|
Исследование инновационной активности ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Инновационная активность – это комплексная характеристика инновационной деятельности предприятия, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества. Под инновационной активностью принято понимать интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствованных продуктов в хозяйственный оборот. Инновационная активность может отражаться в определенных количественных и качественных параметрах, например: 1) продолжительность инновационного цикла; 2) обновление предметов и средств труда; 3) объемов предложений и закупок результатов инновационной деятельности; 4) ценовое поведение (политика); 5) предложения по развитию инновационной инфраструктуры, механизмов и систем. При анализе инновационной активности в основном принято оценивать развитие инфраструктуры предприятий в сфере НИОКР, а также определять их способности по коммерциализации инноваций. При этом подходе главная задача оценки инновационной активности будет состоять в анализе экономического развития конкретного хозяйствующего субъекта в сфере НИОКР и взаимосвязанных с ней структурных элементов. Затем в зависимости от текущего состояния инновационной деятельности на анализируемом предприятии будет формироваться дальнейшая инновационная и связанные с ней инвестиционная, финансовая, производственная и маркетинговая политика. Таким образом, оценку инновационной активности, как составного элемента анализа внутренней среды предприятия, можно построить на анализе состояния деятельности в сфере НИОКР и взаимосвязанных с ней структурных элементов. В зависимости от степени текущего технологического и производственно-хозяйственного развития выбирают либо стратегию лидера, а значит разработки принципиально новых продуктов, либо стратегию последователя, т.е. внедрения улучшающих технологий. Исходя из этого подхода, можно использовать классификацию элементов инновационной инфраструктуры, которая представляет собой подразделения и внутренние ресурсы предприятия, способствующие осуществлению эффективной инновационной деятельности. Такой методический подход позволяет ответить на вопрос, каким необходимым начальным или стартовым капиталом в сфере НИОКР должно обладать предприятие, чтобы эффективно вовлекать новые или усовершенствующие технологии в хозяйственный оборот (табл. 4.4). Таблица 4.4 Элементы инновационной инфраструктуры
Выделенные в классификации элементы характеризуются как часть основных факторов, определяющих восприимчивость предприятия к базисным и улучшающим инновациям. Это тот минимально необходимый набор инфраструктурных составляющих, которым предприятие должно обладать, тот начальный уровень развития, который предприятию необходимо достичь, чтобы эффективно осуществлять разработку и реализацию новых технологий. Одним из возможных вариантов методики оценки инновационной активности предприятия является расчет и сравнение полученных значений ряда коэффициентов с установленными базисными величинами. В зависимости от текущего состояния предприятия и достигнутых результатов в инновационной деятельности, а также их сравнения с эталонными показателями осуществляется выбор либо стратегии лидер (внедрение принципиально новых продуктов и услуг), либо стратегии последователя (освоение улучшающих технологий). Базовыми, сравнительными величинами для осуществления анализа могут быть показатели за прошлый период, среднеотраслевые значения или соответствующие показатели у конкурентов. При этом в качестве критериев для определения пороговых значений коэффициентов можно использовать данные статистического обследования инновационной деятельности ведущих предприятий промышленности РФ, а также опыт зарубежных компаний. Совокупность расчетных экономических показателей инновационной активности, определяющих степень обеспеченности предприятия инфраструктурными ресурсами в инновационной деятельности, может включать ряд коэффициентов. 1) Кис - коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью. Он определяет наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов на изобретения, промышленные образцы, свидетельств на полезные модели, компьютерных программ, товарных знаков и знаков обслуживания, а также иных, аналогичных с перечисленными объектами интеллектуальной собственности, прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития. Оценка таких затрат, осуществляемых предприятиями, широко используется при проведении федеральных статистических обследований и наблюдений, а также при сборе сведений о технологических инновациях предприятий. Величина Кис определяется как отношение стоимости объектов интеллектуальной собственности и аналогичных с ними прав и активов к величине прочих внеоборотных активов предприятия (стр. 190 Бухгалтерского баланса - Основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения): Кис = Си / Авн, где Си - интеллектуальная собственность (стр. 110 «Нематериальные активы» I разд. Бухгалтерского баланса), руб.; Авн – прочие внеоборотные активы, руб. При этом если Кис ≥ 0,10... 0,15, то целесообразна стратегия лидера; Кис ≤ 0,10... 0,05 - то целесообразна стратегия последователя. 2) Кпр - коэффициент персонала, занятого в НИОКР. Этот коэффициент характеризует профессионально-кадровый состав предприятия. Он показывает долю персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства для выпуска новых продуктов или внедрения новых услуг, по отношению к среднесписочному составу всех постоянных и временных работников, занятых на предприятии. Данный коэффициент определяется по формуле Кпр = Пн / Чр, где Пн - число занятых в сфере НИОКР, чел.; Чр - средняя численность работников предприятия, чел. При этом если Кпр ≥ 0,20... 0,25, то целесообразна стратегия лидера; Кпр ≤ 0,20... 0,15, то целесообразна стратегия последователя. 3) Кни - коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР. Он характеризует долю имущества экспериментального и исследовательского назначения, приобретенных машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, в общей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования. Этот показатель призван оценить материально-техническую базу и научно-исследовательскую оснащенность предприятия по сравнению с вооруженностью основными производственными фондами, включая хозяйственный инвентарь. При расчете этого показателя можно соотносить как средства, которые находятся в собственности предприятия или взяты на условиях финансовой аренды (лизинга), так и машины и оборудование, взятые в хозяйственную аренду, ведя вычисления по формуле Кни =Ооп / Опн, где Ооп - стоимость оборудования опытно-приборного назначения, руб.; Опн - стоимость оборудования производственного назначения, руб. При этом если Кни ≥ 0,25... 0,30, то целесообразна стратегия лидера; Кни ≤ 0,25... 0,20 - то целесообразна стратегия последователя. 4) Кот - коэффициент освоения новой техники, отражающий способность предприятия к освоению нового оборудования и новейших производственно-технологических линий. Основные производственные фонды, как известно, подвергаются физическому и моральному износу. Последний обусловлен НТП, который способствует разработке и внедрению прогрессивной техники и вызывает необходимость своевременного обновления действующих основных производственных фондов. Отсюда необходимым представляется анализ соотношения вновь введенных в эксплуатацию основных производственно-технологических фондов по сравнению с прочими средствами, включая здания, сооружения, транспорт, используя формулу Кот = ОФн / ОФср, где ОФн - стоимость вновь введенных основных фондов – нового оборудования и производственно-технологических линий, руб.; ОФср - среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, руб. При этом если Кот ≥ 0,35... 0,40, то целесообразна стратегия лидера; Кот ≤ 0,35... 0,30 - то целесообразна стратегия последователя. 5) Квп - коэффициент внедрения и реализации новой продукции. Он характеризует способность предприятия к внедрению и реализации инновационной продукции. Практика показывает, что для наращивания темпов объема продаж и освоения новых рынков необходимо полностью менять выпускаемую продукцию в течение 3-5 лет. Отсюда для анализа инновационной активности необходимым представляется оценка объемов реализации новых и усовершенствованных товаров и услуг, а также продукции, изготовленной с использованием базисных или улучшенных технологий, с помощью определения данного коэффициента по формуле Квп = ВРнп / ВРоб, где ВРнп - выручка от продажи новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий, руб.; ВРоб - общая выручка от продажи всей продукции (работ, услуг), руб. При этом если Квп ≥ 0,45... 0,50, то целесообразна стратегия лидера; Квп ≤ 0,45... 0,40 - то целесообразна стратегия последователя. 6) Кир - коэффициент инновационного роста, характеризующий устойчивость технологического роста и производственного развития. Данный коэффициент показывает долю средств, выделяемых предприятием на собственные и совместные исследования по разработке новых технологий, на целенаправленный прием (перевод) на работу высококвалифицированных специалистов, обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями, хозяйственные договоры по проведению маркетинговых исследований, в общем объеме всех инвестиций (в том числе капиталообразующих и портфельных). Этот коэффициент может свидетельствовать об опыте предприятия по управлению инновационными проектами. Он вычисляется по формуле Кир = Иис / Иоб, где Иис - стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов, руб.; Иоб - общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб. При этом если Кир ≥ 0,55... 0,60, то целесообразна стратегия лидера; Кир ≤ 0,55... 0,50 - то целесообразна стратегия последователя. Таким образом, мы рассмотрели методику оценки инновационной активности предприятия. Описываемая методика основана на использовании реально определяемых экономических показателей и направлена на исследование и оценку инновационных ресурсов предприятия, включая интеллектуальные, кадровые, имущественные, продуктовые, технологические и инвестиционные. В зависимости от степени текущей вооруженности и оснащенности предприятия экономическими ресурсами в сфере НИОКР и взаимосвязанных с ней элементах формируется стратегия дальнейшего инновационного развития: освоение базисных или только улучшающих инноваций. Описанная система оценки инновационной активности как исходного этапа формирования стратегии технологического развития позволяет предприятию проанализировать свои текущие инфраструктурные возможности в инновационной сфере еще до начала осуществления инвестиционных вложений на основе ряда экономических критериев. Такой подход также позволяет предприятию реально оценивать свои инновационные ресурсы, в соответствии с которыми оно изначально может осуществлять адекватный выбор дальнейшего направления инновационного развития и избежать благодаря этому вложений инвестиционных средств в экономически нереализуемые проекты. Если оценка инновационной активности окажется абсолютно не удовлетворительной, то такому предприятию, может быть, вообще не стоит в сложившихся условиях использовать стратегию инновационного развития, а ограничиться, предположим, стратегией стабильности или даже сокращением производства. Другими словами, объективное знание о своих начальных инновационных возможностях позволяет предприятиям избежать нерациональных затрат, связанных с разработкой и реализацией стратегий инновационного развития. В дальнейшем эта экономия может выступать в качестве оценки экономического эффекта предлагаемых подходов к формированию стратегий инновационного развития.
Литература 1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб.: Питер, 1999. 2. Богданов А.И. Стратегическое управление научно-техническим прогрессом на предприятии / А.И. Богданов. - М., 1991. 3. Гунин В.Н. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. / В.Н. Гунин, В.П. Баранчеев, В.А. Устинов. – М.: «ИНФРА-М», 1999. 4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003. 5. Макмиллан Ч. Японская промышленная система / Ч. Макмиллан. - М: Прогресс, 1988. 6. Санто Б. Инновация как средство экономического развития /Б. Санто. - М.: Прогресс, 1990. 7. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия / А.А. Трифилова. – М.: Финансы и статистика, 2005. 8. Managing Technological Innovation: Organization, Strategies for Implementing Advanced Manufacturing Technologies. San-Fr.; L.: Jossey-Bass Publishers, 1986. [1] Гунин В.Н., Баранчеев В.П., Устинов В.А. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: «ИНФРА-М», 1999. С. 82. [2] Гунин В.Н., Баранчеев В.П., Устинов В.А. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: «ИНФРА-М», 1999. С. 74. [3] Там же. С. 75. [4] В данном случае, диверсификация - расширение номенклатуры продукции, производимой предприятием. В результате диверсификации предприятия превращаются в многосторонние сложные комплексы, подразделения которых подчас не связаны между собой технологически. [5] См.: Инновации за счет порядка // Коммерсантъ ДЕНЬГИ. - 2002. - №7. С. 22-24. [6] McКnight Principles // 3М.соm. (http://solutions. 3M.com/wps/portal/3M/en_US/our/ сотраnу /information/histoгy /Мс Кnight - principles). Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|