Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система документной коммуникации в XX веке





Документная коммуникация соответствует элементар­ной схеме коммуникационной деятельности (рис.1.1) только в случае непосредственной переписки между ком­муникантом и реципиентом. Появление почты означает подключение посреднического звена. Если же коммуни­кант использует издательские службы для публикации своего произведения, а реципиент обращается в книжный магазин или библиотеку, чтобы получить это произведе­ние, требуются специальные посреднические службы, дру­гими словами, — социально-коммуникационные институ­ты (СКИ), обладающие профессиональными кадрами и материально-техническими средствами. В документально-коммуникационную систему (ДОКС) входят институты документной коммуникации и документные каналы. В книговедческой и библиотечно-библиографической лите­ратуре ДОКС называют «система документ — потреби­тель», «система книга — читатель».

Основными институтами документной коммуника­ции, существующими в наше время, являются (для упро­щения картины оставляем в стороне музеи и машиночи­таемые фонды):

• архивы,

• библиографические службы,

• библиотеки,

• издательства и типографии,

• книжная торговля,

• реферативные службы.

Основными документными каналами, согласно типи­зации документов в разделе 3.4, являются:

• каналы опубликованных документов, предназначен­ных для широкого общественного пользования и размно­женных с этой целью полиграфическими средствами;

• каналы неопубликованных (в том числе — непубли­куемых) документов, представляющих собой рукописи, машинописи, графику, живопись.

Целевое назначение ДОКС сводится к достижению следующих целей:

• обеспечивать творчески одаренным членам обще­ства возможность включения своих произведений в до­кументированную социальную память;

• сохранять документированную социальную память как овеществленную часть культурного наследия общества;

• обеспечивать общественное использование овеще­ствленной и документированной части культурного на­следия в интересах общества.

Для достижения этих целей нужно решить следующие задачи:

• обобществления исходных сообщений (рукопи­сей), поступающих от творческих личностей, включая их смысловую оценку, редакционно-издательского оформле­ния, полиграфического тиражирования, т. е. преобразова­ния рукописи в документ общественного пользования (ДОП), часто называемый «первичный документ», или направления ее в фонд архивных документов (ФАД);

• смысловой обработки ДОП (свертывание и разверты­вание) для более полного их использования; другими сло­вами, преобразования первичных документов во вторичные;

• формирования и долговременного хранения фондов общественного пользования (ФДОП);

• распространения первичных и вторичных докумен­тов в режимах постоянного оповещения или справочного обслуживания.

Принципиальная схема ДОКС, решающей перечис­ленные задачи, представлена на рис. 4.5. ДОКС выступа­ет в качестве посреднического звена между коммуникан­том К и реципиентом Р. Выделен контур обобществления (верхняя часть рисунка), где располагаются архивные и редакционно-издательские институты (А), и контур обра­ботки, хранения, распространения (нижняя часть рисунка), где располагаются книготорговые, библиотечно-библиографические, реферативные службы (Б), предоставляющие в конечном счете реципиентам посреднические услуги в виде: первичных ДОП (книжная торговля и библиотеки), вторичных документов (библиографические и рефератив­ные службы), рукописей (Рп), полученных из архивов.

Сфера идеальной реальности — область бытия личност­ных сознаний, неовеществленной социальной памяти (НВСП), профессиональных сознаний (ПС), принадлежа­щих соответственно работникам контура обобществления (ПС-А) и работникам контура обработки, хранения, распро­странения (ПС-Б). На профессиональное сознание работни­ков ДОКС оказывают воздействие органы управления (го­сударственная власть, церковь, общественные организации).

Сфера идеального противополагается сфере матери­ального, охватывающей:

• МЭР — мир эмпирической (объективно существу­ющей и чувственно воспринимаемой) реальности, к ко­торому относятся живая и неживая природа, обществен­ное; и личное бытие;

• овеществленная социальная память, включающая документированную часть в виде фондов документов.

Движение смыслов в ДОКС происходит следующим образом. МЭР служит объектом познания и практической деятельности, которые осуществляются коммуникантом (вектор 1). Для того чтобы добиться обобществления (об­щественного признания) своих достижений путем их пуб­ликации, коммуникант должен подготовить рукопись (Рп) (вектор 2), которая по каналу неопубликованных докумен­тов (вектор 3) поступает для рассмотрения в службу обоб­ществления, например в редакцию журнала. Сотрудники редакции, руководствуясь профессиональным кодексом и указаниями органов управления (вектор 5), решают судь­бу рукописи. Если ее содержание признается достойным обобществления, коммуникант приобретает статус элемен­та социальной коммуникационной системы (автор, отпра­витель информации, генератор идеи). Если Рпотклоняет­ся, она поступает в фонд архивных документов (ФАД), от­куда ее в принципе можно извлечь по требованию.

Службы обобществления А располагают нужными ма­териально-техническими средствами для соответствую­щего оформления, тиражирования и подготовки к обще­ственному пользованию принятой рукописи. В результа­те их усилий появляются публикации — документы общественного пользования (ДОП). ДОП может пред­ставлять собой любой вид издания (статья, монография, сборник, листовка) или вид литературы (научная, учеб­ная, справочная, официальная, художественная, детская и пр.). Таким образом достигается одна из целей ДОКС: обеспечить творчески одаренным людям возможность включения своих произведений в документированную со­циальную память.

ДОП воздействует на общественное сознание, т. е. не­овеществленную социальную память (НВСП), и если его содержание оказывается понятным и общественно значи­мым, в общественном сознании происходят какие-то изменения. Собственно говоря, в этих изменениях и состо­ит конечный эффект обобществления того смысла (зна­ния, эмоционального настроения, стимула), который побудил коммуниканта к активности. Общественно признанные смыслы начинают циркулировать в сознании общества (вектор 11), доходя до сведения К и Р. Если от­дельный ДОП не оказал никакого воздействия на совре­менников (случай нередкий), он все-таки попадает на веч­ное хранение в архив печати или в фонды национальных библиотек в надежде на реанимацию в будущем.

 

 

Рис. 4.5.Документная коммуникационная система (ДОКС)

 

Теперь проследим последовательность действий кон­тура обработки, хранения и распространения. Вновь появившейся ДОП является объектом изучения (вектор 7) профессионалами, обладающими ПС-Б, в соответствии с их профессиональными обязанностями и указаниями органа управления (вектор 5). На базе этого изучения и соответствующей оценки осуществляются:

• заказы партий литературы книготорговыми организациями;

• комплектование библиотечных фондов (ФДОП);

• смысловая обработка ДОП, в результате которой создаются «вторичные документы» в виде библиографических пособий, реферативных журналов, обзоров лите­ратуры в печатном или машиночитаемом виде (вектор 8).

Обслуживание потребителей (ОП)осуществляется сотрудниками институтов Б, обеспечивающими распро­странение документов (обслуживание реципиентов). По каналу 9 предоставляются ДОП, продукты их обработки, архивные документы, поступившие по каналу 10. Разумеется, не исключается межличностная коммуникация К и Р (вектор 12). Надо полагать, что почерпнутые из доку­ментов знания, эмоции, стимулы обогатят сознание реци­пиента, что не может не сказаться положительно на его практике взаимодействия с МЭР (вектор 13). Таким об­разом достигается цель, стоящая перед ДОКС: обеспечить общественное использование документированной части культурного наследия в интересах общества.

Наконец, терминологическое уточнение. В практике коммуникационного обслуживания получили распростра­нение термины «первичный документ», «первичный доку­ментальный поток», «канал первичных документов» и — соответственно — вторичные документы, потоки, каналы. Нам также пришлось обратиться к этим терминам в настоящем разделе. Поскольку «первичность» и «вторичность» — понятия относительные, зависящие от приня­того порядка счета, указанные термины толкуются по-раз­ному разными авторами, и каждое толкование по-своему оправдано.

Возможны три точки зрения.

Книговедческая:первичными документами являют­ся все первоиздания (оригиналы), а вторичными — их пе­реиздания, копии; например, репринт — явно «вторич­ный» документ.

Гносеологическая:первичны документы, несущие не известные ранее факты и концепции, что свойственно на­учно-техническим отчетам, патентам, диссертациям, на­учным монографиям, а вторичны — компилятивные пуб­ликации, к которым относится учебная, справочная, научно-популярная литература.

Библиографическая:все произведения письменнос­ти и печати, содержание которых не сводится к библио­графической информации (библиографическая информа­ция — критерий отграничения библиографических явле­ний от небиблиографических) относятся к первичным, а библиографическая продукция — к вторичным докумен­там. Так, объектами библиографирования в равной сте­пени служат первоиздания и переиздания, научные мо­нографии и учебники.

Мы придерживаемся последнего подхода, потому что книговедческий и гносеологический подходы не дают ос­нования для формирования самостоятельных документно-коммуникационных образований, и библиографичес­кий подход оказывается продуктивным в этом отношении. Он позволяет выделить два уровнядокументной комму­никации:

• первично-документный уровень, на котором представ­лены опубликованные документы общественного пользова­ния с соответствующими каналами; этот уровень — область библиотечной, архивной, музейной деятельности;

• вторично-документный или документографический уровень — область библиографической деятельности, ис­пользующей рукописные (неопубликованные) библио­графические материалы, библиографические издания, библиографические базы машиночитаемых данных. Таким образом, библиография в наши дни имеет дело с тре­мя документными каналами: канал рукописей, канал по­лиграфический и канал машиночитаемых документов.

Функции документов

Документам, подобно языку и речи, присущи сущностные и прикладные функции. Сущностные функции, на­помним, это те свойства предмета, которые неотъемлемо ему присущи, обусловлены его природой, а для искусст­венных объектов — их назначением. Утрата какой либо сущностной функции означает разрушение предмета. Сущностные функции не исчерпывают область практи­ческого применения предмета: они дополняются приклад­ными функциями. Прикладные функции — это те свой­ства предмета, которые не обязательно ему присущи, а привнесены извне. Другими словами, прикладные функ­ции — результат приспособления данного предмета к по­требности текущего момента.

Документам свойственно изначально социальное на­значение, которое вытекает из авторского замысла. Соци­альное назначение определяет те сущностные функции, которые должны выполнять документы. С другой сторо­ны, документы создаются для понимания их индивиду­альным пользователем; если человек не может прочитать текст документа, документ утрачивает свои сущностные функции. Таким образом, областями проявления сущностных функций документов, как и в случае языка и речи, остаются: общественная жизнь и личный мир. Легко до­гадаться, что прикладные функции документов также представлены в этих мирах. В результате получаем таб­лицу функциональных свойств документов (табл. 4.3).

1. Социальное назначениедокументов проявляется в трех функциях:

1а. Социально-временной, или мнемической — фикси­рование и сохранение во времени духовных творческих достижений — членов общества.

 

Таблица 4.3

Функциональные свойства документов

 

Области реализации функций Типы функций
сущностные прикладные
Общественная жизнь (социальное пространство) 1.Социальное назначение 3. Социальный прагматизм
Личный мир (индивидуально-психическое пространство) 2.Потребительские требования 4. Реальное использование

1б. Социально-пространственной — функции распро­странения в социальном пространстве актуальных смыс­лов (знаний, эмоций, стимулов).

1в. Ценностно-ориентационной функции, вытекающей из искусственного происхождения документов. Нет доку­ментов, созданных их авторами без глубинного замысла, без определенной цели. Всякий документ замышляется для того, чтобы повлиять на ценностные ориентации реципиентов, а в конечном счете — на их поведение. По­этому ценностно-ориентационная функция оказалась сущностной для искусственно созданных сообщений, в то время как для речевых сообщений она является при­кладной (функция 3а, использующая управляющую силу слова).

2.Потребительские требованияобусловливают ис­пользование документа индивидуальными читателями (слушателями, зрителями). Это:

2а. Содержательность — бессмысленный набор зна­ков не может считаться документом; документ должен быть осмыслен, т. е. служить источником знаний, эмоций, стимулов.

2б. Понимаемость — если содержание текста не может быть воспринято (прочитано), то такой текст — не доку­мент, ибо нельзя расшифровать его содержание.

2в. Вещественность — изображение, не имеющее стабильной, осязаемой формы не воспринимается людьми в качестве документа.

3.Социальный прагматизмзаключается в использовании сущностных функций документов для решения актуальных общественных задач; здесь инициатива часто принадлежит органам управления.

3а. Образовательная функция (педагогическая, просве­тительская, воспитательная) — распространение знаний, этических норм, идеалов, убеждений, обеспечивающих со­циализацию личности.

3б. Идеологическая функция (агитационно-пропаганди­стская) — суггестивная популяризация каких-либо поли­тических, религиозных, субкультурных доктрин (учений).

3в. Вспомогательная функция — содействие развитию специальных коммуникаций, обслуживающих професси­ональные потребности социальных институтов; сюда от­носятся научно-вспомогательные, технико-вспомогатель­ные, производственно-вспомогательные, военно-вспомогательные и т. п. функции документов, представляющих разные типы литературы.

3г. Бюрократическая функция — поскольку бюрокра­тия зиждется на документных потоках и немыслима без них, поддержку бюрократических систем можно считать одной из востребованных функций документации.

3д. Художественно-эстетическая функция — функция формирования и развития художественной литературы как особого, словесного вида искусства, а также изобразитель­ного искусства, основанного на иконических документах.

3е. Товарная функция обусловлена тем, что все вообще документы являются продуктом труда, обладают рыночной стоимостью и могут функционировать как товар. Книготор­говый социальный институт использует это качество про­изведений печати. Редкие книги, старинные рукописи, про­изведения живописи, графики, скульптуры могут стать предметом вложения капитала и превратиться в сокровища.

3ж. Мемориальная функция — отдельные документы приобретают особую социальную ценность, вплоть до музейных экспонатов, если они непосредственно связаны с тем или иным историческим лицом, тем или иным со­бытием (имеют автографы, пометки на полях, экслибри­сы, легенды, относящиеся к ним и т. д.). Такие документы становятся культурными памятниками.

4.Реальное использование— это фактическое функ­ционирование документов в духовной жизни отдельных людей:

4а. Познавательная функция. Общеизвестно, что «кни­га — источник знания» и, строго говоря, любой документ может быть использован в этом качестве; эта функция иг­рает центральную роль в образовании и самообразовании.

4б. Гедонистическая функция свойственна произведе­ниям художественной литературы и изобразительного искусства, выступающим в качестве источников эстети­ческого наслаждения, положительных эмоций или просто увлекательного чтения; гедонистическую функцию мож­но назвать культурно-досуговой.

4в. Библиофильская функция — книги могут быть пред­метом страстного собирательства, коллекционирования, так же как и произведения искусства; здесь затрагивается эмоциональная сфера личности.

4г. Представительская функция — книжные собрания в доме — свидетельство образованности, начитанности, культурности хозяина.

4д. Функция личных реликвий выполняется докумен­тами, так или иначе связанными с биографией данного индивида. Сюда относятся семейные альбомы, подарки с автографами, дипломы, ордена и другие знаки отличия. Эту функцию можно назвать еще лично-архивной.

4е. Функция самовыражения автора, когда сочинение документа становится непринужденным актом творчес­кого выражения личных талантов, способностей, убежде­ний, знаний, эмоций; творчество «по вдохновению».

4ж. Инструментальная функция — создание документов по профессиональной обязанности, ради честолюбия, сланы, заработка или других меркантильных расчетов.

Познавательно сравнить сущностные и прикладные функции документов с сущностными и прикладными функциями языка и речи (пункт 4.2.2). Сущностные ком­муникационные функции в обоих случаях фактически совпадают и сводятся к передаче смыслов во времени и пространстве. Однако речи и языку присуща еще сущностная мыслительная функция (функция орудия мышления), которую документы не выполняют, но зато последние обла­дают ценностно-ориентационной функцией, вытекающей из их искусственного происхождения. Прикладные функции естественных и искусственных каналов различны; если бы документы просто дублировали речевые сообщения, то не было бы нужды в их создании.

 


[1] Петров Л. В. Массовая коммуникация и искусство. — Л.: ЛГИТ ― МиК, 1976.― С.12.

[2] Отметим, что некоторые авторы предпочитают форму «коммуникатор», а не «коммуникант». Но эта форма не согласуется с формой «реципиент», ибо нужно тогда принять «реципиентор», что травмиру­ет русский язык.

 

[3] Лем С. Сумма технологии. ― М., 1968. ― С. 208.

 

[4] Под социальной группой понимается множество людей, обладающих одним или несколькими общими социальными признаками и осоз­нающих свою общность, выражая ее местоимением «мы», например, мы — семья, мы — родственники, мы — инженеры, мы — артисты, мы — москвичи, мы — россияне, мы — мужчины, мы — правоверные, мы — православные, мы — студенты, мы — семнадцатилетние, мы — холос­тяки, мы — блондинки, мы — земляне и т. д. Массовая совокупность — множество случайно собравшихся людей — уличная толпа, пассажи­ры транспорта, массовая читательская (телевизионная) аудитория, население, общество в целом.

[5] Кондратьев Н. Д. Основные проблемы экономической статисти­ки и динамики. Предварительный эскиз. — М., 1991. — С. 67.

[6] Честерфилд Ф. Письма к сыну // Сенека и др. Если хочешь быть свободным. — М., 1992. — С. 135—138; Карнеги Д. Как завоевывать дру­зей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова. ― М.: Прогресс, 1989. — 544 с.

 

[7] Герцен А. И. О развитии революционных идей в России // Собр. соч.: В 8 т. Т. 3. — М., 1990. — С. 416.

 

[8] Ключевский В. О. Неизданные произведения. — М., 1983. — С. 303.

 

[9] Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура. Введение в тео­рию и историю. — СПб., 1999. — С. 26.

 

[10] Заметим, что многочисленные, но поверхностные контакты (соседи, сослуживцы, лечащий врач и т.д.) не требует перцепции, в то время как углубленное, взаимопроникающее (говорят — «диффузное») общение обязательно предполагает перцепцию, укрепляющую симпатии и доверие друг к другу.

[11] Флоренский П. Столп и утверждение истины. — М., 1914. — С. 446.

[12] Бубер М. Я и Ты. ― М.: Высш. школа, 1993. — 175 с.

 

[13] М.М. Зощенко в своей «Голубой книге» (1935 г.) не без издева­тельства писал: «Отчасти даже курьезно, что у людей коварство есть, а у остальных этого нету. А люди как бы все-таки, чего бы там ни гово­рили, в некотором роде есть венец создания, а не наоборот. Вот это даже странно. И как-то нелепо».

[14] Полисемичность слова «правда» отражена в словарях. В совре­менном «Большом толковом словаре русского языка» (СПб., 1998) приведены два значения слова «правда»: 1) то, что соответствует действительности; истина, например, «сущая правда», «горькая правда»; 2) справедливость, порядок, основанный на справедливости — «жить, поступать по правде»; «пострадать за правду».

[15] Лихачев Д. С. Тревоги совести // Лит. газ. 1987. № 1. — С. 6.

[16] Толстой Л. Н. Собр. соч. в 22-х томах. Т. 21. — М., 1985. — С. 106.

[17] Мандельштам Н. Воспоминания. — Нью-Йорк: изд-во им. Чехова, 1970. — С. 25.

[18] Зощенко М. М. Голубая книга. — М., 1999. — С. 203 —204.

[19] См., например: Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Архетип и символ. — М., 1991. — С. 95—198.

[20] Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуализации. 1996. — С.10.

[21] Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. — М., 1945. — С. 206.

[22] Топоров В. Н. Об «экропическом» пространстве поэзии // От мифа к литературе. — М., 1993. — С. 31.

[23] Чуковская Л. Процесс исключения. — Париж, 1979. — С. 125.

[24] Там же. — С. 156.

 

[25] Куфаев М.Н. Избранное. — М., 1981. — С. 42—43.

[26] История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. — М., 1986. — С. 518—522; Ранние формы искусства: Сб. ста­тей. — М.: Искусство, 1972. — 479 с.; Столяр А. Д. Происхождение первобытного искусства. — М.: Искусство, 1985. — 298 с.

[27] Рисунок заимствован из статьи: Морозов В. Н. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психолог, журнал. 1993. Т. 14. № 1. С. 18 — 31.

[28] Дарвин Ч. Вырождение душевных волнений. — СПб., 1896. — С. 279.

[29] Энциклопедия мысли. — М., 1994. — С. 243.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.