Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Исследование инновационной активности





Инновационная активность – это комплексная характеристика инновационной деятельности предприятия, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества.

Под инновационной активностью принято понимать интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствованных продуктов в хозяйственный оборот. Инновационная активность может отражаться в определенных количественных и качественных параметрах, например: 1) продолжительность инновационного цикла; 2) обновление предметов и средств труда; 3) объемов предложений и закупок результатов инновационной деятельности; 4) ценовое поведение (политика); 5) предложения по развитию инновационной инфраструктуры, механизмов и систем.

При анализе инновационной активности в основном принято оценивать развитие инфраструктуры предприятий в сфере НИОКР, а также определять их способности по коммерциализации инноваций. При этом подходе главная задача оценки инновационной активности будет состоять в анализе экономического развития конкретного хозяйствующего субъекта в сфере НИОКР и взаимосвязанных с ней структурных элементов. Затем в зависимости от текущего состояния инновационной деятельности на анализируемом предприятии будет формироваться дальнейшая инновационная и связанные с ней инвестиционная, финансовая, производственная и маркетинговая политика.

Таким образом, оценку инновационной активности, как составного элемента анализа внутренней среды предприятия, можно построить на анализе состояния деятельности в сфере НИОКР и взаимосвязанных с ней структурных элементов. В зависимости от степени текущего технологического и производственно-хозяйственного развития выбирают либо стратегию лидера, а значит разработки принципиально новых продуктов, либо стратегию последователя, т.е. внедрения улучшающих технологий. Исходя из этого подхода, можно использовать классификацию элементов инновационной инфраструктуры, которая представляет собой подразделения и внутренние ресурсы предприятия, способствующие осуществлению эффективной инновационной деятельности. Такой методический подход позволяет ответить на вопрос, каким необходимым начальным или стартовым капиталом в сфере НИОКР должно обладать предприятие, чтобы эффективно вовлекать новые или усовершенствующие технологии в хозяйственный оборот (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Элементы инновационной инфраструктуры

Элементы инфраструктуры   Инновации
базисные улучшающие
Инновационно-ориентированные подразделения Собственное научное подразделение, конструкторский отдел, отдел главного технолога, лаборатория контроля качества продукции, отдел маркетинга новой продукции, патентный отдел Собственное подразделение ОКР, отдел главного технолога, лаборатория контроля качества продукции, группа по развитию новой продукции
Профессиональный кадровый состав Лидер-новатор; кадры, имеющие специальное образование и опыт проведения НИР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей Персонал, заинтересованный в инновациях; кадры, обладающие специальным образованием и опытом проведения ОКР; маркетологи
Финансовые ресурсы Федеральные, грантовые, инвестиционные, собственные, заемные Собственные, заемные
Материально-техническое оснащение Опытно-приборная база, пилотные установки, исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование Пилотные установки, лабораторное оборудование
Интеллектуальная собственность Изобретения, товарные знаки и знаки обслуживания, промышленные образцы, полезные модели, ноу-хау, инновационные программы и планы-проекты Полезные модели, ноу-хау, бизнес-планы освоения инноваций
Дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности Информационный отдел, партнерские и личные связи с НИИ, вузами, в том числе зарубежными, ресурс площадей, опыт управления проектами, отдел стратегического развития Опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием

 

Выделенные в классификации элементы характеризуются как часть основных факторов, определяющих восприимчивость предприятия к базисным и улучшающим инновациям. Это тот минимально необходимый набор инфраструктурных составляющих, которым предприятие должно обладать, тот начальный уровень развития, который предприятию необходимо достичь, чтобы эффективно осуществлять разработку и реализацию новых технологий.

Одним из возможных вариантов методики оценки инновационной активности предприятия является расчет и сравнение полученных значений ряда коэффициентов с установленными базисными величинами. В зависимости от текущего состояния предприятия и достигнутых результатов в инновационной деятельности, а также их сравнения с эталонными показателями осуществляется выбор либо стратегии лидер (внедрение принципиально новых продуктов и услуг), либо стратегии последователя (освоение улучшающих технологий).

Базовыми, сравнительными величинами для осуществления анализа могут быть показатели за прошлый период, среднеотраслевые значения или соответствующие показатели у конкурентов. При этом в качестве критериев для определения пороговых значений коэффициентов можно использовать данные статистического обследования инновационной деятельности ведущих предприятий промышленности РФ, а также опыт зарубежных компаний.

Совокупность расчетных экономических показателей инновационной активности, определяющих степень обеспеченности предприятия инфраструктурными ресурсами в инновационной деятельности, может включать ряд коэффициентов.

1) Кис - коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью. Он определяет наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов на изобретения, промышленные образцы, свидетельств на полезные модели, компьютерных программ, товарных знаков и знаков обслуживания, а также иных, аналогичных с перечисленными объектами интеллектуальной собственности, прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития. Оценка таких затрат, осуществляемых предприятиями, широко используется при проведении федеральных статистических обследований и наблюдений, а также при сборе сведений о технологических инновациях предприятий.

Величина Кис определяется как отношение стоимости объектов интеллектуальной собственности и аналогичных с ними прав и активов к величине прочих внеоборотных активов предприятия (стр. 190 Бухгалтерского баланса - Основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения):

Кис = Си / Авн,

где Си - интеллектуальная собственность (стр. 110 «Нематериальные активы» I разд. Бухгалтерского баланса), руб.;

Авн – прочие внеоборотные активы, руб.

При этом если

Кис ≥ 0,10... 0,15, то целесообразна стратегия лидера;

Кис ≤ 0,10... 0,05 - то целесообразна стратегия последователя.

2) Кпр - коэффициент персонала, занятого в НИОКР. Этот коэффициент характеризует профессионально-кадровый состав предприятия. Он показывает долю персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства для выпуска новых продуктов или внедрения новых услуг, по отношению к среднесписочному составу всех постоянных и временных работников, занятых на предприятии. Данный коэффициент определяется по формуле

Кпр = Пн / Чр,

где Пн - число занятых в сфере НИОКР, чел.;

Чр - средняя численность работников предприятия, чел.

При этом если

Кпр ≥ 0,20... 0,25, то целесообразна стратегия лидера;

Кпр ≤ 0,20... 0,15, то целесообразна стратегия последователя.

3) Кни - коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР. Он характеризует долю имущества экспериментального и исследовательского назначения, приобретенных машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, в общей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования. Этот показатель призван оценить материально-техническую базу и научно-исследовательскую оснащенность предприятия по сравнению с вооруженностью основными производственными фондами, включая хозяйственный инвентарь. При расчете этого показателя можно соотносить как средства, которые находятся в собственности предприятия или взяты на условиях финансовой аренды (лизинга), так и машины и оборудование, взятые в хозяйственную аренду, ведя вычисления по формуле

Книоп / Опн,

где Ооп - стоимость оборудования опытно-приборного назначения, руб.;

Опн - стоимость оборудования производственного назначения, руб.

При этом если

Кни ≥ 0,25... 0,30, то целесообразна стратегия лидера;

Кни ≤ 0,25... 0,20 - то целесообразна стратегия последователя.

4) Кот - коэффициент освоения новой техники, отражающий способность предприятия к освоению нового оборудования и новейших производственно-технологических линий. Основные производственные фонды, как известно, подвергаются физическому и моральному износу. Последний обусловлен НТП, который способствует разработке и внедрению прогрессивной техники и вызывает необходимость своевременного обновления действующих основных производственных фондов. Отсюда необходимым представляется анализ соотношения вновь введенных в эксплуатацию основных производственно-технологических фондов по сравнению с прочими средствами, включая здания, сооружения, транспорт, используя формулу

Кот = ОФн / ОФср,

где ОФн - стоимость вновь введенных основных фондов – нового оборудования и производственно-технологических линий, руб.;

ОФср - среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, руб.

При этом если

Кот ≥ 0,35... 0,40, то целесообразна стратегия лидера;

Кот ≤ 0,35... 0,30 - то целесообразна стратегия последователя.

5) Квп - коэффициент внедрения и реализации новой продукции. Он характеризует способность предприятия к внедрению и реализации инновационной продукции. Практика показывает, что для наращивания темпов объема продаж и освоения новых рынков необходимо полностью менять выпускаемую продукцию в течение 3-5 лет. Отсюда для анализа инновационной активности необходимым представляется оценка объемов реализации новых и усовершенствованных товаров и услуг, а также продукции, изготовленной с использованием базисных или улучшенных технологий, с помощью определения данного коэффициента по формуле

Квп = ВРнп / ВРоб,

где ВРнп - выручка от продажи новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий, руб.;

ВРоб - общая выручка от продажи всей продукции (работ, услуг), руб.

При этом если

Квп ≥ 0,45... 0,50, то целесообразна стратегия лидера;

Квп ≤ 0,45... 0,40 - то целесообразна стратегия последователя.

6) Кир - коэффициент инновационного роста, характеризующий устойчивость технологического роста и производственного развития. Данный коэффициент показывает долю средств, выделяемых предприятием на собственные и совместные исследования по разработке новых технологий, на целенаправленный прием (перевод) на работу высококвалифицированных специалистов, обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями, хозяйственные договоры по проведению маркетинговых исследований, в общем объеме всех инвестиций (в том числе капиталообразующих и портфельных). Этот коэффициент может свидетельствовать об опыте предприятия по управлению инновационными проектами. Он вычисляется по формуле

Кир = Иис / Иоб,

где Иис - стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов, руб.;

Иоб - общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб.

При этом если

Кир ≥ 0,55... 0,60, то целесообразна стратегия лидера;

Кир ≤ 0,55... 0,50 - то целесообразна стратегия последователя.

Таким образом, мы рассмотрели методику оценки инновационной активности предприятия. Описываемая методика основана на использовании реально определяемых экономических показателей и направлена на исследование и оценку инновационных ресурсов предприятия, включая интеллектуальные, кадровые, имущественные, продуктовые, технологические и инвестиционные. В зависимости от степени текущей вооруженности и оснащенности предприятия экономическими ресурсами в сфере НИОКР и взаимосвязанных с ней элементах формируется стратегия дальнейшего инновационного развития: освоение базисных или только улучшающих инноваций.

Описанная система оценки инновационной активности как исходного этапа формирования стратегии технологического развития позволяет предприятию проанализировать свои текущие инфраструктурные возможности в инновационной сфере еще до начала осуществления инвестиционных вложений на основе ряда экономических критериев. Такой подход также позволяет предприятию реально оценивать свои инновационные ресурсы, в соответствии с которыми оно изначально может осуществлять адекватный выбор дальнейшего направления инновационного развития и избежать благодаря этому вложений инвестиционных средств в экономически нереализуемые проекты.

Если оценка инновационной активности окажется абсолютно не удовлетворительной, то такому предприятию, может быть, вообще не стоит в сложившихся условиях использовать стратегию инновационного развития, а ограничиться, предположим, стратегией стабильности или даже сокращением производства.

Другими словами, объективное знание о своих начальных инновационных возможностях позволяет предприятиям избежать нерациональных затрат, связанных с разработкой и реализацией стратегий инновационного развития. В дальнейшем эта экономия может выступать в качестве оценки экономического эффекта предлагаемых подходов к формированию стратегий инновационного развития.

 

Литература

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб.: Питер, 1999.

2. Богданов А.И. Стратегическое управление научно-техническим прогрессом на предприятии / А.И. Богданов. - М., 1991.

3. Гунин В.Н. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. / В.Н. Гунин, В.П. Баранчеев, В.А. Устинов. – М.: «ИНФРА-М», 1999.

4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.

5. Макмиллан Ч. Японская промышленная система / Ч. Макмиллан. - М: Прогресс, 1988.

6. Санто Б. Инновация как средство экономического развития /Б. Санто. - М.: Прогресс, 1990.

7. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия / А.А. Трифилова. – М.: Финансы и статистика, 2005.

8. Managing Technological Innovation: Organization, Strategies for Implementing Advanced Manufacturing Technologies. San-Fr.; L.: Jossey-Bass Publishers, 1986.


[1] Гунин В.Н., Баранчеев В.П., Устинов В.А. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: «ИНФРА-М», 1999. С. 82.

[2] Гунин В.Н., Баранчеев В.П., Устинов В.А. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: «ИНФРА-М», 1999. С. 74.

[3] Там же. С. 75.

[4] В данном случае, диверсификация - расширение номенклатуры продукции, производимой предприятием. В результате диверсификации предприятия превращаются в многосторонние сложные комплексы, подразделения которых подчас не связаны между собой технологически.

[5] См.: Инновации за счет порядка // Коммерсантъ ДЕНЬГИ. - 2002. - №7. С. 22-24.

[6] McКnight Principles // 3М.соm. (http://solutions. 3M.com/wps/portal/3M/en_US/our/ сотраnу /information/histoгy /Мс Кnight - principles).







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.