной жизни предприятия, которые отражаются и накапливаются в учетных системах, а затем отражаются в бухгалтерском балансе. На основе данных, представленных в балансе, заинтересованные пользователи имеют возможность изучать наличие, размещение и использование ресурсов, платежеспособность и финансовую устойчивость предприятий и удовлетворять таким образом свои информационные потребности.

В условиях рыночной экономики бухгалтерский баланс служит основным источником информации для различных пользователей. Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием предприятия. Из баланса они узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться.

По балансу определяют, способно ли предприятие выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ему грозят финансовые затруднения. По балансу определяют конечный финансовый результат деятельности предприятия в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы.

Строение баланса основывается на принципе двойственности — основополагающей концепции бухгалтерского учета. Уравнение двойственности можно записать в виде: Активы = Собственный капитал + Кредиторская задолженность.

В переводах англо-американской литературы по бухгалтерскому учету уравнение двойственности представляется в следующем виде: Активы = Капитал + Обязательства.

 

Понятие, структура баланса

Бухгалтерский баланс, составленный на определенную дату, являясь источником информации, представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещению, а также по источникам его формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке.

Каждый отдельный вид имущества в активе и пассиве называется статьей баланса. Так, в активе размещены статьи: основные средства (01), материалы (10), касса (50), расчетные счета (51), валютные счета (52), основное производство (20), полуфабрикаты собственного производства (21) и т.д., а в пассиве — уставный капитал (80), резервный капитал (82), долгосрочные кредиты и займы (67), расчеты с персоналом по оплате труда (70) и др.

Итоги актива и пассива должны быть равны, так как обе части баланса показывают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам: в активе — по вещественному составу и их функциональной роли, т.е. в чем оно размещено (основные средства, нематериальные активы, оборудование, капитальные вложения, материалы, готовая продукция, денежные средства и т.д.) и какую функцию они выполняют в организации; в пассиве — по источникам образования имущества, т.е. от кого и сколько получено средств: от учредителей, от своей организации в виде капитала и прибыли, из бюджета, (кредиты от банков и займы от других организаций), от поставщиков и т.д. Таким образом, каждый вид имущества поступает в организацию за счет какого-то источника. Поэтому общая сумма имущества по составу и размещению (актив баланса) обязательно равняется общей сумме источников имущества (пассиву баланса). Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс состоит из 2-х разделов актива и 3-х разделов пассива:

АКТИВ ПАССИВ

I Внеоборотные активы

- нематериальные активы

- основные средства

- незавершенное строительство III Капитал и резервы

- уставный капитал

- добавочный капитал

- резервный капитал

- целевое финансирование

II Оборотные активы

- запасы и затраты

- денежные средства

- финансовые вложения

- дебиторская задолженность IV Долгосрочные обязательства

- займы, кредиты, и прочая кредиторская задолженность со сроком погашения более одного года

V Краткосрочные пассивы

- займы

- кредиты

- кредиторская задолженность

- доходы будущих периодов

БАЛАНС БАЛАНС

 

Классификация балансов

Существует множество видов балансов, для более полного представления о них необходимо изучить их классификацию. Балансы классифицируются по следующим признакам:

1) время составления;

2) источник составления;

3) объем информации;

4) характер деятельности;

5) форма собственности;

По времени составления балансы подразделяются на: вступительные; текущие; санируемые; ликвидационные; разделительные и объединительные; по способам очистки.

Вступительный (организационный) баланс. С него начинается ведение бухгалтерского учета на предприятии. Он определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность.

Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс формируется на начало отчетного года, а заключительный — на конец отчетного года. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Промежуточные балансы отличаются от заключительных тем, что, во-первых, к последним прилагается большее число отчетных форм, раскрывающих статьи баланса. Во-вторых промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего учета, тогда как перед составлением заключительного баланса проводится полная инвентаризация, вследствие чего заключительные балансы более реальны.

Санируемые балансы составляются в тех случаях, когда предприятия приближаются к банкротству. В этих условиях перед предприятием стоит выбор: ликвидироваться путем объявления о банкротстве или договориться с кредиторами путем отсрочки платежей. Но кредиторам необходимо узнать, как велик понесенный убыток и есть ли надежда на его покрытие в будущем.

Ликвидационные балансы формируются при ликвидации организации. Они отличаются от других главным образом оценкой своих статей (производимой по реализационной себестоимости). Статьи «Доходы будущих периодов» и «Расходы будущих периодов» в ликвидационном балансе могут отсутствовать. Но могут появиться такие статьи, как стоимость фирмы (гудвилл, стоимость патента, торговых знаков). С началом ликвидационного периода все собственные средства перечисляются на специально открываемый счет «Ликвидация», на котором в дальнейшем показывается разница в соотношении имущественных статей и расходы по ликвидации предприятия.

Разделительные балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной или нескольких структурных единиц другому предприятию, в этом случае баланс называют передаточным. Объединительный баланс формируют при объединении нескольких предприятий в одно.

По способу очистки могут быть балансы-брутто и балансы-нетто. Баланс-брутто — это баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Баланс-нетто — это баланс, из которого регулирующие статьи исключены. Исключение из баланса регулирующих статей называют его очисткой.

По источникам составления балансы подразделяют на инвентарные, книжные и генеральные.

Инвентарные балансы составляют только на основании инвентаря (описи) средств; они представляют собой сокращенный и упрощенный его вариант. Книжный баланс составляют только на основании книжных записей (данных текущего учета) без инвентаризации. Генеральный баланс составляют на основании учетных записей и данных инвентаризации.

По объему информации балансы подразделяются на единичные и сводные. Единичный баланс отражает деятельность только одной организации. Сводный баланс получают путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов. Разновидностью сводных балансов являются консолидированные балансы. Консолидированный баланс представляет собой объединение балансов предприятий, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении.

По характеру деятельности балансы могут быть основной и не основной деятельности. Основной называется деятельность, соответствующая профилю предприятия и его уставу. Все прочие виды деятельности — не основные.

 

Классификация счетов

Бухгалтерский учет должен иметь систему счетов, которая в достаточной мере отражала бы и характеризовала всю хозяйственную деятельность организации, способствовала оперативному руководству и управлению организацией, контролю за выполнением заданий, выявлению и оптимальному использованию внутрихозяйственных резервов. В этих целях счета подразделяются на экономически однородные группы.

Классификация счетов бухгалтерского учета – это объединение их в группы по признаку однородности экономического содержания отражаемых в них показателей.

Классификация счетов по экономическому содержанию:

1. Счета хозяйственных операций и финансовых результатов: Счета процесса заготовления – 10, 11,15,16; Счета процесса производства – 20,21, 23, 25,26, 28,29,44; Счета процесса продажи – 40,41, 43,90,91; Счета финансовых результатов 99,84,90,91

2. Счета имущества по составу и размещению: Счета основных средств – 01,02,03,07,08; Счета оборотных средств – 10,11, 15, 16,20,21,23, 29,41,43; Счета нематериальных активов – 04,05; Счета средств в расчетах – 62,71,73,70,76...; Счета денежных средств и финансовых активов – 50, 51,52,57,58

3. Счета имущества (обязательства) по источникам их образования:

а)Счета, отражающие обязательства перед собственниками: Счета капиталов, фондов, резервов – 80,82,83,96,59,63,14; Счета бюджетного финансирования и безвозмездных поступлений – 86,98; Счета прибылей и убытков – 84,99

б) Счета, отражающие обязательства перед сторонними лицами: Счета кредитов и займов – 66,67; Счета прочих кредиторских задолженностей – 60,76…; Счета расчетов с бюджетом – 68,69…; Счета расчетов с персоналом и учредителями – 70,75

Классификация счетов по их структуре:

1. основные (А,П,АП)

2. регулирующие (контрарные, дополнительные(16,15,14,59,63,98),контрарно-дополнительные(40)

3. распределительные (собирательно-распр.25, 23,44,08 и бюджетно-распр(96,97,98)

4. калькуляционные(20,21,23)

5. сопоставляющие(90,91)

6. финансово-результативные(99,84)

7. забалансовые (001,002,003)

 

21. Структура плана счетов бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. Обычно в плане счетов перечисляются счета синтетического учета и субсчета, а также дается перечень забалансовых счетов (см. далее). План счетов лежит в основе организации бухгалтерского учета на любом предприятии. Им обязаны руководствоваться предприятия и организации различных отраслей народного хозяйства. При этом бюджетные, а также кредитные организации ведут учет, используя свой (отдельный) план счетов.

В плане счетов бухгалтерского учета счета группируются по разделам в соответствии с их экономическим содержанием. План счетов включает 10 разделов, объединяющих 61 синтетических счетов. Забалансовые счета составляют обособленную группу, состоящую из 11 счетов.

Раздел 1 "Внеоборотные активы" включает счета, на которых ведется учет основных средств (01, 02), нематериальных активов (04, 05), оборудования к установке (07), других вложений во внеоборотные активы (приобретение земельных участков, объектов природопользования, приобретение и строительство основных средств).

Раздел П "Производственные запасы" формирует данные о наличии и движении этих запасов (10, 11, 15), отклонениях в их приобретении (16). Здесь представлены также счета по учету резервов под снижение стоимости материальных ценностей (14) и об уплаченных предприятием суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным производственным запасам (19).

Раздел III "Затраты на производство" представлен счетами, предназначенными для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (в основном (20) и вспомогательных (23), обслуживающих (29) производствах, общепроизводственных (25) и общехозяйственных (26) расходов, брака в производстве (28), по учету полуфабрикатов (21)).

Раздел IV "Готовая продукция и товары" включает счета для учета продуктов труда и выпуска продукции. Здесь представлены счета для учета готовой продукции (43), товаров отгруженных (45), расходов на продажу (44), а также выпуска продукции, работ, услуг (40).

В разделе V"Денежные средства" обобщается необходимая информация о наличии и движении денежных средств в отечественной и иностранной валюте, принадлежащих экономическому субъекту. Используются счета по учету денежных средств в кассе (50), на расчетных (51), валютных (52) и других специальных (55) счетах в банках, переводов в пути (57), финансовых вложений (58); учтены также резервы под обесценение вложений в ценные бумаги (59).

Раздел VI "Расчеты" включает счета для учета дебиторской и кредиторской задолженности (для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками (60), покупателями и заказчиками (62), в том числе по авансам выданным и полученным, расчеты с персоналом по оплате труда (70), а также по прочим операциям (73), с бюджетом (68), по социальному страхованию и обеспечению (69), с подотчетными лицами (71), учредителями (75), по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам (66, 67), внутрихозяйственные расчеты (79)).

Раздел VII "Капитал" содержит счета, с помощью которых обобщается информация о состоянии и движении собственного капитала предприятия, представленного в виде уставного (80), добавочного (83) и резервного (82) капиталов, нераспределенной прибыли (84). Сюда также включены счета по учету целевого финансирования (86) и собственных акций (81).

Счета раздела VIII "Финансовые результаты " предназначены для учета финансового результата от продажи продукции и товаров (90), прочих доходов и расходов (91). Здесь также представлены счета для учета прибылей и убытков (99), доходов и расходов будущих периодов (97, 98), резервов предстоящих расходов (96), а также по учету недостач и потерь от порчи ценностей (94).

 

Двойная запись

Для отражения хозяйственных операций на счетах используют особый элемент метода бухгалтерского учета – двойная запись. Необходимость двойной записи объясняется тем, что все явления в бухгалтерском учете взаимообусловлены и взаимосвязаны. Назначение двойной записи – отразить на счетах взаимосвязанные изменения, происходящие с объектами бухгалтерского учета в результате хозяйственных операций.

Отражение хозяйственных операций на двух счетах – по дебету одного и по кредиту другого счета в одной и той же сумме называется двойной записью или корреспонденцией счетов. Счета, участвующие хозяйственной операции называются корреспондирующими. Запись на счетах называется бухгалтерской проводкой. Составить бухгалтерскую проводку означает определить, на какую сторону каких счетов записать сумму операции.

Для того, чтобы произвести запись хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета необходимо пройти следующие этапы:

1. определяются счета, участвующие в хозяйственной операции

2. определяется тип счетов – активные или пассивные

3. определяется характер изменений – какой счет увеличивается, какой уменьшается.

4. составляют корреспонденцию счетов с применением схем:

А: Дт +, Кт - ; П: Дт -, Кт +

По корреспонденции можно установить экономический смысл, содержание хозяйственной операции.

Запись на счетах бухгалтерского учета производят на основании документов, поэтому все принятые бухгалтерией документы подвергают бухгалтерской обработке. Составление бухгалтерских проводок называется контировкой.

Различают бухгалтерские проводки простые, в которых корреспондируют два счета, и сложные, в которых один счет корреспондируют с несколькими счетами (при этом сумма кредитуемых счетов равна сумме дебетуемого счета или сумма дебетуемых счетов равна сумме кредитуемого счета).

 

23. Оборотные и оборотно-сальдовые ведомости по счетам синтетического и аналитического учета

Данные отдельного бухгалтерского счета не дают представления о финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетные периоды в целом. Не могут быть проверены и бухгалтерские записи в разрезе каждого счета без увязки их с записями на других счетах. Для оперативного руководства результатами деятельности организации, для проверки правильности записей хозяйственных операций по счетам и обобщенных данных за месяц составляют оборотные ведомости, которые бывают двух видов: оборотная ведомость по синтетическим счетам, оборотная ведомость по аналитическим счетам.

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета представляют собой итоги оборотов и сальдо по всем синтетическим счетам. Она предназначена для проверки правильности учетных записей, общего ознакомления с состоянием финансово-хозяйственной деятельности организации и составления нового баланса. Оборотная ведомость по синтетическим счетам имеет следующий вид:

Наименование счета Начальный остаток Обороты за месяц Конечный остаток

Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит

Правильность записей в оборотной ведомости по синтетическим счетам проверяется с помощью трех равенств:

1. начальных остатков по дебету и кредиту

2. оборотов по дебету и кредиту

3. конечных остатков по дебету и кредиту

Помимо оборотной ведомости по синтетическим счетам, используются оборотные ведомости по счетам аналитического учета отдельно к каждому счету синтетического учета, по которым ведется аналитический учет.

Оборотные ведомости по счетам аналитического учета представляют собой итоги оборотов и сальдо по всем счетам аналитического учета, объединяемые одним синтетическим, и предназначены для проверки правильности учетных записей по этим счетам, а также для наблюдения за состоянием и движением отдельных видов средств.

В зависимости от того, как ведется учет по аналитическим счетам – в денежном и натуральном или только в денежном выражении, – оборотные ведомости подразделяются на два вида.

Оборотная ведомость по аналитическим счетам, в которых приведены только денежные показатели, в основном совпадает с приведенной формой, применяемой по синтетическим счетам.

№ п/п Наименование поставщиков Остаток на 1 марта Оборот за март Остаток на 1 апреля

Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит

Оборотные ведомости по аналитическим счетам, в которых приведены показатели в денежных и натуральных единицах, используются по счетам аналитического учета: 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» и др.

п/п Наименование материалов Ед. изм. Цена, руб. Остаток на

1 марта Обороты за март Остаток на 1 апреля

приход расход

кол-во сумма, руб. кол-во сумма, руб. кол-во сумма, руб. кол-во сумма, руб.

В отличие от оборотной ведомости по синтетическим счетам итоги оборотов по аналитическим счетам не совпадают. Это объясняется тем, что если один синтетический счет дебетуется, а другой обязательно кредитуется, то по аналитическим счетам, открытым в развитие синтетического счета, будет сделана запись счета либо по дебету, либо по кредиту. Таким образом, оборотные ведомости по счетам аналитического учета имеют контрольное и оперативное значение. Они позволяют обнаружить несоответствие данных аналитического и синтетического учета и выявить имеющиеся ошибки, а также способствуют усилению контроля за использованием имущества организаций.

Ежемесячно на основании журналов-ордеров и оборотных ведомостей заполняется Главная книга, в свою очередь на основании данных регистров ежеквартально составляется бухгалтерский баланс (форма №1).

 

Класификация документов

Для классификации документов в пределах одного учреждения составляют классификационные схемы – классификаторы. Они бывают двух типов - структурные и производственно-отраслевые.

В классификаторах структурного типа документацию делят на части в соответствии со структурными подразделениями. Рубриками являются названия структурных подразделений, а статьями – названия видов документов.

Если в организации нет четкого деления на структурные подразделения, то наиболее удобным является классификатор производственно-отраслевого типа.

По месту составления: внешние и внутренние.

По назначению документы подразделяются на:

- распорядительные– это документы, в которых содержатся распоряжения, указания о выполнении тех или иных хозяйственных операций.

- оправдательные (исполнительные) документы удостоверяют факт совершения хозяйственной операции

- комбинированные– это документы, которые одновременно являются и распорядительными и исполнительными: расходные кассовые ордера, расчетно-платежные ведомости на выдачу заработной платы,

- документы бухгалтерского исполнения составляются, если для записи хозяйственной операции нет других документов или при обобщении и обработке оправдательных и распорядительных документов.

По способу охвата фактов документы разделяются на разовые и накопительные. Разовые первичные документы оформляют каждую хозяйственную операцию в отдельности и составляются в один прием. Накопительные документы составляются в течение определенного периода (за несколько приемов) путем постепенного накапливания однородных хозяйственных операций.

По объему отраженных операций учетные документы разделяются на первичные (единичные) и сводные. Первичные документы составляются на каждую операцию в момент ее совершения. Сводные документы обобщают показатели, взятые с первичных документов, путем соответствий их группировки и систематизации.

По содержанию хозяйственных операций учетные документы разделяются на материальные, денежные и расчетные.

 

Понятие документооборота

Под документооборотом понимается движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления.

От четкости и оперативности обработки и движения документов в конечном итоге зависит быстрота принятия решения. Поэтому рациональной организации документооборота всегда уделяется большое внимание, особенно в бухгалтерии, где несвоевременная обработка финансовых документов может привести к отрицательным экономическим последствиям.

Вся документация бухгалтерии, как и предприятие в целом, делится на 3 документопотока: 1. входящие (поступающие) документы; 2. исходящие (отправляемые) документы; 3. внутренние документы

Бухгалтерские документы проходят те же этапы обработки, что и все другие документы организации.

1. Создание или получение от другого предприятия 2. Обработка, принятие к учету 3. Передача в архив

Движение первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком, составленным главным бухгалтером и утвержденным руководителем. График устанавливает рациональный документооборот, т.е. предусматривает оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определяет минимальный срок его нахождения в подразделении. График документооборота должен способствовать улучшению всей учетной работы в организации, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня автоматизации учетных работ. График оформляется либо в виде схемы, либо в виде перечня работ по формированию, проверке и обработке документов, заполняемых каждым подразделением, а так же конкретными исполнителями, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

График документооборота:

1. Поступление документов со стороны и выписка их в организации

2. Исполнение и определенная доработка первичных документов в организации до поступления их в бухгалтерию (входящие, исходящие, пометки руководства)

3. Поступление первичных документов в бухгалтерию

а) Проверка документов по форме (реквизиты), арифметический контроль, по существу (законность)

б) Оценка в денежной форме каждой операции, отраженной в документе (таксировка или калькулирование)

в) Запись на документах бухгалтерских проводок

г) Включение документов в учетные регистры

4. Обработка документов в бухгалтерии

5. Обеспечение текущего хранения документов

6. Передача документов на хранение в архив организации, а затем в госархивы

 

Теория и практика бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет имеет 2 стороны: практическую (счетоводство) и теоретическую (счетоведение). Теория понимается как «комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления»

Между теорией бухгалтерского учета и его практикой существует определенная связь: теория предназначена дать разумное объяснение тому, что







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.