|
Методы экспертного прогнозированияСреди множества экспертных методов технологического прогнозирования рассмотрим два основных - метод «мозговой атаки» и метод Дельфи. Метод мозгового штурма («мозговой атаки», генерации идей) - метод получения новых идей посредством коллективной работы экспертов, которая осуществляется по некоторым правилам. Этот метод, известный также как «конференция идей», был предложен американским ученым А. Осборном в 1955 г. Используется в тех случаях, когда нужно получить необходимое решение сложной проблемы, если трудно применить формальные процедуры. Процедура «мозговой атаки» осуществляется по определенным правилам в ходе совещания экспертов (рис. 2.3). Рис. 2.3. Этапы и правила метода «мозговой атаки»
Данный метод реализуется в два этапа - генерации идей и анализа и отбора плодотворных идей. Соответственно формируются две группы специалистов: • генераторы идей (10-15 человек) - это люди с творческим мышлением, с фантазией и с определенными знаниями в области науки, техники и экономики, имеющие хорошее представление о предмете «мозгового штурма»; • аналитики - обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума, осуществляющие обобщение и отбор эффективных идей. Основные правила метода: • запрет на критику вплоть до удаления критикующего из «зала»; • максимизация общего количества высказанных идей; • максимизация разнообразия идей; • поощрение необычных идей. Основное достоинство метода мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику - это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки. Разновидности метода: • осуществляется один сеанс, в течение которого эксперты высказывают свои мнения; • чередование 5-10-минутных штурмов с обдумыванием их результатов; • чередование кратких 5-10-минутных штурмов, дискуссий по проблеме и принятию группового решения по той или иной проблеме; • включение в состав экспертов скрытых «усилителей» и «подавителей». Главный недостаток рассматриваемого метода в том, что эксперты находятся в одном помещении и возможно оказание психологического давления одних экспертов на других. Кроме того, в данном методе не применяются процедуры статистического анализа, отсутствует многоэтапность процедуры экспертного оценивания. Метод Дельфи. Данный метод разработан «Рэнд корпорейшн» в США в 60-е гг. XX в. Основные черты метода: • анонимность (эксперты работают изолированно); • многоэтапность; • использование результатов, полученных на предыдущих этапах, на каждом этапе, начиная со 2-го; • информированность каждого эксперта о высказываниях других экспертов; • применение статистических характеристик результатов опроса. Обычно процедура осуществляется в 3-4 этапа: 1-й этап - перед экспертом стоит задача описать данный объект или процесс в общем виде; 2-й этап - эксперты получают сводный перечень оценок, высказанных всеми экспертами. Эксперты должны оценить даты совершения всех событий и возможности их совершения. Также эксперт обосновывает, почему событие произойдет именно в те сроки, которые он указал. Эти данные также обобщаются. Для полученных оценок выводятся медиана и квартили; 3-й этап - его задача заключается в пересмотре и уточнении оценок и развитии аргументации с учетом коллективных оценок; 4-й этап - повторная обработка оценок (как и в 3-м этапе) с целью дальнейшего их согласования. Метод морфологического анализа был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвики в 1942 г. Термин морфологический (греч. morph - форма) означает внешний вид. Сущность данного метода состоит в сочетании в единой системе методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех намеченных вариантов какой-либо функции рассматриваемой инновации. Морфологический анализ состоит из шести последовательных этапов: 1-й этап - формулировка проблемы; 2-й этап - постановка задачи; 3-й этап - составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции; 4-й этап - составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этот перечень сводится в многомерную таблицу, называемую «морфологическим ящиком». В простейшем случае при осуществлении метода морфологического анализа составляют двухмерную морфологическую карту: выбирают две важнейшие характеристики продукта, генерируют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы. Общее число вариантов в морфологическом ящике равно произведению числа элементов на осях; 5-й этап - анализ сочетаний выявленных свойств; 6-й этап - выбор наилучшего сочетания свойств. Синектика представляет собой метод поиска идеи в процессе атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов, использующих различные виды аналогий и ассоциаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 50-х гг. XX в. и основан на принципах мозгового штурма. Однако У. Гордон сделал упор на необходимости предварительного обучения групп специалистов, на использовании специальных приемов, на определенной организации процесса решения. Под решением проблемы по методу синектики понимается взгляд на нее с новой точки зрения, отключающей психологическую инерцию. В синектике используются следующие виды аналогий: прямая, личная, символическая. Прямая аналогия означает, что рассматриваемый новый продукт или операция сравниваются с более или менее схожими продуктами или операциями. Личная аналогия предполагает, что специалист, решающий конкретную проблему, моделирует образ нового продукта или операции, пытаясь выяснить, какие личные ощущения или чувства возникают у покупателя этого нового продукта (операции). Символическая аналогия — это некий обобщенный взгляд. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель. Стратегия семикратного поиска предусматривает выбор правильной идеи путем ее поиска последовательно по семи этапам, предложенным рижским инженером Г.Я. Бушем в 1964 г. 1. Анализ сформулированной проблемы. 2. Анализ характеристик известных аналогов новых продуктов или операций. 3. Формулировка общей идеи, а также задач, которые необходимо заложить в разработку инновации. 4. Выбор основополагающих идей - генерируются возможные инновационные идеи, производится их анализ методом эвристики, выбираются оптимальные идеи. Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины. 5. Контроль идей. 6. Выбор одной практически применимой идеи из списка. 7. Воплощение выбранной идеи в инновацию.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|